Налоги как экономическая основа государства

1. Налоги как экономическая основа  государства.

Государственное регулирование экономики  осуществляется посредством методов  прямого (инвестиции, дотации, субвенции  или субсидии, трансферты, цены) и  косвенного (промышленная, денежно-кредитная, страховая, амортизационная и налоговая политика) воздействия.

От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит  результативность принимаемых экономических  решений. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые  базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других исходя из общенациональных интересов.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота.

С помощью налогового механизма  государство может создавать  необходимые условия для ускоренного  привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также  малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

Налоговый механизм применяется для  снятия социальной напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий благоприятных  для экономического роста.

Сущность налогообложения заключается  в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансов государства.

Финансовое обеспечение  государственного бюджета:

- налоговые поступления (все  виды федеральных, региональных  и местных налогов, а также  пени и штрафы, взимаемые за  нарушение законодательства), примерно 90%;

- неналоговые поступления (доходы  от имущества, находящегося в  государственной и муниципальной собственности, доходы от ВЭД, доходы от приватизации и др.), примерно 10% 

2. Понятие налога и  налогообложения.

Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и Ю и ФЛ, с другой – носят объективный характер и имеют назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов  части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют часть финансовых отношений.

Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные  отношения государства, базовая составляющая государственного финансового плана.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии). Пример: сбор за регистрацию и постановку на налоговый учет, выдача различных лицензий, сбор в нотариальной конторе.

Налогообложение (обложение налоговым платежом) – весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса. 

3. Функции налогообложения.

Сущность налогов проявляется через их функции:

Фискальная функция (пополнение бюджета) является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. С помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и создается материальная основа существования государства и его функционирования.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Усиление налогового бремени ведет  к уменьшению совокупного спроса, порождает проблему реализации произведенного ВВП, снижение совокупного предложения. Снижение налогового бремени ведет  к росту части дохода, остающейся в распоряжении Ф и Ю Л, увеличению потребления, сбережений, инвестиций. Уменьшение налоговых изъятий позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогового в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы.

Стимулирующая функция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция – применение налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, финансирование государственных социальных программ.

Воспроизводственная функция – зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия природоохранного назначения и дорожного хозяйства.

Контрольная функция – налоги выступают «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий.

1. фискальная – пополнение  бюджета; 2. регулятивно - стимулирующая – налоговые механизмы для регулирования экономических отношений и стимулирования отдельных областей; 3. социальная – обеспечение минимальных социальных стандартов; 4. контрольная – контроль за распределением ВВП и расходованием по целевому назначению. 

4. Принципы налогообложения.

Реализация общественного  назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается  на базе основных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения:

- принцип законности  налогообложения (каждое лицо  должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы); - принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (реализуется через конституционный запрет на установление налогов, иначе как законом);

- принцип всеобщности  и равенства налогообложения  (каждый должен платить налоги  и все налоги устанавливаются  по общему правилу);

- принцип экономической  обоснованности налогообложения (налоги и сборы не должны быть обременительными для налогоплательщика, иметь под собой экономическое обоснование);

- принцип определенности  налоговой обязанности (налоги  должны быть сформированный так,  чтобы они были понятны);

- принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (всех неустранимых сомнении, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах);

- принцип единства  экономического пространства РФ  и единой налоговой политики. 

5. Элементы налогообложения:  субъект, предмет, объект налогообложения.

Первая группа (всегда должны быть указаны в законодательном  акте):

- налогоплательщики (субъекты  налогообложения);

- предмет и объект  налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки  уплаты налога.

Вторая группа:

Факультативные элементы, которые необязательны, но могут  быть определены законодательным актом  по налогу – порядок удержания  и возврата неправильно изъятых  налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств: организации, ФЛ.

Носитель налога – то лицо, которое несет на себе налоговое бремя.

Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующего налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Сборщики налогов  и сборов – уполномоченные органы (государственного, местного самоуправления) принимающие от налогоплательщиков в уплату налогов и сборов перечисляющие их в бюджет.

Налогоплательщик  может участвовать в налоговых  отношениях через:

- законного представителя  (представительство по закону – директор, бухгалтер);

- уполномоченного представителя  (представительство по доверенности);

Резиденты – это лица, имеющие постоянное местопребывание в государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом (полная налоговая обязанность, пребывает на территории РФ – 183 дня календарного года).

Нерезиденты – лица, не имеющие постоянного местопребывания в государстве. Налогообложению подлежат только те доходы, которые получены на территории данной страны (ограниченная налоговая обязанность).

Предмет налогообложения – это реальная вещь (земля, автомобиль, др. имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и т.п.).

Пример: предмет – земельный  участок, объект – право собственности на землю.

Объект налогообложения – это юридический факт (действие, событие, состояние), которое обуславливает субъекта платить налог:

- совершение оборота по реализации  товара;

-владение имуществом;

- совершение сделки купли-продажи;

- вступление в наследство;

- получение дохода и др.

Масштаб налога – это установленная законом характеристика измерения предмета налога:

- при измерении дохода или  стоимости товара используют  денежные единицы;

- - при исчислении акцизов на  алкоголь – крепость напитков;

- при определении транспортного  налога – мощность или объем  двигателя.

Единица налога – условная единица принятого масштаба:

- при налогообложении земель  – 1 га, 1 м2;

- при налогообложении добавленной  стоимости – 1 руб;

- при исчислении транспортного налога – одна лошадиная сила. 

6. Элементы налогообложения:  налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, льготы.

Первая группа (всегда должны быть указаны в законодательном  акте):

- налогоплательщики (субъекты  налогообложения); - предмет и объект налогообложения; - налоговая база;

- налоговый период; - налоговая ставка; - порядок исчисления налога; - порядок и сроки уплаты налога.

Вторая группа: Факультативные элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу – порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы.

Налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Налоговый оклад – это сумма вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения: - со стоимостными показателями (например, стоимость имущества при исчислении налога на имущество Ф и ЮЛ); - с физическими показателями (объектом добытого сырья). - налогоплательщики – организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объекте налогообложения, либо связанных с налогообложением; - индивидуальные предприниматели используют данные учета доходов, расходов и хозяйственных операций; - ФЛ исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Методы формирования налоговой базы:

- кассовый метод (присвоения) – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, а расходами – реально выплаченные суммы;

- накопительный метод  – доходом признаются все суммы,  право на получение, которых  возникло в данном налоговом  периоде, вне зависимости от того, получены ли они налогоплательщиком. НДФЛ – з/пл начислена, но не получена, НДС – в момент отгрузки товара.

Налоговый период – это срок в течение, которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате).

Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.

В зависимости от способа определения суммы налога:

- равные ставки, когда  для каждого налогоплательщика  устанавливается равная сумма  налога (налог на благоустройство  территории);

- твердые ставки, когда   для каждой единицы налогообложения  определен зафиксированный размер  налога ( 7 коп. за 1 м2 площади);

- процентные ставки, когда  с 1 руб. предусмотрен определенный % налогового обязательства.

В зависимости  от степени изменяемости ставок налога:

- общие ставки; - повышенные ставки;- экономические ставки.

В зависимости  от содержания:

- маргинальные ставки (определена нормативным актом  о налоге); -  фактические ставки (отношение уплаченного налога к налоговой базе); - экономические ставки (отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Значение экономических  ставок состоит в том, что их динамика адекватно характеризует последствия для налогоплательщика.

Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Виды налоговых  льгот:

1) изъятия – налоговые льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения; 2) скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу; 3) налоговый кредит.

Налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

В соответствии со ст. 52 НК налогоплательщик самостоятельно исчисляет  сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой  базы, налоговой ставки и налоговых  льгот. Пример: расчет налога на прибыль. За налогоплательщика может рассчитать налог – налоговый орган (земельный налог), третье лицо уплачивают – налоговые агенты (НДФЛ). 

7. Элементы налогообложения:  порядок, способы исчисления и  уплаты налога, сроки уплаты.

Первая группа (всегда должны быть указаны в законодательном  акте):

- налогоплательщики (субъекты налогообложения);

- предмет и объект  налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления  налога;

- порядок и сроки  уплаты налога.

Вторая группа:

Факультативные элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу – порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы.

Существуют 2 системы  исчисления налогов:

1) некумулятивная (база налоговая рассматривается по частям, при расчете НДС);

2) кумулятивная (исчисление  налога нарастающим итогом с  начала налогового периода, налог  на прибыль, НДФЛ).

Порядок уплаты налога – способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

Порядок уплаты предполагает решение следующих вопросов:

1) направление платежа  (бюджет, внебюджетный фонд);

2) средства уплаты  налога (в рублях, или в валюте);

3) механизм платежа  (безналично или налично), либо  через сборщиков налогов.

Особенности контроля уплаты: подлежащая сумма перечисляется в тот или иной бюджет.

Сроки уплаты налогов – дата или период в течении которого налогоплательщик обязан внести сумму налога в бюджет.

В зависимости  от сроков уплаты налогов выделяют:

1) срочные налоги (при  покупке транспортных средств в течение 5 дней);

2) периодически-календарные  (месячные, квартальные, полугодовые,  годовые, 1 раз в квартал).

Порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора:

Отсрочка – перенесли  срок и рассрочка – изменение  срока уплаты на срок от 1 до 6 месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности, при наличии следующих оснований:

1) нанесении налогоплательщику  значительного материального ущерба  в результате стихийных бедствий, катастроф;

2) задержки финансирования из бюджета;

3) задержка оплаты  выполненного государственного  заказа;

4) угроза банкротства  в случае единовременной выплаты  налогов;

5) сезонный характер  предпринимательской деятельности.

Если 1 и 2 - % не начисляются, 3 и 5 - % = 0,5 ставки рефинансирования, которые действуют в период отсрочки и рассрочки.

Кредит – изменение срока уплаты на срок от 3 месяцев до 1 года, при наличии выше перечисленных условий (срок более длительный в отличии от рассрочки и необходимо предоставить залог или поручительство).

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит – изменение срока уплаты налога, на срок от 1 до 5 лет, дается не всем организациям, а при наличии оснований:

1) выделяется организации,  проводящей НИОКР, либо техническое  перевооружение собственного производства;

2) осуществление внедренческой  или инновационной деятельности;

3) выполнение особо  важного заказа по социально-экономическому  развитию региона. 

8. Налоговая система  РФ и ее составные элементы.

Налоговая система  РФ – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Элементы налоговой  системы РФ:

- система налогов и  сборов РФ (совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.);

- система налоговых  отношений (совокупность властных  отношений по установлению, введению, взиманию налогов, отношений.  Возникающих в процессе налогового  контроля и др. отношений);

- система участников  налоговых отношений (налогооблагающие  субъекты (субъекты РФ-85, муниципальных  образований – 29000, налоговые  органы, действующие от налогооблагающих  субъектов, налогоплательщики));

- нормативно-правовая  база сферы налогообложения (конституция, НК, ГК, ФЗ, указы президента, постановления правительства);

- система информационного  обеспечения налогообложения. 

9. Система налогов  и сборов Российской Федерации.  Классификация налогов.

Система налогов  и сборов РФ – совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.

Виды налогов:

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей страны.

- НДС;

- акцизы;

- НДФЛ;

- ЕСН;

- налог на прибыль  организаций;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

-водный налог;

- государственная пошлина;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов.

Региональные  налоги и сборы – вводятся законодательными органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта РФ.

- налог на имущество  организаций;

- налог на игорный  бизнес;

- транспортный налог.

Субъекты РФ определяют налоговые ставки, не выше верхнего предела прописанного в НК. Могут устанавливать порядок и сроки уплаты налога. Могут давать налоговые льготы. Не могут устанавливать налоговые льготы. Не могут устанавливать другие виды налогов.

Местные налоги и сборы – устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории местного субъекта.

Ставки, льготы могут  устанавливать, все остальное ФЗ.

- земельный налог;

- налог на  имущество ФЛ. 

10. Специальные налоговые режимы.

Предусматривают особый порядок определения элементов  налогообложения, освобождение по уплате отдельных налогов и сборов.

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Право перейти на этот налог имеют те сельхоз товаропроизводители у которых за календарный год доля дохода от реализации произведенной продукции ими самими, включая первичную переработку своей продукции составляет не менее 70%.

Освобождаются от:

- налога на прибыль;

- налога на имущество  организации;

- единого социального  налога;

- налог на добавленную  стоимость – 6%.

2. упрощенная  система налогообложения:

Освобождаются от тех  же налогов, что и случай 1. Если за 9 месяцев в том году, когда  организация подает заявление на упрощенную систему налогообложения доходы от реализации и внереализационные доходы не превысили 15 млн. руб. Ежегодно это значение пересчитывается с учетом коэффициента дефлятора, который устанавливается ежегодно МИНЭКОНОМ развития, учитывает изменение потребительских цен на товары в РФ. 2008 г. 15*1,34=20,1 млн. руб.

Кто не вправе применять: банки, страховщики, организации, которые  имеют представительства и филиалы, инвестиционные фонды, ломбарды, негосударственные  пенсионные фонды.

Объектом налогообложения могут быть: доходы от реализации – 6% и внереализационные (доходы-расходы)- 15%. Самостоятельно объект выбирает налогоплательщик.

3. система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности.

Вменененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика, который рассчитывается с учетом совокупности условий, которые влияют на получение указанного вида дохода.

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующую отдельный вид предпринимательской деятельности. Используется коэффициент дефлятор.

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (разработка и добыча нефти, газа).

Соглашение о разделе продукции – договор, в соответствии с которым РФ, в лице органов власти предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на определенные участки недр.

Инвестор обязуется осуществлять проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия и определяет порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Инвестор уплачивает:

-НДС;

- налог на прибыль;

- ЕСН;

- на пользование природными  ресурсами;

- таможенные сборы;

- земельный налог;

- акцизы;

- за негативное воздействие  на окружающую среду;

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов. Транспортный налог не уплачивается, за исключением легковых автомобилей.

Нефть, газ, конденсат – кол-во добытых  полезных ископаемых в натуральном  выражении – налогооблагаемая база – тонна – 340 руб/тонну, коэффициент, характеризующий динамику мировых  цен на нефть. 

11. Понятие налоговой  политики.

Налоговая политика – это система, осуществляемая государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом.

Налоговая политика строится на исследовании возможности:

- создать новые модели управления  налоговой системой;

- улучшить ее организацию;

- изменить действующие налоговые  режимы (в плане улучшения).

Эффективность налоговой политики зависит от того какие постулаты  заложены в ее основу и на каких принципах построена налоговая система: соотношения прямого и косвенного налогообложения, отсутствие или наличие прогрессии налоговых ставок, характер и цели налоговых льгот, степень эффективности применяемой системы защиты прав налогоплательщиков.

Налоги как экономическая основа государства