Налоги как объект управления в системе рыночных отношений

 

Содержание:

1. Налоги как объект управления в системе рыночных отношений………...3

2. Налог на добавленную стоимость…………………………………………..7

3. Транспортный налог………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоги как объект управления в системе рыночных отношений

 

 

      Большинство специалистов предпочитает видеть в налогах лишь инструмент принуждения, используемый для финансового  обеспечения государственных расходов, выводя его за рамки рыночных отношений  в область исключительно императивных распределительных (пере распределительных) отношений. Отсюда, отрицание объективных налоговых законов и государственного налогового менеджмента, т. е. отрицание возможности управления налоговым процессом и налогообложением на макроэкономическом уровне рыночными способами.      

Налогоплательщики, также, видят  в налогах преимущественно орудие экономического насилия государства (особенно российские граждане, которые, уплачивая налоги, мало, что получают от государства в экономическом  и социальном плане). Недалеко отошли от них российские законодатели, которые  определили это понятие в Налоговом  кодексе Российской Федерации (ст. 8) следующим образом: «Под налогом понимается это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и / или муниципальных образований».    

Причиной возникновения налогов является появление и развитие государства, которому необходимы финансовые ресурсы для выполнения своих функциональных обязанностей. Причинно-следственная связь здесь такова: не было бы государства, не было бы и налогов, и наоборот, нет государства без налогов. Экономической основой, необходимым условием полноценного функционирования налогов является определенный и достаточный уровень развития товарно-денежных отношений. Более развитому рынку соответствует более развитая налоговая система, поскольку объективное содержание финансовой категории налогов составляют исключительно денежные отношения. Таким образом, налоговые отношения, это всегда денежные отношения, но в обязательной, публично-правовой форме.       

Доведение до сознания людей  ценовой сущности налогов является одним из направлений формирования налоговой культуры. Налогоплательщики должны понимать, что неуплата налогов равнозначна воровству, а представители государственной власти, что величины установленных ими налогов должна хотя бы примерно соответствовать объему и качеству действительно оказанных услуг (предоставленных общественных благ), что налоговыми отношениями нужно управлять рыночными методами. 
      Нельзя отрицать возможность и реальные факты действительного наличия серьезных перегибов в налоговой и бюджетной политике правительств (несоответствие цены услуг фактическому объему получаемых общественных благ). Это – издержки, связанные с большим влиянием на налоговые отношения субъективных, императивных факторов, монополизма государства в области налогообложения и предоставления общественных благ. Однако эти проблемы решаемы, и их реальное решение выступает второй стороной формирования высокого уровня налоговой культуры. 
             Сущность налогов конкретизируется и проявляется на практике через их функции. В этой связи налоги как финансовая категория объективно выполняет четыре функции:       

–  функцию совокупного денежного эквивалента ценности услуг государства; 
      –  фискальную       

–  регулирующую  
      –  контрольную  
       Налоги при выполнении функции совокупного денежного эквивалента ценности общественных благ принимают форму специфической, пропорциональной и монопольной цены услуг государства в меновой пропорции государственных расходов. Баланс бюджетных расходов и доходов за финансовый год характеризует определенное эквивалентное налоговое равновесие в экономике страны, которое обеспечивается в процессе налогового бюджетирования, т. е. выбора оптимальных вариантов балансировки налоговых доходов и бюджетных расходов, обеспечивающих баланс интересов государства, налогоплательщиков и общества в целом. Названная функция налогов непосредственно связана с управлением налоговым бременем на уровне экономики в целом и отдельных предприятий. 
       Фискальная функция налогов определяет их место как основного источника государственных доходов, аккумулируемых в бюджетной системе страны. В этой функции налоги обслуживают весь налоговый процесс: деятельность субъектов налоговых отношений по налоговому планированию, составление налогового бюджета, его утверждение и исполнение. Фискальное предназначение налогов – создание стабильной доходной базы бюджетной системы страны, достаточной для финансирования необходимых бюджетных расходов, на базе роста производства и доходов в экономике. Считается, что фискальная функция выполняется налогами эффективно, если происходит стабильный рост налоговых поступлений при более высоких или равных темпах экономического роста, то есть не за счет усиления налогового бремени, а за счет увеличения налоговых баз, объектов налогообложения и источников уплаты налогов.       

Налоги в своей  регулирующей функции обслуживают процессы сознательного вмешательства государства в рыночную экономику, активно используя налоги для стимулирования экономического роста, регулирования инвестиционной активности, совокупного спроса и предложения, путем манипулирования видами налоговых платежей и элементами налогообложения (налоговыми ставками, объектами, налоговыми льготами) в соответствии с принятой концепцией налоговой политики. Регулирующие свойства налогов в наибольшей степени проявляются в условиях ценового налогового равновесия. Регулирование – это не самоцель, оно должно быть подчинено эффективному решению фискальных задач при оптимальных параметрах налоговой нагрузки на предприятия. Регулирующие свойства налогов наиболее активно используются в процессе управления налоговыми потоками государством и предприятиями.       

Контрольная функция  налогов обусловлена законодательно-правовой формой фискальных платежей. Это вызывает необходимость проведения контроля со стороны государственных органов за правильностью исчисления и сроками уплаты налогов, а также самоконтроля со стороны налогоплательщиков с целью снижения риска подвергнуться налоговым санкциям за нарушение налогового законодательства. Поэтому контрольная функция налогов не существует вне органической связи с фискальной и регулирующей функциями. Любое налоговое отношение реализуется, как правило, одновременно и в фискальной, и в регулирующей, и в контрольной функциях. На практике контрольная функция налогов реализуется в форме камеральных и выездных налоговых проверок, налоговых самопроверок и мониторинга самих налогоплательщиков и в других формах. Для целей управления налоговым процессом контрольная функция налогов не менее важная, чем все остальные их функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Налог на добавленную  стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в России начиная с 1992 года. Он представляет собой форму  изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ.

С 1 января 2001 г. порядок обложения  предприятий данным налогом регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ .

В целях реализации положений  указанной главы Министерством  по налогам и сборам изданы «Методические  рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части  второй Налогового кодекса РФ», утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Необходимо учесть, что  предприятие на законных основаниях может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных  с исчислением и уплатой НДС.

Право на освобождение согласно статье 145 НК РФ Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Следует заметить, что освобождению не подлежат предприятия, реализующие  подакцизные товары и подакцизное  минеральное сырье.

Освобождение от уплаты НДС  осуществляется по решению налогового органа. Такое решение принимается  на основании заявления налогоплательщика  и документов, подтверждающих его  право на освобождение. Все эти  документы предоставляются не позднее 20-го числа того месяца, начиная с  которого налогоплательщик претендует на освобождение. Освобождение дается на срок 12 месяцев и может быть продлено, если налогоплательщик продолжает соблюдать условия его предоставления. Формы документов, оформляемые при  получении освобождения, утверждены Приказом МНС России от 29.01.2001г. №  БГ-3-03/23 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». К  ним относятся:

— заявление на освобождение,

— решение по освобождению от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и  уплатой НДС,

— перечень документов, необходимых  для подтверждения правомерности  применения освобождения.

Следует учесть, что освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных  с исчислением и уплатой НДС, не освобождает от обязанности:

— выписывать счета-фактуры  на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) в общеустановленном  порядке. При этом в выставляемых счетах — фактурах сумма НДС не выделяется, а на счете делается надпись «Без налога (НДС)» (п.5 ст.168 НК РФ);

— ежемесячно представлять налоговые декларации в целях  контроля за показателями выручки от реализации товаров (работ, услуг);

— исполнять обязанности  налогового агента в соответствии со ст.161 НК РФ.

Если в течение периода, в котором налогоплательщики  используют право на освобождение (включая  период продления права на освобождение) от исполнения обязанностей налогоплательщика, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных  месяца превысит 2 млн. рублей, а также если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (в рамках всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя), то налогоплательщики, начиная с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение или осуществлялась реализация вышеуказанных товаров, и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение. В связи с этим, начиная с первого числа месяца, в котором утрачено право на освобождение, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке

Объект налогообложения.

Объектом обложения НДС  согласно статье 146 НК РФ являются следующие  операции:

·  реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога, передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача имущественных прав;

·  передача права собственности на товары на безвозмездной основе;

·  передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету ( в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;

·  выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

·  ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При определении объекта  налогообложения необходимо четко  определить место реализации товара (работ, услуг).

Местом реализации товаров, согласно статье 147 НК РФ, признается территория Российской Федерации, если при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

·  товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

·  товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Документами, подтверждающими  место выполнения работ (оказания услуг), являются:

  1. контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  2. документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии со статьями 153-162 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками  при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых  ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Налоговые ставки.

По НДС в настоящее  время действуют три ставки 10%, 18% и 0 %.

Ставка 0% применяется, в частности, при реализации:

·  товаров на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;

·  работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;

·  работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

·  услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации.

Ставка 10% устанавливается при реализации:

·  продовольственных товаров по перечню, установленному ст. 164 НК РФ;

·  товаров для детей, предусмотренных установленным перечнем;

·  периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

·  учебной и научной книжной продукции;

·  медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

·  лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

·  изделий медицинского назначения.

При реализации остальных  товаров (работ, услуг) взимается ставка 18%.

Кроме указанных налоговых  ставок существует расчетный метод, на основании которого налоговая  ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18 процентов к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий  размер налоговой ставки. Данный аметод применяется в случаях:

·  при получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);

·  при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ;

·  при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ;

·  при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ.

Данные ставки получены путем  следующего расчета:

НДС=Х/(110)*10

НДС=Х/(118)*18.

Порядок расчета  и сроки уплаты налога.

Предприятию следует в  своей учетной политике установить для целей налогообложения налогом  на добавленную стоимость дату реализации товара (выполнения работ, оказания услуг): по мере отгрузки либо по мере оплаты.

Если предприятие для  исчисления НДС определяет дату реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки, налоговые обязательства возникают у него при предъявлении покупателю расчетных документов.

Для предприятий, принявших  дату реализации по мере оплаты, налоговые обязательства возникают при поступлении денег на его расчетный счет в учреждения банка либо в кассу предприятия.

Принятая предприятием учетная  политика для целей налогообложения  утверждается приказом, распоряжением  руководителя и действует с 1 января года, следующего за годом утверждения.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Налоговая база рассчитывается как разница между рыночными  ценами реализованных товаров (работ, услуг) и суммой установленных налоговых  льгот и вычетов.

Налоговый период.

Налоговым периодом признается календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и  налога с продаж, не превышающими один миллион рублей — квартал.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода  исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе  для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных  нужд, услуг) за истекший налоговый  период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.  

Формы отчетности.

Соответствующие расчеты  налога на добавленную стоимость  предоставляются налогоплательщиками  в налоговые органы по месту их нахождения в сроки, установленные  для уплаты налога за отчетный период.

Приказом МНС России от 20 ноября 2003 г. № БГ-3-03/644 «Об утверждении  форм деклараций по налогу на добавленную  стоимость» утверждены форма декларации по налогу на добавленную стоимость  и форма декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов.

В части Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость действует  Приказ МНС РФ от 21 января 2002 г. №  БГ-3-03/25 (с изм. и доп. от 5 марта, 6 августа 2002 г., 9 февраля, 28 июля 2004 г.).

Декларация представляется в налоговые органы налогоплательщиками  по месту регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Титульный лист и разделы 1.1 и 2.1 Декларации заполняют все  налогоплательщики. Предприятия, не являющиеся налогоплательщиками НДС (перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или на уплату единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности), представляют только титульный лист и Раздел 1.1 декларации.

Приказом № БГ-3-03/25 также  установлены сроки уплаты и представления  налоговых деклараций по НДС предприятиями, получившими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в  соответствии со ст.145 НК РФ.

 

Налоговые льготы.

Статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению  налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения).

Чтобы воспользоваться данной льготой предприятие обязано  вести раздельный учет операций, которые  подлежат и не подлежат налогообложению.

Перечисленные в указанной  статье операции не подлежат налогообложению  при наличии у предприятия, осуществляющего  эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Освобождение от налогообложения  в соответствии с положениями  настоящей статьи не применяется  при осуществлении предпринимательской  деятельности в интересах другого  лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских  договоров, если иное не предусмотрено  НК РФ.

Кроме того, не подлежит обложению  НДС ввоз целого ряда товаров из-за рубежа на таможенную территорию России. В статье 150 НК РФ дан подробный  перечень товаров, продукции, материалов, ввоз которых на территорию России освобождается от налогообложения.

 

 

 

 

 

3. Транспортный налог

 

Транспортный налог был введен в действие 1 января 2003 года, он взимается  с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так  как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и  сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают  органы исполнительной власти субъектов  РФ, однако объект налогообложения, порядок  определения налоговой базы, налоговый  период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения  в соответствии со статьей 358 НК РФ.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими  на основании доверенности на право  владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании  доверенности указанных транспортных средств.

Объект  налогообложения

Объектом налогообложения  признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и  гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и  другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база

Налоговая база определяется:

- в отношении транспортных  средств, имеющих двигатели (за  исключением транспортных средств,  указанных в подпункте 1.1 настоящего  пункта), - как мощность двигателя  транспортного средства в лошадиных  силах;

-в отношении воздушных  транспортных средств, для которых  определяется тяга реактивного  двигателя, - как паспортная статическая  тяга реактивного двигателя (суммарная  паспортная статическая тяга  всех реактивных двигателей) воздушного  транспортного средства на взлетном  режиме в земных условиях в  килограммах силы;

-в отношении водных  несамоходных (буксируемых) транспортных  средств, для которых определяется  валовая вместимость, - как валовая  вместимость в регистровых тоннах;

-налоговая база определяется  отдельно по каждому транспортному  средству.

-в отношении водных  и воздушных транспортных средств,  не указанных в ранее, - как  единица транспортного средства;

- налоговая база определяется  отдельно

 

Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом  признается календарный год.

2. Отчетными периодами  для налогоплательщиков, являющихся  организациями, признаются первый  квартал, второй квартал, третий  квартал.

3. При установлении налога  законодательные (представительные) органы субъектов Российской  Федерации вправе не устанавливать  отчетные периоды.

 

Налоговые ставки

  1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Таблица№1 Налоговые  ставки

 Наименование объекта  налогообложения 

Налоговая ставка (в рублях)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

7,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

17,5

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)включительно

35,0

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

67,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

150,0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

5,0

свыше 20 л.с. до 36 л.с. (свыше 14,7 кВт до 26,48 кВт) включительно

9,0

свыше 36 л.с. (свыше 26,48 кВт)

21,0

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

21,0

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

42,0

Грузовые автомобили с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

14,0

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

28,0

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

50,0

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

65,0

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

85,0

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной  силы)

11,0

Снегоходы, мотосани с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

11,0

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

21,0

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

21,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

100,0

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с  каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

42,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

200,0

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

125,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

250,0

Несамоходные (буксируемые) суда, для  которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой  вместимости)

42,0

Самолеты, вертолеты и иные воздушные  суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

53,0

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

34,0

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с  единицы транспортного средства)

420,0

Налоги как объект управления в системе рыночных отношений