Налоги и налогообложение. 8

Контрольные вопросы:

1. Налоговая  декларация и порядок её изменения  (Дополнения). ………..…………2

2. Порядок  исчисления единого налога при  переходеорг организации на упрощеннушенную систему налогообложения………………………………………..7

3. Задача. ……………………………………………………………………………......20

    Бухгалтеру ООО «Наследие» Сидорчук Н.Н. начислена заработная плата по основному месту работы:

   - за  январь - 15 200 руб., за февраль - 15 000 руб.,

   - за  март - 16 300 руб., за апрель - 16 000 руб.,

   - за  май - 15 800 руб., за июнь - 16 200 руб.,

   - за июль, август, сентябрь - по 16 500 руб.,

   - октябрь  и ноябрь - по 16 000 руб.,

   - за  декабрь - 16 200 руб.

   В  июле т.г. бухгалтеру начислены и выплачены дивиденды по результатам работы предприятия за прошлый год в сумме 88 000 руб.,

    В  декабре бухгалтер получила компенсацию за время служебной командировки - 22 400 руб., в том числе в пределах установленных законодательством норм - 3 200 руб.

   Задание: определите сумму налога на доходы физических лиц, укажите порядок и сроки уплаты налога в бюджет.

Список использованной литературы ………………………………………………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговая декларация и порядок  её изменения (Дополнения).

 

1.1 Понятие налоговой  декларации.

 

 

        Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах.

Налоговый агент представляет в налоговые  органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные  расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному  налогу.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

 

1.2 Способы  представления деклараций.

 

            Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)

· по установленной  форме на бумажном носителе(лично или через его уполномоченного представителя либо направлена в виде почтового отправления с описью вложения);

· по установленным  форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях).

Обязаны подавать декларации на электронном  носителе:

· Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

· Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории  крупнейших, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки  налоговых деклараций (расчетов) предоставляются  налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган

· лично  или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения

· передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте  днем ее представления считается  дата отправки почтового отправления  с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая декларация (расчет) представляется с  указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

 

1.3 Внесение изменений  в налоговую декларацию

 

          При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении  налогоплательщиком в поданной им в  налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также  ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Сроки подачи уточненной налоговой декларации.

Если  уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

Если  уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения  срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если  уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения  срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления  уточненной налоговой декларации  до момента, когда налогоплательщик  узнал об обнаружении налоговым  органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени

2) представления  уточненной налоговой декларации  после проведения выездной налоговой  проверки за соответствующий  налоговый период, по результатам  которой не были обнаружены  неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Уточненная  налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый  орган по месту учета.

Уточненная  налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

При обнаружении  налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете  факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей  статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении  налоговых агентов при представлении  ими уточненных расчетов.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов и распространяются на плательщиков сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Порядок исчисления единого  налога при переходеорг организации на упрощеннушенную систему налогообложения.

 

2.1 Понятие упрощенной  системы налогообложения.

 

         Особенностью главы 262 НК РФ является различие условий применения упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, названные в статье 34625.1 НК РФ. Если организации исчисляют и уплачивают единый налог по результатам хозяйственной деятельности, то у предпринимателей, в соответствии с указанной статьей НК РФ, имеется также альтернатива уплачивать в бюджет стоимость патента, устанавливаемую в зависимости от осуществляемого ими вида деятельности законами субъектов Российской Федерации.

Возможность осуществить, в своем роде, возврат  к упрощенной системе налогообложения, действовавшей до 1 января 2003 года, когда  налогоплательщику надлежало уплачивать в бюджет фиксированную стоимость патента появилась для ряда категорий индивидуальных предпринимателей с 1 января 2006 года

Переход к упрощенной системе налогообложения, равно как и возврат к общему налоговому режиму, осуществляется организациями  и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, регламентируемом главой 262 НК РФ

Сущность  единого налога, уплачиваемого в  связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате

· налога на прибыль организаций (за исключением  налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ)

· налога на добавленную стоимость (за исключением  налога на добавленную стоимость, подлежащего  уплате в соответствии с НК РФ при  ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 1741 НК РФ)

· налога на имущество организаций.

Индивидуальные  предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются  от обязанности по уплате

· налога на доходы физических лиц (в отношении  доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ)

· налога на добавленную стоимость (за исключением  случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом)

· налога на имущество физических лиц (в отношении  имущества, используемого для осуществления  предпринимательской деятельности)

· единого  социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ (в частности, за работников 14%, предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Обращаем  также внимание, что экономические  субъекты, применяющие упрощенную систему  налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в РФ, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не освобождаются  от исполнения обязанностей налоговых  агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), о чем упоминалось выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Объектом налогообложения единым налогом признаются согласно статье 34614 НК РФ:

а) доходы;

б) доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта  налогообложения осуществляется самим  налогоплательщиком, за исключением  участников договора простого товарищества или доверительного управления имуществом, для которых с 1 января 2006 года был установлен единственно возможный объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

В соответствии со статьей 34619 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается календарный  год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 34620 НК РФ устанавливаются следующие  налоговые ставки по единому налогу:

· 6 %, если объектом налогообложения являются доходы;

· 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Однако, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налог исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы. При этом сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Сроки уплаты и сроки сдачи налоговой декларации по единому налогу для организаций  и индивидуальных предпринимателей различные.

Так, организации  должны представить налоговые декларации по итогам налогового периода (календарного года) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим. Такой же срок установлен и для уплаты единого налога.

Индивидуальные  предприниматели представляют налоговую  декларацию по единому налогу и уплачивают его в бюджет не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).

На протяжении налогового периода все налогоплательщики  исчисляют сумму авансовых платежей по единому налогу за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев, исходя из ставки налога и выбранной налоговой базы. Расчет производится нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. По результатам произведенных расчетов налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (25 апреля, 25 июля, 25 октября). Здесь и организации и индивидуальные предприниматели находятся в равных условиях. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Уплата  налога и квартальных авансовых  платежей по налогу производится по месту  нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

 

2.2 Кто может перейти  на упрощенную систему налогообложения  и как это сделать.

 

          Кто может перейти на упрощенную систему налогообложения

Упрощенная  система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних  предприятий и индивидуальных предпринимателей. Законодатель, прежде всего, ставил перед  собой задачу облегчить положение  представителей малого бизнеса. Поэтому переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений, устанавливаемых статьей 34612 НК РФ.

Прежде  всего, ограничения касаются получаемого  налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством РФ).

Согласно  статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль  организаций» к доходам относятся  выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных  с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской  деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

Налогоплательщики единого налога, за исключением предпринимателей, применяющих данный специальный налоговый режим на основании патента, должны помнить, что доход налогоплательщика, применяющего УСНО, не может превышать 45 млн. рублей в год (данная величина подлежит ежегодной индексации), потому, принимая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, лучше заранее оценить доходы, которые будут получены в будущем.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34612 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

· организации, имеющие филиалы и (или) представительства (считаем необходимым подчеркнуть, что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства);

· банки;

· страховщики;

· негосударственные пенсионные фонды;

· инвестиционные фонды;

· профессиональные участники рынка ценных бумаг;

· ломбарды;

· организации  и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

· организации  и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

· частные  нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты, а также иные формы адвокатских  образований;

· организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

· организации  и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в  соответствии с главой 261 НК РФ;

· организации, в которых доля непосредственного  участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых  полностью состоит из вкладов  общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, на некоммерческие организации;

· организации  и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

· организации, у которых остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов (которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей

· бюджетные  учреждения;

· иностранные  организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

Как перейти  на упрощенную систему налогообложения

Порядку перехода на УСНО уделено внимание в статье 34613 НК РФ. Согласно положениям этой статьи организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Вновь созданные  организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему  налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную  деятельность, могут перейти на УСНО только с 1 января, то есть с начала нового налогового периода.

В течение  месяца после подачи налогоплательщиком такого заявления в ИМНС органы налоговой  службы должны вручить ему под  подпись уведомление о том  возможно или невозможно применение им данного налогового режима.

Перейдя на УСНО, налогоплательщики должны помнить, что до окончания налогового периода они не вправе будут по собственному желанию перейти на общий режим налогообложения.

Если, отработав  по упрощенной системе налогообложения целый налоговый период, вы решили вернуться к общему режиму налогообложения, то вам необходимо в срок до 15 января года, в котором вы предполагаете перейти на общий налоговый режим уведомить ИМНС по месту своей регистрации о своем решении. Это можно сделать, применив бланк уведомления Формы № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» утвержденный приказом МНС России от 19.09.2002 г.№ ВГ-3-22/495.

Однако  есть обстоятельства, при которых  налогоплательщик будет вынужден изменить налоговый режим в принудительном порядке. Законом предусмотрены условия, при которых это происходит.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему  налогообложения, обязан перейти на общий налоговый режим, если по итогам налогового (отчетного) периода доход (доход от реализации и внереализационные доходы) его превысит 20 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, у налогоплательщика-организации превысит 60 млн. рублей.

Величина  предельного размера доходов  налогоплательщика, ограничивающая его  право на применение упрощенной системы  налогообложения, подлежит ежегодной  индексации.

При этом, налогоплательщик переходит на общий  налоговый режим с начала того квартала, в котором был превышен один из вышеназванных параметров. Кроме того, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход, либо остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысили ограничения, указанные выше.

Перейдя на общий налоговый режим, налогоплательщики  исчисляют и уплачивают налоги в  соответствии с общепринятой системой налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.

Считаем необходимым отметить, что налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы  налогообложения на общий режим  налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

 

2.3 Учет при упрощенной  системе налогообложения. 

 

          В соответствии со статьей 34624 НК РФ налогоплательщики, работающие по упрощенной системе налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Полномочия  по утверждению формы книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, c середины 2004 года, переданы Министерству финансов РФ.

Налоги и налогообложение. 8