Налоги и сборы РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

I. Теоретическая часть …………………………………………………………....4

1. Понятие и сущность  налогов и сборов………………………………………..4

        

         1.1 Понятие налога …………………………………………………………4

        

         1.2 Понятие сбора…………………………………………………………...7

 

2. Участники налоговых  отношений…………………………………………….7

 

3. Ответственность за  совершение налоговых правонарушений…………….15

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

 

II. Практическая часть………………………………………………………… ..27

 

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной России проблемы совершенствования налоговой  системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительного достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

В налоговой сфере  остается еще множество нерешенных проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России еще весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.

 В России пока отсутствуют комплексные научные исследования, в которых вопросы управления налоговой системой рассматривались бы в критическом ключе, с точки зрения оценки имеющегося в развитых странах опыта и возможности его адаптированного использования в российских условиях.

Под налоговым процессом  понимается последовательная совокупность действий налоговых органов, налоговых агентов, налогоплательщиков или их представителей в связи с реализацией прав и/или исполнением обязанностей, предусмотренным налоговым законодательством в целях сбора и перечисления налоговых доходов в государственную казну.

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретическая часть

 

  1. Понятие и сущность налогов и сборов

 

 

Налоги — это одна из наиболее актуальных финансовых категорий.

Необходимо различать понятия «налог» и «налогообложение». «Налог» — это финансовая, правовая и экономическая категория. «Налогообложение» — процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового механизма. Налоги составляют основу доходной части бюджетов всех уровней. Налоговая система сегодня выступает одним из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы. В действующем российском налоговом законодательстве понятия налога и сбора разделены.

 

1.1. Понятие налога

 

Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (муниципальных) и уполномоченных органов.

До принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации (1 января 1999 г.) понятия налога и сбора в российском налоговом законодательстве использовались как синонимы.

Исходя из определения налога его основными признаками являются:

1) обязательность платежа;

  1. индивидуальная безвозмездность налога (безэквивалентность);
  2. отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;
  3. источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Признак обязательности налога закреплен в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Как правило, налогоплательщик вступает в налоговые отношения, приобретает обязанность по уплате налога не по своей воле, а в силу юридически значимых фактов его деятельности.

Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путем предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком (т.е. индивидуально) не порождает у государства встречной обязанности предоставлять ему какую-либо услугу (в отличие от сборов — см. ниже).

Именно то, что налогоплательщик уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо компенсации от государства, составляет один из важнейших признаков налога — признак индивидуальной безвозмездности. Взимание налогов происходит в денежной форме в соответствии со строгой трактовкой налога как финансовой категории.

Цель взимания налога — финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и напрямую связан с его фискальной функцией.

Налоговые доходы являются основными в доходах государственных и местных бюджетов как в Российской Федерации, так и в развитых и развивающихся странах.

В экономически развитых странах их доля в доходах государственного бюджета достигает 80—90%, а в доходах местных бюджетов — более 50%.

Финансирование государственных нужд — один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Причем речь идет о финансировании не самих органов государственной власти (или местного самоуправления) — они ответственны за надлежащую организацию процесса налогообложения, а о финансовом обеспечении всего государства (муниципальных образований). Последнее является еще одним характерным отличием налогов от других фискальных платежей.

1.2. Понятие сбора

 

В Налоговом кодексе Российской Федерации определены различия между налогом и сбором.

В числе характерных признаков сбора выделяют:

  • обязательность платежа;
  • возмездность.

Означенный признак сбора аналогичен соответствующему признаку налога. Однако сбор уплачивается по свободному волеизъявлению плательщика. В отличие от налога при взимании сбора воля плательщика значительно в большей степени направлена на возникновение соответствующих объектов обложения (стоимость получаемых прав и разрешений).

Возмездность сбора характеризует основное отличие сбора от налога. Признак возмездности сбора предполагает, что его взимание является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий со стороны государственных, муниципальных и других уполномоченных органов. Возмездность сбора проявляется в том, что уполномоченный орган должен оказать плательщику встречную услугу.



В отличие от налога, целью взимания которого является финансирование деятельности публичного субъекта, цель уплаты сбора законодательством не определена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах указывает, что сборы предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти.

 

  1. Участники налоговых отношений

 

Участниками отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, являются:

    • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
    • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
    • консолидированные группы налогоплательщиков;
    • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
    • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ);
    • следственные органы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налогоплательщик может  участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, которыми могут быть организация или физическое лицо.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут влиять на экономические результаты их деятельности, а именно:

    • одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;
    • одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
    • лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства.

Суд может признать лица взаимозависимыми, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.

Налогоплательщики имеют право:

    • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
    • получать от Министерства финансов РФ, региональных и местных финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
    • использовать налоговые льготы при наличии оснований;
    • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
    • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
    • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
    • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
    • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
    • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
    • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
    • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
    • обжаловать акты налоговых органов;
    • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
    • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов;
    • на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Плательщики сборов имеют  те же права, что и налогоплательщики.

Налогоплательщики обязаны:

    • уплачивать законно установленные налоги;
    • встать на учет в налоговых органах;
    • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
    • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
    • представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность;
    • представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
    • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.

 Организации  (за исключением тех, которые  не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Срок ее подачи - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть по 31 марта включительно.

Консолидированная группа налогоплательщиков -  добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков  в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

 Участником консолидированной  группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

 Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах проявляется в том, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя.

 Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

 Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

 Не могут быть уполномоченными  представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

 Уполномоченный представитель  налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель  налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (Федеральная налоговая служба Министерства финансов и ее подразделения в РФ).

Основная функция Федеральной  налоговой службы России — обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица.  Уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.

Налоговые органы РФ контролируют соблюдение налогового законодательства РФ, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в бюджет налогов, платежей при пользовании недрами, а также соблюдение валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы в своей  деятельности руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах», иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В Законе РФ «О налоговых органах» окончательно оформляются полномочия налоговых органов по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Налоговые органы обязаны:

    • соблюдать законодательство о налогах и сборах;
    • осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
    • вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
    • бесплатно информировать налогоплательщиков и налоговых агентов о законодательстве о налогах и сборах, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
    • руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
    • сообщать налогоплательщикам и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства;
    • принимать решения о возврате налогоплательщику или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов;
    • соблюдать налоговую тайну;
    • направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;
    • представлять налогоплательщику или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам;
    • осуществлять по заявлению налогоплательщика или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов; выдавать копии решений, принятых налоговым органом.

Если в течение 2 месяцев  со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик  не уплатил  в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Налоговые органы несут  ответственность за полный и своевременный  учет всех налогоплательщиков — предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и за проведение в них документальных проверок не реже одного раза в 2 года.

За невыполнение или  ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

 

 

 

 

  1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений

 

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ, причем за совершение одного и того же правонарушения только однократно.

          Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени, а должностных лиц организации — от административной и уголовной ответственности.

В отношении налогоплательщиков действует принцип презумпции невиновности: они считаются невиновными в совершении налогового правонарушения, пока их вина не будет доказана налоговыми органами (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Обстоятельства, исключающие привлечение  лица к ответственности. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    • отсутствует событие налогового правонарушения;
    • отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;
    • налоговое правонарушение совершено физическим лицом

в возрасте до 16 лет;

    • истек срок исковой давности.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное действие умышленно или по неосторожности.

Обстоятельства, исключающие  вину лица в совершении налогово-

го правонарушения. При наличии нижеперечисленных обстоя-

тельств налогоплательщик освобождается  от ответственности:

    • совершение правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
    • совершение правонарушения физическим лицом в болезненном состоянии;
    • выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных уполномоченным государственным органом.

К смягчающим обстоятельствам  относятся:

    • совершение правонарушения вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или какой-либо другой зависимости;
    • другие обстоятельства, смягчающие ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за совершение аналогичного налогового правонарушения.

Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. Лицо не может быть привлечено к ответственности, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено, истекли три года.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК РФ).

Санкции устанавливаются  в виде штрафов. При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа уменьшается не менее чем в 2 раза. В случае повторного совершения аналогичного налогового правонарушения размер штрафа увеличивается вдвое. При совершении одним лицом нескольких налоговых правонарушений санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.

На основании решения  руководителя налогового органа (его заместителя) взыскивается налоговая санкция, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период, на организацию — 50 тыс. руб. В случае если суммы штрафа превышают указанные размеры по одному неуплаченному налогу за налоговый период, взыскание производится в судебном порядке.

Штраф также взыскивается по суду, если к ответственности привлекается должностное лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (п. 7 ст. 114 НК РФ).

Срок давности взыскания налоговых санкций составляет не более шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта налоговым органом.

 

  • Ответственность за налоговые правонарушения
  •  

    При выявлении нарушений  налогового законодательства налоговые  органы должны применять меры финансовой ответственности в виде штрафных и административных санкций. Ответственность в виде штрафных санкций наступает за:

    - нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе;

    - уклонение от постановки  на учет в налоговом органе;

    - нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

    - непредставление налоговой  декларации;

    - грубое нарушение  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения;

    - неуплату или неполную  уплату сумм налога;

    - незаконное воспрепятствование  доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение;

    - непредставление налоговому  органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля;

    - отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;

    - неправомерное несообщение  сведений налоговому органу.

    Налоговым кодексом РФ предусмотрены  штрафные санкции за каждое из перечисленных налоговых нарушений.

    Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе возникает в случае несвоевременной подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган.

    Заявление о постановке на учет организации или физического  лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, следует подать в налоговый орган по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после государственной регистрации.

    Заявление организации  о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

    Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Если срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе просрочен более чем на 90 дней, то штраф взыскивается в двукратном размере.

    Уклонение от постановки на учет в налоговом органе карается взысканием штрафа в размере 10% доходов, полученных в результате ведения деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 тыс. руб.

    Если такая деятельность осуществляется более трех месяцев, то взыскивается штраф в размере 20% от полученных доходов.

    Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

    В соответствии с действующим  законодательством налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны в 10-дневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета об открытии или закрытии банковского счета.

    Налоги и сборы РФ