Налоги и прибыль в составе цены

      СОДЕРЖАНИЕ 

    стр.
  Введение 2
  Тема 6 - Налоги и прибыль в составе цены 3
1 Налоги как  ценообразующие факторы цены. 3
2 Налог на добавленную  стоимость, его сущность, методика определения 7
3 Акцизы как  вид косвенных налогов, включаемых в цену 10
4 Таможенные  пошлины и сборы, и их влияние  на ценообразование 12
5 Подоходный  налог и его влияние на уровень  цен 12
6 Прибыль как  форма чистого дохода, реализуемого в цене 14
7 Рентабельность  и методы ее обоснования 15
8 Факторы, влияющие на размер прибыли 21
9 Методы определения  величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий 22
  Заключение 25
  Практическое  задание 26
  Список использованной литературы 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

      Важной  составной  частью  маркетинга  является  формирование   ценовой политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.

      Каждый  предприниматель самостоятельно устанавливает  цену за свой товар. Имеется   два   подхода   к   рыночному    ценообразованию:    установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров  между  покупателем  и  продавцом,  обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем,  что  все  покупатели приобретают товар  по  одинаковой  цене.  Внедрение  единых  цен  для  всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или  с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где предприниматель  предлагает  рынку  стандартизированный продукт серийного производства. В этой  обстановке  важно,  чтобы  массовый потребитель знал цену, сравнивал ее с ценой  конкурирующих  товаров  и  без проблем принимал решение о покупке.

           Цена была  и  остается  важнейшим   критерием  принятия  потребительских решений. Для  государств  с  невысоким  уровнем  жизни,  для  бедных  слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно.

      Но  за последнее время получили широкое  развитие  иные,  неценовые  факторы  конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои  позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на  рыночное положение и прибыль предприятия.

          Вместе с тем, ценовая политика  многих фирм, особенно в России,  нередко оказывается  недостаточно  квалифицированной.  Наиболее  часто  встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации;  цена  используется  без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны  во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний российских руководителей в области маркетинга. Поэтому  очень  важным  представляется  использование разработанных маркетинговых подходов. 
 
 
 
 
 
 

      Тема  6 - Налоги и прибыль в составе цены  

      1 Налоги как ценообразующие факторы цены 

      Налоги  влияют на цены, увеличивая их. Косвенные налоги непосредственно увеличивают цену реализации товара и при повышении ставки по ним автоматически возрастает и цена реализуемого продукта. Прямые налоги увеличивают цены опосредованно в процессе переложения налогов.

      Переложение налогов — перенесение налогоплательщиком всего или части налогового бремени на другое лицо. Наряду с «избеганием» (уклонением) налога оно есть способ снижения налогового бремени. Переложение налогов — причина несовпадения плательщика налога с его носителем. В процессе переложения уплаченный налог возмещается плательщику путем изменения из-за налога его экономических отношений с другими хозяйствующими субъектами. В более широком смысле термин «переложение налогов» означает последствие данного экономического события, сказавшееся в другом секторе экономики, на другом лице, на другом уровне, на другом рынке, в экономике другого региона, другой страны. Такое понимание термина включает в теорию переложения и вопрос о «производительности» налогов, об их влиянии на экономику вообще.

      Теория переложения налогов в отечественной науке отражена в трудах В. Н. Твердохлебова и А. А. Исаева. По мнению В. Твердохлебова, современная теория переложения налогов создана итальянскими учеными (М. Панталеони и др.) в конце XIX. Произведенная им систематизация теорий переложения налогов выделяет абсолютную теорию переложения (физиократы, А. Смит и Д. Рикардо), теорию диффузии (Л. Штейн, А. Пьер, Притвиц, Н. Канар), эклектическую теорию (Ж. Б. Сэй, С. Сисмонди, К. Pay, А. Вагнер, А. Шеффле, Л. Брентано) и количественную или математическую теорию переложения налогов (Е. Бем-Баверк, Л. Вальрас, У. Джевонс, А. Курно, Э. Селигмен, К. Менгер, К. Виксель).

      Различия  перечисленных теорий переложения  налогов, обусловленные сменявшими друг друга течениями экономической мысли, социально-политическими воззрениями авторов, тенденциями разных исторических периодов, существуют одновременно с наличием общепризнанных положений, составляющих основу теории переложения налогов, такими, как способ, виды, условия переложения и т. п.

      Переложение налогов происходит только в процессе обмена. Лишь путем изменений в  условиях обмена один хозяйствующий  субъект может перенести на другого, юридически независимого от него субъекта, падающий на него налог.

      Перенесение налога проявляется в изменении под влиянием налога цены продукта и факторов его производства (зарплаты, процента за кредит, ренты). Единственный способ переложения налога — это изменение в связи с введением или увеличением налога спроса или предложения какого-либо блага. В. Твердохлебов считал, что переложение налогов можно рассматривать: как процесс изменений в условиях спроса и предложения, в ценах, переносящий бремя нового налога с непосредственного плательщика на других лиц и как состояние распределения налогового бремени, т. е. как результат установившегося равновесия спроса и предложения, причем это состояние можно сравнивать: с предшествовавшим введению налога состоянием равновесия экономических сил, определяя конечное влияние налога, или с гипотетическим случаем отсутствия налога, отвечая на вопрос, что было бы, если бы не было налога. Последний вопрос имеет большое практическое значение, так как большей частью именно он и возникает при обсуждении налоговых реформ.

      Изменения под влиянием переложения налога цены, спроса и предложения графически изображено на рисуноке 1. 

      

      Рисунок 1- Изменение цены, спроса и предложения под влиянием предложения налога 

      В результате переложения налога кривая предложения сдвигается вверх на сумму переложенного налога, что  уменьшает равновесное количество с Qo до Qi и сокращает объем потребления и спрос.

      Повышение цены как форма перенесения тяжести  налога на потребителей по-разному  отражается на спросе и предложении  различных продуктов. Переложение  труднее осуществить при эластичном спросе на облагаемый продукт, чем при устойчивой потребности, когда покупатель менее склонен сокращать потребление под влиянием повышения цены, поэтому наиболее переложимы налоги на предметы первой необходимости или роскоши, спрос на которые мало зависит от цены. Переложить налог труднее при неэластичном предложении. Классическим примером блага с нулевой эластичностью предложения является неулучшенная земля. Возможность переложения налога при различной степени эластичности спроса и предложения на товар показана на рисуноке 2 и 3. 

      Рисунок 2 иллюстрирует возможность 100%-ого переложения налогового бремени на потребителей, когда (в случае А) при совершенно эластичной кривой предложения цена увеличивается на полную сумму налога, и то же (в случае Б) происходит при совершенно неэластичном спросе.

      На  рисунок 3 показано, как, с одной стороны, совершенно неэластичная кривая предложения, а с другой — совершенно эластичный спрос не позволяют поднять цену и тем самым переложить налог на потребителей. Полное бремя налога в данном случае несут производители.

      В теории переложения налогов различают  два вида переложения: прямое — от производителя к потребителю (переложение  «вперед») и обратное — от потребителя  к производителю (переложение «назад»). Чем более эластичен спрос  и менее эластично предложение, тем больше налога ложится на производителей, чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем больше налог ложится на потребителей.

        

      Рисунок 2 - Эластичность спроса и предложения: налог на потребителей 

      Переложение налога возможно при условиях, когда налогом облагаются все лица, находящиеся в однородных обстоятельствах, поскольку на открытом рынке индивидуальные затраты при образовании цены играют незначительную роль, и постольку, поскольку ложится одинаковым бременем на каждую единицу объекта обложения, и когда непосредственный плательщик налога (субъект) влияет на предложение и спрос.

      Чем больше непосредственный плательщик налога может повлиять на изменения предложения  или спроса, и чем сильнее эти  изменения могут отразиться на ценах, тем легче перелагается налог, и обратно.

      Степень переложимости налогов зависит, во-первых, от объекта и основания  отдельных налогов и, во-вторых, от природы рынка: конкурентный он или  монополистический. Так, личные подоходные налоги по переложимости значительно уступают налогам на доходы предприятий и косвенным налогам; прогрессивный подоходный налог труднее перелагается, чем пропорциональный; налог на непериодические поступления менее переложим, чем обложение периодического дохода; общий налог перелагается труднее, чем специальный, падающий на однородную группу субъектов; если налог мал, он часто не может нарушить установившихся меновых отношений и не перекладывается; налог тем легче переложим, чем ближе по времени к моменту реализации продукта; переложение тем легче, чем соизмеримее основание налога с основанием установления цен и чем теснее зависимость цены от издержек производства. 

      

      Рисунок 3 - Эластичность спроса и предложения: налог на производителей 

      При конкурентном рынке налоги переложимы в большей мере, чем при монополии, когда при повышении из-за налога цены монопольных благ спрос на них сокращается, так как цена блага, установленная на основе предельных затрат, становится ближе к оценке большинства потребителей и следовательно, сокращается возможность повышения цены без значительного сокращения спроса.

      Различие  переложимости налогов в конкурентной и монопольной экономике заключается  и в разном влиянии на ее степень  формы взимания косвенных налогов, устанавливаются ли они в процентах  к стоимости продукции или в фиксированных суммах на единицу продукции. Форма взимания оказывает большее влияние в случае монопольного производства, чем в условиях конкуренции. Легче переложить налог, рассчитываемый в процентах к стоимости продукции.

      Возможность переложения налогов различна в зависимости от долгосрочного или краткосрочного периода, наличия общего или частичного равновесия в экономике, открытой или закрытой экономики.

      Влияние налогов на уровень цен может  проявляться и через установление льгот и снижение ставок налогов. 

ify">      2 Налог на добавленную стоимость, его сущность, методика определения 

      Налог на добавленную стоимость (НДС)—  налог, которым облагается вклад  предприятия (фирмы) в рыночную ценность производимого ею товара или услуги. Вследствие такого способа обложения суммарный налог на каждое потребляемое благо или услугу собирается на всех стадиях производства. В этом смысле НДС является не столько особым видом налога, сколько способом сбора налоговых платежей. В зависимости от того, как трактуется амортизация (износ основного капитала), НДС оказывается эквивалентным пропорциональному подоходному налогу (income value added, IVA), налогу на потребление (consumption value added, CVA), или на конечный продукт, или на валовую добавленную стоимость (gross value added, GVA). Более того, в своей разновидности налога на потребление НДС, если он существует достаточно долгое время, приближается к пропорциональному налогу на заработную плату. Эти утверждения об эквивалентности справедливы, только если НДС применяется в чистой форме. Однако соображения, имеющие политический характер или связанные с налоговым администрированием, делают наиболее вероятным отклонение от чистых форм налога. В той степени, в какой это имеет место, НДС становится особой разновидностью налога. Этот факт приобретает особое значение в случае введения НДС региональными правительствами в рамках конфедерации.

      Налог на добавленную стоимость взимается  на всей территории КР, формирующим  государственный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

      Основным  законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную  стоимость, является Налоговый Кодекс Кыргызской Республики.

      В законодательстве КР налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения..

      НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая  стадию розничной торговли. Однако это совсем не обязательно.

      Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли -- это промежуточный  этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта - наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.

      Сорщиком  НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству.

      Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства .Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель..

      В отличие от прочих видов налога с  оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей..

      Основной  функцией НДС является - фискальная (распределительная), т. е. реализуется главное назначение данного налога - формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:

      . фискальное - как было сказано,  пополнение государственной казны;

      . регулирующее, осуществляемое через  налоговый механизм;

      . стимулирующее, осуществляемое через  систему льгот и предпочтений.

      В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения  добавленной стоимости. Одна из них  рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли.

      Согласно  другой - добавленную стоимость можно  определить как разницу между  выручкой от реализации товаров и  произведенными затратами.

      Можно заметить, что второй вариант определения  добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС1 :

      1) R * ( V + M ), где R - ставка НДС;

      V - величина заработной платы;

      M - величина получаемой прибыли; 

      2) R * V + R * M;

      2) R * ( O - I ), где O - выручка от реализации  товаров, работ, услуг;

      I - произведенные затраты при производстве  продукции;

      4) R * O - R * I. 

      Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно - ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат.

      Между собой первая и вторая формулы (как  третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

      Безусловно, открытым остается вопрос о положительной  стороне этого влияния, так как  увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель.

      С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы  к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

      Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

      Наконец, посредством многократного обложения  НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается  равенство всех участников рынка, а  государство получает возможность  осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов.

      Располагая  полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные  финансовые и налоговые органы могут  осуществлять более точное планирование доходов бюджета. 
 
 
 

      3 Акцизы как вид косвенных налогов, включаемых в цену.  

      Акциз – одна из древнейших форм косвенного налогообложения. Он взимается при  реализации товаров в розничной  торговле, но в отличии от НДС  ограничен определенными их видами и группами. Основной целью акцизов является получение доходов от потребления товаров массового и специфического спроса – вино водочные изделия используют два вида акцизов: в виде процентных ставок к закупочной цене реализуемых в розницу товаров и фискальные монополии, т.е. путем установления государством монопольных цен на продажу товаров.

        Акцизы – налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые  покупателем. Акцизы уплачивают  производители товаров, имеющих  в силу своих специфических  свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами облагаются и услуги, при этом налог включается в тариф.

        Акцизам присущи следующие функции:

      регулирующая  – ограничивает производство и потребление  тех товаров,  без которых, без  ущерба для собственных нужд можно  обойтись;

      стимулирующая – побуждает направлять ресурсы  именно в те сферы экономики, которые  действительно для нее жизненно необходимы;

      перераспределительная – позволяет использовать часть  полученных от акцизов доходов для  помощи малоимущим.

      Акцизы  считаются надежным источником гарантированных государственных доходов, утверждая принцип социальной –справедливости, в то же время помогают реконструировать с пользой для общества потребление и направить в нужное русло производство.

        Акцизы относятся к категории  косвенных налогов, т.е. облагающих потребление, но потребление особого рода, которое могут позволить те, кто имеет высокие и сверхвысокие доходы (предметы роскоши, деликатесы, развлечения, требующие непомерно больших расходов), либо которое связано с повышенным риском. 

      4 Таможенные пошлины и сборы, и их влияние на ценообразование.  

      Классическим  инструментом регулирования внешней  торговли являются таможенные тарифы. Таможенный тариф – это систематизированный  перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.

      Таможенная  пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром  таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

      фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку  они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

      протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным  пошлинам, поскольку с их помощью  государство ограждает местных  производителей от нежелательной иностранной  конкуренции;

      балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью  предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

      Таможенные  пошлины классифицируются:

      По  способу взимания:

      • адвалорные – начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

      • специфические – начисляются  в установленном размере за единицу  облагаемого товара (например, $10 за 1т);

      • комбинированные – сочетают оба  названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более $10 за 11т).

      Адвалорные  пошлины аналогичны пропорциональному  налогу на продажу и применяются  обычно при обложении товаров, которые  имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.

      Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары.

      По  объекту обложения:

      • импортные – пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Налоги и прибыль в составе цены