Налоги и сборы: сущность и сравнительная характеристика. Функции налогов

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА       
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

НА  ТЕМУ: Налоги и сборы: сущность и сравнительная характеристика. Функции налогов.

Налоговая база по НДС и особенности  ее определения 
 
 
 

              Контрольная работа

              студентки:

              Баиндуровой О.А.

              группы  № 8

              финансы и кредит

              Проверила :

              Агабекян  О.В.

              Дата  проверки _________________

              Подпись ______________________ 
               
               

г. Москва 2011 – 2012г. 

1. Налоги и сборы:  сущность и сравнительная  характеристика. Функции  налогов.

      Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства.

      Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством  обеспечения функционирования государства.

      Таким образом, налог - это  обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

      Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

      Сбор - это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством. 

Общая характеристика системы  налогов и сборов  

      В Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, субъектов РФ (региональные) и местные.

      Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.       Региональными и местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и, соответственно, законами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а местные налоги — на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении каждого регионального и местного налога определяются налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному налогу.  

      По  уровням бюджетов налоги и сборы  распределяются следующим  образом:

I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ  И СБОРЫ:

1) налог на  добавленную стоимость;

2) акцизы на  отдельные виды товаров (услуг)  и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на  прибыль (доход) организаций;

4) налог на  доходы от капитала;

5) подоходный  налог с физических лиц;

6) взносы в  государственные социальные внебюджетные  фонды;

7) государственная  пошлина;

8) таможенная  пошлина и таможенные сборы;

9) налог на  пользование недрами;

10) налог на  воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

11) налог на  дополнительный доход от добычи  углеводородов;

12) сбор на  право пользования объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический  налог;

16) федеральные  лицензионные сборы.

II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ  И СБОРЫ:

1) налог на  имущество организаций;

2) налог на  недвижимость (при введении в  действие этого налога прекращается  действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога);

3) дорожный налог;

4) транспортный  налог;

5) налог с  продаж;

6) налог на  игорный бизнес;

7) региональные  лицензионные сборы.

III. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) земельный  налог;

2) налог на  имущество физических лиц;

3) налог на  рекламу;

4) налог на  наследование или дарение;

5) местные лицензионные  сборы. 

      Общие условия установления налогов и  сборов. Налог как комплексное  экономико-правовое явление включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Налоговым кодексом введено правило, согласно которому налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законодательством определены налогоплательщики и все следующие существенные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

      Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

      Объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса.

      Льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

      Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной  датой или истечением периода  времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также  указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

      Уплата  налога производится разовой уплатой  в наличной или безналичной форме  всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Для каждого налога устанавливается конкретный порядок его уплаты: по федеральным налогам — Налоговым кодексом; по региональным налогам — законами субъектов Российской Федерации; по местным налогам — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Функции налогов 

 

      Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

      Функция показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

      Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция  налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной  мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

При классификации  налогов по объектам налогообложения  образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный  налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные  акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак, курортный сбор).  

2. Налоговая база по НДС и особенности ее определения 

     НДС является одним из косвенных налогов  на товары, работы, услуги, который включается в цену товара. В результате бремя уплаты налога ложится на конечного потребителя – покупателя.

Налогоплательщики

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

    Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

    Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в  качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

    Налогоплательщики могут быть освобождены от обязанности начислять и уплачивать НДС при соблюдении следующих условий: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Объект  налогообложения

Объектом налогообложения  признаются следующие операции:

1) реализация  товаров (работ, услуг) на территории  Российской Федерации, а также  передача имущественных прав;

2) передача на  территории Российской Федерации  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления;

4) ввоз товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации.

Налоговая база

    Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При получении налогоплательщиком оплаты или аванса налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС, за исключением оплаты следующих товаров:

  • длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, при определении налоговой базы по мере отгрузки таких товаров;
  • которые облагаются НДС по ставке 0 процентов;
  • которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговый период

     Налоговый период при расчетах НДС (в том  числе для налогоплательщиков, исполняющих  обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

Налоговые ставки

     Налогом на добавленную стоимость товары (работы, услуги) облагаются по ставкам 0, 10 или 18 процентов.

По  ставке 0% производится налогообложение:

  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
  • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство (при определенных пп.6 п.1 статьи 164 НК РФ условиях);

По  ставке 10% производится налогообложение:

  • продовольственных товаров;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

В остальных случаях  применяется ставка 18%.

Порядок исчисления налога

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога получается в результате сложения исчисленных таким образом сумм налогов.

     Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (квартала) применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (статья 167 НК РФ), с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

     Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Сумма налога, предъявляемая  продавцом покупателю

     При реализации товаров, передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров, передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС. В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты или аванса он также обязан предъявить покупателю сумму налога. В этих случаях покупателю выставляются соответствующие счета-фактуры (на отгрузку или аванс) не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) или со дня получения аванса.

     Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю, исчисляется по каждому  виду товаров как соответствующая  налоговой ставке процентная доля соответствующих  цен (тарифов).

     В расчетных документах, в том числе  в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой.

     При реализации товаров населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая  сумма НДС включается в указанные цены.

Счет-фактура

     Счет-фактура  является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных  продавцом сумм налога к вычету.

     Счета-фактуры  должны быть составлены и выставлены в соответствии с установленным  порядком с указанием необходимых реквизитов и при наличии подписей уполномоченных лиц (руководителя и главного бухгалтера или лиц, уполномоченных на то приказом), либо индивидуального предпринимателя. В противном случае они не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Счета-фактуры  не составляются:

  • налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг);
  • банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения).

    Порядок и правила заполнения и выставления  счетов-фактур, ведения журнала учета  полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации и регулируется статьей 169 НК РФ, а также утвержденными Правилами.

Отнесение сумм НДС на затраты

Сумма НДС, предъявленная  налогоплательщику (покупателю), не включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (или налога на доходы физических лиц). Исключение - когда сумма НДС учитывается в стоимости приобретенного имущества - составляют операции приобретения товаров (работ, услуг):

  • используемых для операций по производству и/или реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
  • используемых для операций по производству и/или реализации товаров местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
  • лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

Уплата  НДС в бюджет

     Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой:

Sупл = Sобщ + Sвосст - Sвыч,

где 
S
упл - сумма к уплате; 
S
общ - общая сумма налога; 
S
восст - восстановленная сумма налога; 
S
выч - сумма налогового вычета.
 

     Если  сумма налоговых вычетов в  каком-либо налоговом периоде превышает  общую сумму налога, увеличенную  на суммы восстановленного налога, то положительная разница между этими суммами подлежит возмещению налогоплательщику в установленном законом порядке, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, указанной в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю:

1) лицами, не  являющимися налогоплательщиками  или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС;

2) налогоплательщиками  при реализации товаров (работ,  услуг), операции по реализации  которых не подлежат налогообложению. 

     Уплата  НДС в бюджет производится по месту  учета налогоплательщика в налоговых органах по итогам каждого налогового периода (квартала) исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

     Налогоплательщики (налоговые агенты), обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок возмещения налога

     По  окончании проверки, если при проведении ее не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

     По  результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

Поручение на возврат  суммы налога, оформленное на основании  решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом на следующий день после дня принятия решения в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства в  течение 5 дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику.

Налоги и сборы: сущность и сравнительная характеристика. Функции налогов