Налоги на импорт

Налоги  на импорт. 

Импорт  необходим  любой  стране  для  получения  продуктов,  не  производимых  в  стране,  продуктов,  эффективность  производства  которых  ниже,  чем  в  других  странах,  или  при  существовании  повышенного  спроса  внутри  страны  на  определенные  товары. Регулирование налогов на импорт осуществляется Налоговым кодексом КР., и Таможенным Кодексом КР.

      1. Таможенные пошлины.

Основным  инструментом  налогообложения   импорта  товаров  в  кыргызской республике  являются  таможенные  пошлины.  В таможенном кодексе КР  импортная таможенная  пошлина   рассматривается как обязательный  взнос,  взимаемый  таможенными  органами  КР  при ввозе товара  на  таможенную  территорию  КР  и являющийся  неотъемлемым  условием  такого  ввоза.

таможенные  пошлины  уплачиваются  в  соответствии  с  установленными  ставками,  тарифными  льготами и  преференциями.  Они  устанавливаются,  изменяются  и  отменяются  в  соответствии Таможенным тарифом Кыргызский Республики.

Таможенный тариф  Кыргызской Республики связан рамками  обязательств Кыргызской Республики как  члена ВТО.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Кыргызской Республики, видов  сделок и других факторов, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Законом. 

Ставки таможенных пошлин ежегодно утверждаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики. При неутверждении Жогорку Кенешем Кыргызской Республики ставок таможенных пошлин действуют ставки предыдущего года. 

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые  в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Кыргызская Республика применяет  режим наибольшего благоприятствования (РНБ), устанавливаются настоящим  Законом. 

В пределах базовых  ставок ввозных таможенных пошлин Правительство  Кыргызской Республики по согласованию с Жогорку Кенешем Кыргызской Республики вправе изменять размер ставки ввозной таможенной пошлины на отдельные виды товаров, но не чаще одного раза в течение календарного года.

    К таможенным платежам относятся:

    1) таможенная  пошлина, устанавливаемая в соответствии  с законодательством Кыргызской  Республики о таможенном тарифе;

    2) налог на  добавленную стоимость с облагаемого  импорта, устанавливаемый в соответствии  с налоговым законодательством  Кыргызской Республики;

    3) акциз с  импорта, устанавливаемый в соответствии  с налоговым законодательством  Кыргызской Республики;

    4) сезонные  пошлины;

    5) особые виды  пошлин (защитные, антидемпинговые,  компенсационные), относящиеся к  нетарифным мерам регулирования  в соответствии с законодательством  Кыргызской Республики о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности;

    6) таможенные  сборы.

2. В случаях,  предусмотренных Таможенным Кодексом, таможенные платежи уплачиваются в виде совокупного таможенного платежа или таможенного платежа по единым ставкам таможенных пошлин, налогов.

Объектом обложения  таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для  целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость  товаров и (или) их количество в соотвествии с налоговым законодательством Кыргызской Республики и настоящим Кодексом.

    Методы определения  таможенной стоимости товара

  1. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Кыргызской Республики, производится путем последовательного применения следующих методов:

     по цене  сделки с ввозимыми товарами;

    по цене сделки с идентичными товарами;

    по цене сделки с однородными товарами;

    на основе вычитания стоимости;

    на основе сложения стоимости;

    резервного  метода.

2. Основным методом  определения таможенной стоимости  товара является метод по цене  сделки с ввозимыми товарами

Сроки уплаты таможенных платежей (статья 242) 

    1. Таможенные  платежи уплачиваются до или одновременно с подачей таможенной декларации, в том числе, при изменении таможенного режима, за исключением случаев, определенных статьей 292 настоящего Кодекса.

    Сроком уплаты таможенных платежей в отношении  товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, по линии электропередач, является последнее число календарного месяца следующего за месяцем перемещения  таких товаров.

    2. В случаях  предварительного декларирования, таможенные платежи должны быть  уплачены не позднее 15 дней  со дня предъявления товаров  в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Кыргызской Республики или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

    3. При вывозе  товаров таможенные платежи должны  быть уплачены не позднее дня  подачи таможенной декларации, если  иное не установлено настоящим  Кодексом.

    4. При изменении  таможенного режима таможенные  платежи должны быть уплачены  не позднее дня, установленного  настоящим Кодексом для завершения  действия изменяемого таможенного  режима.

    5. При использовании  условно выпущенных товаров в  иных целях, чем те, в связи  с которыми были предоставлены  таможенные льготы, для целей  исчисления пеней (статья 260) сроком  уплаты таможенных пошлин, налогов  считается первый день, когда  лицом были нарушены ограничения  на пользование и распоряжение  товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.

         

     2.   Налог на Добавленную Стоимость

Вторым по значению регулирования налогов на импорт является Налоговый Кодекс КР (НККР)

   Раздел 9 НККР «НДС». В статье 224 указывает на термины :

     1) «Облагаемый импорт» - ввоз товара  на таможенную территорию Кыргызской  Республики, за исключением ввоза  товара, освобожденного от НДС  на импорт.

     2) «Облагаемые поставки» - поставки  товаров, работ и услуг, осуществляемые  облагаемым субъектом: 

    Также в статье 231 о «Объекте налогообложения»

1. Объектом налогообложения НДС являются:

1) облагаемые  поставки;

2) облагаемый  импорт.

     Дата налогового обязательства  по НДС импортируемого в КР определяется Таможенным Кодексом (статья 234  п.6 НККР). Освобождаются  от НДС следующие импортируемые товары:

     1) ценные бумаги, бланки паспортов  и удостоверений личности гражданина  КР установленного образца;

     2) специализированные товары для  инвалидов;

     3) учебные пособия и школьные  принадлежности, научные издания;

     4) товары, по которым предусмотрено  освобождение от уплаты НДС  в рамках таможенных режимов,  определенных таможенным законодательством  КР;

     5) научного оборудования геологических  (геофизических, геодезических) экспедиций  по измерению и контролю сейсмической  обстановки;

     6) марки акцизного сбора, контрольные  (латентные) марки и валюта, кроме  используемой в нумизматических  целях;

     7) для оказания помощи при ликвидации  последствий стихийных бедствий, вооруженных конфликтов;

     8) в качестве гуманитарной помощи  грантов в порядке, определяемом  Правительством Кыргызской Республики;

     9) для официального пользования  дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями  иностранных государств и международными  организациями, а также для личного пользования дипломатическими агентами, включая членов их семей, в соответствии с международными договорами;

     10) детское питание;

     11) природный газ;

     12) лекарственные средства.

     2. Импорт товаров, указанных в  пунктах 2, 3 и 10 части 1 настоящей  статьи, освобождается от уплаты  НДС согласно перечню, утверждаемому  Правительством Кыргызской Республики, в соответствии с Товарной  номенклатурой внешнеэкономической  деятельности Евразийского Экономического  Сообщества (далее – ТНВЭД).

     Облагаемой  стоимостью импортируемых товаров  является сумма их таможенной стоимости, таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при импорте этих товаров, за исключением НДС.(статья 267)

     Уплата  НДС на импорт товаров осуществляется в порядке и сроки, установленные  таможенным законодательством КР.

     3.Акцизный налог.

     Налогоплательщиком акцизного налога на импорт является субъект, импортирует подакцизные товары на территорию КР.

     Объектом  налогообложения акцизом является импорт на территорию Кыргызской Республики подакцизных товаров.

     Подакцизными  товарами являются:

     1) спирт этиловый ,спиртовые настойки и т.д.

     2) пиво солодовое, вина виноградные натуральные, включая крепленые и т.д

     3) табачные изделия

     4) прочие изделия, содержащие табак

     5) ювелирные изделия и их части  из драгоценных металлов или  металлов, плакированных драгоценными  металлами 

     6) нефть сырая и нефтепродукты  сырые

     Налоговой базой акциза на импорт являются таможенная стоимость подакцизного товара, определяемая в соответствии с Таможенным кодексом КР.

     Базовые ставки акциза указаны в 287 статье налогового кодекса КР.

      Срок  уплаты и представления  налоговой отчетности по импортируемым подакцизным товарам, подлежащим обозначению маркой акцизного сбора, - до или в день приобретения марок акцизного сбора; по импортируемым подакцизным товарам, не подлежащим обозначению маркой акцизного сбора, – в день, определяемый Таможенным кодексом Кыргызской Республики для уплаты таможенных платежей;

      Плательщик  акциза обязан ежемесячно представлять в соответствующий налоговый  орган налоговую отчетность по акцизу - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

      Налогоплательщик  акциза имеет право уменьшить  сумму акциза на сумму акциза, уплаченную при приобретении или при импорте  подакцизных товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики, если указанные товары использованы в  качестве основного сырья для  производства подакцизных товаров.

        Освобождения от акцизов указаны в статье 297 НККР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Налоговое регулирование.

Среди множества экономических рычагов  при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

       Применение налогов является  одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей  и организаций, независимо от  их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

       1. Виды налогов.

         В кыргызской Республике устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов:  общегосударственные налоги, местные налоги, а также специальные налоговые режимы.

       Важно отметить, что отнесение  налога к тому или иному  уровню осуществляется в зависимости  от компетенции органов законодательной  (представительной) власти в применении  налогового законодательства.

     Местными  налогами признаются налоги, устанавливаемые Налоговым Кодексом КР и вводимые в действие нормативными правовыми актами местных кенешей, обязательные к уплате на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.

   1. К общегосударственным видам налогов относятся:

     1) подоходный налог;

     2) налог на прибыль;

     3) налог на добавленную стоимость;

     4) акцизный налог;

     5) налоги за пользование недрами;

     6) налог с продаж.

   2. К местным налогам относятся:

     1) земельный налог;

     2) налог на имущество.

   3. К специальным налоговым режимам относятся:

     1) налог на основе обязательного  патента;

     2) налог на основе добровольного  патента;

     3) упрощенная система налогообложения  на основе единого налога;

     4) налоги на основе налогового  контракта;

     5) налоговый режим в свободных  экономических зонах;

     6) налог на специальные средства.

         Устанавливая  местный  налог,  представительные  органы  местного  самоуправления определяют в  нормативных правовых актах следующие  элементы налогообложения:

     1) объект налогообложения;

     2) налоговая база;

     3) ставка налога;

     4) налоговый период;

     5) порядок исчисления налога;

     6) порядок уплаты налога;

     7) сроки уплаты налога.

  Зачисление  налоговых поступлений в бюджеты  разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке  и  на   условиях, определяемых законодательством Кыргызской Республики и другими органами государственной власти в соответствии с Налоговым Кодексом КР и нормативными правовыми актами.

       2.Классификация налогов.

      Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и в зависимости от других признаков. В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:

  ■ прямые, взимаемые непосредственно с доходов или   имущества налогоплательщика;

  ■ косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальным плательщиком косвенных налогов выступает покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщиком налогов.

    Среди прямых налогов выделяются:

    ●   реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием

          имущественными объектами;

    ● личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные  виды деятельности или операции, совершаемые  юридическими или физическими лицами.

    К косвенным налогам относятся:

  ● налог на добавленную стоимость;

  ● акцизы на отдельные группы и виды товаров;

  ● таможенная пошлина;

  ● налог с продаж.

       3.Органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства.

        В соответствии со статьёй 47 Налогового кодекса налоговыми органами в КР являются Государственная налоговая служба КР и ее территориальные подразделения в КР.

    В связи с тем, что к числу  основных функций таможенных органов  относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые  относятся к числу  налогов и сборов (статья3 пункт 4 Таможенного Кодекса КР), а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу КР (статья 3 п 2 Таможенного Кодекса КР)

       Государственная налоговая служба - система органов  государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства. Организация этой службы связана с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в частности повышением роли налогов, обусловленным перестройкой экономики страны. Органы налоговой службы были выделены в особую систему из структур финансовых  органов (Министерства финансов, финансовых управлений и отделов).Главная задача заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правомерностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством КР и ее субъектов. Деятельность центрального органа  - Управления Государственного Комитета по Налогам и Сборам - включает, помимо непосредственно контрольных функций, организационно-методическую и контролирующую работу в отношении нижестоящих налоговых органов, а также координацию деятельности  органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

     4. Права налоговых органов.

 Можно выделить основные права налоговых органов по контролю, связанные с налогообложением:

     1) разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты

     2) осуществлять налоговый контроль  в порядке, установленном настоящим  Кодексом;

           3) проводить в соответствии с настоящим Кодексом обследование любых территорий, помещений, документов и предметов, имеющих значение для полноты проведения налогового контроля;

     4) по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого налогоплательщика, получать, в порядке, установленном настоящим Кодексом, от банков сведения о наличии и номерах банковских счетов налогоплательщика

     5) определять налоговое обязательство налогоплательщика на основе косвенных методов оценки в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;

     6) обращаться в органы, регистрирующие налогоплательщиков, с заявлением о принудительной ликвидации в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

     6) предъявлять в суды иски, в том числе о ликвидации организации по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики;

     7) требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства Кыргызской Республики и контролировать выполнение указанных требований;

     8) осуществлять контроль по сбору налогов;

     9) заключать налоговый контракт.

         5. Обязаности налоговых органов.

В соответствии со статьёй 51 налоговые органы   обязаны :

            1) соблюдать права и законные интересы налогоплательщика;

     2) соблюдать налоговое законодательство  Кыргызской Республики и требовать  от налогоплательщиков его исполнения;

     3) оказывать содействие налогоплательщикам  в исполнении ими налоговых  обязательств;

     4) доводить до сведения налогоплательщика  через официальные средства массовой  информации формы установленной  налоговой отчетности, порядок их  заполнения, способ и сроки их  представления в орган налоговой  службы;

     5) в случаях, предусмотренных налоговым  законодательством Кыргызской Республики, предоставить ответ на письменный  запрос налогоплательщика;

     6) осуществлять налоговый контроль  исполнения налогового обязательства;

     7) вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, начисленных  и уплаченных налогов;

     8) если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом, предоставлять  за счет бюджетных средств  бланки установленных форм налоговой  отчетности, в случае их выдачи  органами налоговой службы;

     9) разъяснять порядок заполнения  форм установленной налоговой  отчетности;

     10) проводить налоговую проверку  строго по предписаниям;

     11) регистрировать налоговые проверки  и другие формы налогового  контроля в книге инспекторских  проверок;

     12) соблюдать служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную  тайну, охраняемую законодательством  Кыргызской Республики;

     13) вручать уведомление налогоплательщику  по исполнению налогового обязательства  в сроки и случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом;

     14) по письменному запросу налогоплательщика  не позднее двухдневного срока  представлять справку о состоянии  расчетов с бюджетом по исполнению  налоговых обязательств;

     15) обеспечивать в течение 6 лет  сохранность документов, подтверждающих  факт исполнения налогового обязательства;

     16) применять способы обеспечения  исполнения налогового обязательства  в порядке, установленном настоящим  Кодексом;

     17) налагать на налогоплательщика  налоговые санкции согласно требованиям,  установленным настоящим Кодексом, а также применять санкции  в соответствии с Кодексом  Кыргызской Республики об административной  ответственности;

     18) рассматривать жалобы налогоплательщиков  в порядке, установленном настоящим  Кодексом.

     2. Органы налоговой службы обязаны  публиковать на открытом информационном  веб-сайте уполномоченного государственного  органа отчет о работе органов  налоговой службы до первого  марта года, следующего за отчетным  календарным годом. 

Налоги на импорт