Налоги и сборы в Российской Федерации

Налоги и сборы  в Российской Федерации

Налоги и сборы - это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются безвозмездными платежами. Сборы, в отличие от налогов, подразумевают возмездное совершение государственными или муниципальными органами юридически значимых действий, таких как предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды федеральных,региональных и местных налогов и сборов, а также специальные налоговые режимы. Все перечисленные ниже налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.

Федеральные налоги и сборы


Федеральные налоги и сборы обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации. Отдельные виды федеральных  налогов могут быть отменены при  использовании специальных налоговых  режимов. 

 

Налог на добавленную  стоимость - НДС - является косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, выставленной покупателям, которая отражается в книге продаж, и суммой налога, предъявленной поставщиками, отраженной в книге покупок.  

 

Налог на доходы физических лиц - НДФЛ - основной вид прямых налогов, рассчитываемый как процент от совокупного дохода физических лиц, уменьшенного на сумму установленных законодательством вычетов. Исчисление и уплата налога, а также составление налоговой декларации по НДФЛ осуществляется работодателями, у которых налогоплательщики (физические лица) получили доходы, в остальных случаях - самими налогоплательщиками. 

 

Налог на прибыль организаций представляет собой процент от прибыли - разницы сумм доходов организации и сумм понесенных ей расходов. Является прямым налогом. Уплата налога на прибыль осуществляется посредством авансовых платежей на основанииналоговой декларации. Ставка налога составляет 20%. 

 

Акцизы - это вид косвенных налогов, устанавливаемых внутри страны в основном на предметы массового потребления (алкогольная и табачная продукция, автомобили, топливо и др.), а также на коммунальные, транспортные и другие услуги. Акциз включается в цену товаров или услуг. Ставки акцизов устанавливаются отдельно для каждого вида подакцизных товаров. 

 

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с юридических и физических лиц при их обращении в государственные или иные органы, или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий: выдачи документов или их копий, разрешений, лицензий. Размер пошлины зависит от вида совершаемых юридически значимых действий. Обычно уплата госпошлины производится до их совершения. 

 

Налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ. Полезным ископаемым является продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании цен их реализации либо их расчетной стоимости. 

 

Водный  налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ: забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, использование водных объектов для целей гидроэнергетики, использование водных объектов для целей сплава древесины.  

 

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают лица, имеющие лицензию или разрешение на добычу указанных объектов. Уплачиваются при получении лицензии, либо в течение срока действия разрешения на добычу.

Региональные налоги


Региональные налоги устанавливаются (а также вводятся и прекращают свое действие) законами субъектов  Российской Федерации о налогах  и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов. Как  и федеральные, отдельные виды региональных налогов могут отменяться специальными налоговыми режимами.

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения  и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом. 

 

Налогоплательщиками налога на имущество организацийявляются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти. Налоговая база определяется как среднегодовая остаточная стоимость указанного имущества. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. 

 

Транспортный  налог обязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани. Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.  

 

Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор. По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.

Местные налоги


Местные налоги устанавливаются (а  равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Специальные  налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.

Представительные органы муниципальных  образований определяют налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать  налоговые льготы, основания и  порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам  и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ. 

 

Земельный налог. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а налоговой базой их кадастровая стоимость. Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляе 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%. 

 

Налог на имущество  физических лиц. Налогоплательщиками являются физические лица - собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Специальные налоговые  режимы


Специальные налоговые режимы могут  предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов. 

 

Единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН - представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов. 

 

Упрощенная система  налогообложения - УСН - может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам 9 месяцев текущего года их доходы не превысили 45 млн.руб. Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения "доходы минус расходы" - 15%. Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов. 

 

Единый  налог на вмененный доход - ЕНВД. Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.  

 

Система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении этого режима, признаются организации, являющиеся инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств, имущества или имущественных прав в поиск, разведку и добычу минерального сырья, и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения о разделе продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Специальные налоговые  режимы устанавливаются: 

а) только Налоговым кодексом РФ;

б) только актами законодательства о  налогах и сборах;

в) Налоговым кодексом РФ и иными  актами законодательства о налогах  и сборах;

г) Налоговым и Таможенным кодексами  РФ.

  Упрощенная система налогообложения (УСН)

2.Переход к УСН осуществляется  организациями:

а) в обязательном порядке;

б) в добровольном порядке при  соблюдении условий, определенных Налоговым

Кодексом РФ;

в) по решению налогового органа;

г) по решению налогового органа при  соблюдении условий, определенных НК РФ..

3.В каком порядке осуществляется  переход к УСН индивидуальными

предпринимателями?

 а) в обязательном порядке,  если средняя численность работников  за налоговый (отчетный) период  превышает 100 человек;    

б) по решению налогового органа;     

 в) в добровольном порядке  при соблюдении условий, определенных  Налоговым кодексом РФ;   

 г) в обязательном порядке,  если средняя численность работников  за налоговый (отчетный) период  не превышает 100 чел. 

                

4.От каких налогов  освобождаются организации при  применении УСН? 

   

а) налога на прибыль;

б) налога на доходы физических лиц;

в) земельный налог ;

г) налога на добавленную стоимость;

д) транспортный налог;

е) налог на имущество.

 

5.От каких налогов  освобождаются предприниматели  при применении УСН?

а) налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе  товаров на таможенную территорию РФ;

б) налога на прибыль;

в) налога на доходы физических лиц;

г) земельный налог ;

д) транспортный налог;

е) налог на имущество.

 

 

6.Индивидуальные предприниматели,  применяющие УСН, по истечении  налогового периода представляют:

    

а) авансовые отчёты;

    

б) налоговые декларации;

    

в) авансовые отчёты и налоговые  декларации;

    

г) авансовые расчеты.

7.В каком случае организация  имеет право перейти на УСН? 

    

а) если по итогам года, в котором  организация подает заявление о  переходе на УСН, доходы не превысили 40 млн. руб.;

    

б) если по итогам года не превысили 45 млн. руб.;

    

в) если по итогам 9 месяцев года, в  котором организация подает заявление  о переходе на УСН, доходы не превысили 40 млн. руб.;

    

г) если по итогам 9 месяцев года, в  котором организация подает заявление  о переходе на УСН, доходы не превысили 45 млн. руб.

8.В каких случаях организации  не вправе применять УСН? 

    

а) имеющие филиалы и представительства;

    

б) не имеющие представительства;

    

в) не имеющие филиалы и (или) представительства.

    

г) не имеющие филиалы, но имеющие  представительства 

9.Какие сведения сообщают  организации в заявлении о  переходе на УСН? 

     

а) о размере предполагаемых доходов  за текущий год;

     

б) о размере доходов за 9 месяцев текущего года;

     

в) о размере доходов за 6 месяцев  текущего года;

     

г) о размере доходов за 12 месяцев  истёкшего года.

10.При применении УСН  объект налогообложения: 

     

а) может меняться;

     

б) может меняться при наличии  условий, указанных в НК РФ;

     

в) не может меняться;

     

г) не может меняться в течение 3-х  лет с начала применения УСН.

 

11.Каким образом осуществляется  выбор объекта налогообложения? 

     

а) самим налогоплательщиком;

    

б) налоговым органом;

   

 в) налогоплательщиком в законодательном  порядке по согласованию с  налоговым органом; 

    

г) устанавливается в законодательном  порядке.

12.В праве ли применять  УСН бюджетные организации? 

     

а) да, вправе;

     

б) да, вправе, если их доходы в течение  года на превышают 20 млн. руб.;

    

 в) нет, не вправе применять  УСН; 

    

 г) нет, не вправе, если  их доходы в течении года не превышают 20 млн. руб.

 

 

 

13.Применение УСН на  основе патента разрешается индивидуальным  предпринимателям:

    

а) привлекающим в своей предпринимательской деятельности наёмных работников среднесписочная численность которых, не превышала за налоговый период 10 человек;

    

б) при осуществлении определённых видов деятельности, указанных в  условиях его применения в НК РФ;

    

в) при соблюдении обоих условий, перечисленных выше;

    

14.Какой орган власти  выдает патент индивидуальному  предпринимателю? 

    

а) муниципальный орган исполнительной власти;

    

б) налоговый орган;

    

в) федеральный орган исполнительной власти;

    

г) региональный орган исполнительной власти.

 

15. В случае получения индивидуальным  предпринимателем патента на  более короткий срок, чем на  год: 

    

а) стоимость патента подлежит перерасчёту  в зависимости от продолжительности  периода;

     

б) стоимость патента не подлежит перерасчёту;

     

в) стоимость патента подлежит перерасчёту  при получении патента на квартал;

     

г) стоимость патента подлежит перерасчету  при получении патента на месяц.

16.Если объектом налогообложения  являются доходы, налоговая ставка  равна…6

 

17.Если объектом налогообложения  являются доходы, уменьшенные на  величину расходов… 15

 

ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог 

18.В каком  порядке осуществляется переход  на уплату ЕСХН налогоплательщиками? 

а) в обязательном без ограничений; 

б) в добровольном при соблюдении условий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации; 

в) в добровольном без ограничений; 

г) в обязательном при соблюдении условий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

19.Какие  категории налогоплательщиков могут  быть переведены на уплату  ЕСХН? 

а) организации и индивидуальные предприниматели  при соблюдении условий, предусмотренных  Налоговым кодексом РФ; 

б) организации и крестьянские (фермерские) хозяйства при соблюдении условий  предусмотренных Налоговым кодексом РФ; 

в) организации, индивидуальные предприниматели  и крестьянские (фермерские)хозяйства при соблюдении условий предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

  г) индивидуальные предприниматели  и крестьянские (фермерские) хозяйства  при соблюдении условий предусмотренных  Налоговым кодексом РФ.

20.Замену  уплаты каких налогов предусматривает применение организациями ЕСХН? 

а) налога на имущество организаций; 

б) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; 

в) налога на добычу полезных ископаемых. 

г) налога на добавленную стоимость, подлежащего  уплате при ввозе товаров на  таможенную территорию Российской Федерации 

21.При каком  условии сельхозтоваропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН? 

а) если по итогам работы за календарный  год в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими  сельхозпродукции составляет не менее 70%; 

б) если по итогам работы за календарный  год в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими  сельхозпродукции составляет не менее 70%, за исключением продукции её первичной  переработки; 

в) если по итогам работы за 9 месяцев в  общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции составляет не менее 70%; 

г) если по итогам работы за 9 месяцев в  общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции составляет не менее 70%, за исключением  продукции её первичной переработки.

22.Какие  организации вправе перейти на  уплату ЕСХН? 

а) не имеющие филиалы; 

б) имеющие филиалы; 

в) занимающиеся производством подакцизных товаров; 

г) бюджетные учреждения.

23.В какие  сроки подается       заявление   о   переходе   на   уплату   ЕСХН? 

а) с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего  году перехода на уплату ЕСХН; 

б) с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего  году перехода на уплату ЕСХН; 

в) с 20 октября по 31 декабря года, предшествующего  году перехода на уплату ЕСХН;

 

г) с 20 октября по 1 декабря года, предшествующего  году перехода на уплату ЕСХН.

24.Налогоплательщики,  перешедшие на уплату ЕСХН: 

а) вправе до окончания налогового периода  перейти на общий режим налогообложения; 

б) не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим  налогообложения; 

в) вправе до окончания налогового периода  перейти на упрощённую систему налогообложения; 

г) не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

25.В течение какого периода времени налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на иной режим налогообложения? 

а) с начала следующего месяца, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15января; 

б) с первого числа очередного отчётного  периода; 

в) с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15января; 

г) с начала календарного года уведомив об этом налоговый орган не позднее 1 января.

26.Суммы  НДС, принятые ранее к вычету, при переходе на уплату ЕСХН: 

а) подлежат уплате в бюджет; 

б) подлежат восстановлению; 

в) не подлежат восстановлению; 

г) не подлежат восстановлению, исключение составляют основные средства и нематериальные активы.

27.Какой  период является налоговым для  ЕСХН?

а) квартал;

б) полугодие;

в) год;

г) календарный месяц.

28.В каком  размере устанавливается          налоговая   ставка      для   ЕСХН? 

а) 15%; 

б) 6%; 

в) 13%;

  г) 10%.

 

 

 

 

Упрощенная система  налогообложения (УСН) для организаций

Упрощенная система налогообложения  организациями (УСН) применяется наряду с общей системой налогообложения.

Также: упрощенная система налогообложения (УСН) для предпринимателей.

Переход к упрощенной системе  налогообложения или возврат  к общему режиму налогообложения  осуществляется организациями добровольно  в порядке, предусмотренном Налоговым  Кодексом (Глава 26.2).

Применение упрощенной системы  налогообложения организациями  предусматривает замену единым налогом  уплаты уплату следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового Кодекса);
  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Налогового Кодекса;
  • налога на имущество организаций;
  • страховых взносов в ФОМС и ФСС..

Организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных  Налоговым Кодексом.

Для организаций, применяющих  упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок  ведения кассовых операций и порядок  представления статистической отчетности.

Организация имеет право  перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход  от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса, не превысил 45 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Не вправе применять  упрощенную систему налогообложения:

  1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  2. банки;
  3. страховщики;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. инвестиционные фонды;
  6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  7. ломбарды;
  8. организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  9. организации, занимающиеся игорным бизнесом;
  10. нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  11. организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  12. организации, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового Кодекса;
  13. организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
  14. организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;
  15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей;
  16. бюджетные организации;
  17. иностранные организации.

Переход на упрощенную систему налогообложения (УСН)

Перейти на упрощенную систему  налогообложения можно только с  нового года, предварительно подав  в период с 1 октября по 30 ноября заявление  в налоговую инспекцию по месту  нахождения организации.

Заявление о переходе на упрощенную систему  налогообложения.

Вновь созданные организации  вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе (даты государсвтенной регистрации). В этом случае организации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.

Рекомендуем при подаче заявления  о переходе на упрощенную системы  налогообложения получить отметку  налогового органа о приеме на втором экземпляре заявления (или на копии  заявления).

Ставки единого  налога при применении УСН

Организация самостоятельно выбирает как платить единый налог при применении упрощенной системы налогообложения:

- 6% с доходов, то есть  с оборота или с выручки  (объект налогообложения - доход);

- или 15% с разницы между  доходами и расходами, то есть  с прибыли, но не менее 1% с оборота в год (объект налогообложения  - доход, уменьшенный на величину  расхода).

Для выбора оптимального для  себя объекта налогообложения необходимо проанализировать состав расходов в  общей величине доходов. Выгодно  выбрать объектом налогообложения  доход в случае если, расходы в величине доходов занимают не более 60%.

А вот, например, при розничной  и оптовой торговле объект налогообложения - доход не выгоден, посколько торговая наценка редко превышает 40%.

Объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные  на величину расходов) указывается  взаявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения. Он может изменяться предпринимателем ежегодно. Для этого предприниматель до 20 декабря должен подать заявление о применении с 1 января следующего года упрощенной системы налогообложения с другим объектом налогообложения. В течение года организация не может менять объект налогообложения.

Определение доходов  и расходов при применении УСН

Организации при определении  объекта налогообложения учитывают  следующие доходы:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового Кодекса.
Налоги и сборы в Российской Федерации