Налоги: понятие, их роль, виды

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  
                    Дисциплина:  Правовые основы российского государства

                        Тема:   Налоги: понятие, их роль, виды

 
 
 
 
 

                                                                            Факультет: Экономики и управления

                                                                                 Выполнил: студент 4 курса

                                                                                             Специальность: Государственное и

                                                                                  муниципальное управление

                                                                          07-02/ГМУ(3г.10д.)-10П

                                                                                     Транченко Алина Николаевна

                                                                                      Проверил: _________________ 
 
 

Москва, 2012

Содержание 

Введение

Глава 1. Понятие, структура и значение законодательства о налогах

и сборах в РФ

    1. Законодательство о налогах и сборах, понятие и значение
    2. Элементы закона о налоге

Глава 2. Налог, как правовая категория (понятие, юридические признаки, значение, содержание, функции)

    1. Понятие, значение и основные функции налогов и сборов
    2. Виды налогов и сборов в РФ

Заключение 

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоги  известны  с  глубокой  древности.  Во   времена   натурального

хозяйства   уже  существовало  изъятие  части  имущества  в  виде  оброка  у

крестьян, ремесленников в пользу тех, кто  владел  территориями,  на  которых

они проживали, и  управляли  ими.  Сама  власть, ничего  не  производившая,

постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах,  необходимых  ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей  присущих функций:

       - защита территории;

       - выполнение управляющих и распределительных функций;

       - поддержание внутреннего порядка;

       - сбор налогов и податей с  населения.

      По   мере    развития    экономических    отношений,    появились    и

совершенствовались  новые виды налогообложения. Показательным  примером  может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы  в  харчевне  облагалась 34 налогами (акцизами).

      Неизбежность налогов настолько  очевидна, что еще в 1789 году  Бенджамин

Франклин, один  из авторов Декларации  независимости  США,  писал:  “В  этом мире ни  в  чем  нельзя  быть  твердо  уверенным,  за  исключение  смерти  и налогов”.

            Налоги – основной источник  формирования  доходов   государства,

важнейший элемент экономической политики государства.  Поэтому  оно  уделяет особое внимание  правовым основам налогообложения. Они  представляют   собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,  взимаемый  с  организаций и  физических  лиц  в   форме   отчуждения   принадлежащих   им   на   праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного  управления  денежных средств в целях финансового обеспечения  деятельности  государства  и  (или) муниципальных образований.

            В  Конституции  Российской  Федерации   определено,  что   каждый

обязан   законно   платить    установленные   налоги   и   сборы.    Законы,

устанавливающие  новые налоги или ухудшающие  положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

      В совместном ведении  Российской  Федерации   и  субъектов   Российской

Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов  в Российской Федерации.

      Основным законодательным документом  по налогам и сборам  в   Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

      Выполнение  его   требований   обязательно   для   налогоплательщиков,

нарушение каких-либо  положений указанных  в  Налоговом  кодексе  Российской Федерации   есть   серьезное   противозаконное   действие    наказуемое    в административном или уголовном  порядке.  Существует  также  целый  перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих  Налоговый  кодекс Российской  Федерации.  К  таким  документам  можно  отнести   Постановление Правительства  Российской  Федерации  касающееся  вопросов  налогообложения: инструкции, методические рекомендации Министерства Российской  Федерации  по

налогам и сборам и другие документы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие, структура и значение законодательства о налогах 

и сборах в РФ

    1. Законодательство о налогах и сборах, понятие и значение
 

       Концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства РФ – создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положение, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

       Конституция РФ не допускает взимания налога или  сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта  органа исполнительной власти.

       Как отмечает С.Г.Пепеляев, «вопрос о  налоговом законодательстве – это  не только вопрос о видах нормативно правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию именно актами конкретного вида».

       Налоговое законодательство – это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, актах представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения: устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налоговых обязательств, защиту прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений.

       Законодательство  о налогах и сборах является, по сути, специальным налоговым законодательством. В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса  РФ оно включает в себя:

  1. Федеральное законодательство о налогах и сборах (состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах);
  2. Региональное законодательство о налогах и сборах (состоит из законов субъектов РФ и иных нормативно правовых актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации  законодательными (представительными) органами субъектов РФ;
  3. Местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

       Кроме нормативных договоров, важное значение имеют международные договоры и соглашения, поскольку Конституция Российской Федерации устанавливает их приоритет над любыми национальными законодательными актами.

       Содержание  налогового законодательства, возможно подразделить на группы нормативных  актов по признаку регулирования разных элементов налоговой системы.

       По  данному классифицирующему признаку различают:

       - совокупность нормативных актов,  регулирующих правовой режим  налогов, сборов и других платежей;

       - совокупность нормативных актов,  регулирующих систему налоговых  органов государства, их статус и полномочия;

       - совокупность нормативных актов,  регулирующих порядок распределения  налогов и иных платежей в  соответствующие бюджеты и во  внебюджетные фонды;

       - совокупность нормативных актов,  регулирующих формы и методы  налогового контроля;

       - совокупность нормативных актов,  регулирующих порядок и условия  налогового производства;

       - совокупность международных нормативных  актов о налогообложении. 

    1. Элементы  закона о налоге
 

       Для того, чтобы налог действительно  можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т. п. Эта информация называется элементами закона о налоге. Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, как бы каркас закона о налоге. Конкретное же содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

       Таким образом, установление налога означает определение всех существенных элементов закона о налоге. Только целостная система элементов позволяет сказать, что у налогоплательщика появилась обязанность уплатить налог. В противном случае налог не может считаться установленным. Это вытекает из требования о законодательном оформлении налогов, согласно которому различные ведомства  не могут устанавливать налоги, а значит, и восполнять пробелы в системе элементов закона о налоге.

     Элементы  любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

      К существенным элементам закона о  налоге относятся следующие:

      1) субъект налога (налогоплательщик);

      2) объект и источник налога;

      3) единица налогообложения;

      4) налоговая ставка (норма налогового  обложения);

      5) сроки уплаты налога;

      6) предмет налога;

      7) масштаб налога;

      8) налоговый период;

      9) порядок исчисления налога;

      10) способы и порядок уплаты налога.

      К факультативным элементам относятся:

      1) порядок возврата неправильно  удержанных сумм налога;

      2) ответственность за налоговые  правонарушения;

      3) налоговые льготы.

      Перейдем  к рассмотрению основных элементов  закона о налоге.

       Налогоплательщик (субъект налога) – это лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет.

      Налогоплательщик  имеет право:

         • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и  в порядке, установленных законодательными актами;

         • представлять налоговым  органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

         • знакомиться с  актами проверок, проведенных налоговыми органами;

         • представлять налоговым  органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам  проведенных проверок;

         • в установленном  порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и др. Налогоплательщик обязан:

      • своевременно и в полном размере  уплачивать налоги;

         • предъявлять налоговым  органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и  сведения,

         • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

         • вести бухгалтерский  учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной  деятельности, обеспечивая их сохранность  не менее пяти лет.

       Существуют  и другие обязанности.

       Виды  налогоплательщиков. Наиболее важным основанием классификации субъектов  налога является постоянство местопребывания (резидентство).

       Физическое  лицо (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства) считается резидентом, если оно проживает на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 календарных месяцев.

       Для юридических лиц в целях определения  постоянного местопребывания в  Российской Федерации в основном используется критерий места инкорпорации. Все юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации, являются ее резидентами. Практическое значение определения места постоянного местопребывания налогоплательщика заключается в следующем: у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в то время как у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся в Российской Федерации.

         Ставка налога – это размер  денежных отчислений, или размер налога на единицу налогообложения.

       Ставки  налога по методу установления подразделяют на твердые и процентные. Твердые  ставки выражаются в определенной сумме  на единицу налогообложения (например, 50 копеек за одну лошадиную силу). Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения и характерны для налогов, где в качестве единицы налогообложения используется денежная единица (например, 25% от сумм реализации горюче-смазочных материалов). 
 
 
 
 
 
 

  1. Налог, как правовая категория (понятие, юридические признаки, значение, содержание, функции)
    1. Понятие, значение и основные функции налогов и сборов
 

          В юридической литературе  имеются различные подходы к определению налога. Так, например, Ф.Аквинский (1225-  1274 г.г.)  определил налоги как «дозволенную форму грабежа».  Шарль Монтескье же  с полным основанием полагал, «что ничто не  требует столько мудрости  и ума,  как определение той части, которую у подданных забирают, и той части,  которую оставляют им».

         Кроме  того,  поскольку  налог  может  выступать   как   экономическая категория  и  как  правовая,  единственным  критерием  отделения  налога,  в экономическом смысле и, особенно в правовом,  от  других  платежей    является  налоговое  законодательство   (так   называемый   признак нормативно-правового регулирования).

       Рассматривая  налог  более  детально,  можно  выделить следующие  его признаки:

- законность установления и введения;

- обязательность налоговых платежей и возможность принуждения  со  стороны государства за нарушение налоговых норм;

- безвозмездность;

- отчуждение  собственности при уплате;

-  абстрактность  налоговых платежей;

- внесение платежей  в бюджет или во внебюджетный  фонд;

- обезличивание  платежей при поступлении  в  бюджет  или  во  внебюджетный фонд.

       Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.

       Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления. 

    1. Виды налогов  и сборов в РФ
 
 

       Налоги можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по субъекту  налога:

а) с  физических лиц (налог на доходы физических лиц);

б) с  организаций (налог на прибыль, налог  на имущество организации);

в) общие;

2) по объекту  налогообложения:

а) поимущественные;

б) подоходные;

в) на операции;

г) на действия;

3) по форме  возложения налогового бремени:

а) прямые (обращены непосредственно к доходам  и имуществу налогоплательщиков; в них юридические и фактические  налогоплательщики совпадают в  одном лице);

б) косвенные (в них юридические и фактические налогоплательщики не совпадают);

4) по  назначению – предназначенные  для финансирования государственных  задач, без указания на конкретные  цели;

5) по порядку  установления:

а) федеральные (ст. 13 НК РФ);

6) региональные  (ст. 14 НК РФ);

в) местные (ст. 15 НК РФ).

       В соответствии со ст. 12 НК РФ существуют следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.

       Федеральными  налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 21 НК РФ.

       Федеральные налоги являются основным видом налогов  в РФ и играют ведущую роль при  формировании федерального бюджета  РФ.

       Федеральные налоги подразделяются на три основные группы:

1) платежи,  полностью поступающие в федеральный бюджет (например, налог на добавленную стоимость);

2) платежи,  регулирующие доходы бюджета,  т. е. полностью или в определенной  доле передаются в бюджеты  субъектов РФ и в местные  бюджеты (например, налог на прибыль  организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы);

3) платежи,  имеющие целевую направленность  и поступающие в экономические  фонды; эти платежи включаются  в федеральный бюджет.

       Согласно  положениям, закрепленным в ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и  сборам относятся:

1) налог на  добавленную стоимость (гл. 21 НК  РФ);

2) акцизы (гл. 22 НК  РФ);

3) налог на  доходы физических лиц (гл. 23 НК  РФ);

4) налог на  прибыль организаций (гл. 25 НК  РФ);

5) налог на  добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

6) водный налог  (гл. 25.2 НК РФ);

7) сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

8) государственная  пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

       Налоговым кодексом РФ могут устанавливаться  специальные налоговые режимы, которые предусматривают федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговый кодекс РФ также определяет порядок установления таких налогов и порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

       Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

       Региональные  налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

       При установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

       Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12 НК РФ).

       К региональным налогам относятся:

1) налог на  имущество организаций;

2) налог на  игорный бизнес;

3) транспортный  налог (ст. 14 НК РФ).

       Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

       Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (абз. 2 п. 4 ст. 12 НК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности  существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

       Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая  система не смогут эффективно функционировать  без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

       Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

       На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. 
 
 
 

Список использованной литературы

1. http://consultant.ru.

2. http://nalog.ru.

3. http://garant.ru

4. Брызгалин,  А.В. «Теория налогов», М. 2002г.

5. Бюджетный  кодекс РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ по состоянию на апрель 2010 года

6. Гражданский  кодекс РФ от30.11.1994г. №51-ФЗ по  состоянию на 27 декабря 2009 года.

Налоги: понятие, их роль, виды