Налоги и налогообложение. 25



14

 

Содержание

 

1. Права, обязанности  и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков

2.Единый налог на вмененный доход: сущность, объекты, субъекты, порядок исчисления и уплаты в бюджет

3. Задача

Список литературы


1. Права, обязанности  и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков

 

Налоговые органы обязаны (ст.32 НК):

1.      соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2.      осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах  и  борах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3.      вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4.      проводить разъяснительную работу по применению законодательства налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисле­ния и уплаты налогов и сборов;

5.      осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6.      соблюдать налоговую тайну;

7.      направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об  уплате налога и сбора.

2.  Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотрен­ные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

3.  Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих пред­полагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, со­держащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налого­вой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Должностные лица налоговых органов обязаны(ст.33 НК):

1)  действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2)  реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не уни­жать их честь и достоинство.

Налогоплательщики имеют право(ст.21 НК):

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информа­цию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налого­вых органов и их должностных лиц;

2)  получать от налоговых органов и других уполномоченных государст­венных органов письменные разъяснения по вопросам применения законо­дательства о налогах и сборах;

3)  использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4)  получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестицион­ный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5)  на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишке взысканных налогов, пени, штрафов;

6)  представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7)  представлять налоговым органам и их должностным лицам поясне­ния по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налого­вых проверок;

8)   присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9)   получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых орга­нов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10)  требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения за­конодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отноше­нии налогоплательщиков;

11)  не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12)  обжаловать  в  установленном  порядке  акты  налоговых  органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13)  требовать соблюдения налоговой тайны;

14)  требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или не­законными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики обязаны (ст.23 НК):

1)  уплачивать законно установленные налоги;

2)  встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена настоящим Кодексом;

3)  вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объ­ектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодате­льством о налогах и сборах;

4)  представлять в налоговый орган по месту учета в установленном по­рядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачи­вать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5)  представлять налоговым органам и их должностным лицам в случа­ях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6)  выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7)  предоставлять налоговому органу необходимую информацию и доку­менты в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8)  в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтер­ского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты на­логов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для орга­низаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) на­логи;

9)  нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о на­логах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей ста­тьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

      об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

      обо всех случаях участия в российских и иностранных организаци­ях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

      обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

      об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

      об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Плательщики сборов  обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

 

2.Единый налог на вмененный доход: сущность, объекты, субъекты, порядок исчисления и уплаты в бюджет

 

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При применении пункта 2 статьи 346.29 Налогового Кодекса следует иметь в виду, что:

налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая исходя из установленных пунктом 3 статьи 346.29 Кодекса значений базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности и физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а также значений корректирующих коэффициентов базовой доходности К1, К2 и К3.

При исчислении налоговой базы используется следующая формула расчета:

 

ВД = (БД х (N1 + N2 + N3) х К1 х К2 х К3) , где

 

ВД - величина вмененного дохода,

БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности,

N1, N2, N3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода,

К1, К2, К3 - корректирующие коэффициенты базовой доходности;

в случае изменения в течение налогового периода величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении налоговой базы учитывает такое изменение с начала того месяца, в котором это изменение имело место.

При применении пункта 3 статьи 346.29 Кодекса следует учитывать положения, приведенные в статье 346.27 Кодекса, а также иметь в виду следующее:

      при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиком, осуществляющим розничную торговлю (оказание услуг общественного питания) через объект стационарной торговой сети (объект общественного питания), имеющий торговый зал (зал обслуживания посетителей), должна учитываться площадь всех помещений такого объекта (в том числе и арендованных), и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания;

      в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении результатов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением физического показателя базовой доходности - площадь зала обслуживания посетителей - к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставления газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей;

      под количеством работников, в целях исчисления единого налога на вмененный доход, следует понимать среднесписочную численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, определяемую за налоговый период в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 N 72;

      при определении налогоплательщиком физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя," среднесписочная (средняя) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т.п.), участвующих одновременно в нескольких видах деятельности налогоплательщика, распределяется пропорционально среднесписочной (средней) численности работников, исчисленной налогоплательщиком за налоговый период по каждому осуществляемому им виду деятельности;

      под количеством эксплуатируемых транспортных средств, следует понимать количество транспортных средств, находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;

      к технически сложным товарам бытового назначения относятся бытовые товары, особенности, продажи которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного использования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

При применении статьи 346.32 Кодекса следует иметь в виду, что единый налог на вмененный доход исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода по ставке 15 процентов вмененного дохода по следующей формуле:

 

ЕН = ВД х 15 / 100, где

 

ВД - вмененный доход за налоговый период;

15 / 100 - налоговая ставка.

При этом сумма исчисленного за налоговый период единого налога уменьшается налогоплательщиками (но не более чем на 50 процентов) на сумму уплаченных за этот же налоговый период страховых взносов при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных указанным работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При применении данного положения следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, и средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.

Таким образом, в целях исчисления единого налога на вмененный доход под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиком в течение налогового периода на выплату работникам, занятым в сферах деятельности налогоплательщика, облагаемых единым налогом на вмененный доход, пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.

 

 


3. Задача

 

Два работника ЗАО (штатный и по совместительству) проходили курсы по изучению делового английского языка в вузе, который прошел аккредитацию в течение 6 месяцев. За их обучение ЗАО уплатило 12 000 руб.

В ЗАО эти сотрудники занимаются составлением внешнеэкономических контрактов.

Кроме того, ЗАО оплатило за обучение двух работников заочно в колледже и вузе 25 000 руб.

Исчислить сумму расходов на подготовку ЗАО для целей налогообложения.

Решение:

Данные расходы в сумме 12 000 рублей должны быть учтены при исчислении налогов.

Данный факт подтверждает ст. 264 НК РФ п. 3, в котором сказано, что к расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.

Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если:

1) соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

2) подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате;

3) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.

Остальные 25 000 рублей не могут быть приняты при исчислении налогов в качестве расходов, так как ст. 264 НК РФ повествует о том, что не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанные расходы для целей налогообложения не принимаются.

Но даже в этой части (12 000 рублей) не вся сумма будет учитываться при исчислении налогов. Только плата за штатного сотрудника имеет на это право. Поэтому налоговая база может быть уменьшена только на 6 000 рублей.


Список литературы

 

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8 декабря 2003 г.)

2.      Гейц И.В. Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов. – М., 2003, с.230

3.      Дмитриев М. Э. «Приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях» //Страна.ru, № 47, 2003, с.26-49

4.      Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Фенис, 2003. – с.480 

5.      Дон С., Михайлов А. «Нужен единый социальный налог» // Ведомости, 21.09.1999, с.16-30

6.      Донин Ю. Л. «Единый социальный налог в 2002 году» //Бух.1С, №2 (14) 2002, с.36-41

7.      Нестеров В.В. Сущность налога, его общественное назначение // «Налоговый вестник», 2000, № 2, с.12-29

8.      Никитов Н.Н. ЕНВД – проблемы и перспективы// Рос­сийский налоговый курьер. – № 6. – 2006.