Налоги и налогообложение в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  Менеджмента и бизнеса 
 
 
 
 
 

                        Кафедра СМ 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По дисциплине: Финансы и кредит

На тему: Налоги и налогообложение в Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнил: ст.гр. УПРз-06

                                                         Симакова Д.В. 

                                                                                  Проверил:

                                                        Шестаков В.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011

Содержание 
 

  Введение 3
1. Основы налоговой  системы 5
 
    1. Виды классификации налогов РФ
5
 
    1. Структура действующей налоговой системы  РФ
12
2. Система налоговых  органов РФ и организация Федеральной  налоговой службы  
14
  2.1 Главные задачи и основные обязанности налоговых органов 17
  Заключение 19
  Список литературы 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени  достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

      Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена  система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.

      В конце 1998 г. Государственная налоговая служба Российской Федерации переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. МНС России действовала до сентября 2004 г., когда была преобразована в Федеральную налоговую службу, вновь введенную в состав Минфина.

      Налоги  являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей. Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Они позволяют государству решать социальные и другие общественные задачи, в первую очередь — выравнивания уровня доходов граждан.

      Роль  механизма налогообложения возрастает по мере того, как государство усиливает экономические функции и свое воздействие на рыночные преобразования экономики страны. Постоянно расширяется поток нормативных документов по дополнению уже принятого законодательства, касающегося как всей системы налогообложения, так и отдельных элементов налога. Особое значение для современной России имеет формирование рациональной налоговой системы, направленной на создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности. Один из важнейших путей решения этой задачи — строгое соблюдение действующего налогового законодательства.

      Законопослушный налогоплательщик даже в условиях достаточно высокого уровня налогового пресса часто имеет возможность минимизировать свои платежи по налогам. Соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного выполнения всех нормативных актов по налогообложению.

      Поэтому знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием в системе экономической подготовки специалистов.

      Таким образом целью моей работы является:

    1. изучение принципов налогообложения;
    2. рассмотрение механизма формирования налогов;
    3. ознакомление с трехуровневой системой налогообложения предприятий, организаций и физических лиц;
    4. рассмотрение структуры действующей налоговой системы РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Основы налоговой  системы 

    1. Виды  классификации налогов  РФ
 

      Основы  ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За девять прошедших лет было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

      Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства [9 с. 21].

      Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г. N 2118 - 1. К понятию "другие платежи"относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как: Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования [4 с. 15].

      Для того чтобы вникнуть в суть налоговых  платежей, важно  определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

      1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

      2. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

      Примером  осуществления этого принципа служит замена налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

      3. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

      4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

      5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко  адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).

      6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого  ВВП и  быть  эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

      По  механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные [1 с. 25].

        Прямые налоги - налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица.

      Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или услуги);  на наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

        Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции [1 с. 26].

      Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими налогами.  Чем  менее  эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя,  а большая уплачивается за  счет  прибыли.  В долгосрочном плане эластичность предложения растет,  и на потребителя  перекладывается  все большая часть косвенных налогов.

      В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности [1 с. 27].

      Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

      Предусмотрено, что один и тот же объект может  облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения [6 с. 30].

      По  налогам могут в законодательном  порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

      • необлагаемый минимум объекта налога;

      • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

      • освобождение от уплаты налогов отдельных  лиц или категорий плательщиков;

      • понижение налоговых ставок;

      • вычет из налогового платежа за расчетный  период;

      • целевые налоговые льготы, включая  налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

      • прочие налоговые льготы.

      Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан [6 с. 33]:

       вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

      • представлять налоговым органам  необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

      • вносить исправления в бухгалтерскую  отчетность в размере суммы сокрытого  им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

      • в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

      • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

      Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными договорами

      Российской  Федерации или бывшего СССР установлены  иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора [7 с. 29].

      Законом "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц [2 с. 36].

      Первый  уровень — это  федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

      Второй  уровень — налоги республик в составе  Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

      Третий  уровень — местные  налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов [2 с. 37].

      Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Перечисленные налоги создают основу финансовой базы государства.

      Наибольшие  доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России.

      Среди местных налогов крупные поступления  обеспечивают: подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу и далее — большая группа прочих местных налогов [10 с. 42].

      Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов. Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

      Налог на прибыль предприятий и организаций  делится между федеральным (11%), региональным (19%) и местным (5%) бюджетами.

      Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

      Налог на имущество юридических лиц  является местным налогом и 100% его поступлений направляется в местные бюджеты [5 с. 17].

      Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.

      Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) [10 с. 45].

      Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них — Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам [3 с. 23].

      Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

      Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей. 

    1. Структура действующей налоговой  системы Российской Федерации
 

      Законом “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации” впервые  в России  вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.

      Федеральные налоги  взимаются по  всей  территории России. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги [7 с. 38]:

      а) налог на добавленную стоимость;

      б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

      в) налог на доходы банков;

      г) налог на доходы от страховой деятельности;

      д) налог от биржевой деятельности;

      е) налог на операции с ценными бумагами;

      ж) таможенные пошлины;

      з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;

      и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и  районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;

      к) гербовый сбор;

      л) государственная пошлина;

      м) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

      н) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация"  и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;

      о) налог на покупку иностранных  денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.

      Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "о" зачисляются в федеральный бюджет. Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах “к” - “м” зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом.

      Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории [7 с. 38].

      Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте “о” зачисляются в соответствующие бюджеты в порядке, определенном законодательным актом Российской Федерации об этом налоге.

      По  объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на [7 с. 39]:

      - налоги с доходов (выручки,  прибыли, заработной платы);

      - налоги с имущества (предприятий  и граждан);

      - налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы). 
 
 

      2. Система налоговых органов Российской Федерации и организация Федеральной налоговой службы 

      Федеральная налоговая служба и ее территориальные  органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов [9 с. 54]:

    • Система налоговых органов Российской федерации
    • Центральный аппарат
    • Федеральная налоговая служба
    • России
    • Территориальные органы
    • Управление ФНС по субъекту Российской Федерации
    • Инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления
    • Инспекции ФНС межрайонного уровня
    • Межрегиональные инспекции ФНС
    • Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам
    • Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных
    • Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Федеральному округу

      Федеральная налоговая служба (ФНС России ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.