Налоги и таможенные платежи

Содержание

 

1 Формы налогового  контроля. Постановка на учет  в налоговых органах, камеральные  налоговые проверки……………………………………………….3

2 Ставки налога на  доходы физических лиц. Порядок  и сроки уплаты……...11

Список использованных источников…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Формы налогового  контроля. Постановка на учет  в налоговых органах, камеральные  налоговые проверки

 

Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы  налогового контроля:

государственный налоговый учет;

мониторинг и оперативный  налоговый контроль;

камеральный и выездной налоговый контроль;

административно-налоговый  контроль.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Одной из особенностей процедуры  проведения камерального и выездного  налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений.

Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного  налогового контроля при решении  задач контрольно-проверочного характера  и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним  и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.

Эта граница проявляется  в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта  проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.

С момента выявления  отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий – попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.

Следует обратить внимание, что налоговый контроль «переключается»  в режим налогового расследования  только в отношении конкретного  перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.

В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации  в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Постановка на учет в  налоговом органе организаций и  индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведениякамеральных налоговых проверок.

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Проведение камеральной  налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:

выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;

осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных  источников.

Функции камеральной  налоговой проверки. В современной  системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции:

контроля за правильностью  и достоверностью составления налоговых  деклараций;

отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Проведение проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

За исключением особых случаев, проверка проводится в течение  трех месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов.

При проведении камеральной  налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности путем:

получения объяснений налогоплательщика;

истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность  уплаты налогов и сборов, правомерность  применения налоговых вычетов и  льгот;

опроса свидетелей;

назначения экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов.

Если камеральной налоговой  проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается  руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с  фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями  проверяющих налогоплательщик может  представить в налоговый орган  свои возражения по акту в целом  или по его отдельным положениям.

Выездной налоговый контроль в России осуществляется посредством проведениявыездных налоговых проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.

Выездная налоговая  проверка проводится на территории (в  помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой  проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит  руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;

по месту нахождения организации;

по месту жительства физического лица.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или  представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности  уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Предметом выездной налоговой  проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении  одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой  проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных  лет, предшествующих году, в котором  вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

более двух выездных налоговых  проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);

две и более выездные налоговые проверки по одним и  тем же налогам за один и тот же период.

Указанные ограничения  не распространяются на:

выездные налоговые  проверки, осуществляемые в связи  с реорганизацией или ликвидацией  организации-налогоплательщика;

повторные выездные налоговые  проверки.

Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:

вышестоящим налоговым  органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

налоговым органом, ранее  проводившим проверку– в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в  которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Срок проведения любой  выездной налоговой проверки исчисляется  со дня вынесения решения о  назначении проверки и до дня составления  справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Общий перечень налогово-проверочных  действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:

инвентаризацию имущества налогоплательщика;

осмотр (обследование) помещений  и территорий;

истребование документов;

выемку документов;

проведение опроса;

проведение экспертизы;

осуществление перевода.

Руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

истребования документов (информации);

получения информации от иностранных государственных органов  в рамках международных договоров  РФ;

проведения экспертиз;

перевода на русский  язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления  проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее  двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:

даты начала и окончания  налоговой проверки;

период, за который проведена  проверка;

наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при  осуществлении налоговой проверки;

перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

выводы и предложения  проверяющих по устранению выявленных нарушений.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с  фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

 

2 Ставки налога на доходы физических лиц. Порядок и сроки уплаты

 

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в РФ. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, например, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом. 

Основная ставка НДФЛ в России составляет 13%. Для отдельных видов доходов установлены другие ставки.

Основная часть НДФЛ (прежде всего, с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем (налоговым агентом). Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно. 

По итогам года, если необходимо, заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию надо сдавать в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода. 

Плательщиками налога являются:

  1. физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации (РФ);
  2. физические лица – не налоговые резиденты РФ.

Федеральный закон № 137-ФЗ от 27.07.06 г. изменил понятие налоговых  резидентов. С 1 января 2007 г. ими считаются  физические лица, которые проживают  в России не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих подряд. То есть 183 дня нужно отсчитывать не с начала календарного года (как до 1 января 2007 г.), а со дня, когда человек фактически стал жить на территории РФ. Этот срок не прерывается, если плательщик выезжает за рубеж на краткосрочное лечение или обучение (менее шести месяцев).

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов  государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Объектом налогообложения  для физических лиц – налоговых  резидентов признаются доходы, полученные как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами РФ.

Объектом налогообложения  для физических лиц – не резидентов РФ являются доходы, полученные от источников в РФ.

В налоговую базу включаются все  доходы налогоплательщика, полученные им от организации либо от индивидуального  предпринимателя, являющихся работодателями.

В частности в налоговую базу включаются:

доходы в денежной форме;

доходы в натуральной форме;

доходы в виде материальной выгоды;

доходы по договорам  страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Доходы в денежной форме  определяются как сумма доходов в денежном выражении в рублях или иностранной валюте. Доходы, полученные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка России на дату фактического получения дохода.

Доходы, полученные в натуральной  форме, определяются как стоимость полученных товаров (работ, услуг) и иного имущества по ценам, определенным по правилам ст. 40 НК РФ, то есть по рыночным ценам, сложившимся на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) и иного имущества между продавцами и покупателями, которые не являются взаимозависимыми лицами. Согласно ст. 20 НК РФ не взаимозависимыми лицами являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми не могут оказать влияние на условия и результаты экономической деятельности. Это не должны быть лица, подчиненные друг другу по должностному положению, а также лица, состоящие в брачных или родственных отношениях.

При определении доходов в натуральной  форме в рыночную стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма косвенных налогов (НДС, акцизы и др.) и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.

К доходам в натуральной форме  относятся такие доходы, как, например, оплата (полностью или частично) работодателем товаров (работ, услуг) или имущественных прав, питания, обучения, отдыха, коммунальных услуг, оплата труда в натуральной форме.

К доходам, полученным в виде материальной выгоды в соответствии со ст.212 НК РФ относятся:

  1. материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Исключением является:

материальная выгода, полученная в  связи с операциями с банковскими  картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;

материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них; Это возможно тогда, когда налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета.

материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Материальная выгода, указанная  во втором и третьем случае, освобождается  от налогообложения при условии  наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета (ст. 220 НК РФ).

Экономия, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется в том случае, если сумма процентов  по условиям договора меньше суммы процентов, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода по рублевым займам (кредитам) или меньше 9% годовых – по валютным займам. При этом налоговая база определяется в день уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (ст. 223 НК РФ).

Рассчитывают налоговую базу по материальной выгоде от экономии на процентах  при получении заемных (кредитных) средств, исчисляют, удерживают и перечисляют  удержанный налог в бюджетную систему РФ налоговые агенты.

  1. материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций, индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым реализуются товары (работы, услуги) сторонним покупателям. В налоговую базу включается ценовая разница;
  2. материальная выгода от приобретения ценных бумаг. В налоговую базу включается сумма превышения рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение;

При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов по договорам страхования, если эти суммы вносятся в интересах физических лиц за счет средств работодателей, либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями.

При этом исключением являются страховые взносы по следующим договорам:

договор обязательного страхования  в соответствии с законодательством  РФ;

договор добровольного личного  страхования;

договор добровольного пенсионного  страхования.

В налоговую базу не включаются:

      1. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по договорам с негосударственными пенсионными фондами, которые уплачивают организации и иные работодатели в соответствии с законодательством РФ;
      2. суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с негосударственными пенсионными фондами;
      3. суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, если они заключаются физическими лицами в пользу других лиц с негосударственными пенсионными фондами.

При наступлении страхового случая страховщики (страховые организации, негосударственные пенсионные фонды) осуществляют страховые выплаты  по договорам страхования и договорам  негосударственного обеспечения. Удержание  налога производится у источника выплаты, то есть у страховщиков.

Исключением являются выплаты по следующим  договорам:

  1. договорам обязательного страхования в соответствии с законодательством РФ;
  2. по договорам добровольного страхования жизни в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком и если суммы страховых выплат не превышают внесенных им страховых взносов. При этом сумма страховых взносов увеличивается на сумму, равную сумме произведений величины страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования по день окончания каждого года действия такого договора, и действующей в соответствующий период среднегодовой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Среднегодовая ставка рефинансирования – это частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин  ставок рефинансирования, действовавших  на 1-е число каждого календарного месяца года, в течение которого действовал договор страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования ЦБ РФ.

При досрочном расторжении договора добровольного страхования жизни  налоговая база определяется как  разница между суммой страховых  выплат и суммой страховых взносов. Она подлежит налогообложению у источника выплаты. Исключаются случаи расторжения договоров по причинам, не зависящим от воли сторон.

  1. по договорам добровольного личного страхования, предусматривающими выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и(или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица (за исключением оплаты стоимости санитарно-курортных путевок);
  2. по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенными физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований по законодательству РФ.

При досрочном расторжении договоров  добровольного пенсионного страхования (кроме случаев расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) полученный доход в виде страховых  выплат за минусом страховых взносов подлежит налогообложению у источника выплаты.

Налоговым периодом признается календарный  год.

В соответствии с НК РФ обязанность  по исчислению налога, удержанию его  у налогоплательщика и уплате суммы налога возложена на налоговых агентов, к которым относятся организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, постоянные представительства иностранных организаций.

Исчисление и уплата налога производится в отношении всех доходов, которые выплачиваются налоговыми агентами.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно  из доходов налогоплательщика при  их фактической выплате.

В соответствии со ст. 223 НК РФ датой  фактического получения дохода является:

1) день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках, либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме;

2) день передачи доходов в  натуральной форме;

3) день уплаты налогоплательщиком  процентов по заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг – при получении доходов в виде материальной выгоды.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения  дохода налогоплательщиком признается последний день месяца, за который ему был начислен доход в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В случае прекращения трудовых отношений  до истечения календарного месяца датой  фактического получения доходов  налогоплательщиком в виде оплаты труда считается последний день работы.

Налоги и таможенные платежи