Налоги и налогообложение. 15

     РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

     ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     Международный институт финансов, управления и бизнеса

     Кафедра бухгалтерского учета  и АХД 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  дисциплине «Налоги  и налогообложение»

     Вариант №  1 
 
 
 
 
 

       Студента ОЗО     3 курса

                                                      Специальности БУАиА  (сокращенная)

                                        Группа №________________

                                          Хайрулина Ирина  Витальевна

                              
 
 

Тюмень, 2012 

Содержание: 

Часть 1.

Экономическая сущность налогов. Элементы налога.

  1. Элементы налога и способы взимания налога.
  2. Классификация налогов.
  3. Функции налогов и их взаимосвязь.
 

Часть 2.

Плательщики, объект налогообложения и особенности  определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

  1. Плательщики налога.
  2. Объект налогообложения.
  3. Налоговая база и особенности ее определения.
 

Задача.

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Часть 1.

Экономическая сущность налогов. Элементы налога.

     1. Элементы налога  и способы взимания  налогов

 

     Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

     юридические лица;

     физические  лица;

     физические  лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

     Объект  налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

     Действующим законодательством предусмотрены  следующие объекты налогообложения:

     прибыль;

     стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

     совокупный  доход физических лиц;

     транспортные  средства;

     имущество, находящееся в собственности  физических и юридических лиц  и др.

     Нередко название налога вытекает из объекта  налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный  налог.

     Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

     Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

     Различают процентные и твердые налоговые  ставки.

     Процентные  ставки устанавливаются непосредственно  к налоговой базе и могут быть:

     пропорциональными;

     прогрессивными;

     регрессивными.

     За  налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

     Льготами  по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

     Действующим законодательством предусмотрена  следующая система льгот:

     необлагаемый  минимум;

     освобождение  от уплаты налогов некоторых лиц  или категорий налогоплательщиков;

     снижение  налоговых ставок;

     изъятие из налогообложения отдельных элементов  объекта налога.

     Существует  несколько способов уплаты налогов. 

Способы уплаты налога

Кадастровый

У источника  дохода

Декларационный

Административный

 

     Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

     Взимание  налога у источника  дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

     Взимание  налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

     Административный  способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

     Для каждого налога существует свой порядок уплаты.

     Единовременный  платеж в течение определенного  времени после окончания отчетного  периода.

     Например, по единому налогу на вмененный доход  отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально  до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог  по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

     Единовременный  платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

     Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного  времени после окончания налогового периода

     Под сроком уплаты налога подразумевается  конкретная дата, в течение которой  налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

     Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью  этих элементов в законах о  налогах, собственно, и устанавливается  вся налоговая процедура, предусматривающая  порядок и условия расчета  налога. Важно, что само понятие каждого  элемента налога универсально, оно  используется в налоговых процессах  всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних  государствах с момента его зарождения.

 

2. Классификация налогов 

     Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные
  • региональные
  • местные

     Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

     Региональные  налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

     Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы. 

     Классификация налогов в РФ в зависимости  от уровня установления

Уровень установления Налоги
Федеральные Налог на добавленную  стоимость

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Единый  социальный налог

Налог на прибыль организаций

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный  налог

Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов Государственная  пошлина

Региональные Налог на имущество  организаций

Транспортный  налог

Налог на игорный бизнес

Местные Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

 

     При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и  земельного налога.

     В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

     Прямые  налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

     Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

     Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

     Вместе  с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения  вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие  подпало как можно большее  число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает  достаточную устойчивость налоговых  поступлений и одновременно усиливает  зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности  его деятельности.

     Нередко на практике проводят разделение налогов  в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

     К общим налогам относятся большинство  взимаемых в любой налоговой  системе налогов. Их отличительная  особенность заключается том, что  после поступления в бюджет они  обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем  бюджете.

     В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными  видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут  служить:

  • единый социальный налог;
  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

     В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

     В зависимости от финансово-экономической  целесообразности и отражения в  бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

     В зависимости от принадлежности к  уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

     Закрепленные  налоги непосредственно и целиком  поступают в конкретный бюджет или  во внебюджетный фонд. Среди них  выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

     Регулирующие  налоги поступают одновременно в  бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

     Особая  категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В  НК РФ предусмотрена возможность  установления четырех таких режимов. 

     Классификация налогов в РФ в зависимости  от субъектов налогообложения

Субъект налогообложения Налоги
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами Налог на прибыль

Налог на имущество организаций

Налоги, уплачиваемые физическими лицами Налог на доходы физических лиц 

Налог на имущество физических лиц

Смешанные налоги Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость

 Транспортный  налог 

Налог на игорный бизнес

 

     Специальные налоговые режимы в соответствии с  НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Особенность этих налогов состоит в том, что  со дня их введения на территории соответствующих  субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных  НК РФ.

     3. Функции налогов  и их взаимосвязь

 

     Экономическая сущность налога проявляется через  его функции. каждая из выполняемых  налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом  реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения  и перераспределения доходов.

     В настоящее время в экономической  науке нет единой устоявшейся  точки зрения на количество выполняемых  налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и  стимулирующую. По мнению других, кроме  фискальной налоги выполняют, по меньшей  мере, еще три функции: распределительную, регулирующая и контрольную. Функции  налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны  и в своем проявлении выступают  как единое целое.

     Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности  одной функции присущи другим функциям. 

          Функции налогов
          
         Фискальная
          
          Стимулирующая
          
          Регулирующая
          
         Распределительная
          
          Контрольная
          
         Дисциплинарная
 

     Рассмотрим  суть и механизмы проявления налогом  своих функций.

     Фискальная  функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, и именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.

     Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов  налоги не могут не оказывать существенного  воздействия на сам процесс воспроизводства, здесь находит свое проявление стимулирующая  функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых  ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций  и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает  хозяйствующие субъекты действовать  в том направлении, которое выгодно  государству.

     В частности, снижение налоговой нагрузки для российских малых предприятий  при переходе на упрощенную систему  налогообложения и систему налогообложения  в виде единого сельскохозяйственного  налога стимулирует развитие предприятий  данного сектора экономики. Льготы, предоставляемые работодателям  по уплате единого социального налога, побуждают их к использованию  труда инвалидов. Занятие благотворительной  деятельностью дает возможность  гражданам использовать налоговые  вычеты по налогу на доходы физических лиц и т.д.

     Немаловажное  значение в реализации этой функции  имеет и налоговая система  сама по себе: вводя одни налоги и  отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и отдельных ее отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

     Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая  называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию  налога, государство увеличивает  налоговое бремя и тем самым  может препятствовать развитию отдельных  отраслей или социально-экономических  процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением  повышенных ставок налогов. Примером могут  служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных  таможенных пошлин.

     Регулирующая  функция имеет черты стимулирующей  функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать  или уменьшать дополнительные стимулы  для капиталовложений, а манипулируя  уровнем косвенных налогов, может  воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.

     Благодаря данной функции налога государство  может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и  экологические аспекты жизни  общества.

     Ярким примером является решение с помощью  налога такой социально значимой задачи, как борьба с курением. В  частности, после резкого увеличения акциза на табак в ряде экономически развитых стран «некурящих» стало  значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения для здоровья. В данном случае введение налога было направлено на решение социальной проблемы, но вместе с тем была реализована  фискальная функция налога. Таким  образом, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

     С помощью налогов решаются и проблемы экологии: в свое время промышленность развитых стран сопротивлялась оснащению  автомобилей катализаторами из-за значительного  увеличения продажной цены на них. Тогда  государство снизило налог на автомобили, оснащенные катализаторами, а также акцизный сбор на виды бензина, потребляемого этими автомобилями. Акцизные поступления в доходную часть государственных бюджетов соответственно сократились, однако объем  выбросов вредных веществ в атмосферу  значительно уменьшился. Так экологическая  проблема была решена с использованием налоговых механизмов.

     Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных  отношений. Суть данной функции заключается  в том, что с помощью налогов  через бюджет и внебюджетные фонды  государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы  в социальную (от богатых — к  бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных  межотраслевых и социальных целевых  программ, имеющих общегосударственное  значение, в силу чего данная функция  иногда называется социальной.

     С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная  функция. Механизм выполнения этой функции  проявляется, с одной стороны, в  проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции  налоги становятся одним из важнейших  инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной  деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете  финансовых ресурсов сигнализирует  государству о необходимости  внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.

     В связи с введением единого  налога на вмененный доход (ЕНВД) у  налога появилась новая, дисциплинарная функция. Российский ЕНВД распространяется на сферы деятельности, в которых  контроль со стороны налоговых органов  затруднен, обычно это относится  к видам деятельности, осуществляемым в сфере налично-денежного обращения (розничная торговля, оптовая торговля, сфера услуг и т.д.). Единый налог  уплачивается вне зависимости от фактических результатов хозяйственной  деятельности на основе расчетных показателей, определенных на законодательном уровне. Одна из целей его введения —  повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать  для налогоплательщиков фиксированный  доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики  перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится  своей дисциплинарной функции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Часть 2

     Плательщики, объект налогообложения  и особенности  определения налоговой  базы по налогу на доходы физических лиц. 

     1. Плательщики налога 

     Плательщиками налога с доходов физических лиц  являются исключительно физические лица, как резиденты, так и нерезиденты. 

     2. Объект налогообложения 

     Объектом  налогообложения налогом с доходов физических лиц у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников, как в России, так и за ее пределами. Для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации.

     Налоговый кодекс РФ устанавливает перечень доходов, подлежащих налогообложению. К ним относятся:

  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершенные действия;
  • дивиденды и проценты;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая;
  • доходы, полученные от предоставления в аренду, реализации и от иного использования имущества, находящегося на российской территории, от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • суммы, полученные от реализации ценных бумаг, прав требований, движимого и недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, так и за ее пределами;
  • доходы, полученные от использования Любых транспортных средств.