Налоги, их сущность и функции. Принципы налогообложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ГОУ ВПО « Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический
институт» в г.Череповце
Кафедра
«Финансы и кредит»
Контрольная
работа
По дисциплине: «Макроэкономика»
Тема №14: «Макроэкономическое равновесие. Эффект Храповика»
Тема
№24: «Налоги, их сущность и функции. Принципы
налогообложения»
Студентки 1 курса
Группы: ЭКВ/фк 11
Череповец,
2012
1.Макроэкономическое
равновесие. Эффект Храповика
Экономическое равновесие - это соответствие между ресурсами и потребностями. Равновесие устанавливается посредством ценового механизма в масштабах национального хозяйства на основе совокупного спроса и совокупного предложения.
Частное равновесие - это количественное соответствие двух взаимосвязанных параметров или сторон экономики.
Общее равновесие - это согласованное развитие всех сфер экономической системы.
Условия макроэкономического равновесия в экономике:
- Соответствие общественных целей и экономических возможностей;
- Обеспечение резервов мощностей и нормального уровня занятости;
- Приведение в соответствие структуры потребления;
- Условием общего равновесия в экономике является рыночное равновесие, равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.
Рис.1
График макроэкономического равновесия
На графике (рис.1) представлено 3 состояния экономического равновесия.
Точка E1 - это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции.
Точка E2 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен к состоянию близкому к полной занятности.
Точка E3 - это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.
Макроэкономическое равновесие - это состояние экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью куплен, т.е. пересекаются кривые AD и AS, что определяет равновесный уровень цен и равновесный объем производства.
Колебания совокупного спроса приведут к повышению цен на товары, но не всегда допускает возможность их снижения до первоначальной величины, поэтому в экономике существует эффект Храповика.
Эффект
храповика рассматривается
Проиллюстрируем этот эффект графически (рис.2).
Рис. 2. Эффект храповика
Начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен P1 и реальном объеме производства Y1. Несмотря на то что это равновесное состояние, оно может находиться далеко от уровня полной занятости.
Предположим, что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей, например осуществляя необходимые государственные расходы и тем самым стимулируя спрос до AD2. Новое макроэкономическое равновесие возникает при более высоком уровне цен Р2, но и при более высоком уровне реального объема производства Y2. Задача достигнута.
Однако возможно, что правительству не удается поддерживать в дальнейшем совокупный спрос на новом уровне (нет возможности осуществлять большие государственные расходы, а других стимулов для поддержания совокупного спроса не возникает). Тогда совокупный спрос возвращается на уровень AD1.
Однако проблема заключается в том, что из-за неэластичности цен в обратную сторону (в сторону понижения) экономика приходит не в точку Е1, а в точку E3, что ухудшает исходную ситуацию, так как новый высокий уровень цен Р2 сочетается теперь с низким уровнем реального объема производства Y3.
Эффект
храповика демонстрирует
Равновесный
уровень цен и равновесный
объем производства предполагают равенство
совокупного спроса и совокупного
предложения. Это равенство в
графическом выражении
Предположим,
в экономике произошло
Если кривая совокупного спроса AD смещается на горизонтальном (кейнсианском) отрезке кривой AS , то изменяется только реальный объем ВНП, а уровень цен остается прежним (см. рис. 3).
Как
видно на графике, при росте совокупного
спроса от AD0 до AD1 равновесие сдвигается
из точки E0 в точку E1 . В этом случае
существенно увеличивается
Таким образом, вовлечение дополнительных факторов производства на кейнсианском отрезке не вызывает какого-либо роста цен.
Если кривая совокупного спроса AD смещается на восходящем (промежуточном) отрезке кривой AS , то происходит изменение и номинального, и реального ВНП (см. рис. 4).
Как
видно на графике, и объем производства,
и занятость возрастают, но в меньшей
степени, чем на кейнсианском отрезке,
причем наблюдается общее повышение цен.
Если кривая совокупного спроса AD смещается на вертикальном (классическом) отрезке кривой AS , то это сопровождается только увеличением цен, а реальный ВНП остается неизменным (см. рис. 5).
Как видно на графике, в условиях вовлечения всех факторов производства при росте совокупного спроса не происходит увеличение объемов производства и численности занятых. Здесь производство достигает своего потенциального уровня ( Y*), но это сопровождается резким повышением цен.
Таким образом, анализ показывает, что увеличение совокупного спроса приводит к росту цен (при сдвиге кривой AD на промежуточном и вертикальном отрезках кривой AS).
Предположим,
в экономике произошло
Вообще, храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад. В экономике в модели AD - AS эффект храповика основывается на том, что цены легко повышаются, но потом с трудом понижаются. Действию эффекта храпового механизма можно дать наглядную графическую интерпретацию (см. рис. 6).
При первоначальном совокупном спросе AD0 точке равновесия E0 соответствует объем производства Y* и уровень цен P0 .
При уменьшении совокупного спроса до уровня AD1 равновесие должно было бы переместиться в точку E1 , которой соответствует объем производства Y1 и уровень цен P1 . Однако в реальной экономике этого не происходит, так как уровень цен, как правило, не снижается.
Новая равновесная ситуация устанавливается в точке E2 . Цена остается на прежнем уровне (P0), а объем производства падает до уровня Y2 , т.е. больше, чем при установлении равновесия по традиционной схеме. В итоге линия совокупного предложения поднимается вверх и устанавливается на уровне P0 E2 E0.
Эффект
храповика объясняется тем, что
цены как на потребительские товары,
так и на ресурсы становятся негибкими,
не проявляют тенденции к
Рассмотрим теперь ситуации, когда изменяется совокупное предложение, а совокупный спрос остается неизменным.
Предположим, в экономике в результате действия неценовых факторов совокупного предложения оно уменьшилось. Например, из-за резкого повышения мировых цен на нефть могли значительно увеличиться затраты на производство и распределение товаров в национальной экономике. Графически это будет отражено сдвигом кривой совокупного предложения влево (см. рис. 7).
При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения влево от AS0 до AS1 будет способствовать росту цен от P0 до P1 , а реальный объем национального производства при этом сократится с Y0 до Y1 (инфляция, вызванная ростом издержек производства).
Предположим, в экономике в результате действия неценовых факторов произошло увеличение совокупного предложения. Например, увеличилась производительность труда, не повлекшая повышения заработной платы, или понизились налоги с предприятий (налоги рассматриваются бизнесом как издержки). Графически это будет отражено сдвигом кривой совокупного предложения вправо ( см.рис.7 ) .
При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения вправо от AS0 до AS2 будет способствовать росту реального объема национального производства с Y0 до Y2 и – при неэластичности цен и заработной платы в сторону понижения – одновременному снижению уровня цен от P0 до P2 . Это свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.
В российской экономике совокупный спрос относительно сократился в 90-е годы (из-за резкого падения уровня жизни в стране). Но это отнюдь не приводит к снижению цен - по причине интенсивного проявления эффекта храповика. Условия реализации данного эффекта:
негибкость заработной платы и цен (особенно в сторону понижения). Это связано, в свою очередь, с высокой степенью монополизации экономики;
негласная
поддержка государства
Учет эффекта храповика в ходе реформирования российской экономики предполагает признание следующего обстоятельства: если в стране не создан поистине конкурентный рынок, то выведение цен из-под контроля государства способно привести к развалу ее производственного потенциала.
Центральная
проблема макроэкономики – обеспечение
такого объема производства, при котором
совокупный спрос (AD) был бы равен
совокупному предложению (AS). В реальности
равенство объемов
Анализ модели «AD – AS» позволяет поставить много новых вопросов. При каких условиях кривая совокупного спроса будет пересекать кривую совокупного предложения на классическом отрезке, когда обеспечивается полное использование ресурсов? Какие принципы лежат в основе равновесия при неполной занятости (пересечение кривой AD и кривой AS на кейнсианском отрезке последней)? Что может сделать государство, чтобы преодолеть спады совокупного спроса и возникновение массовой безработицы?
Понимание сути главной проблемы макроэкономики по-новому ставит вопрос об экономических функциях и пределах возможностей рынка. Способен ли рынок, обнаруживший самодостаточность и эффективность на микроуровне, выполнить то же для макроэкономики, т.е. обеспечив микроравновесие (равенство спроса и предложения на микрорынке), обеспечить и макроравновесие (равенство совокупного спроса и совокупного предложения)? Или все-таки макроравновесие недостижимо без помощи извне, со стороны? В зависимости от ответа на этот вопрос экономисты размежевались на несколько групп (школ).
Разумеется, купля всего, что произведено, – не самоцель: на самом же деле за этим скрывается общая для всех уровней экономики (и микро- и макро-) проблема: как ограниченными ресурсами удовлетворить неограниченные потребности? Несоответствие этих двух параметров присуще не только микроэкономике, но и макроэкономике. Для того, чтобы все произведенное раскупили, необходимо, чтобы совокупное предложение и совокупный спрос совпадали бы по объему, структуре и ценности.
Однако
в экономической реальности существует
множество объективных и
2. Налоги, их сущность и функции. принципы налогообложения
Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговая
система возникла и развивалась
вместе с государством. На самых
ранних ступенях государственных организаций
начальной формой налогообложения
можно считать
По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.
Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие/ провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%; в Великобритании -с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%; в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.
Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.
Экономическая
сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися
у государства с юридическими
и физическими лицами. Эти денежные
отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое
Функции налогов
- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
- Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
- Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.
- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
- Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Регулирующую
и стимулирующую функции
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.[2]
Принципы налогообложения
- Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия.
- разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
- универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;
- однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за опреде- ленный законом период;
- научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению
- дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;
- стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;
- использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
- четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные ( центральные ), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные.
Прямые и косвенные налоги
В
результате реформы налоговая система
России строится на сочетании прямых
и косвенных налогов. Прямые налоги
устанавливаются
Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - толь-ко физическими, а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; в их состава выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными ( по отдельным видам и группам товаров ) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущество предприятий, создающее материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.
Виды налогов
Главным
среди налогов, взимаемых с юридических
лиц, является налог на прибыль предприятий.
Его применение вызвано тем, что
в условиях рыночного хозяйствования
роль прибыли существенно
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог.
Система
подоходного обложения
Наличие
разных форм собственности, экономическое
соперничество вызывает необходимость
взимания налога не только с получаемых
доходов, но и со стоимости имущества,
которое прямым или косвенным
образом способствует росту дохода
предприятия. Поэтому налог на имущество
предприятий - неотъемлемая часть налоговой
системы страны при рыночных отношениях.
Он введен для субъектов хозяйствования,
являющихся собственниками имущества
на территории государства. При его
взимании реализуются и фискальная,
и экономическая функции
Важное
место в налоговой системе
страны занимают платежи за природные
ресурсы: земельный налог, плата
за воду, лесной доход и другие. Одни
из них вносятся из прибыли, другие
- за счет себестоимости. Значение названных
платежей в том, что они играют
не только фискальную, но и стимулирующую
функцию, ориентируя субъектов хозяйствования
на более эффективное
Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность её использования до 1991 года не бала объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных её потребителей - субъектов хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и административные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли. Начиная с 1992 года за владение, распоряжение и пользование землей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог ( за аренду земли - арендная плата).