Налоги и налоговая система. Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.1

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных и в то же время наиболее сложных для понимания, исчисления и контроля. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, обеспечивая поступление от 12 до 30% налоговых доходов государства.2

В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. и в совокупности с акцизами фактически вытеснил другие косвенные налоги с оборота и с продаж, намного превзойдя их по своей роли и значению. В настоящее время он является основным косвенным налогом.

В большинстве случаев бремя уплаты НДС переносится на конечных потребителей, поэтому его и относят к разряду косвенных налогов. Однако при передаче товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственных нужд, при налогообложении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в некоторых других случаях он приобретает признаки прямого налога.

НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла и заканчивая продажей продукции потребителю. В научной литературе экономическое содержание НДС обычно представляют, как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и распределения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %.

В данной контрольной работе мы рассмотрим порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет

В статье 174 Налогового кодекса РФ рассмотрен порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Анализ положений, предусмотренных данной статьей, позволяет сделать вывод о том, что при исчислении НДС имеется общий порядок и сроки уплаты налога в бюджет и специальный порядок.

Уплата НДС в бюджет производится по месту учета налогоплательщика в налоговых органах по итогам каждого налогового периода (квартала) исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (предусмотрен ст. 163 и п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

В частности, за I квартал - не позднее 20 апреля, 20 мая и 20 июня. Если же 20-е число попадает на нерабочий день, НДС выплачивается не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.

Между тем, существует исключение из этого правила - выплата налога по уточненным декларациям, представленным после вступления в силу Закона от 13 октября 2008 г. № 172-ФЗ, за налоговые периоды, предшествующие III кварталу 2008 года. В том случае, если в результате ошибки налоговая база по НДС была занижена, перед подачей уточненных деклараций за эти периоды надлежит уплатить полную сумму доначисленного налога и пени за весь период просрочки.

Согласно ст. 122 и ст. 123 Налогового кодекса РФ, в том случае, если при проверке инспекторы выявят неуплату налога, организация должна будет выплатить штраф, а в некоторых ситуациях сотрудников предприятия могут привлечь к уголовной ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 173 Налогового кодекса РФ, НДС, который удержан при выполнении обязанностей налогового агента, следует перечислять в бюджет в те же сроки, что и налог, который начислен при выполнении собственных операций.

Однако и здесь есть исключение из правила - уплата НДС налоговым агентом по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. В этом случае удержанный НДС необходимо перечислять в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, налоговая инспекция может начислить организации пени в том случае, если НДС перечислен в бюджет позже установленных сроков. Согласно ст. 46 и ст. 47 Налогового кодекса инспекция также имеет право взыскать сумму налога с расчетного счета или за счет имущества организации.

Удержанный при выполнении обязанностей налогового агента НДС надлежит перечислять в бюджет отдельным платежным поручением. В платежном поручении требуется указать:

    в поле 101 Статус  лица, оформившего документ - код 02 (налоговый агент);

    в поле 104 КБК - код бюджетной классификации  НДС;

    в поле 106 Основание  платежа - код ТП (платеж текущего  года);

    в поле 110 Тип  платежа - код НС (уплата налога  и сбора).

В том случае, если бухгалтер неправильно заполнит поле 101 Статус лица, оформившего документ (вместо кода 02 укажет код 01), сумма НДС, которую предприятие должно было перечислить как налоговый агент, в учете налоговой инспекции зафиксируется как поступившая от организации-налогоплательщика.

Другим исключением из общего правила, относящегося к срокам перечисления НДС в бюджет, можно считать уплату налога на основании ошибочно выставленного счета-фактуры. Это происходит в том случае, если:

    продавец не  является плательщиком НДС (освобожден от уплаты НДС);

    реализация товаров (работ, услуг) не облагается НДС.

Срок уплаты налога в данной ситуации - не позднее 20-го числа месяца, который следует за последним месяцем квартала.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой:

Sупл = Sобщ + Sвосст - Sвыч, где

    Sупл - сумма к  уплате;

    Sобщ - общая сумма  налога;

    Sвосст - восстановленная  сумма налога;

    Sвыч - сумма налогового  вычета.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, увеличенную на суммы восстановленного налога, то положительная разница между этими суммами подлежит возмещению налогоплательщику в установленном законом порядке, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Начиная с налогового периода за 1 квартал 2014 года представление налоговой декларации по НДС производится налогоплательщиками (в том числе налоговыми агентами) в электронной форме.

Организации и ИП, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, обязаны представить налоговую декларацию по налогу в электронном формате.

 Эта норма не распространяется:

 для тех, кто освобожден от обязанностей плательщика НДС (если выручка за три предшествующих месяца не превысила 2 млн. руб.);

на спецрежимников (УСН,  ЕНВД,  ЕСХН, ИП на патентной системе).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной контрольной работе мы рассмотрели порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.

Резюмируя вышесказанное, сделаем вывод, что в самом общем виде добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги.

Налоговый период – квартал. Сумма налога берётся из фактической реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ (в том числе и для собственных нужд) за истёкший налоговый период.

По окончании квартала, общая сумма налога делиться на три равные части и платится в следующем квартале помесячно, не позднее 20 числа, каждого из трёх месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. Майбурова И.А. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтер. учет и аудит", "Мировая экономика"- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2009. - 519 с.;
  2. Миляков Н.В. Налоги и Налогообложение. Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006 г. - 509 с.;
    1. http://base.garant.ru/10900200/;
    1. http://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/nds/.

 

 

 

1 Матвеева Т. Ю. 10.2 Виды налогов // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 404 - 408. — 511 с.

2 Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтер. учет и аудит", "Мировая экономика" / [И.А. Майбуров и др.] ; под ред. И.А. Майбурова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2009. - 519 с.


Налоги и налоговая система. Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет