Налоги и налоговая система

Контрольная работа

по дисциплине "Введение в экономику"

 

 

 

 

 

 

Тема: Налоги и налоговая система

 

 

 

 

 

 

 

подготовила:

группа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

Введение

 

Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Как известно, налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые  для содержания публичной власти. В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в  переходный к рынку период налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства. Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

 

  1. Налоговая политика России в современных условиях: проблемы, перспективы развития

 

Налоги – это комплексная категория, имеющая как экономическое, так и юридическое значение, поэтому важным является определение налога в рамках законодательства.

В соответствии с Налоговым кодексом, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства  по формированию налоговой системы  страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных  социальных групп общества, а также  развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство  опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для  проведения активной налоговой политики.

Выделяют, как  правило, три типа налоговой политики государства. 
    Первый тип - политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.  
   Второй тип — политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.  
    Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию. 
    При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства. 
    В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал НК РФ. Налоговые преобразования, предусмотренные им, направлены на поэтапную реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы, — снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков. 
    Принятие и введение в действие НК РФ позволили существенным образом систематизировать действовавшие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему. 
    Если для законодательства начала 1990-х гг. было характерно практически полное отсутствие регламентации налоговых органов, их взаимоотношений с налогоплательщиками, то НК РФ, вступивший в силу с 1999 г., четко регламентирует действия налоговых органов во многих стандартных ситуациях, возникающих при сборе налогов. Фактически он включает не только собственно налоговый, но и по аналогии с Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами Налогово-процессуальный кодекс. Именно эти «процессуальные» элементы и оказывают определяющее влияние на технологию сбора налогов в условиях действия НК РФ. 
    НК РФ упорядочивает систему ответственности за нарушение налогового законодательства, дифференцирует ее в зависимости от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки состава налоговых правонарушений. 
    Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.  
    С принятием и введением в действие НК РФ в России начался новый этап налоговой реформы. НК РФ устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов, а также других обязательных платежей. Полномочия всех уровней власти и местного самоуправления по установлению, изменению или отмене налогов и сборов реализуются в пределах установленного перечня и в соответствии с общими принципами налогообложения.  
    В специальном налоговом послании Президента РФ, направленном 23 мая 2000 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, были изложены основные направления налоговой реформы на ближайшую перспективу. В частности, в нем предлагались: 
    • снижение налогового бремени посредством отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, прежде всего тех, которые уплачиваются с выручки от реализации товаров (работ и услуг), ограничение налогообложения фонда оплаты труда (до 35 — 36 %), а также изменение подхода к определению налоговой базы при взимании налога на прибыль; 
    • выравнивание условий налогообложения, которое может 
быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по  
отдельным налогам; 
    • упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов. 
    На первом этапе налоговой реформы (2000—2001 гг.) были отменены налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ЕСН, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий. Для обеспечения социальной справедливости налогообложения введена единая ставка налога на доходы физических лиц, существенно увеличив не облагаемый налогом минимум дохода. В целях легализации ФОТ установлена регрессивная шкала налогообложения по ЕСН. 
    На втором этапе (2002-2003 гг.) в целях обеспечения нейтральности налогообложения снижена ставка по налогу на прибыль организаций и одновременно отменены существующие льготы, а также изменена методика формирования налоговой базы по указанному налогу. 
    Реформирована система налогообложения природных ресурсов, в частности введен налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) взамен регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. 
    Характерной особенностью НК РФ является введение специальных налоговых режимов (с освобождением от уплаты большинства предусмотренных НК РФ налогов). Так, специальный режим налогообложения предусмотрен для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ), а также для субъектов малого предпринимательства (гл. 26.2, 26.3 НК РФ). 
    Налог на имущество предприятий и налог на имущество физических лиц, а также земельный налог будут заменены налогом на недвижимость. С 2004 г. отменен налог с продаж. 
    Следует отметить незавершенность и недостаточную продуманность правительственной налоговой реформы. Так, например, из-за принятия в 2000 г. части второй НК РФ (гл. 21, 22, 23, 24) региональные власти столкнулись с проблемой невозможности планирования собственных налоговых доходов в 2001 г. и неясности сферы своих налоговых полномочий, а инвесторы — с проблемой необходимости пересчета инвестиционных проектов вследствие увеличения совокупной ставки налогообложения прибыли. 
    Методика исчисления и уплаты отдельных налогов (НДС, акцизы, ЕСН) не только не упрощается, но и продолжает усложняться. Так изменения в законодательстве, по ЕСН, вступившие в силу с 1 января 2002 г., вызвали большое количество организационных и методологических проблем в организациях, имеющих обособленные подразделения, решить которые можно лишь при тщательном планировании всех последствий предпринимаемых шагов, по централизации уплаты ЕСН. 
    Взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения. 
    В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговую политику можно подразделить на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач. Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения оперативных, своевременных изменений и дополнений в налоговую систему. 
    Стратегические направления налоговой политики определяются: Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ. Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и другими органами. 
    Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов: 
    • управления; 
    • информирования (пропаганды); 
    • воспитания; 
    • консультирования; 
    • льготирования; 
    • контролирования; 
    • принуждения. 
    Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на объективных закономерностях развития. 
    Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. Имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и т.п. 
    Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества. 
    Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения. 
    Льготирование деятельность финансовых органон по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы. 
    Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную па достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов. 
    Принуждение — деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций. 
    До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получают развитие информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

 

2. Прямые  налоги, взимаемые с юридических и физических лиц.

 

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

1. Прямые  налоги, удерживаемые с юридических  лиц, —налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.

2. Прямые  налоги, взимаемые с физических  лиц (населения), — подоходный  налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств.

Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических  лиц, является налог на прибыль предприятий. Он поступает в федеральный бюджет и региональные бюджеты РФ. Налоговая ставка – 20%, в том числе 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

К плательщикам налога на прибыль относятся российские организации, а также иностранные  организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства  и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом  налога на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для  российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов; для иностранных организаций  – доходы, полученные от источников в РФ. При этом следует иметь ввиду, что законодательство предусматривает исчерпывающий перечень доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. 

Налог на имущество организаций  относится к региональным налогам  и является стабильным источником доходов  бюджетов Российской Федерации.

Объектами налогообложения  для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в  том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости  от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в  бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится  земельный участок.

Земельный налог уплачивают организации и  физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения  на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве  пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных  участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством  об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут  превышать:

  1. 0,3 процента в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
    • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  2. 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых  ставок в зависимости от категорий  земель и (или) разрешенного использования  земельного участка.

Подоходный  налог или налог на доходы физических лиц – прямой налог на доходы. Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, получающие доходы от источников, расположенных  в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами  РФ.

Объектом  налогообложения для физических лиц – налоговых резидентов РФ является доход, полученных ими от источников как в РФ, так и за рубежом, а для физических лиц – нерезидентов – от источников только в РФ.

Налоговая база исчисляется отдельно по каждому  виду доходов, по которым установлены  различные ставки.

Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая  база определяется как денежное выражение  таких доходов, уменьшенных на сумму  стандартных, социальных, имущественных  и профессиональных налоговых вычетов. Если при этом сумма вычетов в  налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых  предусмотрена налоговая ставка 13%, то в этом периоде налоговая  база считается равной нулю. На следующий  налоговый период разница между  суммой вычетов в этом периоде  и суммой доходов, в отношении  которых предусмотрена ставка 13%, не переносится.

Для доходов, облагаемых по иным ставкам, налоговая  база определяется как денежное выражение  таких доходов. Налоговые вычеты в этом случае не применяются.

Налог на имущество физических лиц, также  как и земельный налог является местным налогом, он поступает в  бюджеты муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объекты налогообложения:

  • жилой дом
  • квартира
  • комната
  • дача
  • гараж
  • иное строение
  • помещение и сооружение
  • доля в праве общей собственности на имущество

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию  на 1 января года, являющегося налоговым  периодом.

Инвентаризационная  стоимость определяется органами технического учета и технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства может проводиться  на основании заявления заинтересованных лиц.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в следующих  пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость  объектов налогообложения

Ставка налога

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)

Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно)

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)


Органы  местного самоуправления имеют право  устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования  налогоплательщиками.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы  в налоговые органы.

 

  1. Косвенные налоги и организация их взимания

 

Косвенные налоги взимаются через  цену товара (или тарифа на услуги). В этом случае налог оплачивается конкретным потребителем товара (услуг), а непосредственная связь между  последним и государством отсутствует. Характерной чертой косвенного налогообложения  является обязательное наличие посредника между государством и реальным плательщиком налога (потребителем товара или услуг) в лице продавца товара или поставщика услуг.

Косвенные налоги подразделяются на несколько групп: индивидуальные (акцизы); универсальные (налог на добавленную стоимость); фискальные монополии (налог с оборота); таможенные пошлины.

Акциз — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Акцизы определяет глава 22 (статьи 179—206) НК РФ.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости. Исчисление НДС производится продавцом при реализации облагаемых этим налогом товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке. Сумма НДС, которую продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается им как разница между суммой налога, исчисленной при реализации покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), и суммой налога, предъявленной этому продавцу при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых операций.

Фискальные  монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «регалии», т. е. присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности. Например, еще с петровских времен существует в России монополия на производство спиртных напитков. Накануне антиалкогольной кампании этот вид монопольной государственной деятельности обеспечивал поступление в бюджет более трети его суммы. Практически всегда объектом государственной монополии в России было также производство и продажа изделий из мехов и золота, пользовавшихся спросом и на внешнем, и на внутреннем рынке.

Таможенная  пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации Таможенная граница. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.

В общем плане  можно сказать, что в настоящее  время граница между прямыми  и косвенными налогами весьма условна. Например, НДС – косвенный налог, однако при реализации товаров (услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления он приобретает признаки прямого налога. И наоборот, налог  на прибыль – прямой налог, но его  определенная часть может оплачиваться потребителем в цене товаров (услуг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нынешняя  отечественная налоговая система, с одной стороны, формировалась путём механического копирования западных образцов. С другой стороны, в реализации заимствуемых принципов с самого начала предусматривалось множество существенных исключений, призванных учесть особенности переходного периода, а также интересы влиятельных политических и финансовых сил. Неудивительно, что результат этого стихийного процесса не удовлетворяет ни государство, ни предприятия, ни население.

Государство не в состоянии обеспечить нормальную собираемость налогов и вынуждено  действовать в условиях хронического бюджетного кризиса, урезая свои расходы  даже по сравнению с необходимым минимумом. Предприятия-налогоплательщики справедливо ссылаются на крайне высокое налоговое бремя. 
Законопослушные граждане – налогоплательщики отдают государству больше половины созданной ими добавленной стоимости даже при доходах ниже прожиточного минимума, а при доходах, облагаемых, например, в США по минимальным ставкам, они вынуждены отдавать уже около двух третей. 
Граждане, нуждающиеся в социальной поддержке (дети, пенсионеры, безработные), бедствуют вследствие мизерных размеров пенсий и пособий. 
        Увеличить же эти размеры не удаётся вследствие бюджетного кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Пансков  В.Г./ Налоги и налогообложение  в Российской Федерации: Учебник  для вузов. – 6-е изд., доп.  и перераб. – М., Международный  центр финансово-экономического  развития, 2004.

2. Евстигнеев  Е.Н./ Налоги и налогообложение.  – СПб.: Питер, 2005.

3. Финансы,  денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Екатеринбург, 2001.

4. Миляков  Н.В./ Налоги и налогообложение:  Учебник. – 5-е изд., перераб.  и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Перов А.В., Толкушкин А.В./ Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

6. Скрипниченко  В./ Налоги и налогообложение.  – СПб: ИД «Питер», М.: Издательский  дом «БИНФА», 2007.

  7. Шадурская, М. М./ Инновационный менеджмент современной организации [Текст] : учеб. пособие / М. М. Шадурская, Е. А. Смородина, Т. Д. Одинокова ; [отв. за вып. В. Е. Кучинская] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.

     8. Налоговый кодекс РФ.

   9. Официальный сервер Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru.

         10. Сервер налоговой службы России http://www. nalog.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     


Налоги и налоговая система