Налоги и налогооблажение. 10

ВВЕДЕНИЕ  

      Для  социальной защиты граждан во всех государствах создаются  общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения.  Средства этих фондов используются для финансирования  учреждений социально – бюджетной сферы, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи  отдельным  нуждающимся  группам  населения.

     В СССР средства общественных фондов потребления, используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный бюджет государственного социального страхования, который в свою очередь, был составной   частью   государственного   бюджета  СССР.   [5,  c. 272]

      При переходе страны к новым экономическим  отношениям, в Российской Федерации  стали впервые создаваться целевые внебюджетные фонды.  В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября  1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные  фонды. 

      Внебюджетные  фонды, как и бюджет, выполняют  важнейшую роль в государственном  регулировании рыночной экономики, с их помощью происходит более  справедливое распределение национального дохода между социальными  слоями  населения.

      С 1 января 2001 года был  введен в действие главой 24 Налогового кодекса РФ единый социальный налог (ЕСН), который заменил собой действовавшие ранее отчисления в государственные внебюджетные  социальные фонды – Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. Такая замена не отменила целевого назначения налога, и средства от его сбора поступают в перечисленные выше фонды. Основным предназначением  ЕСН является  мобилизация  финансовых ресурсов для реализации  прав граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), а также на медицинскую помощь.

      До  введения единого социального налога  был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально они не являлись налогами, так как не  были включены в установленную Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации»  налоговую систему России.  Однако для налогоплательщиков они были одним из видов налогов. Высокие ставки этих взносов являлись одним из определяющих факторов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной  платы  и  применения  скрытых форм оплаты  труда.  Данную проблему также предполагалось решить с помощью введения  ЕСН, взимаемого по регрессионной шкале.

      С 1 января 2002 г. порядок исчисления и уплаты единого социального налога существенно изменился. Это связано, прежде всего, с введением самостоятельного, не в рамках ЕСН, обязательного пенсионного страхования, порядок и тарифы по которому определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

      В настоящее время российская система социальных налогов состоит из трех  составляющих.

  1. Единый социальный налог, который делится на платежи в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ – 14 %;
  3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – тариф зависит от класса профессионального риска – от 0,2 до 8,5 %.   [3,  c. 174]
 
 
  1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ  ЦЕЛЕВЫЕ  НАЛОГИ
 
    1. .  Экономическое значение социальных  внебюджетных  фондов

        Внебюджетные фонды являются одним из важнейших звеньев финансовой системы государства. С помощью этих фондов происходит перераспределение национального дохода в интересах государственной власти  и  реализация  конституционных  прав  граждан.

     Государственный  внебюджетный  фонд  -  это фонд денежных средств, образуемый  вне федерального бюджета и бюджетов  субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.  [2,  c. 605]

     Внебюджетные  фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция заключается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу социальных слоев населения или отдельных отраслей экономики  с целью поддержки и развития.

Контрольная функция выражается в информировании общества о возникших  отклонениях  в  производственном  или  социальном  процессах.

     В состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее  время  входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.  Эти фонды аккумулируют средства для  реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска  по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

     Социальные  внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность имеет  свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. При этом государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных  социальных  выплат.

     Источниками  формирования  внебюджетных  фондов  являются:

    • обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решением местных  органов  власти;
    • добровольные  взносы  юридических  и  физических  лиц;
    • прибыль от  коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими  лицами;
    • другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными  актами.

     Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами соответствующих фондов и  представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов одновременно с проектами соответствующих  бюджетов  на  очередной  финансовый  год.

     Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются федеральным Собранием в форме  федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый  год.   [5,  c. 274]

     Существенной  проблемой для всех внебюджетных фондов является отсутствие эффективного контроля  над  поступлением и  расходованием средств фондов. Одна из причин этого, особенно для Пенсионного  фонда, -  существенное  запаздывание  при утверждении их  бюджетов. Так бюджеты Пенсионного фонда на 2000 и 2001 гг. были утверждены только в третьих кварталах этих лет, на 2002 г. – в середине второго квартала того же года, т.е. когда они уже исполнялись.   [2,  c. 606] 
 
 

    1. Страховые  взносы  в  Пенсионный   фонд РФ

     Пенсионный  фонд РФ (ПФ РФ) образован 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.  Он является важнейшим из внебюджетных социальных фондов.  Основные задачи  Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения состоят в целевом сборе и аккумуляции страховых взносов и расходовании  средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.

     Доходы  бюджета  Пенсионного фонда РФ  складываются  из:

  • поступлений сумм единого социального налога (ЕСН), поступающих из федерального бюджета;
  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии;
  • средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд в соответствии с законодательством РФ;
  • доходов  от  размещения  временно свободных  средств;
  • доходов от временного размещения  сумм  страховых взносов на накопительную  часть  трудовой  пенсии;
  • сумм  недоимки,  пеней  и  финансовых  санкций;
  • добровольных  взносов  юридических  и  физических  лиц.

     Средства  Пенсионного  фонда  РФ  направляются на выплату  государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при  потере кормильца), пенсий по инвалидности, военнослужащим;  компенсаций пенсионерам;  материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом  иммунодефицита  человека (ВИЧ);  пострадавшим в аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф.  За счет средств Пенсионного фонда финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные  денежные  выплаты.  [2,  c. 609]

     Длительное  время в России  действовала распределительная система пенсионного обеспечения. Однако в условиях сложившейся демографической ситуации – роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих, она стала не эффективной.  С 1 января 2002 г. начала действовать  смешанная система пенсионного обеспечения.  Распределительная система финансируется из налоговых поступлений от предприятий. Она защищена от рисков, связанных с финансовым положением отдельных предприятий и регионов, но не от финансовых  рисков  (например, экономических  кризисов). Переход к накопительной  пенсионной  системе должен повысить уровень защищенности  пенсий  в России.

     С 2002 г. часть ЕСН, предназначенная  для финансирования выплат из Пенсионного  фонда РФ для всех работодателей, делится  на: 

    1. единый социальный  налог, уплачиваемый в федеральный бюджет;
    2. страховые взносы  в ПФ РФ.

     При этом сумма налога, зачисляемого в  федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за расчетный период страховых взносов на обязательное  пенсионное  страхование.

     Для  доходов  до  280 000 руб. тариф  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет  14% (для организаций, занятых производством сельскохозяйственной  продукции – 10,3%).  На всех застрахованных лиц в системе индивидуального учета открыты лицевые счета, на которые зачисляются страховые взносы, уплачиваемые  работодателями  за  своих  работников. Лицевые  счета  состоят  из  двух  частей:  страховой  и  накопительной.

     Страховая часть трудовой пенсии учитывается на индивидуальном лицевом счете с учетом индексации. Сведения о пенсионных накоплениях учитываются в специальной части лицевого счета. Накопления состоят из страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное  финансирование трудовых пенсий, и доходов от инвестирования этих средств. Гражданам, не  имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию,  устанавливается социальная  пенсия.   [2,  c. 612]

     Виды  и структура трудовой пенсии определены  Федеральным  законом РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской  Федерации».

     Трудовая  пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности  состоят из следующих  частей: базовой, страховой и накопительной.  Базовая часть трудовой пенсии финансируется  за счет части суммы ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный  бюджет.  Постановлением Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42 «Об утверждении коэффициентов индексации с 1 февраля  2002 года базовой и страховой частей трудовой пенсии» утвержден коэффициент индексации в размере  1,065. Страховая  и  накопительная части  трудовой  пенсии  финансируются  за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет  ПФ РФ. [2,  c. 612]

     Работодатели  уплачивают страховые взносы один раз  в месяц – в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. По истечении установленного срока уплаты страховых взносов невнесенная сумма  считается  недоимкой  и  взыскивается  с  начислением  пеней.

     Тарифы  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2005 год, установленные Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70 - ФЗ,  представлены  в таблицах  1.1  и 1.2.

     Таблица 1.1

     Тарифы  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное  страхование  для  страхователей- организаций по отношению к суммам,

     выплаченным в пользу сотрудников (с 1 января 2005 г.)

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала  года Для  лиц  1966 года рождения и старше Для  лиц  1967 года  рождения  и  моложе
На  финансирование страховой части  трудовой  пенсии На  финансирование страховой  части  трудовой  пенсии На  финансирование   накопительной  части  трудовой  пенсии
До  280 000 руб. 14% 10% 4%
От 280 001 руб.

до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,5%  с суммы, превышающей  280 000 руб. 28 000 руб. + 3,9%  с суммы, превышающей 280 000 руб. 11 200 руб. + 1,6%  с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше  600 000 руб. 56 800 руб. 40 480 руб. 16 320 руб.

     Таблица 1.2

Тарифы  страховых  взносов  на обязательное пенсионное страхование для страхователей – сельскохозяйственных товаропроизводителей, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера и крестьянских (фермерских)  хозяйств   (с 1 января 2005 г.)

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала  года Для  лиц  1966 года рождения и старше Для  лиц  1967 года  рождения  и  моложе
На  финансирование страховой части  трудовой  пенсии На  финансирование страховой  части  трудовой  пенсии На  финансирование   накопительной  части  трудовой  пенсии
До  280 000 руб. 10,3% 6,3% 4%
От 280 001 руб.

до 600 000 руб.

28 840 руб. + 5,5%  с суммы, превышающей  280 000 руб. 17 640 руб. + 3,9%  с  суммы, превышающей 280 000 руб. 11 200 руб. + 1,6%  с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше  600 000 руб. 46 440 руб. 30 120 руб. 16 320 руб.
 

     Наиболее  сложным вопросом,  возникающим  при переходе  к накопительной  системе, является выработка механизма  инвестирования взносов накопительных  счетов в Пенсионном фонде. Предлагается основную часть средств с накопительных счетов вкладывать в государственные ценные бумаги и банковские депозиты, а в перспективе – в акции и корпоративные облигации. Гарантией сохранности этих денег являются золотовалютные резервы  Центробанка  и  весь  российский  бюджет.

     К началу 2004 года российские граждане окончательно определились с местом, куда  направляется накопительная часть их пенсионных взносов: оставили эту часть в инвестиционном  портфеле  ПФ РФ, доверили ее частным управляющим компаниям или в качестве частных инвесторов самостоятельно  выбрали  место ее  хранения. Особая роль здесь отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые наряду с Пенсионным  фондом РФ становятся полноправными  участниками рынка накопительной обязательной  государственной  пенсионной  системы.

       

1.3.   Страховые  взносы  в  Фонд социального страхования РФ

      Фонд  социального страхования РФ (ФСС) призван способствовать материальному  обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 и Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1994 г., и управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства ФСС являются  государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию  не  подлежат.   [2,  c. 615]

      Основные  задачи  ФСС включают в себя:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление  мер,  обеспечивающих  финансовую устойчивость ФСС;
  • финансирование общероссийских мероприятий по государственному социальному  страхованию;
  • дотации отделениям  Фонда при недостатке их оборотных денежных средств;
  • организацию работ по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

    Средства  ФСС  образуются за счет:

  • сумм  единого  социального  налога;
  • страховых  взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС  в ликвидные  государственные  ценные  бумаги  и  банковские  вклады;
  • добровольных  взносов  граждан  и  юридических  лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов по предоставлению льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного  назначения и их последствий;
  • прочих  доходов.

     Доля  налоговой базы ЕСН, подлежащая зачислению в ФСС, составляет с 1 января 2005 года:

    • для  налогоплательщиков - организаций,  производящих  выплаты  физическим  лицам,  -  3,2%;
    • для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых семейных общин малочисленных  народов  Севера, занимающихся традиционными отраслями  хозяйствования  -  2,2%.

     Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели  и адвокаты не уплачивают налог в  части суммы, зачисляемой в ФСС  РФ. Такое освобождение не рассматривается как налоговая льгота, так как фактически сохранена действовавшая в период уплаты страховых взносов норма, согласно которой индивидуальные предприниматели регистрировались в качестве страхователей и уплачивали страховые взносы в ФСС в добровольном  порядке.

     Страхователи  – плательщики ЕСН осуществляют расходы по социальному страхованию  за счет начисленного ЕСН, подлежащего  зачислению в Фонд. В случае превышения суммы расходов над суммой соответствующей  доли начисленного ЕСН возмещение средств производит отделение Фонда  или его филиал после предоставления плательщиком соответствующих  документов.

     Уплата  части  ЕСН, зачисляемой в ФСС, производится ежемесячно в срок, установленный  для получения средств в банке  на оплату труда, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

     В расходах бюджета ФСС основной удельный вес приходится на выплаты пособий  по  временной нетрудоспособности.

     В  2000 г. вступил  в  силу  Федеральный  закон  от  24  июля  1998 г.     № 125-ФЗ  «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахованного на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

     При нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится начисление пеней и применение штрафных санкций. Право на бесспорное взыскание недоимок и пней по страховым взносам закреплено за исполнительными органами ФСС. Взыскание штрафов со страхователей  и  банков  производится   в судебном  порядке. 
 

1.4.  Единый  социальный  налог

      Порядок исчисления и уплаты единого социального налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 24).  ЕСН служит для мобилизации средств на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) граждан, а также на медицинскую помощь.

      Переход к взиманию ЕСН стал результатом  работы по совершенствованию сбора  страховых взносов и контроля за их поступлением. ЕСН был введен в целях повышения эффективности использования средств государственных специальных внебюджетных фондов, применения более обоснованных тарифов поступлений в фонды и методики их исчисления, проведения политики большей прозрачности средств и ответственности за их  целевое  использование.   [4, c. 220]

Налогоплательщики:

1)  лица,  производящие  выплаты  физическим  лицам,  в том  числе:

    • организации;
    • индивидуальные  предприниматели;
    • физические  лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные  предприниматели, адвокаты, члены  крестьянского (фермерского)  хозяйства.

      Если  лицо одновременно имеет отношение  к нескольким категориям налогоплательщиков, исчисление налога производится по каждому  основанию отдельно. Субъекты, перешедшие на специальные налоговые режимы, не являются  плательщиками  ЕСН.

Объектом  налогообложения являются:

  • для индивидуальных предпринимателей, адвокатов – доходы от предпринимательской или иной деятельности  за вычетом  расходов, связанных  с   их  извлечением;
  • для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам,  -  выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу физических  лиц   по  всем  основаниям,  в  том  числе:
    1. по  трудовому  договору;   

      б) по  договорам гражданско-правового характера, предметом которых  является  выполнение  работ  и  оказание  услуг;

      в)   по  авторским  и  лицензионным  договорам;

      г)   материальная  помощь  и  другие  безвозмездные  выплаты.

     Для налогоплательщиков-работодателей не относятся к объекту налогообложения выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей имущества в пользование. Не признаются объектом налогообложения выплаты и  вознаграждения,  если:

  • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций  в  текущем  отчетном  (налоговом)  периоде;
  • у налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических  лиц  в  текущем  отчетном  (налоговом) периоде.

    Налоговые  льготы.

      Социальный   налог  не  начисляется  на  некоторые  виды  выплат. В соответствии  со  ст. 238 Кодекса  не  подлежат  налогообложению:

  • государственные  пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности  и родам; компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных  услуг и др.
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам в связи со стихийными бедствиями, членам семьи умершего работника и т.п.
  • суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном  законодательством  РФ;
  • стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников, и  многие  другие.