Налоги и налоговая система. 3



 

Теоретическая часть.

1.      Понятие и структура налоговой системы. Классификация налогов.

Анализ налоговых систем государств показывает, что, не­смотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территори­альных образований (федеральные, региональные, местные);

субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

органы государственной власти и местного самоуправле­ния как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложе­нию, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой нало­гоплательщиками.

Законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.

В России общую линию налогового законодательства опре­деляет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ и др. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о на­логообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов Федерации принима­ют законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках4 Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законода­тельства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых со­ответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и норматив­но-правовых актов, регулирующих налогообложение. Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), состоящий из частей I и II.

Частью IHK РФ установлен порядок действия законов о на­логах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены ос­новные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Часть II НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов (федеральных, региональных и местных), а также рас­крытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ.

Налоговый кодекс РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия на­логов и сборов в РФ.

Согласно законодательству РФ налоговая система является трехуровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.

Уровни законодательной базы. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В зависимости от классификационных признаков все пла­тежи подразделяются на виды (см. таблицу), ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными акта­ми предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает на­логовую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.

Субъекты налога. Субъектами налога являются органи-| зации (юридические лица) и граждане (физические лица), на! которых в соответствии с законодательством возложена обязан­ность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщик? и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную граю в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговые органы. Действующим законодательство! предусмотрено, что налоговые органы РФ представляют co6oi систему контроля за соблюдением налогового законодательства] правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых сумм в соответствующие бюджеты. Налоговые органы России представлены Федеральной налоговой службой ее структурными подразделениями, Федеральной таможенной службой РФ с ее структурными подразделениями, органам! государственных внебюджетных фондов, государственным! органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другими должностными лицами.

Вилы налогов Российской Федерации и их налоговые ставки

 

 

Виды налогов и сборов РФ

Налоговые ставки

 

 

 

Федеральные налоги и сборы

1

Налог на добавленную стоимость

Устанавливается в размере от 0 до 18% от дохода ленную стой- субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг мость (НДС) и т. д.): товаров, топлива, ГСМ, работ и услуг, связанных с перевозом через тамо­женную границу, добычей-драгоценных металлов из лома и отходов, перевозкой пассажиров и др.; 10% — при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др.; 18% — при реализации товаров, работ и услуг, не указанных выше. Налог засчитывается целиком в федеральный бюд­жет

2

Акцизы на отдельные виды товаров

Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объемов товаров (работ, услуг) в размере: От 0 до 3900 руб. за единицу измерения, в зависимо­сти от вида подакцизного товара (алкогольной про­дукции, табачных изделий, топлива, автомобилей и др.). В федеральный бюджет засчитывается 100% акци­зов по спиртовой продукции из всех видов сырья, кроме пищевых, табачным изделиям, 50% по спир­тосодержащим продуктам и спиртам из пищевых продуктов

 

3

Налог на прибыль организации

Устанавливается в размере от 0 до 20% налогооблагаемой прибыли: а) для российских организаций: 20% — от доходов по основной деятельности, из ко­торых 2% засчитывается в федеральный бюджет, 18% — в бюджеты субъектов РФ (регионы могут ее понизить до 13,5%); 15% — от доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций или в виде процентов по ценным бумагам, в том числе размещенным за пределами РФ; 9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями; по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам; 0% — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, указанном .в ст. 284 НК РФ; по доходам в виде процентов по облигациям;

б) для иностранных организаций:

20% — от всех видов доходов, кроме указанного 1 ниже;

110% — от использования, содержания или сдачи 1в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств и др.;

1 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов 1 от российских организаций, и др.; в) для Центрального банка РФ:

0% — от всех видов доходов по финансовой деятельности (согласно закону «О Центральном банке РФ»); 1 20% — от других видов деятельности

 

 

 

4

Налог на доход физических лиц

Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога 9 до 35%, в том числе: 13% — от общей суммы дохода за отчетный период с учетом льгот, вычитаемых из налогооблагаемой базы в размерах: стандартных вычетов — от 400 до 1 3000 руб.; социальных вычетов — до 50 000 руб. на каждого ребенка, обучающегося в вузе; имущественных вычетов — от 125 000 до 2 000 000 руб.; профессиональных вычетов — от 20 до 40% от расходов, II которые не подтверждаются документально;

11 35% — от дохода, полученного от экономии на процентах за пользование кредитами;

35% — от суммы дохода за выигрыши, призы, страховые выплаты по договорам и вкладам в банки;

30% — от доходов субъектов налога, не являющихся Ц налоговыми резидентами; 9% — от доходов долевого участия в деятельности Я организаций, полученных в виде дивидендов или в Я виде процентов по облигациям

5

Единый социальный налог

Исчисляется от общей годовой суммы выплат работниками организаций или суммы дохода индивидуальных предпринимателей, адвокатов и сельскохозяйственных товаропроизводителей, приходящихся на одного работника и распределяется в федеральный бюджет, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ. Напри- и мер, при годовой налоговой базе на одного работника Я в 280 тыс. руб. — налоговая ставка равна 26%, из которых 20% перечисляется в федеральный бюджет;

2,9% — в Фонд социального страхования РФ;

1,1— И в Федеральный фонд обязательного медицинского! страхования;

2% — в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

6

Государственная пошлина

Устанавливается однократно в зависимости от субъ­екта налога и оказываемой услуги: — по делам, рассматриваемым в судах общей юрис­дикции, ставки установлены в размерах от 100 до 20 000 руб., которая может быть снижена на 50% в зависимости от вида услуги; — по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, ставки установлены в размерах от 100 до 100 000 руб., которая может быть понижена на 50% в зависимости от вида услуги; - по делам, рассматриваемым в конституцион­ных судах, ставка установлена в размере от 200 до 4500 руб.; - при совершенствовании нотариальных действий ставки установлены в размерах от 20 до 1 млн руб.; - при государственной регистрации актов граждан­ского состояния ставки установлены в размере от 50 до 500 руб.; - при совершении действий по приобретению гра­жданства и выезду (въезду) за пределы РФ ставки установлены в размере от 10 до 3000 руб. и т. д.

 

 

 

7

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными био­логическими ресурсами

Ставки сбора за каждый объект животного мира, в зависимости от вида, установлены в размере от 20 до 15 000 руб. При изъятии молодняка (до 1 года возрастом) диких копытных ставки уменьшаются на 50%. Ставки могут быть равны 0%, если пользование та­кими объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, регулирования видового соста­ва и т. д. Ставки сбора за каждый объект (тонну) водных био­ресурсов установлены с учетом района водного бас­сейна и вида ресурса в размере от 20 до 35000 руб., а за одно млекопитающее — от 10 до 30000 руб. Ставка может быть равна 0%, если пользование та­кими водными ресурсами осуществляется в научно-исследовательских целях и т. д.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира уплачивается непосредственно при получе­нии лицензии, и за пользование объектами водных биоресурсов уплачивается в виде разового 10% взно­са при получении разрешения, а остальные 90% — в виде регулярных взносов в течение срока действия лицензии. 20% суммы сборов поступает в федеральный бюд­жет.

8

Водный налог

Ставка налога за забор 1 тыс. куб. м воды для тех­нологических нужд из поверхностных водных объ­ектов установлена в размере от 246 до 576 руб., из подземных водных объектов — от 300 до 678 руб. в зависимости от бассейна озера, реки и экономиче­ского района, морской воды — от 4,32 до 14,88 руб. Ставка налога при использовании акватории рек и морей установлена в размере от 14,04 до 49,8 руб. за 1 кв. км в год с учетом акватории морского бассей­на и экономического района. Ставка налога при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики установлена в размере от 4,8 до 13,7 руб. за 1 тыс. кВт-ч электроэнергии. Ставка налога при использовании водных объектов для лесосплава установлена в размере от 1183,2 до 1705,2 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава. Вся сумма налога поступает в федеральный бюджет

 

 

 

9

Налог на добы­чу полезных ископаемых

Ставки налога за добычу полезных ископаемых ус­тановлены в размере от 0 до 17,5 от налогооблагае­мой базы: 0% — при добыче попутного газа, подземных вод, минеральных вод в лечебных целях и др.; 3,8% — при добыче калийных солей; 4% — при добыче торфа, каменного угля и сланцев; 4,8% — при добыче кондиционных руд черных ме­таллов; 5,5% — при добыче радиоактивных металлов, горно-химического сырья, бокситов и др.; 6% — при добыче неметаллического сырья, битум­ных пород; 6,5% — при добыче сырья, содержащего драгоцен­ные металлы;

7,5% — при добыче минеральных вод; 8% — при добыче руд цветных и редких металлов, алмазов и др.; 419 руб. за 1 тонну добытой нефти, эта ставка умно­жается на коэффициенты (ст. 342 НК РФ); 17,5% — при добыче газового конденсата; 147 руб. — за добычу 1 тыс. куб. м газа. От 40% до 100% налога засчитывается в федераль­ный бюджет

Региональные налоги и сборы

10

Налог на иму­щество органи­заций

Устанавливается законом субъекта РФ. Ставка не может превышать 2,2% от среднегодовой стоимости имущества. Налог засчитывается в бюджет субъек­та РФ

11

Транспортный налог

Устанавливается НК РФ и законом субъекта РФ в зависимости от мощности двигателя, валовой вме­стимости и категории средства в расчете на 1 л. с. мощности двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства и устанавливается в размере от 2 до 200 руб., которые могут быть уве­личены или уменьшены, но не более чем в 5 раз. На­лог засчитывается в бюджет субъекта РФ

12

Налог на игор­ный бизнес

Устанавливается законом субъекта РФ в размере: от 25 000 до 125 000 руб. за один игровой стол, кассу тотализатора; от 1500 до 7500 руб. за один игровой автомат. Если ставки налога не установлены зако­ном субъекта РФ, то они исчисляются в минималь­ном установленном размере. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ

13

Земельный налог

Устанавливается НК РФ и законодательными акта­ми органов местного самоуправления, не может пре­вышать: — 0,3% от кадастровой стоимости земельного уча­стка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилищным фондом и инфра­структурой ЖКХ; - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка иного назначения. Налог засчитывается в местный бюджет

14

Налог на иму­щество физи­ческих лиц

Ставка налога установлена с учетом суммарной ин­вентаризационной стоимости в размере до 2%. Налог засчитывается в местный бюджет

 

 

 

Специальные налоговые режимы

15

Единый сель­скохозяйствен­ный налог

Налог исчисляется в размере 6% от суммы денеж­ных доходов сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы, уменьшенной на величину рас­ходов и величину убытков

16

Единый налог на вмененный доход от от­дельных видов деятельности

Ставка налога установлена в размере 15% от величи­ны вмененного дохода, получаемого организациями и индивидуальными предпринимателями от пред­принимательской деятельности, и засчитывается в Федеральное казначейство

17

Налогообложе­ние при упро­щенной системе налогообложе­ния

Ставки налога установлены в размере 6% от суммы денежных доходов или 15% от суммы дохода с уче­том ее уменьшения на величину расходов, получае­мых организациями и индивидуальными предпри­нимателями (законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые став­ки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков)

18

Налогообложе­ние при выпол­нении соглаше­ний о разделе продукции

Инвестор уплачивает все виды налогов, предусмот­ренные НК РФ, в том числе плату за негативное воздействие на окружающую среду и таможенные сборы. Инвестор может освобождаться от некоторых региональных и местных налогов. Ставки налогов установлены НК РФ в размерах, приведенных выше, за исключением: - налоговая ставка при добыче нефти и газового кон­денсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за 1 т с учетом коэффициента ди­намики мировых цен на нефть; при этом она умень­шается на 50% до момента достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового кон­денсата, установленного соглашением; - налоговая ставка при добыче полезных ископае­мых установлена с коэффициентом 0,5 относительно ставок, приведенных в пункте 9 табл. по налогу на добычу полезных ископаемых

19

Таможенная пошлина и таможенные сборы

Выведены из НК РФ и устанавливаются Таможен­ным кодексом РФ

2.       

Права и обязанности налоговых органов в укрупненном виде можно изложить следующим образом:

Требовать от налогоплательщиков документы, подтвер­ждающие правильность исчисления и уплаты налогов в уста­новленные сроки.

Проводить налоговые проверки в порядке, определенном
НКРФ.

Производить выемку документов при проведении нало­говых проверок у субъектов налога, свидетельствующих о на­логовых правонарушениях.

Вызывать на основании письменного уведомления в на­логовые органы субъектов налога для дачи пояснений в связи налоговой проверкой и по другим мотивам, установленным законодательством РФ.

Приостанавливать операции по счетам субъектов налога банках и налагать арест на имущество в порядке, предусмотренном НК РФ.

Определять суммы налогов, подлежащие внесению субъектами налогов в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся информации.

Требовать от налогоплательщиков устранения выявлен­ных нарушений законодательства о налогах (сборах) и взы­скивать недоимки и пени по налогам в порядке, установленном НК РФ.

Выполнять иные действия, предусмотренные НК РФ, вплоть до предъявления в суды общей юрисдикции или арбит­ражные суды исков по вопросам применения налогового зако­нодательства.

Анализ структуры налоговой системы России (см. рис.) и видов налогов (см. табл.) свидетельствует, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документиро­ванию, составлению отчетности и компьютеризации.             

Множество льгот по видам налогов для различных групп] субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему не экономичной. Большое налого­вое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в феде­ральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует это­му в той его части, что множество субъектов налога как произво­дителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.

Для того чтобы налоговая система функционировала эф­фективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия:

снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа на­логов и их ставок;

сделать налоговую систему понятной, прозрачной, про­стой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом нало­говых служащих.

Федеральный центр, субъект РФ и орган местного управле­ния не должны занимать вопросы, как и на какие нужды субъект налога расходует свои доходы. Это должно быть исключитель­ным правом субъекта налога. В этом случае товаропроизводи­тель будет заинтересован в расширении личного производства, увеличении товаров, накоплении капитала, повышении выплат работникам труда, и у самого субъекта налога уменьшится или отпадет тяга к развитию теневого сектора экономики и уходу от уплаты налогов.

Федеральный центр, субъекты Федерации и органы местно­го управления должны в большей степени интересовать общие доходы производителя, своевременность и полнота исчисления налога субъектом в бюджет и социальная защищенность работников труда.

Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена по принципу доходности субъекта налога и административно-территориальному принципу уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистрированные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном терри-1ториальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд)! данного образования, из которого только часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет (фонд)! данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориального образования! и так далее до федерального бюджета. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит! упростить процессы, протекающие в налоговой системе, и даст возможность территориальным образованиям объективно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся в их распоряжении часть средств направлять на развитие инфраструктуры своего региона.

Анализ системы налогообложения России и зарубежных стран позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением Налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике;

создание налоговой системы с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать:

• своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);

своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;

изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, который обеспечит необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;

своевременное введение пропорциональных, прогрес­сивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;

совершенствование (упрощение) налогового законода­тельства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;

создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствую­щий бюджет территориального образования.

Обозначенные выше направления совершенствования на­логовой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере, в зависимо­сти от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов, могут значительно уменьшить противо­речия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам нало­гообложения

 

2. Налоговые платежи за пользование природными ресурсами.

 

         2.1 Платежи за пользование недрами

 

Правовые и экономические основы, регламентирующие охрану недр и их комплексное использование, установлены Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. С введением Налогового кодекса РФ сохраняется положение, что природопользование регулируется государством путем введения платежей за пользование недрами и воспроизводство недр.

Система платежей включает:

1) сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензии. Размер сбора определяется с учетом стоимости подготовки проведения конкурса, с подведением итогов и оформлением лицензии;

2) плату за получение права на пользование недрами;

3) плату за пользование недрами, включающую затраты поиска и разведку месторождений, их добычу и пользование недрами;

4) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы также относятся к системе платежей за пользование недрами;

5) платежи за право на поиски месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку, а также платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и др.

Определение размера платежей ведется с учетом условий геологии, гидрологии, экономико-географических особенностей, размера участка, глубины залегания, вида полезных ископаемых, климатических условий, уровня обжитости местности, инженерных коммуникаций и транспорта, а также степени риска. Платежи могут быть как разовыми, так и регулярными взносами.

Платежи за право пользования природными ресурсами взимаются со всех пользователей недр, исключая следующие категории пользователей:

1) собственников, владельцев земельных участков, осуществляющих в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемых земельных участках для своих нужд;

2) пользователей недр, ведущих работы научно-изыскательского характера без нарушения целостности недр, а также получивших участки для образования особо охраняемых геологических объектов.

Плата за пользование недрами осуществляется в форме денежных платежей, части объема добытого сырья или иной производимой продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет, в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемой организации.

Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии.

 

2.2 Налог на добычу полезных ископаемых

 

Налогоплательщики. Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объект налогообложения. Представляет собой полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации либо за ее пределами, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

Налоговая ставка. НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезного ископаемого. Так, налогообложение производится по ставке 3,8 % при добыче калийных солей; 4,0 % – торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4,8 % – руд черных металлов; 5,5 % – сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6,0 % – горнорудного неметаллического сырья; 6,5 % – концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7,5 % – минеральных вод; 8,0 % – руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16,5 % – углеводородного сырья.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого полезного ископаемого. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

2.3 Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

 

Плательщики сборов – организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Кроме того, плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации,

также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердых размерах. Так, за овцебыка или зубра размер ставки составляет 15 000 рублей; за благородного оленя или лося – 1 500 рублей; за пятнистого оленя, лань, снежного барана – 600 рублей. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов. Порядок исчисления сборов. Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки.

Порядок и сроки уплаты сборов. Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 %. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Уплата сборов производится: физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, – по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение); плательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями – по месту своего учета.

 

2.4 Водный налог

 

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Объекты налогообложения - следующие вид водопользования: 1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения более десяти видов водопользования, включая забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий; забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов и т.д.

Налоговая база. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

1) При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

2) При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного лицензией водного пространства.

3) При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

4) При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в твердых размерах (в рублях за 1 000 куб. метров воды). При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Какие-либо налоговые льготы по водному налогу не предусмотрены.

 

2.5 Лесной налог

 

Пользование лесным фондом в Российской Федерации платное. Лесной доход представляет собой совокупные платежи за пользование лесными ресурсами, которые включают лесные подати, арендную плату, плату за древесину, отпускаемую на корню. Лесной доход носит рентный характер и призван покрывать расходы на воспроизводство лесных массивов.

Лесные подати занимают основное место в составе лесного дохода. Они взимаются со всех пользователей лесным фондом за исключением арендаторов.

Объект обложения лесными податями — объем древесины на корню. С этой целью производится материальная оценка лесосеки или запаса древесины в кубометрах по специальным таблицам, отражающим объем стволов, и возможный выход готовой продукции.

Маломерный и некондиционный лес отпускается по лесорубным билетам. Лесные подати являются платой за:

- древесину, отпускаемую на корню;

- заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований;

- пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей части объема добытых лесных ресурсов или иной производи пользователем продукции в виде разовых или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока эксплуатации.

Плату за древесину (лес), отпускаемую на корню, вносят любые лесозаготовители (кроме арендаторов), получающие лесорубочные билеты. Она полностью поступает в доход бюджета. Заготовители — леспромхозы, ведущие заготовку древесины, уплачивают в бюджет лесные таксы по установленным срокам, по каждому из которых определяется процент перечислений. Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ в зависимости от объемов предоставленных в пользование ресурсов и иных» условий.

Периодичность пересмотра минимальных ставок лесных податей, включая плату за отпуск леса на корню, определяется органами власти субъектов Федерации.

Размер ставок и периодичность пересмотра лесных податей зависят от цен реализации и затрат на производство и добычу продуктов лесного пользования.

Установленные ставки лесных податей используются в качестве минимальных (стартовых) ставок при организации лесных торгов, конкурсов, аукционов, при передаче участков лесного фонда в аренду.

В аренду участки лесного фонда передаются на основании специального разрешения (лицензии) для следующих видов лесных пользований: заготовки древесины; живицы; второстепенных лесных материалов; побочных лесных пользований; пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Арендаторами могут быть юридические лица, в том числе иностранные, обладающие правом на пользование лесным фондом.

Арендатор вносит арендную плату в размере и в сроки, определенные лицензией, величина которой зависит от количества и качества лесных ресурсов, места расположения лесных участков. Основой для установления арендной платы служат ставки лесных податей. Величины арендной платы уточняются ежегодно.

 

2.6 Земельный налог

 

Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки: 1) изъятые из оборота; 2) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 4) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, в пределах лесного фонда; 5) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоги и налоговая система. 3