Налоги на транспорт

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………………2

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ………………………………………………………………..5

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА……………………………..5 
 
Статья 367. Налоговые ставки ………………………………………………………….5

Статья 369. Сроки уплаты налога …………………………………………………….10 

Заключение……………………………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его  аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно  воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Переход к рынку потребовал принятия Законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность. Общие принципы налогообложения  в Республике Казахстан устанавливает  Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 г. № 209 – II , с изменениями  и дополнениями по состоянию на 01.01.2006 г. А так же новый НК от 01.01 2009 года.

Вопросы финансов всегда занимали заметное место  в экономическом учении не только у классиков современной экономической  науки, но и у классиков прошлого – А.Смита, Д.Рикардо, Ф.Прудона, Н.В.Ходского, З.Твердохлебова, К.Маркса и других. Ими высказаны многочисленные положения и мысли о налогах, источниках и характере государственных доходов и расходов, методах и формах обращения имущества и доходов, органической связи финансов и бюджета с содержанием политической власти.

В Казахстане налогам посвящены работы Ермановой А.А. Наурызбаева Н.Е., Худякова А.И., Манапова Н. и др.

Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого  налогоплательщика в отдельности.

Для государства  налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Налоговые отношения всегда представляют собой  доходные отношения какого-либо фонда  денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут быть использованы для формирования и других самостоятельных  денежных фондов, существующих и вне  бюджета. Вопрос о том, чьим доходом  являются те или иные доходы зависит  от строения финансовой системы государства. Но в любом случае налоги не формируют  самостоятельного денежного фонда, а выступают в качестве одного из видов доходов тех или иных фондов. В Казахстане в настоящее  время налоги выступают доходным источником бюджета в двух его  разновидностях: республиканского и  местного. Значение налогов как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или же на государственной собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при всей его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла бы быть выражена в деньгах; в силу этого во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне, и проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов. Функции налогов не есть нечто заданное – они видоизменяются вместе с государством и той ролью, которую оно стремиться играть в экономике.

На данный момент структура налоговой системы  представляет собой наибольший интерес  в области налоговой политики государства. В связи с этим тема работы является актуальной. За годы суверенитета в республике апробировалось несколько  механизмов налогообложения и до сих пор происходит совершенствование  налоговой системы, адекватной требованиям  рыночной экономики.

Кто является плательщиком налога на транспортные средства?

    Физические  лица, имеющие объекты обложения  на праве собственности

  • Юридические лица, их структурные подразделения, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • Лизингополучатель - по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга. 

Что является объектом обложения  налогом на транспортные средства?

    Транспортные  средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации  и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан. При этом не являются объектами  налогообложения карьерные автосамосвалы  грузоподъемностью 40 тонн и выше, а  также специализированные медицинские  транспортные средства.  

По  каким ставкам  облагаются транспортные средства?

    Исчисление  налога производится по ставкам по каждому транспортному средству, установленным в месячных расчетных  показателях (МРП). 

    Например: для легковых автомобилей от 1 до 117 МРП, а для грузовых и специальных  автомобилей – от 3 до 9 МРП.

    При приобретении транспортного средства, не состоявшего на момент приобретения на учете в Республике Казахстан, сумма налога исчисляется за период с 1 числа месяца, в котором возникли право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство, до конца налогового периода. 

Какой установлен налоговый  период?

Налоговый период - календарный год.

 

Каков порядок уплаты налога?

    Уплата  налога производится в бюджет по месту  регистрации объектов обложения  не позднее 5 июля налогового периода. Налогоплательщики – юридические лица производят окончательный расчет по налогу на транспортные средства в срок не позднее десяти дней после наступления срока представления декларации по налогу на транспортные средства за налоговый период.

  • В случае приобретения права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на транспортное средство, после 1 июля налогового периода уплата налога в бюджет производится до или в момент государственной регистрации транспортного средства.
  • В случае приобретения права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на транспортное средство, состоявшее на момент приобретения на учете в Республике Казахстан, после 1 июля налогового периода индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, юридические лица производят уплату налога по указанному транспортному средству в срок не позднее десяти рабочих дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.

Когда подается налоговая  декларация?

    Плательщики - юридические лица (за исключением юридических лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для производителей сельскохозяйственной продукции) представляют в налоговые органы по месту регистрации объектов налогообложения расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства в срок не позднее 5 июля текущего налогового периода, а также декларацию в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И СРОКИ  УПЛАТЫ НАЛОГА 
 
Статья 367. Налоговые ставки  
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV  
(введены в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар.ред.) 
1. Исчисление налога производится по следующим ставкам, установленным в месячных  
расчетных показателях: 
№ п/п  Объект  налогообложения  Налоговая ставка (месячный расчетный показатель)123 
1.Легковые автомобили с объемом двигателя (куб. см):  
до 1100 включительно 1 
свыше 1100 до 1500 включительно2 
свыше 1500 до 2000 включительно3 
свыше 2000 до 2500 включительно5 
свыше 2500 до 3000 включительно8 
свыше 3000 до 4000 включительно15 
свыше 4000117 
2. Грузовые, специальные автомобили грузоподъемностью (без учета прицепов):

До  1 тонны включительно     
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно 5 
свыше 1,5 тонны  до  5  тонн   включительно 7 
свыше 5 тонн         9 
3. Самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, за исключением  
машин и механизмов на гусеничном ходу 3. 
4.  Автобусы:  
до  12 посадочных мест  включительно  9 
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно 14 
свыше 25 посадочных мест      20 
5. Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда, мощность двигателя  
которых:  
до  55 кВт включительно 1 
свыше 55 кВт    10 
6. Катера, суда, буксиры, баржи, яхты (мощность двигателя в лошадиных  
силах):  
до   160   включительно 6 
свыше  160 до 500 включительно 18 
свыше  500 до 1000 включительно 32 
свыше  1000      55 
7. Летательные аппараты 4 процента от месячного расчетного показателя с  
каждого киловатта мощности 
8. Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый 
для вождения поездов любых категорий по магистральным путям, 
для производства маневровой работы на магистральных, станционных и  
подъездных путях узкой и (или) широкой колеи, 
на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на  
магистральные и станционные пути. 1 процент от месячного расчетного  
показателя с каждого киловатта общей мощности транспортного средства. 
Мотор-вагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок  
пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи.1  
процент от месячного расчетного показателя с каждого киловатта общей  
мощности транспортного средства.

     
         При этом для исчисления налога применяется месячный расчетный показатель,  
установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января  
соответствующего финансового года.  
         При объеме двигателя легковых автомобилей свыше 1500 до 2000 кубических  
сантиметров включительно, облагаемого по ставке три месячных расчетных  
показателя, свыше 2000 до 2500 кубических сантиметров включительно, облагаемого  по ставке пять месячных расчетных показателей, свыше 2500 до 3000 кубических сантиметров включительно, облагаемого по ставке восемь месячных расчетных показателей, и объеме двигателя свыше 3000 до 4000 кубических сантиметров  включительно, облагаемого по ставке пятнадцать месячных расчетных показателей, сумма налога увеличивается за каждую единицу превышения указанного объема двигателя на 7 тенге. 
         В зависимости от срока эксплуатации к ставкам налога на летательные аппараты применяются следующие поправочные коэффициенты:  
1) на летательные аппараты, приобретенные после 1 апреля 1999 года, из-за  
пределов Республики Казахстан:  
свыше 5 до 15 лет эксплуатации включительно - 2,0;  
свыше 15 лет эксплуатации - 3,0;  
2) на летательные аппараты, приобретенные до 1 апреля 1999 года, а также  
приобретенные после 1 апреля 1999 года и (или) находящиеся в эксплуатации в  
Республике Казахстан до 1 апреля 1999 года:  
свыше 5 до 15 лет эксплуатации включительно - 0,5;  
свыше 15 лет эксплуатации - 0,3.  
        Срок эксплуатации транспортного средства исчисляется исходя из года выпуска, указанного в паспорте транспортного средства (руководстве по летной эксплуатации воздушного судна).  
 
Статья 368. Порядок исчисления налога  
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV  
(введены в действие с 1 января 2010 г.)

    См. изменения в пункт 1 - Закон РК от 21.01.10 г. № 242-IV (вводятся в действие с 1 января 2011 года) 
        Налогоплательщик исчисляет сумму налога за налоговый период самостоятельно,  
исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки по каждому транспортному  
средству. 
         Налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов, исчисляют налог с учетом особенности, установленной статьей 451 настоящего Кодекса. 
        В случае нахождения транспортного средства на праве собственности, праве  
хозяйственного ведения или праве оперативного управления менее налогового  
периода сумма налога исчисляется за период фактического нахождения транспортного средства на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления посредством деления годовой суммы налога на двенадцать и умножения на количество месяцев фактического нахождения транспортного средства на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введены в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар.ред.) 
          При передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного  
управления на объекты налогообложения в течение налогового периода сумма налога исчисляется в следующем порядке:  
1) для передающей стороны: по транспортным средствам, имеющимся на начало налогового периода, сумма налога исчисляется за период с начала налогового периода до первого числа месяца, в котором передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство;  
по транспортным средствам, приобретенным в течение налогового периода, сумма  
налога исчисляется за период с первого числа месяца, в котором было приобретено  
право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного  
управления на транспортное средство, до первого числа месяца, в котором передано  
право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного  
управления на транспортное средство; 
2) для приобретающей стороны - сумма налога исчисляется за период с первого  
числа месяца, в котором приобретено право собственности, право хозяйственного  
ведения или право оперативного управления на транспортное средство, до конца  
налогового периода или до первого числа месяца, в котором приобретающей стороной впоследствии было передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на указанное транспортное средство. 
Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в действие  
с 1 января 2010 г.)  

      При передаче права собственности  на объекты налогообложения между  физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами, в случае, если в течение текущего налогового периода передающей стороной произведена уплата годовой суммы налога, такая уплата налога по согласованию сторон исходя из условий договора купли-продажи является исполнением налогового обязательства приобретающей стороны по уплате налога за текущий налоговый период по передаваемому объекту налогообложения.  
Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 30.12.09 г. № 234-IV (введено в действие  
с 1 января 2010 г.)

      Физические лица при приобретении  транспортного средства, не состоявшего на момент приобретения на учете в Республике Казахстан, исчисляют сумму налога за период с первого числа месяца, в котором возникло право собственности на  
транспортное средство, до конца налогового периода или до первого числа месяца,  
в котором право собственности прекращено. 

    При снятии с учета транспортного  средства в уполномоченном государственном органе в сфере регистрации транспортных средств, числящегося угнанным и (или) похищенным у владельцев, основанием для освобождения от уплаты налога на период розыска транспортного средства является документ, подтверждающий снятие с учета  
транспортного средства по данному основанию. 
Исполнение налогового обязательства осуществляется в порядке, предусмотренном  
главой 51 настоящего Кодекса, с момента возвращения разыскиваемого транспортного средства владельцу. 
Статья дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом РК от 30.12.09 г. № 234-IV  
(введено в действие с 1 января 2010 г.) 

    Юридические лица по транспортным средствам, находящимся на начало налогового периода на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а также по транспортным средствам, по которым возникли и (или) прекращены такие права в период с начала налогового периода до 1 июля налогового периода, исчисляют текущие платежи: 
1) в случае, если право собственности, право хозяйственного ведения или право  
оперативного управления на транспортные средства возникло в период с начала  
налогового периода до 1 июля налогового периода и не прекращено до 1 июля  
налогового периода - в размере суммы налога, исчисленной за период с первого  
числа месяца, в котором возникло право собственности, право хозяйственного  
ведения или право оперативного управления на транспортные средства, до конца  
налогового периода; 
2) в случае, если в период с начала налогового периода до 1 июля налогового  
периода право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортные средства: 
прекращено - в размере суммы налога, исчисленной за период с начала налогового  
периода до первого числа месяца, в котором прекращено право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортные  
средства; возникло и прекращено - в размере суммы налога, исчисленной за период с первого числа месяца, в котором возникло право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортные средства, до первого числа месяца, в котором прекращено право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на такие транспортные средства; 
3) в остальных случаях - в размере годовой суммы налога. При этом в случае  
прекращения права собственности, права хозяйственного ведения или права  
оперативного управления на транспортные средства в период с 1 июля налогового  
периода до конца налогового периода в декларации указывается сумма налога,  
исчисленная за период с начала налогового периода до первого числа месяца, в  
котором прекращено право собственности, право хозяйственного ведения или право  
оперативного управления на транспортные средства. 
Юридические лица не исчисляют текущие платежи и не представляют расчет текущих платежей по транспортным средствам, по которым право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления возникло в период с 1 июля налогового периода до конца налогового периода. При этом в декларации указывается сумма налога, исчисленная в порядке, установленном подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи. 
См. Ответ Председателя НК МФ РК от 7 октября 2009 года на вопрос от 24 сентября  
2009 года № 19840 (e.gov.kz); Ответ Председателя НК МФ РК от 15 декабря 2009  
года на вопрос от 8 декабря 2009 года № 25505 (e.gov.kz) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
Статья 369. Сроки  уплаты налога  
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 30.12.09 г. № 234-IV

    (введено  в действие с 1 января 2009 г.)

    1. Юридические лица производят  уплату сумм текущих платежей по месту регистрации объектов обложения посредством внесения текущих платежей не позднее 5 июля налогового периода. 
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.12.09 г. № 234-IV  
(введены в действие с 1 января 2009 г.)

    2. В случае приобретения права  собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на транспортное средство после 1 июля налогового периода юридические лица производят уплату налога по указанному транспортному средству не позднее десяти календарных дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.  
Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в действие  
с 1 января 2010 г.)

    3. Сроком уплаты налога в бюджет  для физических лиц является дата не позднее 31 декабря налогового периода. 
Уплата налога производится по месту регистрации объектов обложения. 
В случае прохождения регистрации, перерегистрации или государственного  
технического осмотра транспортных средств, физические лица производят исчисление и уплату налога в бюджет до совершения указанных действий в порядке, установленном настоящим Кодексом. 
См. Ответ Председателя НК МФ РК от 28 января 2010 года на вопрос от 6 января  
2010 года № 27850 (e.gov.kz) 

    4. Исключен в соответствии с  Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в  
действие с 1 января 2010 г.)

    Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 30.12.09 г. № 234-IV (введено в действие с 1 января 2009 г.)

    5. Уплата налога на транспортные средства за налоговый период физическим лицом, являющимся поверенным на основании доверенности на управление транспортным средством с правом отчуждения, от имени собственника транспортного средства является исполнением налогового обязательства собственника транспортного средства за данный налоговый период. 
 

Заключение

  Таким образом можно сделать вывод о том, что по сравнению с налоговыми системами многих стран мира, которые развивались постепенно, в течение многих лет, Казахстана не имел такой возможности для длительной эволюции создания налоговой системы. Стране было необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Следовательно, Казахстан не может за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

  Существует  устойчивое мнение, что государство  посредством налогов обирает  нас, поэтому необходимо любым способом защитится от него. К тому же в  последнее время налоговый пресс  резко усилился. Если в развитых странах доля налога (суммарно) в  валовом национальном проекте составляет от 1/3 до половины, то в Казахстане эта  доля близка к 80%. Ставка на усиление налоговой  политики оправдывается стремлением  преодолеть инфляцию и дефицитность государственного бюджета. Понимание  сущности налогов и налоговой  системы необходимо не только для  нахождения путей и моделей эффективной  перестройки, но и прежде всего для  самих граждан и субъектов  хозяйствования, для понимания ими  статуса налогоплательщиков, их прав и обязанностей.

  Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.

  В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов  государства. Помимо этого, налоги используются для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

  Изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой  реформы с июля 1995 года, диктуют  необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране, и разработки налогового Кодекса  на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной  регламентации взаимоотношений  налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты прав и  усиления ответственности.

  ·  Налоговый кодекс должен способствовать решению следующих проблем:

  ·  создание равных условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов

  ·  снижение налоговой нагрузки одновременной отменой налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от вида деятельности, доходов, товаров (работ, услуг) и тому подобное

  ·  объединение всех положений и норм налогового законодательства в рамках одного кодифицированного закона прямого действия

  ·  стабильность налогового законодательства.

  Таким образом, рассмотрев тему курсовой работы, нам удалось достигнуть поставленной цели – рассмотреть и провести анализ налоговой системы и принципов  налогообложения в Республике Казахстан.

  Налоговая система Республики Казахстан в  своем развитии претерпела множество  изменений. В настоящее время  в республике налоговая система  подвергается жесткой, но обоснованной критике. Она характеризуется рядом  недостатков: чрезмерное преобладание фискальной направленности, т.е. добывание  денег в доход государства; нестабильность налоговой системы; высокие ставки налогов; сведение льготного налогообложения  к минимуму; выраженная регрессивность налогового обложения т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы

    1. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник - М., 1999 — 515 с.
    2. Райзберг Б.А. Основы экономики — М., 2004 — 215 с.
    3. Байдусенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана.-2004 № 4.- с. 23-32
    4. Елубаева Ж. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизама // Финансы Казахстана, 2004 №5 — 24-28 с.
    5. Аймаков Б. Налоговая система в условиях рыночных отношений // Финансы Казахстана, 1996 №9 — 48-52 с.
    6. Сурашов А.А. Налоговые проблемы // Финансы Казахстана, 2004 №5 — 28-30 с.
    7. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2005 года "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан"
    8. Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения: Учебное пособие - Алматы: ТОО "Издательство Норма-К", 2005 — 410 с
    9. Налоговый кодекс РК от 12 июня 2004 г. "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".
    10. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть: учебник - Алматы, 2005 — 100 с.
    11. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона от 1 июля 1995 г. "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".
    12. Вылкова Е. Налоговое планирование должно стать основной частью финансового менеджмента // Финансист, 2005 №7.
    13. Конституция Республики Казахстан.
    14. Атыгаева З., Бекбердиев Б. Налоговый контроль в современных условиях // Финансы Казахстана , 2003 №7-8 — 54-58 с.

Налоги на транспорт