Налоги их классификация

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГТЭУ)

 

Факультет:

Кафедра:

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

На тему:

 

 

Выполнена студентом      курса        группы

заочной формы  обучения

направления подготовки:

профиль:

 

_______________________________________

 

 

_______________________________________          

 

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите___________________

 

«___»__________________2013г.                                ____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Налоги и их классификация.

    1. Понятие налога………………………………………………………………..5
    2. Виды налога…………………………………………………………………...8      

Глава II. Распределение налогового бремени в обществе.

2.1 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике………………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………29

Приложение………………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам.

Налоги представляют собой  обязательные и безвозмездные  платежи, установленные законодательством  и осуществляемые плательщиком в  определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке, образует налоговую  систему государства. Налоговые  системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней  власти. Принципы построения налоговых  систем различаются в федеративных и унитарных государствах.

Осуществляемый в  России переход к рыночным отношениям потребовал выработки новой фискальной политики, играющей ведущую роль в  системе мер государственного воздействия  на экономические процессы в стране. Ведущее место при этом отводится  налоговой системе, отвечающей требованиям  рыночной экономики, то есть системе  стимулирующей, а не подавляющей  экономический рост. В связи с  чем остро встает вопрос распределения  налогового бремени, неотделимый от вопросов формирования налоговой системы.

В условиях рыночной экономики  любое государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой  в виде налогов доли ВВП) в качестве определенного регулятора воздействия  на негативные явления рынка. Налоговая  система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Для современной России особо  важное значение имеет отработка  принципов построения налоговой  системы применительно к особенностям развития государства федеративного  типа. Специфика перехода экономики  к рынку и решение проблем  взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности  состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.

Любой экономический  закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических  отношений, следовательно, он не может  приспосабливаться к сиюминутным  потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов  и состава законодательной и  исполнительной власти. Власть может  игнорировать аксиомы экономических  закономерностей и тем самым  направлять развитие народного хозяйства  по заведомо ложному пути. Но история  доказала – этот путь тупиковый.

Всем этим и обусловлена  актуальность темы данной работы.

Цель исследования – на основе анализа общих принципов  и экономических законов построения налоговой системы и структуры  налоговой системы Российской Федерации  выявить и обосновать пути совершенствования  современной налоговой системы  России.

Реализация указанной  цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:

    • определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
    • проанализировать соответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципам построения налоговых систем;
    • определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.

Предметом исследования является  правовое поле налоговой  системы Российской федерации –  Налоговый кодекс РФ и предшествующие ему законы, согласно которым строилась  налоговая система России до введения современной “Налоговой Конституции” страны, анализ налогового законодательства в его финансовых аспектах – влияния его на экономическое положение страны.

1.1 Понятие налога. Характерные черты и признаки налога. Структура налога.

Понятие «налог» можно  рассматривать с двух самостоятельных  позиций — в узком и широком  смысле слова. В узком смысле налог  представляет собой определенный денежный платеж, осуществляемый плательщиком в бюджет или во внебюджетный фонд в установленном порядке. В широком  смысле налог — это сложная  система отношений, включающая в  себя ряд составляющих (элементов).

Налог как комплексное  экономико-правовое явление представляет собой совокупность определенных взаимодействующих  составляющих (элементов), каждое из которых  имеет самостоятельное юридическое  значение. Выделение самостоятельных  элементов обусловлено особой важностью  отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков. К законодательным  актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования. Как уже указывалось выше, данное положение непосредственно нашло  отражение в законодательстве. В  соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об основах  налоговой системы: «В целях определения  обязанностей налогоплательщика законодательные  акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу  налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки  уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый  оклад».

    Существует также мнение, что “налог – это добровольный платеж экономических субъектов в общегосударственные фонды с целью оплаты общественных товаров и услуг, а также в интересах решения других социально-значимых задач”

 

    Первым элементом налога выступает налогово-правовая норма, т. е. общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом. Именно налоговая норма регулирует возникновение и реализацию налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться «законно установленной» и не влечет для участников налоговой сферы никаких последствий.

Другим основным элементом  налога выступает сам участник налоговых  правоотношений — плательщик налогов (налогоплательщик). Согласно ст. 3 Закона об основах налоговой системы, плательщиками налога являются юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

Предмет налогообложения представляет собой события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги). Сам по себе предмет налогообложения не порождает налоговых последствий, в то время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к нему есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.

Объект налогообложения — это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог. В соответствии с п.2 ст. 11 Закона об основах налоговой системы обязанность уплачивать налог возникает у лица при наличии у него объекта налогообложения.

К элементу объекта налогообложения  тесно примыкает элемент налогооблагаемой базы, представляющей собой количественное выражение объекта налогообложения. Иными словами, это та стоимостная база, к которой и применяется ставка налога. Налогооблагаемая база может как совпадать, так и не совпадать с объектом налогообложения.

Для установления налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога, т. е. определенную законом физическую характеристику или параметр измерения объекта налогообложения. В то же время единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей налогообложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет являться один литр (в других странах — галлон, баррель и т. д.).

Для получения фактических  показателей налогооблагаемой базы необходимо ведение соответствующего учета. Основой для получения  показателей является бухгалтерский учет. Вместе с тем в ряде случаев возникает необходимость ведения специального учета для целей налогообложения (налоговый учет), механизм которого отличен от бухгалтерских методик.

Для того чтобы обеспечить временную определенность существования  налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога — размера налога, приходящегося на единицу налогообложения.

Размер налогового обязательства  фиксируется в специальном налогово-отчетном документе, называемом налоговый расчет, который должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок – срок подачи налогового расчета.

      Расчет суммы налога производится по определенной методике (формуле), установленной законодательством и находящей свое отражение в заполнении соответствующих строк и граф налогового расчета. При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, необходимо учитывать налоговые льготы – освобождения или отсрочки от уплаты налогов.

        Сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет, именуется налоговым окладом.          

Законодательством устанавливается  и срок уплаты налога, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

 Источник налога — это тот резерв, соответствующий экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. Например, чистая прибыль, финансовый результат и т.д. 
 Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Получателем налога является бюджет или внебюджетный фонд.

 

 

    1.  Виды налогов и их классификации. 

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие  основания классификации налогов:

  1. По способу взимания налогов;
  2. По субъекту – налогоплательщику;
  3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
  4. По порядку введения налога;
  5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
  6. По целевой направленности введения налога;
  7. По срокам уплаты налогов.
  8. По характеру отражения в бухгалтерском учете.

 

 

По способу  взимания различают:

        1. Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

- реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

- личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

2.  Косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

- фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

 

По субъекту-налогоплательщику:

  1. Налоги, взимаемые с физических лиц;
  2. Налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  3. Смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

 

По органу, который  устанавливает и конкретизирует налоги:

  1. Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:

- Н Д С;

- Акцизы;

- НДФЛ;

- ЕСН;

- Налог на прибыль предприятий;

- Налог на добычу полезных ископаемых;

- Водный налог;

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- Государственная пошлина.

2.  Региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

- Налог на имущество организаций;

- Налог на игорный бизнес;

- Транспортный налог.

3.  Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов:

- Земельный налог;

- Налог на имущество ФЛ.

По порядку  ведения налога:

  1. Общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);
  2. Факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание -- компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).

 

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый  платеж:

  1. Закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
  2. Регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

 

По целевой  направленности ведения налога:

  1. Абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);
  2. Целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

 

По срокам уплаты налогов:

  1. Срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
  2. Периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

 

По характеру  отражения в бухгалтерском учете:

  1. Включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);
  2. Уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;
  3. Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
  4. Включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);
  5. Удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике

В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой  нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того в бюджет какого уровня или в какой  внебюджетный фонд они поступают, к  объёму полученного валового внутреннего  продукта (ВВП).     

    Данные о степени  налоговых изъятий по отношению  к ВВП в различных странах  приведены в Приложении 1.

     Из этих  данных можно сделать несколько  важных выводов.

     Во-первых, большинство  экономически развитых стран  мира к настоящему времени  практически достигли максимально  возможного уровня перераспределения  через налоговую систему ВВП  и национального дохода. Поэтому  обеспечение дальнейшего роста  поступлений доходов в бюджеты  этих стран возможно в основном  за счет изменения структуры  налоговых изъятий и обеспечения  на этой основе прямой зависимости  роста налогов от роста ВВП.  Увеличение этих стран как  экономическими, так и социальными  негативными последствиями.

     Во-вторых, напрашивается  вывод о том, что налоговое  бремя для российских налогоплательщиков  не столь велико, как это постоянно  трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового  изъятия в России в последние  годы не превышал 32% ВВП.

     Между тем,  те положения, которые абсолютно  ясны и понятны для других  стран, в отношении российской  налоговой системы и её нагрузки  на налогоплательщиков должны  рассматриваться через призму  чрезвычайных особенностей развития  российской экономики на современном  этапе. 

Дело в том, что определение  показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через  удельный вес налоговых поступлений  в ВВП аналогичен показателю “средней температуры по больнице”, где в целом все хорошо, а одна половина больных страдает от предельно высокой температуры, а другая – от допустимо низкой. То же самое и с показателем налоговых поступлений в ВВП в среднем по России. В среднем все вроде бы нормально, налоговая нагрузка находится вроде бы в пределах допустимой нормы, а также показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в России показывает, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.

     Рассмотрим, какие  же факторы оказывают благоприятное  влияние на показатель изъятия  налогов в российской налоговой  системе.

     Во-первых, необходимо  иметь в виду, что данный показатель  в России складывается в условиях  практически полного отсутствия  налоговой дисциплины. Далеко не  все налогоплательщики исправно  и в полном объеме платят  в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков  платит налоги, но всеми доступными  им законными, а чаще незаконными  способами минимизируют свои  налоговые обязательства. Остальные  налогоплательщики вообще не  платят налоги, одни показывая  так называемые нулевые балансы,  а другие вообще не становятся  на учет в налоговых органах.

     По различным  оценкам в российской экономике  от 25 до 40, ВВП создается в теневом  секторе экономики, подавляющая  часть которого не охватывается  налогами. По данным Минфина России  из-за сокрытия доходов и объектов  налогообложения в консолидированный  бюджет страны недопоступает  ежегодно от 30 до 50 % налогов. В  результате этого законопослушные  налогоплательщики, а это в  основном легальные товаропроизводители,  производят отчисления в государственную  казну в виде налогов, составляющих  около половины произведенного  ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около  одной трети ВВП.

     Во-вторых, на  показатель налогового изъятия  ВВП в России влияет ещё  и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия  через налоги ВВП рассчитана  исходя из фактически уплаченных  в бюджет налогов или же  запланированных к поступлению  в бюджет на очередной финансовый  год. Между тем, налоговые обязательства  и их фактическое выполнение  налогоплательщиком в российской  экономике не одно и тоже. Дело  в том, что российские налогоплательщики  уплачивают налоги, в бюджет исходя  не из принципа “сколько положено  по закону и созданной конкретным  налогоплательщиком налоговой базы”,  а исходя из своих реально,  а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых возможностей. Иными словами, каждый налогоплательщик  вносит в бюджет не, сколько  надо по закону, а сколько хочет  или может. В результате сложилась  парадоксальная ситуация, когда  долги в бюджет по многим  предприятиям стали существенно  превышать их текущие налоговые  платежи. 

Таким образом, т. е. исходя не из положений налоговых законов, а возможностей, осуществляется и  планирование поступления налогов  в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации и органах  местного самоуправления при составлении  проектов соответствующих бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего  по разным видам налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой  налогооблагаемой базы.

Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все  виды бюджетов и внебюджетные фонды.

В третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным ещё и потому, что  имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой экономике. Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 25 до 40 % ВВП.

     В четвертых,  немаловажное значение имеет  и та экономическая среда, в  которой приходится осуществлять  финансово-хозяйственную деятельность  и платить налоги российским  налогоплательщикам. Неразвитость  рыночных отношений, экономическая  и социальная нестабильность, несовершенство  и постоянные изменения налоговой  системы страны (которые, хочется  верить отомрут с принятием  в целом Налогового кодекса), разрушение  экономических связей между предприятиями,  непрекращающийся спад производства  и ряд других немаловажных  факторов, не влияя на абсолютный  размер показателя налоговой  нагрузки, относительно увеличивают  налоговое бремя российского  налогоплательщика. Действительно,  в этих условиях налоговая  нагрузка ощущается значительно  острее, чем это было бы при  отсутствии дестабилизирующих экономику  факторов. Российские предприятия  и организации вынуждены нести  налоговое бремя в условиях  убыточной деятельности каждого  второго предприятия и острой  недостаточности финансовых ресурсов. Преобладание в российской налоговой  системе косвенных налогов и  налогов с выручки ещё более  отягощает это положение, вынуждая  предприятия в условиях низкой  рентабельности, а зачастую убыточности,  платить налоги за счет сокращения  собственных оборотных средств.

    Таким образом,  перед российской налоговой системой  стоит задача постепенного ограничения  доли косвенного  налогообложения,  что должно, с одной стороны,  уменьшить относительное налоговое  давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики.

     Налоговый  кодекс России несколько улучшает  структуру налоговой системы  в пользу налогоплательщика, признавая  в целом отмену налогов, уплачиваемых  с выручки. Вместе с тем налог  на пользователей автомобильных  дорог, дорожный налог будут  ещё функционировать не менее  двух лет, хотя и с уменьшенной  ставкой обложения.

     И, пожалуй,  последний фактор, в немалой степени  искажающий сводный показатель  налоговой нагрузки в российской  налоговой системе – неоднородность  экономического развития отдельных  отраслей экономики России, регионов  и видов хозяйственной деятельности  в части получаемых ими доходов.  При этом налоговая система  России предусматривает возможность  предоставления значительного числа  налоговых льгот и преференций  в виде инвестиционного налогового  кредита, налоговых отсрочек и  рассрочек и других форм вне  зависимости от уровня получаемых  доходов. Зачастую подобные преференции  получают как раз те предприятия  и организации, которые имеют  относительно больший доход. С  точки зрения экономической политики  в условиях необходимости государственной  поддержки это правильно, но  с позиции налоговой нагрузки  её распределение осуществляется  неравномерно, и сводный показатель  налогового бремени подлежит  корректировке с учетом этих  условий.

     Немаловажное  значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен  различный налоговый режим для  предприятий разных отраслей  экономики. В частности, освобождены  от большинства видов налогов  предприятия, производящие сельскохозяйственную  продукцию, а также предприятия,  осуществляющего её переработку. 

    Проведение МНС  России обследование нескольких  десятков предприятий различных  отраслей экономики показало, что  предприятия по производству  сельхозпродукции уплачивают в  бюджет примерно 7 коп. с каждого  полученного от реализации продукции  рубля. В то же время средний  показатель налоговой нагрузки  по обследованным предприятиям  составил более 25 коп. с рубля  выручки. Естественно, когда в  целом в стране через систему  налогов перераспределяется около  трети ВВП, то этот показатель  не может учитывать указанную  выше неоднородность налоговой  нагрузки. Поэтому ясно, что налогоплательщики,  не имеющие льготных условий  налогообложения, платят в бюджет  несколько больше, чем это получается  в среднем по стране.