Налоги и налогообложение ИП Кузнецов Д.В

Министерство образования и науки РФ

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Институт экономики и управления

Кафедра менеджмента

 

 

_______________ ____________

(фамилия, имя и отчество студента)

 

 

Курс 4 Группа

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

На тему «Налоги и налогообложение ИП Кузнецов Д.В.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметка о зачете ________________________           ___________20___г.

Руководитель      _____________      ___________      _________________

                                                                          (должность)                                        (подпись)                                                                               (Фамилия И.О.) 

 

Архангельск

2014 
 
 
Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Основные начала законодательства о налогах и сборах …..................5

Глава 2. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции................................................................................................................11

Глава 3. Особенности налогового учета ИП Кузнецов Д.В. …..........................15

    1. Характеристика объекта исследования …............................................15
    2. Формирование информационной базы для анализа финансовой деятельности и режима налогообложения ИП Кузнецов Д.В. …......................16

Заключение ….........................................................................................................27

Литература …..........................................................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации [Текст]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налогообложение —  это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Актуальность данной темы состоит в том, что всех она касается с весьма болезненной точки зрения. Для государства налоги —  это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства. А через это на самочувствии общества и населения.

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.

Объектом исследования выступает налоговая система, которая является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Предмет исследования данной контрольной работы — налогообложение индивидуального предпринимателя.

Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом Кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Целью контрольной работы является комплексное исследование организации налогообложения на конкретном предприятии — Индивидуального предпринимателя Кузнецова Дмитрия Владимировича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ.

Законодательство РФ о налогах и сборах — совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Основные начала законодательства о налогах и сборах сформулированы в ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации и представляют собой основные принципы системы налогового законодательства России. К ним относятся следующие:

1. Каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и  сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Понятие законности установления налога должно рассматриваться в тесной связи с иными основными началами законодательства о налогах и сборах. При выполнении каких же условий можно утверждать, что налоги и сборы установлены законно?

     Во-первых, установить  налог или сбор можно только  законом. Следовательно, должны быть  соблюдены надлежащие форма установления  закона и порядок его принятия и введения в действие.

     Во-вторых, при  установлении налога и сбора  следует учитывать наличие соответствующих  полномочий у инициатора —  органа государственной власти.

     В-третьих, для  законного установления налога  или сбора "необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств".

 Налоговый Кодекс РФ  провозглашает, что при установлении  налогов учитывается фактическая  способность налогоплательщика  к уплате налога. К сожалению, практика показывает, что при  установлении налогов данный принцип часто не соблюдается самим законодателем. Примером тому может служить введенная в действие с 1 января 2001г. частью второй Налогового Кодекса Российской Федерации система стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц (ст.218 НК РФ). Установление в ст.218 НК РФ предельных размеров стандартных налоговых вычетов нарушает названный принцип, так как не учитывает различие имущественного положения физических лиц в зависимости от места жительства, условий проживания, особенностей региональной экономики и т.д.

2. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Исключением из этого правила является возможность установления особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (статьи 6 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Принципы всеобщности и равенства налогообложения являются обычной декларацией, имеющей исключительно абстрактный характер.

3. Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав.

Посредством налогов всегда изымается часть собственности, заработанной или приобретенной налогоплательщиком. При этом, совокупность налогов и сборов, составляющая налоговое бремя каждого отдельно взятого налогоплательщика, должна позволять все же реализовывать свои конституционные права, например, право частной собственности. Поэтому законодательно установленные элементы налогообложения по каждому конкретному налогу должны иметь достаточное обоснование, позволяющее четко определить, на какую конкретно часть собственности налогоплательщика претендует государство и почему.

Несмотря на то что принцип экономической обоснованности налогов и сборов закреплен в Налоговом Кодексе РФ, но не содержит критериев, которые бы позволяли установить, чтo именно понимается под экономическим основанием и какое экономическое основание считается достаточным для установления, введения и взимания налога.

4. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство Российской  Федерации и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Конституцией Российской Федерации закреплен принцип единой финансовой политики государства, в том числе налоговую, проведение которой обеспечивает в том числе единство налоговой системы.

Из принципа единой финансовой политики следует, что недопустимо устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Данный принцип в качестве основного положения налогового законодательства вошел в текст Налогового кодекса РФ и действует с момента вступления его в силу.

5.Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Пункте 5 ст.3 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом РФ; налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. При этом для установления, изменения или отмены федеральных налогов и сборов в качестве единственно возможного документа называется НК РФ, для установления, изменения или отмены налогов и сборов субъектов Российской Федерации - законы таких субъектов федерации, а местных налогов и сборов - нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

6. При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Такое законоположение вполне логично, так как оно обусловливает уточнение оснований возникновения налогового обязательства и способа его исполнения. Совокупность элементов закона о налоге устанавливает обязанность налогоплательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-либо причине не установил и (или) не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог или уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 В пункте 6 ст.3 НК РФ  установлено: акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Установление данного принципа представляется логически обоснованным и справедливым. Все налоговые правоотношения основаны на подчинении одной стороны другой, а государство в этих отношениях выступает как сильная сторона, устанавливающая нормы и имеющая возможность обеспечивать исполнение данных правил и норм путем применения государственного принуждения. Исходя из этого недопустимо, чтобы умышленно или неумышленно допущенные государством ошибки, противоречия, сомнения и упущения также ложились на плечи налогоплательщика. Взяв на вооружение этот принцип, налогоплательщики часто пытаются использовать его очень свободно, не учитывая того, что он подлежит применению только при наличии действительно неустранимых сомнений, неясностей и противоречий. Их наличие следует еще доказать. Все законодательные акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ.

Особенностью данного специального налогового режима является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы главы 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.

Глава 26.4 НК РФ введена в действие 01 января 2004 года, до этого все налоговые отношения по соглашениям о продукции (далее СРП) регулировались ФЗ № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.

Сторонами соглашения являются:

- Российская Федерация, от  имени которой выступает Правительство  РФ и орган исполнительной  власти субъектов РФ, на территории которых исполняется СРП;

- инвестор, представленный  юридическим лицом либо объединением  юридических лиц, которые осуществляют  вложение собственных, заемных или  привлеченных средств в разработку  месторождения.

Налогообложение при СРП предполагает замену уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме. Таким образом, можно наблюдать уникальный в наши дни  случай введения обязательного платежа в натуральной форме. Налоги и сборы, предполагаемые для каждого налогоплательщика, включены в этот обязательный платеж. Указанный платеж нельзя считать льготой по налогу, поскольку суммы налога включаются при определении суммы платежа (за исключением нескольких налогов).

Главой 26.4 НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.

Согласно первому традиционному (обычному) варианту происходит раздел как произведенной продукции, так и прибыльной. Доля инвестора в произведенной продукции для возмещения его затрат не должна превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе — 90 процентов от общего объема произведенной продукции.

Второй вариант раздела продукции используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не должна превышать 68 процентов произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32 процентов.

При первом варианте соглашения инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

- НДС;

- налог на прибыль организаций;

- ЕСН;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- платежи за пользование  природными ресурсами;

- плата за негативное  воздействие на окружающую среду;

- плата за пользование  водными ресурсами;

- государственная пошлина;

- таможенные сборы;

- земельный налог;

- акцизы.

При этом установлено, что суммы указанных выше налогов, за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, должны в дальнейшем быть возвращены инвестору в составе возмещаемых расходов.

Вместе с тем, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа власти или представительного органа местного самоуправления. Законодатель также установил, что при данном варианте соглашения налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, использующихся исключительно для предусмотренной соглашением деятельности. В случаях, когда имущество организации используется в целях, не предусмотренных соглашением, налогообложение такого имущества производится в общем порядке. Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога за исключением тех случаев, когда транспортные средства используются в непредусмотренных соглашением целях. Исключением в данном случае являются легковые автомобили.

Второй вариант раздела продукции предполагает уплату налогоплательщиком следующих налогов и платежей:

- НДС;

- ЕСН;

- плату за негативное  воздействие на окружающую среду;

- государственную пошлину;

- таможенные сборы.

Второй вариант раздела продукции, в отличие от первого, уже не предусматривает возмещение уплаченных налогов. Аналогично, как и при традиционном разделе продукции, инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов, если законодательные органы субъекта РФ и местного самоуправления примут соотвествующие решения.

Глава 26.4 НК РФ освобождает инвестора от уплаты таможенных пошлин (для обоих вариантов) в части товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ для выполнения работ по заключенному соглашению, а также в части продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и ввозимой с российской таможенной территории.

Налоговой базой для тех налогов, которые подлежат уплате при выполнении СРП, признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. По каждому соглашению она определяется раздельно и исчисляется по итогам каждого отчетного периода. НК РФ установлено, что в случае, если налоговая база является для соответствующего налогового периода отрицательной величиной, она признается равной нулю. При этом налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на величину полученной отрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, но не более срока действия соглашения.

Особенностью СРП является то, что  выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положения статьи 87 НК РФ, запрещающих проведение повторных проверок.

ГЛАВА 3.  ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ИП КУЗНЕЦОВ Д.В.

В современных, динамично развивающихся, рыночных отношениях участвуют хозяйствующие субъекты с различными масштабами деятельности. Таким образом, рынок товаров, работ, услуг представлен как предприятиями – юридическими лицами, так и предпринимателями без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями).

Предпринимательство физических лиц без образования юридического лица получило в последние годы довольно широкое распространение в Российской Федерации, особенно в торговле.

Как и юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрены три основные системы налогообложения: общая (традиционная) система налогообложения, упрощенная система налогообложения (УСН) и система в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Предметом исследования в данной работе является розничная торговая деятельность индивидуального предпринимателя Кузнецова Дмитрия Владимировича.

Источниками информации при написании данной работы служили данные учета деятельности предпринимателя за три года.

3.1 Характеристика объекта исследования.

Индивидуальный предприниматель Кузнецов Д.В. занимается оптовой и розничной торговлей ювелирными украшениями и бижутерией. Реализация товара происходит через розничный магазин.

Основными поставщиками товара являются организации и предприниматели, работающими напрямую с заводами-изготовителями, что обусловливает высокое качество и подлинность предлагаемого товара, подтвержденные сертификатами качества. В результате такой работы, предприниматель имеет возможность, что называется "из первых уст" получать сведения о новых товарах и исчерпывающую информацию о поступающем товаре.

Производители представлены Торговыми Домами «Яшма» и «Камея», а также Индивидуальными предпринимателями Низовым Д.Д. и Силинским Ю.В. Поставки товара от поставщиков осуществляются прямыми закупками с отбором из имеющегося ассортимента либо доставкой экспресс-почтой при выборе из каталогов.

Штат сотрудников предприятия представляет 6 человек. Из них на руководящих должностях 2 человека, штат бухгалтерии представлен 2 сотрудниками, 2 продавца-консультанта.

Предприниматель Кузнецов Д.В. занимается данным видом деятельности более 10 лет и занимает одно из первых мест на рынке, предоставляющих данный вид товара для розничного покупателя в Плесецком районе.

3.2 Формирование информационной  базы для анализа финансовой  деятельности и режима налогообложения  индивидуального предпринимателя  Кузнецова Д.В.

Возможность проведения финансового анализа предполагает наличие информационной базы, в качестве которой в России традиционно выступает система бухгалтерского учета и отчетности. У индивидуального предпринимателя такая информационная база отсутствует, поскольку, как известно, индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерский учет и не составляют финансовую отчетность. Для анализа составим таблицу, приведенную ниже (конкретные цифры не приведены в таблице в связи с невозможностью их получения).

Объем хозяйственных средств и источники их финансирования у индивидуального предпринимателя по состоянию на 01 января 2014 года.

Хозяйственные средства, занятые в предпринимательской деятельности

Сумма, тыс. руб.

Источники финансирования хозяйственных средств

Сумматыс. руб.

Группа 1. Основные средства и внеоборотные активы

 

Группа 1. Собственный капитал

 

1.1.   Основные средства

 

1.1.   Накопленная прибыль

 

1.2.   Долгосрочные финансовые вложения

     

Итого по группе 1

 

Итого по группе 1

 

Группа 2. Оборотные активы

 

Группа 2. Заемные и привлеченные средства

 

2.1.Производств. запасы

2.2. Дебиторская задолженность

 

2.1. Кредиты банков

2.2. Займы

 

2.3. Денежные средства

 

2.3. Кредиторская задолженность, в  том числе поставщикам и подрядчикам, по расчетам с работниками, перед  бюджетом по налогам и сборам, прочая задолженность

 

2.4. Краткосрочные финансовые вложения

     

Итого по группе 2

 

Итого по группе 2

 

Всего хозяйственных средств (группы 1-2)

 

Всего источников финансирования

 

Учет своей хозяйственной деятельности индивидуальный предприниматель ведет в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций по правилам, установленным Порядком ведения учета доходов и расходов, утвержденного приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430. Учет ведется кассовым способом и записывается в книгу учета доходов и расходов позиционным способом на основании первичных приходных и расходных документов. Данные книги учета доходов и расходов, результаты инвентаризации денежных средств (кассы и расчетного счета), товарных остатков на складах, дебиторской и кредиторской задолженности являются основными исходными данными для формирования информационной базы о хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя.

В книге имеется несколько разделов, в которых отражаются хозяйственные операции индивидуального предпринимателя.

В первом разделе отражаются все доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности. В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. Стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и реализацию.

Второй раздел книги представляет расчет амортизационных отчислений на восстановление основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

Третий раздел "Расчет амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, не списанным по состоянию на                 01 января 2014г." предназначен для продолжения начисления амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам.

В четвертом разделе отражается расчет амортизации нематериальных активов.

Пятый раздел "Расчет начисленных (выплаченных) в виде оплаты труда доходов и удержанных с них налогов" предназначен для расчета начисленных работникам в виде оплаты труда доходов и удержанных с них налога на доходы.

Шестой раздел "Определение налоговой базы" является обобщающим и включает в себя определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за налоговый период. Используется индивидуальным предпринимателем для отражения итогов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. Данные раздела используются для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц.

Индивидуальный предприниматель в своей деятельности самостоятелен и свободен в выборе вида и сферы предпринимательской деятельности, в принятии хозяйственных решений, в формировании производственной программы, выборе источников финансирования, поставщиков и потребителей, трудовых ресурсов. Индивидуальный предприниматель самостоятельно выбирает каналы сбыта, устанавливает системы оплаты труда, уровень цен на продукцию, работы, услуги, распоряжается доходами от своей деятельности, оставшимися после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Налоги и налогообложение ИП Кузнецов Д.В