Налоги как инструмент государственного регулирования

Введение

    Одна  из самых острых проблем нашей  экономики - это нехватка финансовых ресурсов. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

Сущность  налога

    Налог - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

    работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

    хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

    За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Функции налогов с населения

    Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделил бы три функции налогов:

    распределительную;

    фискальную;

    контрольную.

    Причем  распределительную функцию можно  раздробить на регулирующую и стимулирующую.

    Фискальная  функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.). Они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

    Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

    Другая  функция налога с населения как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

    Изначально  распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

    Регулирующая  функция означает, что налоги как  активный участник перераспределительных  процессов оказывают серьезное  влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

    Российская  налоговая система с момента  ее образования в 1992г. базируется в  основном на косвенном налогообложении. Это обусловлено рядом причин, важнейшей из которых является стремление реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов. Регулирующая функция, особенно в ее стимулирующем аспекте, отходила на второй план. Активизация регулирующей функции налогов является одной из приоритетных задач экономической политики государства. В связи с этим, вызывает интерес новая концепция налогообложения прибыли, представленная в Налоговом кодексе РФ:

    Во-первых, следует отметить резкое снижение ставки налога на прибыль. В 2001г. базовая ставка, включая долю муниципалитетов, равнялась 35%, что в условиях завышенной налоговой базы вело к чрезмерному налогообложению. С 2002г. ставка установлена в размере 24%, т.е. снижена почти на треть.

    Во-вторых, положительные изменения коснулись  порядка формирования налоговой  базы. Налоговый кодекс смягчает существующую практику признания обоснованных расходов налогоплательщика, при этом возрастают номенклатура допустимых вычетов и  их величина в определенных пределах. Наиболее весомые налоги в 2001г. изымали у среднестатистического налогоплательщика более четверти (25,5%) его добавленной стоимости. ПСН (полная ставка налогообложения) среднестатистического промышленного предприятия, в связи с изменением условий налогообложения прибыли, уменьшается в 2002г. до величины в 22,3% против 25,5% в 2001г. Следовательно, в ресурсы, остающиеся в распоряжении налогоплательщика, увеличивают в размере 3,2% его добавленной стоимости. Как известно, категория добавленной стоимости на макроэкономическом уровне коррелирует с показателем ВВП, величина которого в 2001г. оценивается в 7750 млрд. руб. Можно сделать вывод о возрастании стимулирующего воздействия налога на прибыль в условиях Налогового кодекса и о том, что появляются основания для осторожного оптимизма в отношении внутреннего финансирования инвестиций и экономического роста.

    Стимулирующая подфункция налогов реализуется  через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими  признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

    Государственная власть в Российской федерации в  соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы ее самостоятельны. Указанная структура государственной власти определяет выделение следующих общих методов налогового воздействия государства на деятельность предприятий:

    Законодательный

    Административный

    Судебный.

    Законодательный метод подразумевает разработку и принятие новых налоговых законов, внесение изменений и дополнений в уже действующие законодательные  акты и т.д. Выделение данного  метода обусловливается тем, что  российская экономика находится в постоянном развитии, появляются новые товары, работы, услуги, новые финансовые инструменты, изменяется гражданское и народное законодательство. Кроме того, появляется необходимость в связи с изменением экономической ситуации государственного регулирования определенных отраслей и направлений деятельности экономических субъектов. Указанное требует своевременной корректировки законов о налогах в соответствии с происходящими в стране изменениями. Именно от оперативности и своевременности внесения изменений и дополнений в такие законы зависит полнота уплаты в бюджет налогов и максимальное снижение проблемных и спорных вопросов в силу отставания налогового законодательства от развития экономики страны и потребностей государства.

    Законодательно  можно как изменять систему налогообложения путем введения или отмены отдельных налогов, так и вносить корректировки в уже действующие законы, например изменять объект налогообложения и ставки налогов. Таким образом, можно определить, что законодательный метод реализуется через:

    Введение  или отмену налогов (изменение системы  налогообложения);

    Изменение налоговых ставок;

    Предоставление  или отмену льгот;

    Изменение налоговой базы;

    Установление  санкций за нарушение налогового законодательства.

    Наиболее  важна та система налогообложения, которая должна регулировать производство, предпринимательскую деятельность, инвестиции. При построении системы налогообложения ориентируются на типовые концепции:

    Концепция компенсации выгод предполагает прямую пропорциональную связь размеров налоговых поступлений и выгоды, получаемой от государства. Однако на практике трудно отличить личную выгоду от таких услуг, как национальная оборона, здравоохранение, образование и т.п.;

    Концепция равной доли налогового давления предполагает пропорциональность между налогом и размером получаемого дохода. Эта концепция более справедлива, хотя трудно оценить практически степень значимости налога по уровням дохода;

    Ресурсная концепция ориентируется на связь  налога с затратами на потребляемые ресурсы.

    Выбор концепции системы налогообложения является сложной задачей воздействия государства на экономику в целом, и в частности на деятельность коммерческих банков. На разных этапах развития страны эта задача решается по-разному.

    В мировой практике существует четыре базисных модели налоговых систем в зависимости от распределения налогового бремени: англосаксонская, евроконтинентальная, латиноамериканская, смешанная.

    Особенностью  англосаксонской модели является ориентированность  на обложение прямыми налогами, причем основное бремя несут налогоплательщики – физические лица.

    Характерной чертой евроконтинентальной модели является высокая доля отчислений на социальное страхование, которые можно  отнести к налоговым платежам, поскольку они имеют все признаки налога. Значительна также доля косвенных налогов, в частности НДС.

    Значительный  уровень инфляции предопределяет в  большей степени специфические  черты латиноамериканской налоговой  модели, которая ориентирована на обложение косвенными налогами с  целью защиты бюджетных поступлений  от инфляции.

    Существование смешанной модели налоговой системы  определяет тот факт, что многие страны, не желая ставить бюджетные  поступления страны в зависимость  от конкретного вида налога или группы плательщиков, диверсифицировали структуру  бюджета.

    Анализ данных об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствует о том, что в России сложилась смешанная модель налоговой системы, сочетающая в себе признаки прочих моделей. Положительные стороны данной модели определяются тем фактом, что российская экономика развивается нестабильно, и в зависимости от специфики ее развития корректируется система налогообложения (при увеличении инфляции упор делается на НДС, при росте благосостояния населения – перекладывается бремя с юридических на физических лиц и т.д.). Российская налоговая система уже состоялась, поэтому совершенствование налоговой системы должно осуществляться эволюционным путем, без кардинального изменения налоговой системы. Установление или отмена налогов заключается в отмене неэффективных налогов либо в замене одних налогов (группы налогов) другими. Таким образом, воздействие государства на банки может осуществляться в основном изменением налоговых ставок и порядка определения налоговых баз, а также предоставлением или отменой налоговых льгот.

    Изменяя налоговые ставки, государство создает  дополнительные стимулы для отдельных  элементов финансовых потоков и  потоков товаров, работ, услуг. Система  налоговых ставок, выполняя функцию  государственного регулятора, постепенно усложняется и дифференцируется. Разные ставки налогов устанавливают по отраслям, регионам, группам товаров и услуг. При сохранении системы налогов изменение их значений позволяет выборочно и временно изменять экономические условия функционирования отдельных групп налогоплательщиков. Например, льготирование при налогообложении доходов по государственным ценным бумагам (обложение по льготной ставке) способствовало активизации коммерческих банков по вложению средств в такие инструменты. Установление же повышенной по сравнению с прочими налогоплательщиками ставки налога на прибыль явилось одной из причин минимизации банками налоговой базы.

    Налоговые льготы государство предоставляет  по видам деятельности. Регулирующая функция при этом состоит не в  том, чтобы освободить от налогов, а в переориентации потока используемых доходов. Целенаправленно стимулируются капиталовложения, самофинансирование, благотворительность. Однако в настоящее время в связи с неэффективностью действующих льгот ряд государственных деятелей и экономистов выступают с предложениями отменить льготы по отдельным налогам, а указанные выше расходы осуществлять из бюджета. Банки активно используют предоставляемые по налогам льготы в целях снижения отчислений в бюджет. Ярким примером в данном случае может служить использование кредитными организациями льгот по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы по финансированию отдельных затрат на такие объекты. При этом большинство таких объектов либо фактически принадлежали банкам и использовались для собственных нужд, либо затраты по финансированию компенсировались встречными обязательствами финансируемых организаций. В результате бюджет недополучал существенные средства. Однако не все льготы используются банками с целью ухода от налогообложения. Следует отметить, что использование налогов в качестве регулятора не сводится только к льготам. В процессе регулирования налоговая нагрузка может изменяться также в зависимости от ставки налога, учетной политики, порядка определения затрат и формирования финансовых результатов, методов расчета налога и его уплаты. Конкретный инструмент выбирается с учетом специфики поставленной задачи, вида деятельности, типа организационно-правового оформления плательщика и др. Налоговая практика подтверждает, что инвестиции направляются в те сферы экономики, где выше доходность и меньше сроки окупаемости, и не обязательно в те области, где больше налоговых льгот. Об этом свидетельствует и отечественный опыт стимулирования развития малого бизнеса (в том числе и посредством кредитования банками), который, несмотря на широкие, разнообразные и ощутимые налоговые льготы, не занял сколько-нибудь заметного места в экономике. Другим примером является установление дифференцированных ставок налога на прибыль по различным видам налогоплательщиков при разных нормах прибыли (в частности, установление повышенной ставки налога на прибыль для банков – в размере 43% при стандартной ставке 38%).

    Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. Обязанность по выполнению норм законодательства определяется ответственностью, поскольку если нет ответственности, то нет и обязанности. Таким образом, любая норма закона для обеспечения ее выполнения должна сопровождаться установлением ответственности за ее несоблюдение.

    Однако, санкции не должны быть чрезмерно  суровыми, что может привести налогоплательщика  к банкротству, в результате чего государство может потерять доход  в будущем (ввиду отсутствия налогоплательщика). Или может возникнуть ситуация, когда к ответственности будет привлечено лицо, допустившее, например, просрочку уплаты налога вследствие объективно непреодолимых (в соответствующей ситуации) событий и явлений: наводнений, землетрясений и т.д. Таким образом, в целях справедливости и дальнейшего развития экономики должна быть предусмотрена широкая дифференциация ответственности по видам налоговых нарушений. При этом к субъекту ответственности должны относиться не только налогоплательщики, но и налоговые агенты, банки и другие кредитные организации, ответственные за перечисление налогов в бюджет или внебюджетные фонды, а также органы исполнительной власти за неправомочные и неправомерные действия.

    Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление налоговых льгот относится исключительно к компетенции государственных законодательных органов власти.

    Однако  в последнее время правительства  различных государств все активнее вырабатывают единые решения в налоговой  сфере. Это связано с расширением  внешнеторговых связей в различных областях экономики и финансов и политической интеграции ряда государств (наиболее активно это осуществляют страны ЕС). Обычно государства не облагают налогом на добавленную стоимость экспортируемые товары, заключают соглашения по налогам на определяющие виды товаров, работ, услуг внешней торговли, об устранении двойного налогообложения доходов и имущества.

    Налоговое воздействие на деятельность предприятий  должно быть не только четко продуманным, поскольку результаты и последствия  тех или иных факторов могут быть разными, а иногда и противоположные в долгосрочном и краткосрочном периодах. При осуществлении налогового воздействия следует исходить из приоритетов государства и экономики в целом (в том числе отдельных субъектов, в частности банков). Кроме того, необходимо анализировать возможные последствия нововведений в трех периодах: краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном. И уже исходя из полученных результатов исследования определить эффективность и период действия тех или иных мер.

Основные виды налогов, взимаемых с населения

    В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог  и его использует:

    Федеральные налоги.

    Региональные  налоги.

    Местные налоги и сборы.

    Я выделю основные виды налогов с населения в России.

    Подоходный налог

    Основное  место в системе налогообложения  физических лиц занимает подоходный налог, который в наибольшей доле взимается в бюджет субъектов  федерации (региональный бюджет). Переход  к рыночной экономике создает  предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях должно применяться прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ. Делает это государство, главным образом, с помощью подоходного налога с физических лиц.

    Основным  нормативным актом, регулирующим взимание подоходного налога с физических лиц является Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с  физических лиц". В соответствии с этим законом:

    Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие  постоянного местожительства в  Российской Федерации. К указанным  физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

    Объектом  налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

    При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного  годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

    Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

    Физические  лица, подлежащие налогообложению, обязаны:

    вести учет полученных ими в течение  календарного года доходов и произведенных  расходов, связанных с извлечением  доходов;

    представлять в предусмотренных настоящим Законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по форме, устанавливаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;

    предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;

    своевременно  и в полном размере вносить  в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;

    выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами.

    Ставки  подоходного налога постоянно меняются. Это связано с изменением экономической  ситуации в стране. Недавно были введены новые ставки подоходного  налога.

    Своевременно  не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в соответствующий бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10 процентов от сумм, подлежащих взысканию. За другие нарушения настоящего Закона юридические и физические лица несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. 
 

Налоги  на имущество

    В налоговой системе страны после  длительного перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 года облагается имущество, переходящее гражданам в порядке  наследования или дарения. Взимание этого налога отражает изменение  экономических условий жизни граждан и в определенной мере - линию его поведения. Забота о последующих поколениях, наследующих не только накопленное имущество, но и среду обитания, становится одним из важнейших жизненных принципов трудовой деятельности человека. Этот налог является федеральным и регулируется Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

    Плательщиками данного налога в соответствии с  настоящим Законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.

    Объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые  домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

    Наследственное  имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником  только после уплаты им налога, что  подтверждается справкой налогового органа.

    Подоходное  обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, сознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества. Но налог на имущество уже относится к местным налогам. Его правовая база - Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц."

    Плательщиками налогов на имущество являются физические лица, имеющие в собственности объекты, определяемые настоящим Законом.

    Объектами обложения налогами в соответствии с настоящим Законом являются находящиеся в собственности  физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения  и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

    Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1 процента от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию. Суммы платежей в местные бюджеты по месту нахождения имущества.