Налоги как экономическая, финансовая и правовая категории

 


 


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Налоги и в прошлом, и сегодня пронизывают все социально-экономические сферы общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

Исторически налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально-экономическая их сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строением общества, природой и задачами государства. Налоги — одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Проблема налоговых отношений связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.

Цель данной работы – изучить экономическую сущность и функции налогов.

 

1. Налоги как экономическая, финансовая и правовая категории

 

Ученые-экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения. Изучая экономическую сущность налогов, классик буржуазной политэкономии Д. Рикардо писал: «Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода».

К.Маркс, анализируя капиталистические производственные отношения, отмечал: «Экономическим воплощением существования государства являются налоги».

Позднее, в начале XX в., определение налогов было дано русским ученым Александром Соколовым: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Определение налога приведено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Это — «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [1].

В определение НК не вошла важная особенность налогов — возможность использовать их для воздействия на экономические процессы.

По определению А.В. Брызгалина, «налог — это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета … налог — это экономико-правовая категория» [3].

Во всех определениях налогов подчеркиваются следующие их особенности:

- тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

- принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

- участие в экономических процессах общества.

Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов.

Все налоговые категории необходимо изучать, следуя по цепочке их иерархической соподчиненности. Эта зависимость имеет такую последовательность:

1. Философская категория (как добровольное жертвование средств каждого во благо всего общества, особенно для социально нуждающихся). Глубокий философский смысл налоговых категорий озвучивает, прежде всего, научная теория, создающая для практики особые функционально-правовые принципы становления и развития налоговой системы государства. Механизм реализации этих принципов должен быть настроен на достижение главной цели — налоги должны служить во благо общественного прогресса, не способствовать обогащению одних за счет обнищания других, не порождать социальных противоречий.

2. Экономико-стоимостная категория (как совокупный компонент экономических  процессов и метод балансирования разных экономических и финансовых интересов собственников). На основе познанных законов экономической логики формулируются научные концепции, а затем, исходя из них, конструируются механизмы практического управления данными процессами или явлениями. Это положение важно потому, что оно обязывает законодателей строить налоговую систему государства соразмерно экономическому потенциалу плательщиков, их платежеспособности, направлять государственные расходы исключительно в общественно значимые сферы потребления.

3. Финансово-перераспределительная  категория (элемент перераспределения  валового внутреннего продукта между субъектами сфер «бизнес» и «бюджет»). Из постижения смысла множественных и многофакторных ценностно-стоимостных процессов распределения и перераспределения денежной формы стоимости (финансовых ресурсов на практике) формируются последующие выводы об общественном предназначении и роли налоговых методов наполнения казны с одновременным балансированием разных экономико-финансовых интересов собственников.

4. Правовая категория (приобретение  налогами политэкономического статуса, демократические процедуры формирования налоговой среды, методы разрешения имущественных противоречий участников налоговых действий). В данном свойстве интегрированное понятие «налоги» осознается как многофункциональный процесс правовой формализации системы отношений «государство — налогоплательщики».

5. Фискальная категория (количественная  оценка денежного потока из  сферы «бизнес» в сферу «бюджет», соизмерение данной величины  с бюджетно-расходными потребностями. Полученные результаты составляют основу расчета других, неналоговых источников наполнения казны государства). Практическое значение данного категориального свойства крайне велико. Тем не менее, до настоящего времени оно трактуется в российской экономической теории и практике исключительно как способность налогов наполнять казну. Следствием является недостаточно тесная связь системы налогообложения как с экономическим состоянием плательщиков (их платежеспособностью), так и с формированием постатейных назначений объемов бюджетного финансирования, бюджетным потреблением строго целевого свойства. Одна из причин этого — исторически обособленное правовое регулирование в России сферы доходов и расходов государства. Российские Бюджетный и Налоговый кодексы, регламентирующие в настоящее время эти функциональные сферы, закрепили их обособление, а это, как известно, противоречит смыслу понятия «фискальный».

Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога – то есть доход, из которого выплачивается налог;
  • единица обложения – единица измерения объекта (денежная единица страны);
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога (в %);
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение  плательщика от налога (необлагаемый min);
  • налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль.

Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Фискальная функция — основная. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Фискальная функция налоговой системы предполагает ее использование в качестве механизма, обеспечивающего поступление в распоряжение органов государственной власти необходимых объемов финансовых ресурсов, для реализации функций государства в соответствии с его законодательно установленными правами и обязанностями. Конкретизация фискальной функции налоговой системы должна, на мой взгляд, осуществляться путем определения структуры распределения налогового бремени между главными группами налогоплательщиков и объемов налоговых платежей между важнейшими объектами налогообложения.

Экономическая (регулирующая) функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений, стимулирует или сдерживает его развитие, усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или сокращает платежеспособность населения.

Социальная функция заключается в поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

Для того чтобы раскрыть суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
  4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.

Сегодня эти принципы дополнены в соответствии с требованиями нового времени. Согласно Г.Ф.Кравцовой, современное налогообложение строится на следующих принципах:

1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей  налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.

2. Налогообложение должно носить  однократный характер. Многократное  обложение дохода или капитала  недопустимо. Примером осуществления  этого принципа служит налог на добавленную стоимость (НДС), когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз, вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к изменяющимся общественно-политическим  потребностям.

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла — подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

 

 

2. Место налогов в системе финансовых отношений и в структуре доходов бюджетной системы

 

Проявление фискальной функции налогов — это их участие в доходах государства. О роли налоговых поступлений в казну можно судить по нескольким показателям.

Во-первых, по удельному весу налогов в стоимости ВВП. В настоящее время этот показатель в развитых странах колеблется от 19 до 55% с учетом внебюджетных фондов, самая большая доля приходится на Скандинавские страны. В России удельный вес налогов в стоимости ВВП без учета внебюджетных социальных фондов составил 25%, с учетом социальных фондов — около 35%.

Во-вторых, по доли налоговых поступлений в доходах государства. Для большинства зарубежных стран данный показатель достигает 85—90% доходов бюджета страны. Анализ доходной части бюджетов различных стран показывает, что в более развитых странах преобладают прямые налоги, в то время как в менее развитых — косвенные. Это объясняется рядом факторов. Косвенные налоги более просты при взимании, а также дают бюджету более быстрый, чем при прямых налогах, приток средств. Кроме того, плательщику значительно труднее уклониться от косвенных налогов. Для нашей страны данные факторы имеют важное значение.

В-третьих, по величине изъятия выручки предприятий, и доходов граждан. В большинстве зарубежных стран налоги поступают преимущественно из дохода граждан, тогда как юридические лица занимают относительно небольшую долю доходов бюджета. Объясняется такое положение состоятельностью физических лиц, а также тем, что государство стимулирует экономический рост предприятия, облегчая его налоговое бремя. В России основная налоговая тяжесть приходится на предприятия.

По данным ФНС, в консолидированный бюджет РФ в 2011 г. поступило 9 720 млрд руб., что на 26,3% больше, чем в 2010 г. Формирование всех доходов в 2011 г. на 83% обеспечено за счёт поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 г. совокупная доля указанных налогов составляла 82%.  Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ составили 2 270,3 млрд руб., что на 27,9% больше, чем в предыдущем году.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в федеральный бюджет в 2011 г. поступило 1 753,2 млрд руб. (рост на 31,9%). НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, поступило 91,7 млрд руб., или в 1,7 раза больше, чем в 2010 г.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет РФ составили 603,9 млрд руб. (рост на 36,8%).

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет РФ поступило 2 042,5 млрд руб., (рост на 45,2%). Имущественных налогов поступило 678,0 млрд руб. (рост на 7,9%).

Налога на имущество физических лиц в 2011 г. поступило 4,9 млрд руб., или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 г. Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога.  Налога на имущество организаций в 2011 г. поступило 467,5 млрд руб. (рост на 10,9%). Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты. Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.

Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.

Транспортного налога в 2011 г. поступило 83,2 млрд руб. (рост на 10%).

Поступления земельного налога в 2011 г. составили 122,2 млрд руб. (рост на 5,9%). Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 г. составили 4 480,8 млрд руб., что на 39,7% больше, чем в 2010 г. [8]

Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей. Наиболее типичные из них:

1. система  создает два различных налоговых  режима. Первый – финансовый прессинг  – для производителей и инвесторов; второй – сравнительно льготный  – для физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность;

2. обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики;

3. необеспеченность  региональных и местных бюджетов  естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов;

4. налоговая  система не стимулирует повышение  платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства  продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств;

5. слабая  собираемость налогов и узкая база налогообложения;

6. налогоплательщик  и налоговые органы поставлены  в неравноправное положение.

В экономической литературе сложились две точки зрения на процесс совершенствования налоговой системы в России. Одни экономисты предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание новой: другие считают, что сложившаяся в стране трехуровневая налоговая система должна быть усовершенствована путем устранения недостатков.

Налоговая система России плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов – предприятий. Она развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы Росси выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.

Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит от массы произведенной продукции. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Такая сегодняшняя близость к критической точке налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления - Федерального и территориального – в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, предусмотрено законодательством, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

Налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.

Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в увеличении собственных средств и во внесение их в собственное дело.

 

Заключение

 

Налоговая система решает на практике через налоговый механизм двуединую, а потому крайне сложную задачу: формирование казны государства (фискальное предназначение), и при этом развитие национальной экономики (регулятивное предназначение). Обе эти задачи различаются в зависимости от отрасли, территории и групп плательщиков (юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, большие и малые предприятия и т.п.).

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, социальных), для осуществления которых необходим доход. Цель функционирования налогового механизма в реальном налоговом производстве, равно как и его элементов: планирования (прогнозирования), регулирования и контроля, двуедина — наполнить казну, обеспечив общественные потребности, и не создать экономических препятствий для наращивания экономического потенциала непосредственных производителей и доходов граждан.

В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 0,8 до 0,9 всех поступлений казны в развитых странах. В РФ в общие доходы федерального бюджета поступает более 90% налогов.

 

 

Список литературы

 

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ  (ред. от 28.07.2012).
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ  (ред. от 10.11.2006, с изм. от 05.08.2012).
  3. Брызгалина В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М., 2009. -  416 с.
  4. Бородай О.Е. Три уровня системы налогообложения в РФ //Аудиторские ведомости. -  № 7. -  2011. – С.7.
  5. Перов А. В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт-издат. – 2010. – 635с.
  6. Черник Д. Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит. – 2007. – 356 с.
  7. www.minfin.ru – Сайт Министерства финансов РФ
  8. www.nalog.ru – Сайт Федеральной налоговой службы РФ

Налоги как экономическая, финансовая и правовая категории