Налоги как один из важнейших инструментов экономической политики государства. Порядок признания доходов организации при исчислении на

      1. Налоги как один  из важнейших инструментов 

      экономической политики государства. 

    Налоговая политика в настоящее время в  большинстве стран с развитой рыночной экономикой ориентируется  в основном на теоретические постулаты  экономики предложения (ЭП). Экономика предложения - это направление одной из школ современной экономической мысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике роста естественного уровня национального продукта за счет стимулирующей роли сокращения предельной доли налога. Это направление возникло в связи с кризисными явлениями, поразившими экономику ведущих промышленно развитых стран в конце 1970-х - начале 1980-х гг.

    Такие проблемы экономики как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики и пр. данная теория предлагает решать путем радикального снижения предельных налоговых ставок.

    Главный теоретический постулат ЭП отражает знаменитая кривая Лаффера. Кривая Лаффера  демонстрирует существующую взаимосвязь  между налоговыми поступлениями государственного бюджета, налоговыми ставками и уровнем национального производства. Согласно разработкам Лаффера повышение ставок налогов выше определенного уровня будет способствовать сокращению налоговых поступлений бюджета за счет подрыва налоговой базы плательщиков, лишению их стимула к производственной деятельности. Другими словами - как пишет Ф.И. Шамхалов, - отрицательное сальдо бюджета может быть реально использовано главным образом для уменьшения отрицательного воздействия высоких налогов на деловую активность, обеспечивающую улучшение экономической конъюнктуры. Было высказано предположение, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы в конечном счете отрицательно влияет на уровень инвестиций. А это, тем самым, может послужить главным тормозом для экономического роста, и следовательно, сокращения общего объема налоговых поступлений в бюджет.

    Таким образом, усиление государственного регулирования  в налоговой политике, которая  ориентирована на низкие налоговые  ставки положительно отразится на:

  • стимулах к труду и предпринимательской активности;
  • увеличении объема выпуска продукции, повышении производительности труда;

    - увеличении потребления вследствие  увеличения необлагаемого дохода;

    - более эффективном использовании  государственного бюджета, что приведет к увеличению государственных доходов (за счет роста национального дохода), ограничит необходимость государственного вмешательства в благоприятные сектора экономики;

  • уровне цен и инфляции;
  • соотношении легальной и "теневой" экономики.

    Графическое выражение экономического смысла ЭП дает модель, представленная на рис.1

    Экономический смысл снижения налоговых  ставок

    

    При снижении предельных налоговых ставок возрастут предложение труда  и стимулы к предпринимательству, увеличатся сбережения и инвестиции. Это поможет нам перейти от кривой AS к кривой AS' (более высокой кривой предложения). В результате этого снижается уровень цен (с pe  до p1 )

    Таким образом, государственное регулирование  при помощи налогового механизма  создает для экономики страны широкие возможности для прогресса экономики и реализации макроэкономических целей правительства развитых стран.

    Например, именно налоговая система является одним из наиболее действенных   инструментов   государственного   стимулирования   научных исследований в промышленности. Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление вложения средств, то налоговые     мероприятия     косвенно     стимулируют     использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности поддерживать себя. 

      2. Порядок признания  доходов организации

        при исчислении  налога  на прибыль  методом начисления. 

      1. В целях настоящей главы доходы  признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

      2. По доходам, относящимся к нескольким  отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

      По  производствам с длительным (более  одного налогового периода) технологическим  циклом в случае, если условиями  заключенных договоров не предусмотрена  поэтапная сдача работ (услуг), доход  от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

      3. Для доходов от реализации, если  иное не предусмотрено настоящей  главой, датой получения дохода  признается дата реализации товаров  (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

      Датой реализации принадлежащих налогоплательщику  ценных бумаг также признается дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных  однородных требований.

      В целях настоящей главы однородными  признаются требования по передаче имеющих  одинаковый объем прав ценных бумаг  одного эмитента, одного вида, одной  категории (типа) или одного паевого  инвестиционного фонда (для инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов).

      При этом зачет встречных однородных требований должен подтверждаться документами  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о прекращении  обязательств по передаче (принятию) ценных бумаг, в том числе отчетами клиринговой  организации, лиц, осуществляющих брокерскую деятельность, или управляющих, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывают налогоплательщику клиринговые, брокерские услуги или осуществляют доверительное управление в интересах налогоплательщика.

      4. Для внереализационных доходов  датой получения дохода признается:

      1) дата подписания сторонами акта  приема-передачи имущества (приемки-сдачи  работ, услуг) - для доходов:

      абзац второй исключен;

      в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);

      по  иным аналогичным доходам;

      2) дата поступления денежных средств  на расчетный счет (в кассу)  налогоплательщика - для доходов:

    • в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций;
    • в виде безвозмездно полученных денежных средств;
    • в виде сумм возврата ранее уплаченных некоммерческим организациям взносов, которые были включены в состав расходов;
    • в виде иных аналогичных доходов;

      3) дата осуществления расчетов  в соответствии с условиями  заключенных договоров или предъявления  налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода - для доходов:

      от  сдачи имущества в аренду;

      в виде лицензионных платежей (включая  роялти) за пользование объектами  интеллектуальной собственности;

      в виде иных аналогичных доходов;

      4) дата признания должником либо  дата вступления в законную  силу решения суда - по доходам  в виде штрафов, пеней и (или)  иных санкций за нарушение  договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения  убытков (ущерба);

      5) последний день отчетного (налогового) периода - по доходам:

      в виде сумм восстановленных резервов и иным аналогичным доходам;

      в виде распределенного в пользу налогоплательщика  при его участии в простом  товариществе дохода;

      по  доходам от доверительного управления имуществом;

      по  иным аналогичным доходам;

      6) дата выявления дохода (получения  и (или) обнаружения документов, подтверждающих наличие дохода) - по доходам прошлых лет;

      7) дата перехода права собственности  на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последнее число текущего месяца - по доходам в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, и положительной переоценки стоимости драгоценных металлов;

      8) дата составления акта ликвидации  амортизируемого имущества, оформленного  в соответствии с требованиями  бухгалтерского учета, - по доходам  в виде полученных материалов  или иного имущества при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого имущества;

      9) дата, когда получатель имущества  (в том числе денежных средств)  фактически использовал указанное  имущество (в том числе денежные  средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись, - для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), указанных в пунктах 14, 15 статьи 250 настоящего Кодекса;

      10) дата перехода права собственности  на иностранную валюту для доходов от продажи (покупки) иностранной валюты.

      4.1. Суммы выплат, полученные на содействие  самозанятости безработных граждан  и стимулирование создания безработными  гражданами, открывшими собственное  дело, дополнительных рабочих мест  для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

      В случае нарушения условий получения  выплат, предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

      4.2. Средства, полученные организациями  кинематографии из Федерального  фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на производство, прокат, показ и продвижение национального фильма, источником которых являются бюджетные ассигнования, учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более трех налоговых периодов с момента получения указанных средств.

      Данный  порядок учета указанных средств  не распространяется на случаи приобретения за счет этого источника амортизируемого имущества. В случае приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества.

      В случае нарушения условий получения средств, предусмотренных настоящим пунктом, полученные средства в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превысит сумму учтенных в соответствии с настоящим пунктом расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода.

      5. При реализации финансовым агентом  услуг финансирования под уступку  денежного требования, а также  реализации новым кредитором, получившим  указанное требование, финансовых  услуг дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования.

      6. По договорам займа и иным  аналогичным договорам (иным долговым  обязательствам, включая ценные  бумаги), срок действия которых  приходится более чем на один  отчетный период, в целях настоящей главы доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

      В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода  доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

      7. Суммовая разница признается  доходом:

      1) у налогоплательщика-продавца - на  дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае предварительной оплаты - на дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

      2) у налогоплательщика-покупателя - на  дату погашения кредиторской  задолженности за приобретенные товары (работы, услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае предварительной оплаты - на дату приобретения товара (работ, услуг), имущества, имущественных или иных прав.

      8. Доходы, выраженные в иностранной  валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности по операциям с указанным имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше. 

3. Задача.

1). Предприятием по итогам полугодия получено средств от реализации готовой продукции на сумму 522890 рублей.

2). На расчетный счет зачислен уплаченный контрагентами  штраф в размере 15800 рублей, а   также неустойка в размере 3% стоимости контракта.

3).Контракт заключен на сумму 152000 рублей.

4). 14 марта приобретено производственное оборудование  стоимостью 148000 рублей. (в т.ч. с НДС), срок полезного использования 7 лет.

5). Материальные  расходы предприятия составили 126000 рублей. Приобретены упаковочные материалы  на сумму 34230 рублей (в т.ч. с НДС). 6). ФОТ составил 36897 рублей, перечислены взносы  на обязательное пенсионное страхование.

7). Кроме этого в апреле работнику предприятия из фонда специального назначения была выплачена материальная помощь на приобретение жилья в размере 86000 рублей.

8). В марте приобретен объект основных средств стоимостью 650300 рублей (срок полезного использования 3 года). В июне  данный  объект был списан с баланса.

9). Получено в качестве вклада в  уставный  капитал оборудование стоимостью 1560000 рублей.

      Рассчитать  сумму налога на прибыль организаций  по итогам полугодия с его разбивкой  по бюджетам, указать сроки уплаты налога; сроки подачи налоговых деклараций.

     Решение:

1. Рассчитываем  доход организации:

Д = 522890+15800+4560=543250

2. Рассчитываем  расходы организации: 

Р = 22576+37627+3135+126000+34230+36897+5166+65030+48771=379432

3. Рассчитываем  прибыль организации:

П = 543250-379432=163818

4. Рассчитываем  неустойку  по контракту:

152000 * 3% =4560

5. Рассчитываем  стоимость объекта основных средств  без учета НДС

148000 * 18 / 118 = 22576

148000 -22576 = 125424

6.  Рассчитываем амортизационную премию объекта основных средств:

125424 * 30% = 37627

7.  Рассчитываем коэффициент амортизации:

1 : (7*12) * 100% = 1,1904%

8. Рассчитываем  стоимость основных средств без  учета амортизационной премии:

125424-37627=87797

9. Рассчитываем  ежемесячную амортизацию объекта  основных средств:

87797 * 1,109% = 1045

10. Рассчитываем  сумму амортизации объекта основных  средств  за полугодие:

1045 * 3 = 3135

11. Рассчитываем  взносы на обязательное пенсионное  страхование: 

36897 * 14% = 5166

12. Рассчитываем  амортизационную премию по объекту  основных средств:

650300 * 10% = 65030

13. Рассчитываем  стоимость объекта основных средств  без учета амортизационной премии:

650300 – 65030 = 585270

14. Рассчитываем  коэффициент амортизации: 

1 : (3*12) * 100% = 2,7778%

15. Рассчитываем  ежемесячную амортизацию объекта основных средств:

585270 * 2,7778% = 16257

16. Рассчитываем  сумму амортизации объекта основных  средств  за полугодие:

16257 * 3 = 48771

17. Рассчитываем  общий налог:   163818 * 20% = 32764

Федеральный бюджет: 163818 * 2% = 3276

Региональный  бюджет: 163818 * 18% = 29487 

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые  декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания  соответствующего отчетного периода. А срок уплаты налога должен  осуществляться не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации; М.: Эксмо, 2010г.
  2. О налогах на прибыль и доходы предприятий, объединений и организаций; М.: Финансы и статистика, 2009г.
  3. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение; М.: Эксмо, 2009г.
  4. Иванова, Н.Г.; Вайс, Е.А.; Кацюба, И.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы; СПб: Питер, 2010.
  1. Филина  Ф.Н., Васильева В.В., Посреднические операции. Юридические аспекты, особенности бухгалтерского учета и налогообложения. ГроссМедиа: РОСБУХ", 2008 г.
Налоги как один из важнейших инструментов экономической политики государства. Порядок признания доходов организации при исчислении на