Налоги и налогообложение банков

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ивановский государственный политехнический университет»

 

Институт социально-гуманитарных и естественных наук

 

Кафедра  «Бизнеса и Финансов»

 

 

 

контрольная работа

по дисциплине: «БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

 

Тема : «Налоги и налогообложение банков»

 

 

 

             Автор контрольной работы                    Тощакова А.В.

подпись                      инициалы, фамилия

 

                                Шифр    086344                                          Вариант № 19

                                        Курс  VI                                   Форма обучения: заочная

          Специальность    080502 «Экономика и управление на предприятии»

                                   Проверил                                                  Печникова А.Г.

                                      подпись, дата                      инициалы, фамилия

 

 

Иваново  2016

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

налоговый уплата учет банк

Финансовый сектор экономики играет значительную роль в экономических преобразованиях России. К финансовой сфере относятся страховые организации, биржи, брокерские компании, банки и другие кредитные организации, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д. Все эти финансовые организации имеют особую специфику деятельности, совершенно несравнимую с работой промышленных организаций. Специфическая деятельность организаций финансового сектора экономики вызвала необходимость отражения в Налоговом кодексе РФ особенностей налогообложения их доходов и финансовых операций. Особенности налогообложения финансовых организаций учитываются при исчислении налога на прибыль, НДФЛ и НДС.

Коммерческие банки, как и любые другие организации, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Банки выполняют исключительно важную роль в механизме функционирования рыночной экономики. С их помощью осуществляется перелив капитала в наиболее рентабельные отрасли и регионы, что способствует экономическому, социальному и технологическому прогрессу общества. Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства субъектов хозяйств; с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.

Порядок налогообложения коммерческих банков существенно менялся с 1991 года. Начатое в конце 1990 года акционирование государственных специализированных банков и превращение их в коммерческие, завершенное в 1991 году, практически совпало со становлением российской налоговой системы.

    1. Налог и налогообложение
    1. Понятие налога и налогообложения

 

Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой – носят объективный характер и имеют назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют часть финансовых отношений.

Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства, базовая составляющая государственного финансового плана.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии). Пример: сбор за регистрацию и постановку на налоговый учет, выдача различных лицензий, сбор в нотариальной конторе.

Налогообложение (обложение налоговым платежом) – весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

 

    1. Функции налогообложения

 

Сущность налогов проявляется через их функции:

  1. Фискальная функция (пополнение бюджета) является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. С помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и создается материальная основа существования государства и его функционирования.
  2. Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Усиление налогового бремени ведет к уменьшению совокупного спроса, порождает проблему реализации произведенного ВВП, снижение совокупного предложения. Снижение налогового бремени ведет к росту части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц, увеличению потребления, сбережений, инвестиций. Уменьшение налоговых изъятий позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество.

  1. Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогового в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы.
  2. Стимулирующая функция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.
  3. Социальная функция – применение налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, финансирование государственных социальных программ.
  4. Воспроизводственная функция – зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия природоохранного назначения и дорожного хозяйства.

7. Контрольная функция – налоги выступают «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий.

1. фискальная – пополнение бюджета; 2. регулятивно - стимулирующая – налоговые механизмы для регулирования экономических отношений и стимулирования отдельных областей; 3. социальная – обеспечение минимальных социальных стандартов; 4. контрольная – контроль за распределением ВВП и расходованием по целевому назначению.

 

 

 

 

    1. Элементы налогообложения: порядок, способы исчисления и уплаты налога, сроки уплаты

Существуют две системы исчисления налогов:

  • 1) некумулятивная (база налоговая рассматривается по частям, при расчете НДС);

  • 2) кумулятивная (исчисление налога нарастающим итогом с начала налогового периода, налог на прибыль, НДФЛ).

Порядок уплаты налога – способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

Порядок уплаты предполагает решение следующих вопросов:

  • 1) направление платежа (бюджет, внебюджетный фонд);

  • 2) средства уплаты налога (в рублях, или в валюте);

  • 3) механизм платежа (безналично или налично), либо через сборщиков налогов.

Особенности контроля уплаты: подлежащая сумма перечисляется в тот или иной бюджет.

Сроки уплаты налогов – дата или период в течении которого налогоплательщик обязан внести сумму налога в бюджет.

В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют:

  • 1) срочные налоги (при покупке транспортных средств в течение 5 дней);

  • 2) периодически-календарные (месячные, квартальные, полугодовые, годовые, 1 раз в квартал).

Порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора:

Отсрочка – перенесли срок и рассрочка – изменение срока уплаты на срок от 1 до 6 месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности, при наличии следующих оснований:

  • 1) нанесении налогоплательщику значительного материального ущерба в результате стихийных бедствий, катастроф;

  • 2) задержки финансирования из бюджета;

  • 3) задержка оплаты выполненного государственного заказа;

  • 4) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогов;

  • 5) сезонный характер предпринимательской деятельности.

Если 1 и 2 - % не начисляются, 3 и 5 - % = 0,5 ставки рефинансирования, которые действуют в период отсрочки и рассрочки.

Кредит – изменение срока уплаты на срок от 3 месяцев до 1 года, при наличии выше перечисленных условий (срок более длительный в отличии от рассрочки и необходимо предоставить залог или поручительство).

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит – изменение срока уплаты налога, на срок от 1 до 5 лет, дается не всем организациям, а при наличии оснований:

  • 1) выделяется организации, проводящей НИОКР, либо техническое перевооружение собственного производства;

  • 2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

  • 3) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности налогообложения банков

 

2.1 Банки, как участники налоговых правоотношений

 

Вопрос о банках (кредитных организациях) как субъектах налогового права, а в данном случае - участниках процесса налогового администрирования, также является актуальным для доктрины финансового права. Н.И. Химичева, говоря о кредитных органах - банках как субъектах налогового права, отмечает, что они принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Д.В. Винницкий также поднимает вопрос о налоговой правосубъектности банков и иных кредитных организаций, которая проявляется как в особенностях налогообложения многих банковских операций, так и в дополнительных обязанностях банков. На указанные функции банков также обращают внимание Н.А. Саттарова и другие ученые.

Е.В. Чернова, анализируя высказывания В.Е. Кузнеченковой (разграничивающей органы налогового администрирования и лиц, содействующих налоговому администрированию, куда относятся банки) и В.Ф. Евтушенко (когда банки наряду с налоговыми агентами, органами регистрации, представителями налогоплательщиков относятся к лицам, содействующим уплате и поступлению налогов и сборов в бюджет), приходит к выводу о том, что банки правильнее относить к основной категории лиц наряду с налоговыми, финансовыми таможенными органами. При этом автор апеллирует к закрепленному в законодательстве перечню обязанностей и полномочий банков, их роли при осуществлении налогового контроля, объему проходящих через банковскую систему налоговых платежей, последствиям банковского кризиса 1998 г., а также мерам ответственности, применяемым к банкам и иным участникам налоговых правоотношений. Как представляется, кредитные организации, будучи изначально субъектами публичных имущественных отношений (именно они имеют исключительное право на осуществление банковских операций по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц, по осуществлению расчетов, а также по осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (только банки)), в случае с налоговым администрированием обременяются дополнительными обязанностями публично значимого характера, выполнение которых, по мнению автора, полностью сообразуется с реализацией такого принципа финансового права, как приоритет публичных интересов.

Налоговым кодексом РФ на банк как участника налоговых правоотношений возлагаются следующие обязанности:

1) Для контроля денежных  потоков налоговым органам необходимы  сведения об открытых налогоплательщиками  банковских счетах.

2) Кроме того, кредитная  организация не вправе осуществлять  движение по банковским счетам  налогоплательщика при наличии  у банка решения о приостановлении  операций но счетам этого лица.

3) Кредитные организации  обязаны своевременно выполнять  поручения налогоплательщиков, плательщиков  сбора, налоговых агентов по перечислению  сумм налога (сбора).

4) Кредитные организации  обязаны исполнять решения налогового  органа о приостановлении операций  по счетам налогоплательщика, плательщика  сборов, налогового агента.

5) Кредитные организации  обязаны исполнять решения налоговых  органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков. Решения об их взыскании должны  исполняться банками в течение  одного операционного дня, следующего  за днем их получения. Плата  за обслуживание по указанным  операциям не взимается.

6) Кредитные организации  обязаны выдавать налоговым органам  справки по операциям и счетам  организаций и граждан-предпринимателей  по мотивированному запросу.

Ответственность за неисполнение кредитными организациями публично-правовых обязанностей, возложенных налоговым законодательством на этих участников налоговых правоотношений, предусмотрена положениями главы 18 НК РФ.

Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.

В налоговых правоотношениях банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (на пример, решений о приостановлении операций по счетам и др.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений - это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

Признание коммерческого банка субъектом налогового права происходит в силу распространения на него действия законодательных актов о налогах и сборах. Коммерческий банк как субъект налогового права в силу самого действия названных законодательных актов, т.е. независимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности, или налогово-правовой статус коммерческого банка. Поэтому налоговая правосубъектность имеет особое, основополагающее значение для правового регулирования поведения коммерческих банков, поскольку служит предпосылкой взаимоотношений между ними и иными субъектами налогового права, предопределяет действия банка в конкретных налоговых отношениях.

По своей роли, специфическим функциям в механизме правового регулирования налоговых отношений правосубъектность выступает в качестве средства фиксирования круга субъектов - лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Налоговая правосубъектность, конкретизируя круг реальных субъектов налогового права, является вместе с тем первичной ступенью конкретизации налогово-правовых норм, на которой определяется общее юридическое положение субъектов: субъекты налогового права ставятся в то или иное положение по отношению друг к другу. Налоговая правосубъектность определяет область законодательства, действующего применительно к коммерческому банку, и, следовательно, конкретизирует круг правоотношений, в которых банк может участвовать.

Налоговая правосубъектность коммерческих банков является одним из видов финансовой правосубъектности, поэтому наряду с общими чертами ей присущи некоторые свойства, обусловленные спецификой налоговых отношений и правового воздействия на них. Специальная правоспособность коммерческих банков в налоговых правоотношениях дает возможность осуществлять им лишь такие права, которые соответствуют предмету налогового права. Налоговая правосубъектность - более емкая категория, нежели возможность правообладания и несения обязанностей в сфере налоговых отношений. Ее конкретное содержание зависит от целого ряда факторов: юридической природы субъекта, характера и целей его деятельности.

Коммерческий банк как субъект обладает рядом существенных особенностей по сравнению с собственно организацией как субъектом налогового права. В силу особой общественной значимости банковской деятельности роль публично-правовых методов в ее регулировании гораздо более весома, чем в других сферах хозяйствования.

Правовое положение банка характеризуется единством частных и публичных начал. С одной стороны, как и любая коммерческая организация, банк вступает в правоотношения со своими контрагентами на основе договора, что предполагает равенство и автономию воли его участников. С другой стороны, экономическая сущность коммерческого банка как важнейшего денежно-кредитного института, особого финансового посредника, через который проходят денежные потоки государства, предопределяет наличие публичного интереса в его стабильном функционировании в рамках банковской системы, а также защиты интересов его вкладчиков и иных кредиторов. Публичный интерес, в свою очередь, проявляется в существовании специального правового механизма, направленного на минимизацию риска совершения банковских операций, который (механизм) в известной степени ограничивает свободную волю сторон, сужая рамки их возможного поведения. Повышенная роль публично-правовых методов в регулировании деятельности кредитных организаций является объективной закономерностью, вызванной спецификой банковской системы.

Российское налоговое законодательство не делает различий между понятиями "банк", "кредитная организация", "небанковская кредитная организация". На самом деле названные понятия различны по своему объему и содержанию. Критерием их разграничения служит определенное сочетание выполняемых банковских операций, которыми и определяются особенности налогообложения банков.

Одним из основных критериев отнесения коммерческого банка к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность уплачивать причитающиеся налоги. банки приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием) относительно уплаты установленных налогов или сборов. Налогоплательщиков в качестве субъектов налогового права характеризует потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установления, введения или взимания налогов, осуществления налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальная обязанность банка как налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога. Возникновение таких обстоятельств служит юридическим фактом, на основании которого коммерческий банк приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй НК или иным федеральным законом отдельно по каждому налогу и сбору.

Налогоплательщик - это особый (специальный) правовой статус коммерческого банка, на который в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Статус коммерческих банков в налоговом законодательстве характеризуется тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений. Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций проявляется главным образом в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

Основной обязанностью банков как налогоплательщиков является предусмотренная ст.23 НК обязанность уплачивать законно установленные налоги. Вместе с тем специальных налогов, которыми бы облагались только банки, современное законодательство о налогах и сборах не предусматривает. Банки являются плательщиками тех же налогов, что и другие хозяйствующие субъекты.

В соответствии с подп.1 п.3 ст.45 НК обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком "с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа".

Весьма значимое место среди публично-правовых обязанностей банков в налоговых правоотношениях занимает обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (п.2 ст.86 НК). Налоговый орган вправе запрашивать не любые документы, а лишь предусмотренные НК, и только в связи с проведением налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика.

Следующим элементом специальной правосубъектности коммерческих банков в налоговых правоотношениях выступает дееспособность. Единственной составляющей налоговой дееспособности, которую определил НК (ст.107), является налоговая деликтоспособность, т.е. способность лица нести ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых отношений способствует стимулированию инвестиционной деятельности кредитных организаций.

Таким образом, банки как субъекты налогового права обладают рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных субъектов - организаций, что позволяет считать их специальными субъектами налогового права.

 

1.2 Особенности налогообложения прибыли и НДС банков

 

Правовое регулирование налогообложения банков выделяется в самостоятельный институт налогового и банковского права.

Налогообложение прибыли банков связано с правовыми и экономическими условиями привлечения денежных средств от юридических и физических лиц и размещением их на условиях возвратности, платности и срочности, а также с осуществлением различных банковских операций, финансовых и гражданско-правовых сделок. Банки, превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций и других финансово-промышленных конгломератов, стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и соответственно крупнейшими налогоплательщиками. Налог на прибыль банков взимается по общим нормам налогообложения прибыли предприятий и организаций с учетом особенностей, обусловленных спецификой источников получения банковской прибыли.

При установлении норм о налогообложении прибыли банков законодательство исходит из комплексного подхода к анализу банковской деятельности, которая носит многопрофильный характер. Налог на прибыль планируется и исчисляется исходя не только из текущей деятельности, но и из будущего участия банков в торговых сделках и инвестициях. Статья 5 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" предоставляет банкам право осуществлять широкий спектр финансовых, торговых и инвестиционных операций. Налоговый контроль в этой сфере определяется не только масштабами поступлений в госбюджет налоговых платежей, но и необходимостью обеспечить баланс бюджетных и инвестиционных интересов в банковской деятельности. Законодательство, регулирующее налог на прибыль, рассматривает банки в качестве основных субъектов финансового рынка и хозяйственного оборота и устанавливает особенности их налогообложения в отличие от общих налоговых норм, регулирующих налогообложение предприятий и корпораций. Законодательное регулирование налогообложения банковской деятельности определяется банковским законодательством Российской Федерации, актами Президента и Правительства, нормативными документами, которые устанавливают условия применения Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 16 июля 1992 г. при налогообложении прибыли банков и других кредитных учреждений.

Состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, регламентирован постановлением Правительства РФ "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями" (раздел 1, п.1-19).

Налоги и налогообложение банков