Налоги и налогообложение. 61

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « Бухгалтерский учет, анализ и аудит »

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л  Ь Н А Я     Р А Б  О Т А

 

По предмету:  Налоги и налогообложение 

На  тему : Налоги  и  налогообложение 

Вариант № 4

 

 

 

 

                                                                         Выполнил:

                                                                         Студент 3 курса

                                                                          6  семестра

                                                                          Шачкова  Наталия  Николаевна

 

 

 

Нефтеюганск 2013г.

 

 

          Содержание

 

  1. Налоговая  политика РФ,ее понятие  и  основные  направления  развития       ………………………………………………………3 стр.
  2. Акцизы:  плательщики ,ставки ,порядок  исчисления  и

уплаты  …………………………………………………………..  9 стр.

  1. Задача        …………………………   ……………………………23 стр.

 

 

Литература…………… ……………………………… …………. 27 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.Налоговая  политика  РФ, ее понятие и  основные  направления  развития.

 

Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является - налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. В силу этих причин представляется задачей первостепенной важности сформирование направлений налоговой политики с позиции экономической эффективности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потреблении, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, становятся причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй — с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

В силу различий организаций по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.

Цели налоговой политики:

фискальная — основная, которая выражается в обеспечении  государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через  налогообложение для регулирования  спроса и предложения, проведения структурных  изменений общественного воспроизводства;

социальная — сглаживание  неравенства в уровнях доходов  населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

стимулирующая — активизация  инвестиционной и инновационной  деятельности, создание условий для  ускоренного накопления капитала в  наиболее перспективных отраслях экономики;

экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

контрольная — для  принятия государством решений в  области функционирования как отдельных  видов налогов, так и всей налоговой системы;

международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

 

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Налоговая политика многогранна и включает в себя:

выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

определение основных направлений  и принципов налогообложения;

разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой  системы страны.

Налоговая тактика предусматривает  решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие  стратегические направлении налоговой политики:

построение стабильной налоговой системы;

облегчение налогового бремени товаропроизводителей;

сокращение налоговых льгот;

развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы  влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Существует три типа налоговой политики:

политика максимальных налогов;

политика разумных налогов;

политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий.

При первом типе государство  устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такую политику государство проводит в определенные моменты развития. Подобная политика осуществлялась в России в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативный последствиям, суть которых состояла в следующем.

Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. В экономике страны назревал кризис, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогообложения, приведшее к тому, что по большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся доходов. Практика уклонения от уплаты налогов фактически ставилаподсомнениецелесообразностьфункционирования российской налоговой системы.Каждыйтретийлегальныйналогоплательщик,стоящийнаучете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался с государством по своим обязательствам.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая теневая  экономика, уровень производства в  которой, по разным оценкам, достигал от 25 (по официальным данным) до 40% (по экспертным оценкам).

Но укрываемые от налогообложения  финансовые ресурсы, как правило, не шли на развитие производства, а  переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику  других стран.

Все это стало одной  из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики посредством более активного использования рыночных механизмов, и том числе налогов.

При втором типе государство не только учитывает фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономикии предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, следовательно, к свертыванию социальных программ. Цель такой политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное увеличение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Подобная политика проводится в период, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Эти методы налоговой политики были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. XX в. и получили название «рейгономика».

Третий тип налоговой политики представляет собой нечто среднее между вторым и первым. Его суть заключается в установлении высокого уровня налогообложения и разработке значительного числа государственных программ.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики. 
Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей - Федеральная налоговая служба. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Кроме этого, являясь составной частью экономической политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства.

 

Налоговая политика, осуществляемая вышеуказанными органами, проводится посредством следующих методов 
-управления; 
-информирования(пропаганды);

 -воспитания; 
-консультирования;

-льготирования; 
-контролирования; 
-принуждения. 
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на признании и использовании

объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) - деятельность финансовых и налоговых органов  по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного  исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты.

Воспитание имеет своей целью  привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного  исполнения ими своих налоговых  обязанностей и предполагает осуществление  просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества. 
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает

у них затруднения.

Льготирование - деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным  категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги и сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков

и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых  органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством  применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания  и других санкций. 
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

 

 

Экономика России имеет огромные перспективы  роста. Ежегодное увеличение ВВП, привлечение  иностранных инвестиций в развитие производств, рост   благосостояния населения, всё это показывает огромный потенциал как нашей страны в целом, так и её экономики. Но для дальнейшего успешного развития  предстоит преодолевать существующие негативные явления в системе налогообложения. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в   стране — ключевой фактор успеха для бизнеса и государства.

 

2.Акцизы :плательщики,ставки ,порядок  исчисления  и уплаты .

 

Акциз — налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.

Объектом обложения акцизами признаются хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами. В их число включаются, например, следующие операции:

  • реализация на территории России подакцизных товаров, осуществляемая их товаропроизводителями. При этом в целях налогообложения под реализацией понимаются не только операции, производимые на возмездной и безвозмездной основе, но и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также использование их при натуральной оплате труда;
  • передача на территории России подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, их изготовителем собственнику этого сырья, а также получение изготовителем части этих товаров в счет оплаты услуг по их производству;
  • передача в организации произведенных подакцизных товаров в качестве сырья или материалов для производства неподакцизных товаров;1
  • передача произведенных организацией подакцизных товаров на переработку на давальческой основе, т. е. без оплаты их стоимости. Оплате подлежит лишь стоимость их переработки;
  • передача товаропроизводителями изготовленных ими подакцизных товаров для внутреннего использования на собственные нужды;2
  • передача на территории РФ товаропроизводителями подакцизных товаров собственного производства в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в порядке взноса по договору о совместной деятельности;
  • реализация организациями с акцизных складовалкогольной продукции, приобретенной либо у её товаропроизводителей, либо с акцизных складов других организаций. Следует отметить, что реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации не признается объектом налогообложения;
  • реализация переданных на основании приговоров и решений судов или других уполномоченных органов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;
  • ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
  • другие облагаемые операции.

Полный перечень налогооблагаемых акцизами операций приводится в ст. 182 НК РФ.

С 1 января 2001 г., в связи  с введением в действие части II НК РФ, произошло существенное расширение области применения акцизов в  сфере обращения. К уплате акцизов  по алкогольной продукции были подключены оптовые организации торговли. В  настоящее время они выполняют обязанности налогоплательщика акцизов наряду с товаропроизводителями алкогольной продукции. Однако это не означает двойного налогообложения алкогольной продукции, так как товаропроизводители начисляют сумму акциза при ее реализации на акцизные склады оптовых организаций торговли в размере 50 % установленных налоговых ставок. В таком же размере начисляется и сумма акциза при перепродаже алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций торговли. Разделение уплаты акциза по алкогольной продукции между сферами производства и оптовой торговли позволяет расширять границы распределения поступлений от этого налога на региональном уровне, что имеет немаловажное значение для укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов субъектов РФ.

При рассмотрении объектов обложения акцизами необходимо обратить внимание на одну важную особенность  порядка исчисления этого налога, принципиально отличающую его от порядка исчисления НДС. Она состоит  в том, что акцизы (в отличие  от НДС) взимаются только с первичных операций, осуществляемых с подакцизными товарами. Это означает, что при перепродаже или иных вторичных операциях с подакцизными товарами у лиц, их осуществляющих, не появляется объекта налогообложения акцизами и не возникает обязанности по их уплате. Следует учитывать, что отдельные операции хозяйствующих субъектов с подакцизными товарами, не подлежат налогообложению, например:

  • передача подакцизных товаров собственного производства из одного структурного подразделения организации в другое для изготовления других подакцизных товаров;5
  • реализация юридическими лицами денатурированного этилового спирта из всех видов сырья и денатурированной спиртосодержащей продукции в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
  • первичная реализация (передача) конфискованных, бесхозяйных подакцизных товаров, обращенных в государственную или муниципальную собственность, организациям с целью промышленной переработки этих товаров под контролем таможенных или налоговых органов;
  • реализация подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенном режиме экспорта;
  • другие операции с подакцизными товарами, не подлежащие налогообложению.

Полный перечень освобождаемых  от налогообложения операций указан в ст. 183 НК РФ. Право на освобождение от налогообложения указанных операций предоставляется только при условии  осуществления их отдельного учета. При рассмотрении перечня необлагаемых операций особое внимание следует обратить на условия освобождения от налогообложения экспорта подакцизных товаров. С 1 июля 2001 г. вступил в силу порядок налогообложения по принципу страны назначения. Это значит, что акцизы взимаются в бюджет той страны, в которую ввозятся подакцизные товары, и потому ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России признается объектом налогообложения, а вывоз их за пределы РФ таковым не является. Причем для освобождения экспорта подакцизных товаров от налогообложения с 1 июля 2001 г. уже не имеет значения, куда осуществляется их вывоз - в страны ближнего или дальнего зарубежья. До указанной даты экспорт подакцизных товаров в государства СНГ не освобождался от обложения акцизом.

Освобождение от обложения  акцизом при экспорте подакцизных товаров предоставляется не любым экспортерам, а только организациям, которые эти товары произвели. Указанные лица получают право на освобождение экспорта подакцизных товаров от обложения акцизом при условии представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Но независимо от этого они обязаны представить налоговому органу в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров документальное подтверждение фактического экспорта, иначе данная операция приравнивается к реализации подакцизных товаров на территории России и подлежит обложению акцизом в общеустановленном порядке. Банк, давший поручительство, обязан в этом случае уплатить в бюджет за своих поручаемых причитающуюся сумму акциза и пеню. Впоследствии, при документальном подтверждении факта вывоза подакцизных товаров за пределы России и оплаты их иностранным партнером, сумма уплаченного акциза подлежит возмещению налогоплательщику.

С 1 января 2003 г. на основании  Федеральных законов от 24. 07. 2002 г. № 110-ФЗ и от 31. 12. 2002 г. № 191-ФЗ коренным образом изменился порядок налогообложения акцизами торговли нефтепродуктами. Изменения расширили круг плательщиков за счет продвижения акцизов по нефтепродуктам из области производства в сферу торговли. Вместе с тем, в состав объектов налогообложения не включаются операции по реализации нефтепродуктов, которые являются доминирующими в составе объектов налогообложения акцизами в операциях с другими подакцизными товарами. Лица, осуществляющие операции с нефтепродуктами (организации и индивидуальные предприниматели), имеют право на добровольной основе получить в налоговом органе свидетельство о регистрации, наличие которого дает им определенные преимущества в налогообложении акцизами. Порядок выдачи свидетельств определяется Федеральным законом от 29. 06. 2004 № 58-ФЗ. Свидетельства выдаются по следующим видам деятельности (при наличии в собственности мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов более 50 % уставного капитала):

  • производство нефтепродуктов;
  • оптовая реализация нефтепродуктов;
  • оптово-розничная реализация нефтепродуктов;
  • розничная реализация нефтепродуктов.

Состав операций с  нефтепродуктами, облагаемых акцизами, определяется вышеназванными законами при наличии у налогоплательщика  свидетельства о регистрации. В этой связи объекты налогообложения акцизами по операциям с нефтепродуктами объединены в следующие группы:

  • оприходование налогоплательщиком, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов, а также полученных в собственность в счет оплаты услуг по их производству на давальческой основе;

-получение нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство. Под получением понимается приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование их при самостоятельном производстве из собственных материальных ресурсов и при получении в счет оплаты услуг по изготовлению из давальческого сырья и материалов; получение нефтепродуктов, произведенных на стороне из собственного сырья и материалов заказчика по договору их переработки;

-передача нефтепродуктов, произведенных на давальческих условиях, собственнику сырья и материалов, не имеющему свидетельства о регистрации, или иному лицу по его поручению.

Таким образом, при новом  порядке налогообложения нефтепродуктов акцизами их реализация включается у налогоплательщиков в число освобождаемых от налогообложения.

Ставки акцизов в зависимости от метода их определения делятся на три группы:

  1. адвалорные - в процентах к стоимости подакцизных товаров;
  2. специфические - установленные в определенной денежной сумме на определенную единицу натурального измерения налоговой базы;

3 комбинированные - сочетание адвалорной и специфической ставки.

Наглядное представление о действующих  ставках налогообложения акцизами дает табл. 1 (выборочные данные из ст. 193 НК РФ).

Сумма акциза определяется плательщиком самостоятельно. При этом сумма акциза в расчетных документах на подакцизные товары, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива и в первичных учетных документах, а также в регистрах бухгалтерского учета выделяется отдельной строкой.

В случае не выделения суммы акциза в расчетных и первичных учетных  документах отдельной строкой исчисление суммы акциза расчетным путем  по этим документам не производится.

В случае использования в качестве сырья, кроме давальческого, подакцизных товаров (за исключением подакцизных видов минерального сырья), по которым уже был уплачен акциз, сумма акциза, начисленная и подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную покупателем по сырью, использованному (списанному) для его производства.

В случае использования  в качестве давальческого сырья  подакцизных товаров (за исключением  подакцизных видов минерального сырья), по которым уже был уплачен  акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается  на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для его производства, при представлении налогоплательщиками копий платежных поручений с отметкой банка и соответствующих налоговых или таможенных органов РФ об уплате и фактическом поступлении акцизов по этому сырью.