Налоги на имущество

С О Д Е  Р Ж А Н И Е

 

Введение ………………………………………………………………………. 3

1. Налог на имущество организаций ………………………………………… 4

2. Налог на имущество физических лиц ……………………………………..11

3. Налог с владельцев транспортных средств ……………………………... 17

Заключение …………………………………………………………………... 19

Список литературы ………………………………………………………….. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налогообложение имущества, в том  числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен  и когда-то  рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Он был основным источником поступления в казну федерального правительства в США и в Канаде. Во все времена стремились облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью. Облагалось налогом движимое и недвижимое имущество. Налог на имущество (недвижимость) существует приблизительно в 130 странах.

При введении указанного налога на территории Российской Федерации преследовалось несколько целей: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества, стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким образом, с точки зрения финансов, этот налог выполняет  стимулирующую и контрольную функцию, а с точки зрения пополнения бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов- фискальную функцию.

Налог на имущество - прямой налог на недвижимость и на личную имущественную собственность. Объектом обложения является стоимость движимого  и недвижимого имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам. Налог на имущество может использоваться государством для перераспределения имущества в рамках политики распределения доходов.

Налог на имущество физических лиц является региональным прямым прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в собственности которых на территории России находятся строения, помещения, сооружения. Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав.

Налог на имущество предприятий – это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

Цели контрольной работы – теоретическое рассмотрение имущественного налогообложения организаций и физических лиц

 

1. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций  является прямым и относится к категории региональных налогов. Налог на имущество вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации. Иными словами, данный налог, несмотря на то что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда результат финансовой деятельности за отчетный период принимает форму убытка.

Элементы налога на имущество  организаций определены главой 30 НКРФ.

Плательщиками налога являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения признается:

  1. для российских организаций — движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое в установленном порядке на балансе в качестве объектов основных средств;
  2. для иностранных организаций — движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств;
  3. для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, — находящееся в РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Не являются объектами  обложения:

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

- имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Базой налогообложения является среднегодовая стоимость облагаемого имущества организации. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости. Если же для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

База определяется отдельно в отношении:

  1. облагаемого имущества по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  2. имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  3. каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

4) имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если облагаемый объект недвижимости имеет местонахождение на территориях разных субъектов РФ, в отношении него база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле его балансовой (инвентаризационной) стоимости на территории соответствующего субъекта РФ.

Налоговая база определяется плательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость облагаемого имущества  за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимости иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Нетрудно заметить, что обложению данным налогом подлежит фактически все имущество, учитываемое в активе баланса на соответствующих счетах бухгалтерского учета, за исключением денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности. Поэтому для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций учитывается именно балансовая стоимость имущества, в том числе остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов (с учетом результатов переоценки основных фондов).

Имущество включается в  налоговую декларацию исходя из остатков на соответствующую отчетную дату, стоимость которых отражена на соответствующих  счетах бухгалтерского учета, в Главной книге и в балансе организации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) облагаемого имущества.

Организации, имеющие льготы по налогу на имущество, при заполнении налоговой декларации должны отразить стоимость необлагаемого имущества. Освобождаются от налогообложения:

-организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

- религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

- общероссийские общественные организации инвалидов — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации – производители фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

- организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;

- организации — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- организации — в отношении объектов социально-культурной сферы;

- организации — в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к объектам особого назначения;

- организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

- организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

- организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ;

- организации — в отношении космических объектов;

- имущество специализированных протезно-ортопедических организаций;

-имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

- имущество государственных научных центров;

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых  платежей по налогу. Налог и авансовые платежи исчисляются плательщиком самостоятельно. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей ставки (ставки могут дифференцироваться) и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Из этой суммы вычитаются суммы авансовых платежей по налогу, исчисленные в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа  по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую ставку. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога может предусмотреть для отдельных категорий плательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территориях соответствующих субъектов РФ, не являются налогоплательщиками налога на имущество, используемое по видам деятельности, осуществляемой на основании свидетельства об уплате единого налога.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Налог и авансовые платежи уплачиваются в порядке и в сроки, установленные законами субъектов РФ.

В течение налогового периода плательщики  уплачивают авансовые платежи, если их уплата предусмотрена законом субъекта РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по местонахождению организации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении облагаемого имущества, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества).

Плательщики обязаны по истечении  каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимости (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Плательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 30 марта следующего года.

Существуют особенности  проведения налоговыми органами проверок уплаты налога па имущество. В соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения, территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Для целей проведения инвентаризации под имуществом налогоплательщика понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.

Инвентаризация имущества  налогоплательщика при выездной налоговой проверке проводится по месту нахождения налогоплательщика, месту нахождения филиалов и других обособленных подразделений, месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, а также по месту нахождения каждого материально ответственного лица.

Результаты проведенной  инвентаризации отражаются в акте проверки налогового органа, проводившего инвентаризацию имущества налогоплательщика, который передается на рассмотрение руководителю организации.

Окончательное решение  о зачете, начислении дополнительных налогов, взыскании финансовых санкций за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета и сокрытие от налогообложения объектов принимает руководитель налогового органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налог на имущество физических лиц

Налогообложение имущества  физических лиц осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Конкретизирует положения данного Закона Инструкция МНС от 2 ноября 1999 г. № 54 «По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц"».

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются следующие категории граждан, имеющих на территории в собственности имущество, являющееся объектом обложения налогом на имущество физических лиц – граждане РФ; иностранные граждане, в том числе граждане государств, входивших в состав бывшего СССР; лица без гражданства.

Если имущество находится  в общей долевой собственности нескольких физических лиц, плательщиком признается каждое из них соразмерно доле в этом имуществе. Это в полной мере относится к ситуации, когда имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций. Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по уплате налога. При этом плательщиком может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения выступает следующее имущество перечисленных физических лиц (далее — граждан), если на территории РФ оно является их собственностью – жилые дома; квартиры; дачи; гаражи; иные строения, помещения и сооружения. 

Из сказанного следует, что определяющим условием взимания налога на имущество физических лиц является возникновение права собственности. Поэтому корректнее было бы определить перечисленное выше имущество предметом налогообложения, тогда как объектом налогообложения считать сам факт нахождения данного имущества в собственности физического лица.

Гражданский кодекс РФ определяет основания приобретения права собственности  на строения, помещения и сооружения, в том числе и момент приобретения такого права:

  1. член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (ст. 218);
  2. право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219);
  3. право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку (ст. 222).

Рассматриваемый налог  с перечисленных объектов взимается независимо от того, эксплуатируются они или нет.

Налог на имущество физических лиц относится к категории 
местных налогов и в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» полностью зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Этот налог исчисляется  государственной налоговой инспекцией по месту нахождения (регистрации) объектов налогообложения. Выписанное на соответствующую сумму платежное извещение вручается плательщику, а в случае если он не проживает в месте регистрации объектов налогообложения — пересылается по месту его жительства либо по адресу лица, уполномоченного собственником управлять имуществом. Обязательным реквизитом платежного уведомления должен быть бюджетный счет, на который следует перечислять платежи по этому налогу. Если перечисленные объекты не имеют собственника, либо собственник неизвестен, либо имущество относится к бесхозному, налог на имущество физических лиц не взимается.

Налоговым законодательством  предусмотрены следующие льготы по налогу на имущество физических лиц.

1. Полностью от уплаты данного налога освобождаются:

- Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

- инвалиды I и II групп;

- участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите бывшего СССР;

- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

- военнослужащие, а также граждане, уволенные с воинской службы по достижении предельного возраста пребывания на воинской службе, состоянию здоровья, имеющие общую продолжительность воинской службы 20 лет и более.

2. Полностью от уплаты налога на имущество физических лиц в части строений, помещений и сооружений освобождаются:

- пенсионеры, которым пенсии назначаются в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ;

-граждане, уволенные с воинской службы и выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия;

- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

- с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 м2 и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 м2.

Плательщики, имеющие  право на льготы по рассматриваемому налогу, самостоятельно представляют необходимую документацию в местную государственную налоговую инспекцию.

Поскольку налог на имущество  физических лиц относится к категории местных налогов, органы местного самоуправления вправе применять на своей территории дополнительные льготы: уменьшать размеры ставок налогообложения, а также вводить дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков либо для конкретных плательщиков.

Плательщики данного  налога должны документально подтвердить свое право на получение налоговых льгот и привилегий.

Налоговая база. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости облагаемых объектов по состоянию на 1 января каждого года. В случае если таковая не определялась — данных об их стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на ту же дату.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налога по состоянию на 1 января. Органы, осуществляющие учет и регистрацию недвижимого имущества, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории имуществе и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Оценка инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданину на праве личной собственности, производится органами жилищно-коммунального хозяйства — бюро технической инвентаризации (БТИ) местных администраций. Коммунальные органы при оценке строений могут применять расчетные коэффициенты, используя соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции строительства и стройиндустрии.

Для целей налогообложения  не проводится оценка следующих объектов: находящихся в стадии строительства; самовольно возведенных; бесхозных сооружений; сооружений, назначение которых не определено; помещений и сооружений, по различным причинам признанных непригодными для дальнейшей эксплуатации.

Данные, необходимые для  исчисления налога на имущество физических лиц, представляются налоговым органам коммунальными, страховыми, нотариальными и другими органами бесплатно и в согласованные сроки. За непредставление необходимых данных для исчисления налоговых платежей на должностных лиц перечисленных органов налагается штраф в размере пятикратной МРОТ.

Ставки налога на имущество физических лиц. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки устанавливаются в следующих пределах: стоимость имущества до 300 тыс. руб. – ставка налога до 0,1%; стоимость имущества от 300 до 500 тыс. руб. – от 0,1 до 0,3 %; свыше 500 тыс. руб. – ставка налога от 0,3 до 2%.

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т. е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т. п.

Порядок исчисления налога. Налог исчисляется налоговым органом по месту нахождения имущества. Если плательщик не проживает по месту нахождения имущества, уведомление на уплату исчисленного налога направляется ему по почте заказным письмом.

Порядок и  сроки уплаты налога предполагают ежегодные выплаты по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, но не превышающей 0,1% от их инвентаризационной стоимости.

За строения, помещения  и сооружения, перешедшие по наследству, налог на имущество физических лиц  взимается с наследника, принявшего наследство, с момента открытия наследства.

За вновь возведенные гражданами строения, помещения и сооружения налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением.

В случае уничтожения, сноса или полного разрушения рассматриваемых объектов налогообложения взимание налога на имущество физических лиц прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены, снесены или разрушены.