Налоги их сущность и функции

1.Введение…………………………………………….…….…..1

2.Сущность и  функции налогов…………………………….…4

3.Источник налога……………………………………………...5

4.История возникновения  налогов и их значение

 в доходах  государства…………………………………………6

      4.1 Структура налоговых доходов  государства…..….17

      4.2Поступление  администрируемых ФНС России

      Доходов в федеральный бюджет в 2010 году………..17

5.Налоговая система…………………………………..………20

      5.1 Функция налоговой системы………………………21

      5.2 Принципы построения налоговой  системы………21

6.Виды налогов………………………………………………..22

      6.1 Специальные налоговые режимы…………………23

7.Управление налогообложением……………………………24

8.Заключение  ………………………………………………….29

9.Список литературы………………………………………….31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Налогом называется обязательный платеж, поступающий  в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

      Налоговая система возникла и развивалась  вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

      Во  времена натурального хозяйства  уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

  • защита территории;
  • выполнение управляющих и распределительных функций;
  • поддержание внутреннего порядка;
  • сбор налогов и податей с населения.

      По  мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.

      Неизбежность  налогов настолько очевидна, что  еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости  США, писал: «В этом мире ни в чем  нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

      По  мере развития государства как социального  института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

      Начало  девяностых годов явилось также  периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

      В настоящей работе мы рассмотрим сущность и функции налогов, их значение для бюджета. Налоговую систему. Управление налогообложением. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

 

2.Сущность  и функции налогов.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Налоги выполняют  одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую  и контролирующую.

  • Фискальная функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.

Она реализуется  через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения  предоставляет широкий набор  налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

  • Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать  также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

  • "Контрольная функция - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
 

3.Источник налога.

Источник налога - резерв, используемый для уплаты налога. Существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, - доход и капитал налогоплательщика. Например, объектом налога с транспортных средств является право собственности на транспортное средство, а предметом - конкретное транспортное средство. Источником этого налога может быть либо доход, полученный от использования транспортного средства, иной доход налогоплательщика, средства, вырученные от продажи этого транспортного средства или другого имущества. Налог может быть уплачен и из заемных средств, однако заем погашается тж. за счет либо дохода, либо выручки от реализации имущества. Если налог постоянно будет уплачиваться за счет капитала, то в конце концов капитал иссякнет и исчезнет возможность уплаты налога. Поэтому налог должен уплачиваться из доходов налогоплательщика и не затрагивать капитала. Лишь в экстраординарных ситуациях, когда возникает угроза существованию производственной базы как таковой, обращение налога на капитал является обоснованным. Так, в условиях стихийного бедствия или войны в целях сохранения части имущества, приносящего доход, может быть изъята другая часть этого имущества. В противном случае угроза уничтожения может грозить всему капиталу, а следовательно, и возможности получения доходов в будущем1. 

4.История возникновения налогов и их значение в доходах государства 

Известный русский  финансист XIX века И.Я. Горлов в своей книге «Теория финансов» выделял три вида источников государственных финансовых ресурсов: домены, регалии, налоги.

Сущность домена (промыслового налога), первого источника  формирования государственной казны, который был выделен И.Я. Горловым, заключается в том, что государство  как хозяйствующий субъект вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность: сдавать имущество в аренду, организовывать казенные предприятия, приобретать ценные бумаги частных эмитентов и т.п. «Иногда правительство занимается каким-либо промыслом, как все частные люди».2

Другой источник формирования финансовых ресурсов государства  – регалии, которые являются доходами, полученными от эксплуатации исключительного  права государства заниматься определенными  видами деятельности. Здесь уже проявляется  особенность государства, т.е. оно  может не только играть, но и устанавливать  правила игры. К примеру, к числу  регалий могут быть отнесены государственные  пошлины за рассмотрение дел в  судах (судебная регалия) или же право  собственности государства на имущество  безвестно отсутствующего лица (бесхозная  регалия).

И, наконец, третий источник – это налог, который  направлен на удовлетворение коллективных потребностей.

Потребность в  сборе налогов возникла еще в  древности, с появлением в структуре  общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества.

Таким образом, налоги – « один из древнейших финансовых институтов ».3

Денежная форма  оплаты

Источники

Финансовых  ресурсов

государства

Домены (промысло-вый налог)

Регалии (гос.пошлина, имущество отсутствующих лиц и т.п.)  

НАЛОГИ

 

Натуральная форма

оплаты

 
 
 

Безналичные денежные

средства

Наличные денежные

средства

 
 

 

Иностранная валюта

Российские рубли

 
 

Рисунок 1. Источники финансовых ресурсов государства

Ни одно государство, какие бы то ни было времена, не могло  обходиться без изымания налогов  с граждан. Налогообложение, являясь  элементом экономической структуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного  типа хозяйствования. Невозможно точно  определить, когда появились первые налоги, так же, как и нельзя точно  определить, когда появилось первое государство. Во многих источниках права  Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых  с населения того или иного  государства для содержания органов  государственной власти.

Еще в XIII - XII веках до н.э. имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому времени относятся первые известия о поголовном налоге в Китае и Персии. Во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу  материальных благ неимущим.4

В. Пушкарева  в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется  теми или иными признаками и особенностями:

  1. Первый период налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразрывностью и случайным характером.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно  натуральную форму: барщина, участие  в походах, продовольствие, фураж, снаряжение для армии и др. По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают  денежную форму. Если прежде налоги взимались  в основном на содержание армий и  дворцов, строительство храмов и  дорог, то со временем они становятся основным источником доходов, для денежного  содержания государства.

В IV - III веках до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в этот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства.

Развитие государственных  институтов Рима способствовало проведению кардинальной налоговой реформы, в  результате которой, появился первый всеобщий денежный налог – трибут. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота при торговле рабами.

Уже в Римской  империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию  регулятора тех или иных экономических  отношений. Общее количество налоговых  платежей в Древнем Риме составляло более 200.

В Европе XVI-XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи носили характер разовых изъятий.

  1. Второй период развития налогообложения конец XVII – начало XVIII века характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
  2. Третий период развития налогообложения начал свою историю с XIX века. И отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблему и методику налогообложения (Именно тогда).5

Финансовая же система Древней Руси начала складываться в конце IX века, в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.

После свержения  монголо-татарского ига налоговая  система была реформирована Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог, особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится и внесение первой налоговой декларации – сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги.

Несмотря на политическое объединение русских  земель, финансовая система в России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система  налогообложения в России была упорядочена.

Так, в 1655г. был  создан специальный орган – счетная  палата, в компетенцию которой  входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета.6

В связи с  постоянными войнами, которые вела Россия в XVII веке, налоговое бремя было огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 г. в 4 раза акциза на соль привела к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Эпоха реформ Петра  I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога с бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д.

В период правления  Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVII века можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42% государственных доходов).

Вплоть до середины XVIII века в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году русский историк А.Я. Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».

Вторым по значимости налогом выступал оброк – плата  казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть социальные налоги: сборы за проезд по шоссейным  дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор за перевозку грузов по железной дороге и т. д.

Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 года.

Первые советские  налоги не имели большого фискального  значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, директором СНК от 14 августа 1918г. был  введен чрезвычайный революционный  единовременный налог, которым облагалась городская буржуазия и кулачество.7

В связи с  непоследовательностью и бессистемностью  проведения экономической политики к концу 1920г. в СССР сложилась  громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.

В годы Великой  Отечественной Войны были введены  новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах  бюджета примерно 5%, то в военные  годы они возросли до 13%.

В этот период (в  конце 1941г.) был также введен налог  на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям. Хотя этот налог вводился как временный, он просуществовал длительный период и был отменен в 1980-е гг.8

К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета  СССР формировалось за счет поступлений  из народного хозяйства. Налоги с  населения составляли 7-8% всех поступлений  бюджета.

14 июля 1990г. был  принят Закон СССР «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций», явившийся первым  унифицированным нормативным актом,  регулирующим налоговые правоотношения  в стране. Но августовские события  1991г. ускорили процесс распада  СССР и становления Российского  государства. В этот период  была осуществлена широкомасштабная  комплексная реформа, подготовлены  и приняты основополагающие налоговые  законы: «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий  и организаций», «О налоге на  добавленную стоимость», «О подоходном  налоге с физических лиц», «О  государственной налоговой службе  РСФСР», который затем был переименован  в закон РФ «О налоговых  органах Российской Федерации».

С введения части  I Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. С 1 января 2001г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение по отдельности. Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое:

  • натуральная форма оплаты;
  • денежная форма оплаты налогов.

Налоги - важнейшая  форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой  системы – непременное условие  сбалансированности государственной  казны.

Сущность налогообложения  заключается в прямом изъятии  государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета  и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета  обеспечивают финансирование всей структуры  и его расходных статей.

Роль налогов  в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

  • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют  значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета  в целом и налоговых поступлений  в частности.

Как показывает вышеприведенный экскурс в историю  налогов, возникновение налогообложения  было вызвано появлением государства  и государственного аппарата.

С появлением на земле первых государственных образований  возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого  использовались самые разные формы  извлечения средств: обложения собственного и покоренного народов непосильной  данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т.д. самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и  содержалось само государство, стоящее  на стороне защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в  разные времена и в разных местах устанавливалась в зависимости  от политической и социально-экономической  ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.

Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и  постоянным источником финансового  и материального обеспечения  государства.

Факт того, что  налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все  времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения  наука ни формировала понятию  «налог». Уже это свидетельствует  о том, что налоги – это историческое явление, хрестоматийное (явление) понятие. Без налогов не существует ни одного общества, будь то родовое или цивилизованное общество XXI века. Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование9.

Несмотря на свою экономическую природу, налогообложение  не избежало идеологического влияния. Предназначение налогов различно в  зависимости от состояния общественного  развития: если при капитализме налоги в основном необходимы для содержания государственного аппарата и удовлетворения некоторых общественных потребностей, то при социализме налоги выступали  «одним из средств планового распределения и перераспределения национального дохода в интересах коммунистического строительства».

В одной из своих  работ К. Маркс пишет: «Налог –  это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый  бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов: более того, налоги – это органическая часть  государства. Там, где существует государство  и государственное регулирование  экономики, существует и налогообложение10.

Требовать ныне уничтожение налогов, значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство, или точнее сказать, правительство  ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для  государства. «Умирать и платить  подати надобно везде»- сказал Франклин.

Мы находим, однако же, примеры в истории, что в  некоторых государствах граждане, платя  налоги, вместе с тем пользовались доходом от правительства. В древнем  Риме гражданам доставалась часть  добычи военной. В Бернском кантоне  правительство разделяло между  гражданами деньги, купленные кровью их соотечественников11.

Становясь выразителем  интересов общества, государство  формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  другие направления внешней и  внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в  направление его деятельности и, соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций  государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право  закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются  и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Налоги их сущность и функции