Налоги и налогообложение. 11

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО “Сибирский  государственный 

технологический университет”

Лесосибирский   филиал

 

 

 

Кафедра ЭиУП

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

(ЭиУП 000000.008 КнР)

 

 

 

 

 

                                                                                        Руководитель:

                                                                                                       ________

                                                                                (подпись)  

________________________

                                                                                          (оценка, дата)

 

Выполнил:

Студент гр.Э2-1

                                                                                  ________

                                                                                      (подпись)  

____________________

                                                                                                                (дата)

 

                                                                

 

 

 

 

 

Лесосибирск 2014

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………..………….

3

1 Налог на прибыль организаций .. ………………………………………...

4

2 Налоговая политика государства ………………………………………...

13

3 Практическая часть ………………………………………………………

22

Заключение…………………………..……………………………………….

23

Библиографический список…………………………………………………

24

Приложение А

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

       Налог на прибыль является одним из основных налогов налоговой системы России. Налог на прибыль – прямой налог. Это означает, что данным налогом облагаются доходы предприятия. Теоретически окончательным плательщиком налога на прибыль выступают предприятия, которые получают эту прибыль. Другими словами, реальный плательщик налога на прибыль – получатель дохода, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции, как при косвенном налогообложении.

Налог на прибыль организаций является одной из важнейших составляющих бюджета в Российской Федерации и её субъектах. Он действует с 1995 года и с тех пор претерпел множество поправок, 2014 год не

стал исключением. Именно об этом пойдет речь в первой части контрольной работы.

В работе также рассмотрен вопрос  о налоговой политике государства.

Цель контрольной работы – рассмотреть теоретические вопросы «Налог на прибыль организаций», «Налоговая политика государства» и закрепить знания по дисциплине «Налоги и налогообложение» посредством решения задач, сформировать умения, связанные с порядком исчисления и уплаты налогов.

Из цели вытекают следующие задачи:

- дать понятие «налог на прибыль  организаций»;

- изучить такие вопросы как  «льготы по налогу на прибыль», «порядок перечисления и сроки  уплаты налогов», «влияние налога  на цену» и др.;

- дать понятие «налоговая политика  государства»;

- рассмотреть цели, модели, методы  налоговой политики государства;

- применить практические навыки  при решении задач, связанных  с порядком исчисления и уплаты  налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Налог на прибыль организаций

 

 

Плательщики налога на прибыль

 

 Налогоплательщиками  являются:

- российские организации, кроме перешедших на специальные налоговые режимы - УСН, ЕНВД, ЕСХН, а также занимающиеся игорным бизнесом.

- иностранные организации, действующие через постоянные представи-тельства в РФ, и (или) получающие доходы от источников в РФ [3].

Важно приметить, что организации, которые переведены на ЕНВД или занимаются игорным бизнесом, не платят налог на прибыль только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и налогом на игорный бизнес. По иным видам деятельности они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке.

Организации, которые применяют УСН или ЕСХН, обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Кроме того, к плательщикам налога на прибыль не относятся [3]:

- иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи - в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением указанных мероприятий;

- организации, являющиеся официальными вещательными компаниями - в отношении доходов от следующих операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией:

- производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

- производство и распространение продукции средств массовой информации (в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

- FIFA и ее дочерние организации;

- конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации и поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, являющиеся иностранными организациями, в отношении доходов, полученных при осуществляемой ими деятельности.

 

Объект налогообложения

 

Согласно Налоговому кодексу РФ, прибылью признается [3]:

 для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

- для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли группы, приходящаяся на данного участника;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

- для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ (определены ст. 309 Налогового Кодекса РФ).

 

Определение доходов и расходов

 

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, понесенных организацией.

Величина дохода определяется на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение. К ним относятся первичные учетные документы, документы налогового учета и т.д. [3]

Доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, подразделяются [3]:

- на доходы от реализации (выручка  от реализации товаров, работ, услуг  и имущественных прав);

- и на внереализационные доходы (все иные поступления, например, полученные организацией дивиденды, пени, неустойки, доходы от аренды  имущества, и т.д.).

Расход - это показатель, на который организация может уменьшить свой доход.

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, указан в ст. 251, а расходов, не учитываемых при налогообложении, - в ст. 270 гл. 25 НК РФ. Оба перечня являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

С 1 января 2014 г.:

- расходы на оплату рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов будут учитываться при формировании налоговой базы по прибыли в полном объеме без нормирования;

- расходы на проведение рекламных мероприятий при кино- и видеообслуживании не нормируются.

 

Налоговый и отчетные периоды

 

Налоговый период - календарный год.

Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года [3].

 

Налоговая база

 

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Это денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над учтенными для целей налогообложения расходами. Если доходы меньше расходов, налоговая база равна нулю. [3]

Суммарно определяется налоговая база по хозяйственным операциям, прибыль от которых облагается общей ставкой в размере 20%.

Отдельно определяются налоговые базы по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам. По ним налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов.

Прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).

Предусмотрены особенности определения налоговой базы по [3]:

- банкам (НК, ст. 290-292);

- страховщикам (НК, ст. 293, 294);

- негосударственным пенсионным фондам (НК, ст. 295, 296);

- профессиональным участникам рынка ценных бумаг (НК, ст. 298, 299);

- операциям с ценными бумагами (НК, ст. 280, 281, 282, письмо ФНС РФ от 03.11.2005 N ММ-6-02/934);

- операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (НК, ст. 301-305);

- клиринговым организациям (НК, ст. 299.1, 299.2)

- а также в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и видов полученных доходов.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Организации игорного бизнеса, а также организации, перешедшие на ЕНВД, ведут обособленный учет доходов и расходов.

Для налогообложения учитываются только те расходы, которые экономически оправданы, подтверждены документально и произведены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок признания доходов предусматривает 2 метода: метод начисления и кассовый метод (ст. 271, 273 НК РФ).

С 1 января 2014 г. в новой редакции изложена ст. 275 НК РФ, которой установлен метод определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях. Уточнен порядок расчета общей суммы дивидендов, выплаченных налоговому агенту, в отношении которого ранее складывалась противоречивая судебная практика. Теперь этот показатель рассчитывается однозначно: исходя из общей суммы дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах.

 

Налоговые ставки

 

Общая налоговая ставка составляет 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ [3].

Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. Однако в этом случае размер ставки не может быть ниже 13,5%.

В отношении отдельных видов доходов установлены специальные налоговые ставки (Приложение А)

     

Пример расчета налога на прибыль

 

Предприятие получило кредит в банке в сумме 1 млн. руб. в текущем отчетном периоде. Предоплата составила 400 тыс. руб. Выручка от продаж в 1-м квартале составила 1,770 тыс. руб., в т. ч. НДС в сумме 270 тыс. руб. В производственном цикле были использованы сырье и материалы – 560 т. руб. Заработная плата рабочим составила 350 тыс. руб., страховые взносы из нее – 91 тыс. руб. Амортизация – 60 т. руб., проценты по выданному другой фирме кредиту – 25 т. руб. Налоговый убыток предприятия прошлого периода составил 120 тыс. руб.

Расходы в данном примере за 1-й квартал 2014 составят: 767,70 тыс. руб. (560+350+ 91+60+25)

Налогооблагаемая прибыль: 612,3 тыс. руб. ((1,770 млн. руб. – 270 тыс. руб.) – 767,70 тыс. руб. – 120 тыс. руб.)

Сумма налога на прибыль: 122,460 тыс. руб. (612,3 тыс. руб.* 20%), в т. ч. для перечисления в федеральный бюджет – 12,246 тыс. руб., в местные бюджеты – 110,214 тыс. руб.

 

 

 

 

Проводки по налогу на прибыль

 

  1. Сумма начисленного дохода (условного) Дт 99 Кт 68, а также                Дт 68 Кт 99
  2. Постоянное налоговое обязательство Дт 99 Кт 68
  3. Отложенный налоговый актив Дт 09 Кт 68
  4. Сумма отложенного налогового обязательства Дт 68 Кт 77

 

Льготы по налогу на прибыль

 

 Налоговым законодательством предусмотрены различные льготы по налогу на прибыль. Поэтому налогоплательщики имеют право существенно снизить платежи налога на прибыль, используя предоставленные льготы. Пожалуй, во всем российском налоговом законодательстве не отыскать такого числа и многообразия льгот, как по налогу на прибыль. Причем льготы устанавливаются не только федеральным законом, но и субъектами РФ. В Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» можно выделить различные виды льгот. В действующем законодательстве предусмотрены общие льготы, которыми могут воспользоваться все плательщики налога на прибыль, существуют дополнительные льготы для малых предприятий, а также установлены льготы отдельным категориям плательщиков в виде освобождения от уплаты налога [4].

Общие льготы для всех плательщиков предоставляются в форме уменьшения налогооблагаемой прибыли и понижения ставки налога. Это весьма существенные для плательщиков, но дорогостоящие для бюджета льготы, которые претерпели значительные изменения за годы их функционирования.

Особенно ярко сужение льготы наблюдаются при вычете предприятиями из облагаемой прибыли затрат на производственное и социальное развитие. Если в первые годы существования современной налоговой системы этой льготой могли воспользоваться предприятия всех сфер деятельности при финансировании капитальных вложений в любые объекты производственного и непроизводственного назначения, то сегодня это льгота действует в «урезанном» варианте. Так, льгота предоставляется только предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия). При этом льгота разрешается только при использовании предприятиями всех сумм амортизации. Льгота распространяется на погашение кредитов банков, полученных и использованных на развитие производственной базы, включая проценты по кредитам.

Рассматриваемая льгота касается также предприятий всех отраслей народного хозяйства, но предоставляется только на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия) и на погашение кредитов банка и процентов по ним. Финансирование капитальных вложений в любые другие объекты социально-культурного назначения сегодня не льготируется.

Вместе с тем предусмотрена льгота для предприятий, на балансе которых находятся объекты социально-культурной сферы (учреждения здравоохранения, культуры и спорта, жилищного фонда и т.д.). эти предприятия могут из облагаемой прибыли вычитать затраты на содержание данных объектов в пределах утвержденных местными органами власти нормативов.

Облагаемая прибыль уменьшается также на сумму взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, религиозным организациям и т.д. однако перечисляемые взносы не должны превышать 5 % облагаемой прибыли [4].

Облагаемую прибыль разрешается уменьшить на сумму средств, направленных предприятиями на проведение опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд технологического развития, но не более 10% суммы налогооблагаемой прибыли [4].

Значимая льгота предусмотрена для предприятий, получивших в предыдущем году убыток (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами). От уплаты налога освобождается часть прибыли, направленная на покрытие убытка в течение последующих пяти лет при условии полного использования на эти цели средств резервного фонда.

В законодательстве, кроме того, содержится существенное ограничение по предоставлению перечисленных льгот, уменьшающих облагаемую прибыль. Эти налоговые льготы в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных льгот, более чем на 50%. Такая налоговая оговорка связана с защитой фискальных интересов бюджета [4].

Законом предусмотрены также другие льготы, сокращающие облагаемую прибыль.

Льгота в виде понижения ставки налога на прибыль предоставляется предприятиям, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50%. Причем в среднесписочную численность рабочих не включаются инвалиды, работающие по совместительству и договорам гражданско-правового характера. В этом случае ставки налога на прибыль предприятий снижаются на 50% [4].

Льгота в виде освобождения от уплаты налога на прибыль предусмотрена для религиозных объединений и предприятий, находящихся в их собственности, общественных организаций инвалидов. Этой льготой пользуются предприятия и организации, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.

Налогом не облагается прибыль, полученная от вновь созданного производства на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн.руб., при наличии согласованного с органами исполнительной власти технико-экономического обоснования. Однако льгота не распространяется на производства, созданные в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций.

Дополнительные льготы для малых предприятий предусмотрены в виде освобождения от уплаты налога в первый и второй годы работы и понижения ставки налога в третий и четвертый годы работы.

Важно знать, что льгота предоставляется только тем предприятиям, которые относятся к малым в строгом соответствии критериями, установленными Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Кроме того, малые предприятия могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль только при осуществлении следующих видов деятельности [4]:

1. производство и одновременно  переработка сельскохозяйственной  продукции;

2. производство продовольственных  продуктов;

3. производство товаров  народного потребления, строительных  материалов, медицинской техники, лекарственные  средств и изделий медицинского  назначения;

4. строительство объектов, жилищного производственного, социального  и природоохранного назначения (включая  ремонтно-строительные работы).

В первый и второй годы малые предприятия не платят налог, если выручка от перечисленных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый годы работы малые предприятия вносят налог в размере 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от названных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления для отдельных категорий плательщиков могут предоставляться дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты.

 

Порядок уплаты налога на прибыль

 

Налог на прибыль перечисляется предприятием в бюджет ежемесячно или ежеквартально с внесением авансовых взносов в течение квартала. Предприятия самостоятельно выбирают порядок перечисления налога в бюджет с уведомлением налоговых органов. Малые предприятия и бюджетные организации налог в бюджет вносят ежеквартально без перечисления авансовых платежей [3].

При ежеквартальной уплате налога предприятия до начала квартала в налоговые органы подают Справку об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли на квартал. В этой Справке плательщики исчисляют сумму налога на прибыль исходя из ими указанной предполагаемой прибыли и действующей ставки налога на прибыль. Уплата авансовых платежей производится всеми плательщиками до 15-го числа каждого месяца квартала равными долями в размере 1/3 суммы налога, исчисленной в этой Справке. Если авансовые взносы предприятиями вовремя не перечисленные в бюджет, то начисляется пеня за каждый день просрочки платежа.

В течение квартала плательщики могут вносить коррективы в Справку в сторону увеличения или уменьшения суммы налога. Уточненная Справка по согласованию с финансовым органом представляется в налоговые инспекции не позднее чем за 20 дней до окончания окончательного квартала. При увеличении финансовых платежей дополнительная сумма вносится в бюджет в пятидневный срок без начисления пени. При уменьшении авансовых взносов переплаченная сумма налога засчитывается в счет очередных платежей, реже возвращается плательщику.

По истечении квартала предприятия определяют конечный финансовый результат и составляют Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли. Затем предприятиями исчисляется разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал. Эта разница может рассматриваться как кредитные ресурсы, которыми пользовались государство или налогоплательщик. Как известно, кредит предоставляется на принципе платности. Поэтому полученная разница уточняется на сумму, рассчитанную из ставки рефинансирования ЦБ РФ на 15-е число второго месяца квартала, которая делится на четыре. Исчисленные таким образом суммы средств подлежат дополнительному внесению в бюджет или возмещению из бюджета налогоплательщику. Дополнительные платежи уплачиваются в пятидневный срок со дня, установленного для предоставления квартальных бухгалтерского отчета и баланса за год. Дополнительные платежи в бюджет относятся на финансовые результаты. Сумма излишне уплаченного налога засчитывается в счет предстоящих платежей или возвращается налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Данный порядок перечисления в бюджет налога на прибыль громоздок и неудобен из-за необходимости вносить авансовые взносы, исходя из трудно предполагаемой прибыли, и по истечении квартала уплачивать дополнительные платежи.

Другой применяемый порядок внесения налога на прибыль лишен данных недостатков. Налог начисляется плательщиками исходя из фактически получаемой прибыли по ежемесячным расчетам нарастающим итогом с начала года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Расчет налога на прибыль представляется предприятиями в налоговые органы до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Сумма налога на прибыль перечисляется в бюджет до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Недостаток этого порядка перечисления налога на прибыль заключается в необходимости ежемесячно определять финансовый результат, что существенно усложняет работу бухгалтера.

 

  1. Налоговая политика государства

 

В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества [2].

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», а также ее «цели», «методы» и «формы».

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогопла-тельщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный [2].

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Налоги и налогообложение. 11