Налоги и налогообложение. 2

Министерство  образования и науки РФ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет» 

Кафедра финансов и банковского дела 
 

Контрольная работа по дисциплине 

Налоги  и налогообложение 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Кустова Дарья Александровна

                                                                                                                                

студентка 3  курса 5 лет 10 месяцев спец. «Финансы и кредит»

             

Группа  Ф-91 № зачет. книжки 02-139 

Подпись: ____________________Дата_____________ 

Преподаватель: ________________________________

                               (Фамилия И.О.) 

Должность:  ___________________________________

                                         

Оценка: _____________Дата: ________________ 
 
 
 
 
 

Вологда 2012

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ  И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ  ОРГАНОВ В РОССИИ.

     Важная  роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы  РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с  действующим законодательством  относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения  по всей территории государства. Система  налоговых органов в РФ построена  в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы  и ее составляющие имеют свои функции  и специфику.

     Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России. Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
  • ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

     ФНС России находится в ведении Минфина  России. ФНС России руководствуется  в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми  актами Минфина России, а также  Положением о ФНС России. ФНС России ведет деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными  фондами, общественными объединениями  и иными организациями. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ по представлению министра финансов. Структура  налоговых органов утверждается приказом ФНС России.

     Каждый  налоговый орган является самостоятельным  юридическим лицом, но в то же время  находится в вертикальной подчиненности  и входит в единую централизованную систему. Особенностью реформирования структуры налоговых органов  является создание межрегиональных  и межрайонных инспекций. В отличие  от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной  принадлежности налогоплательщика, межрегиональные  и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика  и его отраслевой принадлежности. Межрегиональные инспекции по федеральным  округам занимают промежуточное  положение между федеральной  налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

     Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

     На  межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций  по крупнейшим налогоплательщикам в  следующих сферах:

1. разведка, добыча, переработка, транспортировка  и реализаций нефти и нефтепродуктов;

2. разведка, добыча, переработка, транспортировка  и реализация природного газа;

3. производство  и оборот этилового спирта  из всех видов сырья алкогольной,  спиртосодержащей и табачной  продукции; 

4. электроэнергетика,  в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической  и тепловой энергии; 

5. производство  и реализация продукции металлургической  промышленности;

6. оказание  транспортных услуг; 

7. оказание  услуг связи. 

     Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

  • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
  • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя  Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

     Можно выделить два вида инспекций Федеральной  налоговой службы межрайонного уровня:

  • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
  • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
 

     Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налого- обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).
 

     Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

     Таможенные  органы.

     Основной  обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ. Кроме того, они выполняют  ряд функций налоговых органов. Таможенные органы взимают налоги в  соответствии с таможенным законодательством  и другими федеральными законами, а также с учетом положений  НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый  кодексы Российской Федерации существенно  различаются, в том числе в  отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д. Однако должностные  лица таможенных органов исполняют  все обязанности должностных  лиц налоговых органов, а также  другие обязанности, предусмотренные  таможенным законодательством. 

ПРИМЕНЕНИЕ  И ЗНАЧЕНИЕ СЧЕТОВ-ФАКТУР. 

     Поскольку счет-фактура является основным документом, дающим не только право на уплату НДС, но и право на его возмещение, поэтому следует более внимательно  подойти с вопросом правильности его оформления. Документами, регулирующими применение счетов-фактур, являются: часть вторая НК РФ (ст. ст. 168 - 169) и Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 451).

Счета-фактуры  обязаны составлять следующие лица:

1. Налогоплательщики  по операциям, подлежащим налогообложению.

2. Налогоплательщики  по суммам полученной предварительной  оплаты.

3. Налогоплательщики  по операциям, не подлежащим  налогообложению в соответствии  со ст. 149 НК РФ.

4. Налогоплательщики,  освобожденные от исполнения  обязанностей плательщиков НДС  в соответствии со ст. 145 НК  РФ.

 Указанные  в п. п. 3 и 4 (выше) налогоплательщики  в счетах-фактурах делают надпись  "Без налога (НДС)".

5. Налоговые  агенты - организации и индивидуальные  предприниматели, состоящие на  учете в налоговых органах,  приобретающие на территории  РФ товары (работы, услуги) у иностранных  лиц, не состоящих на учете  в налоговых органах в качестве  налогоплательщиков.

6. Налоговые  агенты - арендаторы государственного  и муниципального имущества, а  также покупатели (получатели) государственного  или муниципального имущества,  не закрепленного за предприятиями  и учреждениями, составляющего государственную  или муниципальную казну.

       Налоговые агенты обязаны составлять  счета-фактуры только в отношении  отгруженных товаров (работ, услуг,  аренды). На сумму предварительной  оплаты счета-фактуры не составляются.

Лица, не составляющие счета-фактуры:

1. Лица, не являющиеся плательщиками  НДС.

2. Организации  (индивидуальные предприниматели)  розничной торговли и общественного  питания, а также другие организации  (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы и оказывающие  платные услуги непосредственно  населению при реализации товаров  за наличный расчет, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (бланк строгой отчетности).

3. Налогоплательщики  по операциям реализации ценных  бумаг (за исключением брокерских  и посреднических услуг), освобождаемым  от налогообложения.

4. Банки  по операциям, освобождаемым от  налогообложения.

5. Страховые  организации по операциям, освобождаемым  от налогообложения.

6. Негосударственные  пенсионные фонды по операциям,  освобождаемым от налогообложения.

 В  соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ:

- при  реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщик  обязан выставить покупателю  счет-фактуру не позднее пяти  календарных дней, считая со дня  отгрузки товара (выполнения работ,  оказания услуг) или со дня  передачи имущественных прав;

- а также  при получении сумм оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих  поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав  налогоплательщик обязан выставить  покупателю счет-фактуру не позднее  пяти календарных дней, считая  со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих  поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав.

 Согласно  п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается  руководителем и главным бухгалтером  организации либо иными должностными  лицами, уполномоченными на то  приказом по организации или  доверенностью от имени организации.

 Таким  образом, приказом (доверенностью)  по организации может быть  утвержден перечень лиц, которым  предоставлено право на подписание  счетов-фактур.

 Минфин  России в Письме от 06.02.2009 N 03-07-09/04 разъяснил, что в счете-фактуре  фамилию и инициалы уполномоченного  лица, подписавшего соответствующий  счет-фактуру, рекомендуется указывать  вместо фамилий и инициалов  руководителя и главного бухгалтера  организации. В то же время  если в счете-фактуре присутствуют  дополнительные реквизиты для  лиц, уполномоченных подписывать  счет-фактуру (например, указывается  должность), то такой счет-фактуру  не следует рассматривать как  составленный с нарушением требований  НК РФ.

 При  выставлении счета-фактуры индивидуальным  предпринимателем счет-фактура подписывается  индивидуальным предпринимателем  с указанием реквизитов свидетельства  о государственной регистрации  этого индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации  либо иных лиц, уполномоченных на это  приказом (иным распорядительным документом) по организации или соответствующей  доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя. Это положение введено Федеральным  законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и должно применяться с момента утверждения Минфином России порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде, а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, - форматов такого счета-фактуры.

 По  общему правилу счета-фактуры  составляются в рублях РФ. Вместе  с тем, согласно п. 7 ст. 169 НК  РФ, в случае если по условиям  сделки обязательство выражено  в иностранной валюте, то суммы,  указываемые в счете-фактуре,  могут быть выражены в иностранной  валюте.

 Подробнее  по вопросу составления счетов-фактур  в условных единицах рассмотрено  в гл. 7 "Налоговые агенты и  их обязанность по уплате НДС".

 В  связи с тем что п. 3 ст. 168 НК предусматривает два основания выписки счетов-фактур (при реализации, а также при получении предварительной оплаты), то согласно п. 5 ст. 169 НК РФ устанавливаются реквизиты счетов-фактур, составляемых при реализации, а согласно п. 5.1 этой же статьи устанавливаются реквизиты счетов-фактур, составляемых при получении предварительной оплаты.

 Реквизиты  счетов-фактур, составляемых при  реализации:

1. Порядковый  номер и дата выписки счета-фактуры.

2. Наименование, адрес и идентификационные номера  налогоплательщика и покупателя. По данной строке указывается  полное или сокращенное наименование  продавца (покупателя), их юридический  адрес в соответствии с учредительными  документами.

3. Наименование  и адрес грузоотправителя и  грузополучателя. По данной строке  указывается полное или сокращенное  наименование грузоотправителя (грузополучателя)  в соответствии с учредительными  документами. Если продавец и  грузоотправитель одно и то  же юридическое лицо, то в этой  строке пишется "он же". Если  продавец и грузоотправитель  не являются одним и тем  же лицом, указывается адрес  грузоотправителя. В отношении грузополучателя  указывается его полный почтовый  адрес.

4. Номер  платежно-расчетного документа в  случае получения авансовых или  иных платежей в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения  работ, оказания услуг).

5. Наименование  поставляемых (отгруженных) товаров  (описание выполненных работ,  оказанных услуг) и единица  измерения (при возможности ее  указания).

6. Количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых единиц измерения (при возможности их указания).

6.1. Наименование  валюты.

 Независимо  от того, в какой валюте составлен  счет-фактура, ее наименование  должно быть указано в счете-фактуре.

7. Цена (тариф)  за единицу измерения (при возможности  ее указания) по договору (контракту)  без учета налога, а в случае  применения государственных регулируемых  цен (тарифов), включающих в себя  налог, с учетом суммы налога.

8. Стоимость  товаров (работ, услуг), имущественных  прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг), переданных имущественных  прав без налога.

9. Сумма  акциза по подакцизным товарам.

10. Налоговая  ставка.

11. Сумма  налога, предъявляемая покупателю  товаров (работ, услуг), имущественных  прав, определяемая исходя из  применяемых налоговых ставок.

12. Стоимость  всего количества поставляемых (отгруженных)  по счету-фактуре товаров (выполненных  работ, оказанных услуг), переданных  имущественных прав с учетом  суммы налога.

13. Страна  происхождения товара.

14. Номер  таможенной декларации.

 Сведения, предусмотренные п. п. 13 и 14, указываются  в отношении товаров, страной  происхождения которых не является  РФ. Налогоплательщик, реализующий  указанные товары, несет ответственность  только за соответствие указанных  сведений в предъявляемых им  счетах-фактурах сведениям, содержащимся  в полученных им счетах-фактурах  и товаросопроводительных документах.

 Реквизиты  счетов-фактур, составляемых при  получении предварительной оплаты:

1. Порядковый  номер и дата выписки счета-фактуры.

2. Наименование, адрес и идентификационные номера  налогоплательщика и покупателя. По данной строке указывается  полное или сокращенное наименование  продавца (покупателя), их юридический  адрес в соответствии с учредительными  документами.

3. Номер  платежно-расчетного документа.

4. Наименование  поставляемых товаров (описание  работ, услуг), имущественных прав.

4.1. Наименование  валюты.

5. Сумма  оплаты, частичной оплаты в счет  предстоящих поставок товаров  (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

6. Налоговая  ставка.

7. Сумма  налога, предъявляемая покупателю  товаров (работ, услуг), имущественных  прав, определяемая исходя из  применяемых налоговых ставок.

 В  соответствии с п. п. 1 - 2 ст. 169 НК  РФ счет-фактура является основанием  для принятия предъявленных сумм  НДС к вычету (возмещению) в установленном  порядке.

 В  том случае если счета-фактуры  составлены и выставлены с  нарушением порядка заполнения  их реквизитов или подписания  уполномоченными лицами, то они  не могут являться основанием  для принятия предъявленных покупателю  продавцом сумм НДС к вычету (возмещению). При этом необходимо  отметить, что совершение иных  нарушений в использовании счетов-фактур  не может являться основанием  для отказа в принятии к  вычету сумм НДС, предъявленных  продавцом.

 НДС  может быть принят к вычету, если в счете-фактуре допущены  ошибки, не препятствующие налоговым  органам при проведении налоговой  проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование  товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

 В  случае незаконного выставления  счетов-фактур они могут являться  основанием для взыскания НДС  с лиц, которые их выставили.

 Так,  согласно п. 5 ст. 173 НК РФ НДС  уплачивается в бюджет в случае  выставления покупателю счета-фактуры  с выделением суммы налога:

- лицами, не являющимися налогоплательщиками,  а также налогоплательщиками,  освобожденными от исчисления  и уплаты налога, в соответствии  со ст. 145 НК РФ;

- налогоплательщиками,  применяющими освобождение от  налогообложения, предусмотренное  ст. 149 НК РФ.

 Помимо  счетов-фактур сумма НДС выделяется  отдельной строкой также в  расчетных документах, в том числе  в реестрах чеков и реестрах  на получение средств с аккредитива,  первичных учетных документах (п. 4 ст. 168 НК РФ). Сумма налога, предъявляемая  налогоплательщиком покупателю  товаров (работ, услуг), имущественных  прав, уплачивается налогоплательщику  на основании платежного поручения  на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

 Таким  образом, при осуществлении товарообменных  операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах  ценных бумаг, в том числе  векселей, сумма НДС должна перечисляться  контрагенту на основании платежного  поручения.

     С 24 января 2012 постановление Правительства от 02.12.2000 г. № 914, утверждающее документы в том виде, в котором они были, заменило новое постановление Правительства от 26.12.2011 г. № 1137. 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 

    1. Налоговый кодекс РФ
    2. Сайт http://www.expert.byx.ru/
    3. Сайт http://www.pnalog.ru/
    4. Сайт http://www.pravcons.ru/
    5. Правовой сайт http://www.consultant.ru/