Налоги как инструмент бюджетного регулирования. 2

                                           КР. 11041030854                                                               

 

 

Контрольная работа

по дисциплине « Публичные финансы»

на тему:  «Налоги как инструмент бюджетного регулирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Доходы федерального бюджета, региональные и местные бюджеты           5

2. Налоги: функции и классификация                                                                 11                                                              

2.1 Налог на добавленную  стоимость                                                              17

2.2 Акцизы                                                                                                          20

2.3 Налог на прибыль                                                                                        24

2.4 Налог на доход физических  лиц                                                                30

2.5 Ресурсные налоги                                                                                        35

 Заключение                                                                                                            41

Список использованных источников                                                                  43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги известны людям  с глубокой древности, когда они  были представлены в форме дани, подати. История знает налоги в форме платы за проезд по земле феодала. При Петре I взимались налоги за рыбную ловлю и бортничество. Когда государство только формировалось как институт публичной власти, взимание налогов происходило произвольно и стихийно, в меру надобности государства. Государство собирало минимальный размер средств, необходимых для выполнения таких функций, как управление, оборона, суд, охрана порядка. Однако по мере того, как расширялись функции государства, формировалась упорядоченная и разветвленная система налогообложения.

Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде ≪Исследование о природе и причинах богатства народов≫ (1776) сформулировал общие принципы налогообложения:

1. ≪Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим возможностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства≫.

2. ≪Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица...≫

3. ≪Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его...≫

4. ≪Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства...≫

Как видно из приведенного выше текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

- равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность

для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

- определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;

- простота и удобство, означающие, что установление налогов должно осуществляться таким образом, чтобы их уплата производилась максимально удобным для налогоплательщика образом;

- неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика;

- экономность - сборы от  взимания налога должны превосходить

затраты на его функционирование.

Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффективной модели налогообложения.

С экономической точки  зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги — это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

 

Итак, целью курсовой работы является  анализ налогов как инструмента бюджетного регулирования.

Цель поставила перед собой  решение следующих задач:

1.Рассмотреть основные функции  налогов;

2.Охарактеризовать виды налогов  и основания для их классификации;

3.Рассмотреть зависимость налогов  от бюджетных систем.

 

 

1 ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

          Бюджет современного государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления государством мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальных проблем.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых экономических форм-доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

Доходы бюджета — это  часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Доходы бюджета — это  более узкое понятие, чем понятие ≪доходы государства≫, поскольку в доходы государства входят, помимо бюджетных средств, ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется основная часть бюджета — примерно 80—90% доходов бюджета в разных странах составляют налоги. Когда в экономике спад и государству не хватает финансовых средств для покрытия своих нужд, используется национальное богатство. В случае недостатка собственных финансовых ресурсов государство может использовать такой способ, как займы — внутренние или внешние, которыесоставляют кредитный источник формирования доходов бюджета. В самых крайних случаях государство может использовать и такой метод, как дополнительная эмиссия денег. Однако этот способ имеет крайне негативные последствия, поэтому государство старается его использовать очень редко.

На протяжении длительного  времени (до 2005 г.) доходы бюджетов включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездные перечисления. При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трех элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы включали:

1. Налоги на прибыль  (доход), прирост капитала — налог  на прибыль организаций, иностранных юридических лиц; налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных, страховых организаций и т.п.; налог на доходы в виде дивидендов; налог на доходы с процентов (дисконта); подоходный налог с физических лиц; налог на игорный бизнес и др.

2. Налоги на товары  и услуги, лицензионные и регистрационные сборы — НДС, акцизы, налог с продаж, лицензионные и регистрационные сборы, налог на покупку иностранных денежных знаков и др.

3. Налоги на совокупный  доход — единый налог для  юридических лиц; единый налог для физических лиц; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и др.

4. Налоги на имущество  — налог на имущество физических  лиц;

налог на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; налог на операции с ценными бумагами.

5. Платежи за пользование  природными ресурсами – платежи за пользование недрами, континентальным шельфом, минеральными ресурсами, живыми и биологическими ресурсами, лесным фондом, водными объектами; платежи за проведение поисковых и разведочных работ, за добычу полезных ископаемых; земельный налог и др.

6. Налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические операции — таможенные пошлины (ввозные и вывозные таможенные пошлины).

7. Прочие налоги, пошлины  и сборы — государственные  пошлины; курортный сбор; налог на рекламу; налоги субъектов РФ; местные налоги и сборы и др.

Неналоговые доходы бюджетов включали:

1. Доходы от имущества,  находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности:

- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, городов и поселков;

- доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, научными организациями, учреждениями здравоохранения, культуры и искусства;

- проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных денежных средств;

- проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

- перечисление прибыли Центрального банка РФ:

- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства (консульский сбор, плата за выдаваемые паспорта, плата за информацию, плата за опробование и клеймение изделий из сплавов и драгоценных металлов и др.);

- доходы от реализации соглашений о разделе продукции;

- доходы от продажи квартир, государственных производственных и непроизводственных фондов, материальных ценностей;

- доходы от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологических работ военного, специального и двойного назначения.

2. Доходы от продажи  земли и нематериальных активов.

3. Поступления капитальных  трансфертов из негосударственных источников (резидентов и нерезидентов).

4. Административные платежи  и сборы.

5. Штрафные санкции, возмещение  ущерба — административные штрафы, штрафы за нарушение правил дорожного движения, санкции за нецелевое использование бюджетных средств; штрафы, взимаемые Министерством РФ по налогам и сборам и др.

6. Доходы от внешнеэкономической  деятельности — проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы.

С принятием в конце 2004 г. новой бюджетной классификации в настоящее время классификация доходов бюджетов разных уровней включает следующие основные группы: доходы; безвозмездные поступления; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В новой бюджетной классификации РФ не сохранилось деления доходов на налоговые и неналоговые доходы. В настоящее время они вместе составляют группу ≪Доходы≫. Что касается безвозмездных перечислений, то их перечень существенно расширен.

В настоящее время кроме  безвозмездных перечислений от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т.п., безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления. В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще. Однако появился новый вид доходов — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду те доходы, которые получены бюджетными организациями или органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от деятельности, реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по

рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Указанная общая классификация  доходов бюджетов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности.

Первая и основная часть  доходов федерального бюджета —  это налоговые доходы, которые в настоящее время составляют более 95% всех доходов федерального бюджета.

Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступлений из вышестоящих бюджетов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

- региональные налоги и сборы;

- отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. Последние определяются Законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»;

- неналоговые доходы.

Такая ситуация является весьма распространенной. Сегодня в большинстве стран мира растет доля налоговых доходов и сокращается доля неналоговых. Однако надо иметь в виду, что если обшей причиной сокращения неналоговых доходов в большинстве стран является сокращение доли государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности управления государственной собственностью.

Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступлений из вышестоящих бюджетов.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Доходы местных  бюджетов формируются за счет:

1) местных налогов и  сборов;

2) отчислений от регулирующих  доходов и сборов;

3) неналоговых доходов.

Местные налоги и сборы  — это налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами. В части первой Налогового кодекса РФ к местным налогам отнесены: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Отчисления от регулирующих налогов и сборов, которые поступают в местный бюджет, определяются федеральным законодательством или законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Субъекты РФ могут также передавать местным бюджетам собственные доходы от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов (полностью или частично) на срок не менее трех лет.

К неналоговым доходам  местных бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении органов местного самоуправления; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; различного рода штрафы, суммы конфискаций, компенсаций.

Неналоговые доходы местных  бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

 

2  НАЛОГИ: ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Сущность налогов непосредственно проявляется в функциях. Выделяют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контрольную функции налогов.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Через фискальную функцию налогов происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли государства. Таким образом, фискальная функция — это способность налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для выражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слаборазвитых странах так и происходит. Там налоги в основном выполняют фискальную функцию. Фискальная функция сама по себе является тормозом для хозяйственной деятельности. Поэтому очень часто о степени развития фискальной функции налогов свидетельствуют данные о суммах финансовых санкций или разница между обшей суммой налогов, утвержденных в бюджете, и их реальной величиной, поступившей в бюджет. Чем более развита фискальная функция и чем больше она превалирует над всеми остальными, тем меньше степень собираемости налогов, тем больше налогов недополучает бюджет. Поэтому немаловажное значение имеют регулирующая и стимулирующая функции налогов.

Регулирующая и стимулирующая функции означают, что налог как активный инструмент перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. При этом выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздействие на экономику, когда имеет место эффект ≪запаздывания≫, т.е. для получения запланированного результата в экономике от проведения налоговой политики требуется определенное время

Хотя регулирующая и стимулирующая  функции налогов тесно связаны, между ними есть некоторые различия. Если регулирующее действие ориентировано в основном на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам. Она в большей степени учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Посредством стимулирующей функции налоговая система может создавать стимулы к труду, поощрять развитие различных форм предпринимательства и видов производственной деятельности. Правда, возможно и другое, когда под непосильным налоговым бременем сворачивается деловая активность. В таком случае стимулирующая функция налогов действует со знаком минус.

Налогам присуща и контрольная функция, которая способствует количественно-качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полноту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций налогов и налоговой системы в целом. В результате органы государственной власти получают информацию для проведения налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу.

Одной из важнейших задач  налогового контроля является проверка соблюдения налоговой дисциплины и налогового законодательства всеми субъектами.

Следует отметить, что все  функции налогов тесно связаны  между собой. Так, развитие фискальной функции привело, в конечном счете, к расширению функций государства и усилению его вмешательства в экономику. На этой основе сформировалась регулирующая функция, которая способствовала появлению стимулирующей.

Налоги весьма разнообразны и образуют сложную систему. Они делятся на многочисленные группы по самым разным признакам. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные.

Прямые  налоги — это налоги на собственность, доходы и капитал. Они взимаются непосредственно с дохода или капитала, а плательщиками прямых налогов выступают собственники доходов или капитала.

-  с юридических лиц: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на имущество организаций; социальные налоги; ресурсные налоги; экологический налог; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсам;

- с физических лиц: налог на имущество физических лиц; подоходный налог с физических лиц; гостиничный и курортный сбор;

            Косвенные налоги — это налоги, которые представляют собой надбавку к ценам на товары или услуги и которые оплачиваются потребителем этого товара. Перечисляют в бюджет косвенные налоги непосредственный производитель или продавец товара, услуги. Косвенным этот налог называется потому, что покупатель товара налог не платит, он даже может не догадываться о налоге, входящем в пену товара. Но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Поэтому косвенные налоги служат менее ≪заметным≫ способом изъятия государством денежных средств. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.

Государство предпочитает косвенное  налогообложение из-за его простоты взимания, а так же скрытости. От косвенных налогов трудно укрыться. Косвенные налоги выгодны и хозяйствующим субъектам, так как:

- они полностью ложатся на покупателей;

-  легко переложимы;

- взимаются незаметно для большинства покупателей.

Налоги различаются также  в зависимости от характера налоговых ставок. Налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. Например, если ставка налога на прибыль составляет 24% от прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог является пропорциональным. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества и т.п.).

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. Например, доход в размере минимальной заработной платы может вообще не облагаться налогом, а владелец большего дохода платит большую сумму налога по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода). Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом.

По характеру использования  налоги подразделяются на общие и специальные.

Общие налоги — это налоги, которые зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т.е. это налоги, которые не имеют целевого назначения. Подавляющее число налогов являются общими.             Специальные налоги — это налоги, которые вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет, а в целевые или внебюджетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

По статусу налогоплательщика  все налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.

В зависимости от того, какой орган государственной власти вводит налоги, а также имеет право их конкретизировать и уточнять условия уплаты, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральными  налогами и сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:

1. Налог на добавленную  стоимость.

2. Акцизы.

3. Налог на доходы физических  лиц.

4. Единый социальный налог.

5. Налог на прибыль  организаций.

6. Налог на добычу полезных ископаемых.

7. Водный налог.

8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

9. Государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ, в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, определяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

К региональным налогам относятся:

1. Налог на имущество  организаций.

2. Налог на игорный  бизнес.

3. Транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество  физических лиц.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены  также специальные налоговые режимы, которые представляют собой особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, относящихся к федеральным, региональным или местным налогам.

К специальным налоговым  режимам относятся:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

2. Упрощенная система  налогообложения.

3. Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.