Налоги. Понятие. Роль. Классификация

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 
Южно-Уральский государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

Контрольная работа

по финансовому праву

 
на тему: Налоги. Понятие. Роль. Классификация.

 

 

 

 

 

 

  Автор работы, студент группы ИОДО - 261

                                                          Александр Николаевич Васильев

                                                           Проверил:

                       Илья Юрьевич Стариков 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012 год

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………..3

 

1. Налоги: понятие, виды ……………………………………………………..6

 

2. Роль налогов в жизни  общества и государства …………………………13

 

Заключение…………………………………………………………………….15

 

Список использованных источников……………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История налогов уходит в  глубокую древность. Налоги – одно из древнейших изобретений человечества. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических  отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые налоги (например, на содержание госслужащих), когда определенная государственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Таким образом, формировалась финансовая система государства.

К современному обоснованию  существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала  идея дара - гражданин делал подарок  властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

Налогообложение появилось  вместе с государством и использовалось государством и властью как основной источник средств, для содержания органов  власти и материального обеспечения  ими своих функций.

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической  политики государства. Поэтому оно  уделяет особое внимание правовым основам  налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации. Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Налоги: понятие, виды

 

 Налоги - один из древнейших  экономических инструментов в  обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств, для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с  организаций и физических лиц. Исторически  их возникновение относится к  периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Государство без налогов  существовать не может, поскольку они  – главный метод мобилизации  доходов в условиях частной собственности  и рыночных отношений.

Согласно Налоговому кодексу  РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Налоги в настоящее  время являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в  Российской Федерации. Систему налогов  и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый  Кодекс РФ.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также  принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и  контроля.

 

 

 

Понятие налога включает ряд  элементов:

1)  объект налога - это  доходы, стоимость отдельных товаров,  отдельные виды деятельности, операции  с ценными бумагами, пользование  ценными ресурсами, имущество  юридических и физических лиц  и другие объекты, установленные  законодательными актами.

2)  субъект налога - это  налогоплательщик, то есть физическое  или юридическое лицо;

3)  источник налога - доход,  из которого выплачивается налог;

4)  ставка налога - величина  налога с единицы объекта налога;

5)  налоговая льгота - полное  или частичное освобождение плательщика  от налога.

Согласно Конституции  Российской Федерации, каждый обязан платить  законно установленные налоги и сборы. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость - налог, представляющий  собой форму изъятия в бюджет  части добавленной стоимости,  создаваемой на всех стадиях  производства и определяемой  как разница между стоимостью  реализованных товаров, работ  и услуг и стоимостью материальных  затрат, отнесенных на издержки  производства и обращения;

2) акцизы - по способу взимания  делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг.

3) налог на доходы физических  лиц - основной вид прямых налогов,  взимаемых с доходов физических  лиц. Плательщиками являются физические  лица, являющиеся налоговыми резидентами  РФ (т. е. лица, фактически находящиеся  на территории РФ не менее  183 дней в календарном году), а  также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

a) от источников в РФ  и (или) от источников за  пределами РФ - для физических  лиц, являющихся налоговыми резидентами  РФ;

б) от источников в РФ - для  физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;

4) налог на прибыль  организаций - основной прямой  налог на юридических лиц. Плательщиками  являются:

а) российские организации;

б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в  РФ через постоянные представительства  и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой  понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в  соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством;

5) налог на добычу полезных  ископаемых - налог, взимаемый с  организаций и индивидуальных  предпринимателей, признаваемых пользователями  недр в соответствии с законодательством  РФ.

Объектом налогообложения  являются добытые полезные ископаемые;

6) водный налог - налог,  взимаемый с организаций и  физических лиц, осуществляющих  специальное и (или) особое  водопользование в соответствии  с законодательством РФ;

7) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов - сборы за  разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые  с целью контроля и регулирования  использования объектов животного  мира, отнесенных к объектам охоты,  и среды их обитания;

 

8) государственная пошлина  - сбор, взимаемый с организаций  и физических лиц при их  обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении  этих лиц юридически значимых  действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций - объектом налогообложения  признается движимое и недвижимое  имущество (включая имущество,  переданное во временное владение, пользование, распоряжение или  доверительное управление, внесенное  в совместную деятельность), относящееся  к объектам основных средств  данной организации;

2) налог на игорный  бизнес - взимается с организаций  и физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  в области игорного бизнеса.  Объектом налогообложения являются  игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских  контор;

3) транспортный налог  - налог с лиц, на которых  зарегистрировано транспортное  средство, признаваемое объектом  налогообложения. Налогом облагают  автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные  средства, зарегистрированные в  порядке, установленном законодательством  РФ.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог - один  из целевых налогов; одна из  форм платы за землю в связи  с установлением платности землепользования. Плательщиками являются организации  и физические лица, обладающие  земельными участками на праве  собственности, праве постоянного  (бессрочного) пользования или  праве пожизненного наследуемого  владения.

2) налог на имущество  физических лиц - объектом налогообложения являются виды имущества, как на: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налоги - обязательные платежи, взимаемые по ставке, установленной  в законодательном порядке, центральными и местными органами государственной  власти с физических и юридических  лиц, поступающие в государственный  и местный бюджеты. Налоги - основной источник средств, поступающих в  государственную казну. Налогам  свойственна регулярность уплаты при  наличии у налогоплательщика, установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.). Налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Объектами налогообложения  являются: прибыль (доход); стоимость  определенных товаров; добавленная  стоимость продукции; имущество  юридических и физических лиц; операции с ценными бумагами; отдельные  виды деятельности; другие объекты, установленные  законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз  за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических  лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность  их классификации, позволяющей лучше  уяснить сущность этой категории.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций  и налоги с физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную  стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй - налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

Вместе с тем для  настоящего времени характерно появление  в России группы налогов, общих для  юридических и физических лиц. Это  земельный налог, транспортный налог. Они регулируются общими для тех  и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

В зависимости от характера  использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей  части таковыми и являются, зачисляются  в бюджет соответствующего уровня как  общий денежный фонд соответствующей  территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются  во внебюджетные или бюджетные целевые  фонды или выделяются в бюджете  отдельной строкой для целевого использования.

Целевым является, в частности, транспортный налог, средства от сбора которого идут на ремонт дорог соответствующего региона.

В зависимости от формы  возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

 Прямые налоги непосредственно  обращены к налогоплательщику  - его доходам, имуществу, другим  объектам налогообложения. 

Исторически прямые налоги (дань) - наиболее ранняя форма налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.

В настоящее время Россия переходит к активному использованию  косвенных налогов.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего  товары или оказывающего услуги, продает  их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую  налоговую сумму из выручки, т. е. по существу он является сборщиком  косвенного налога, а покупатель - его  плательщиком. Косвенные налоги действуют  в форме акцизов, налога на добавленную стоимость. Косвенное налогообложение отличается своей замаскированностью.

Косвенные налоги находят  широкое применение. Чем объясняется  предпочтение, отдаваемое такой форме  налогообложения? Прежде всего, это  наиболее удобная для мобилизации  доходов в казну форма, позволяющая  оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней  заложены и возможности воздействия  на экономику, стимулирования или сдерживания  производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом - быстрого реагирования на экономические процессы.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднее человек, тем  большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль налогов в обществе  и государстве

 

Рассмотрение роли налогов  можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение налога как  инструмента распределения и  перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов выступает  фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части  государственного бюджета на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных  и др.)

Из фискальной функции  вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны  государства проводится контроль над  финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами; источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции  налогов, ее полнота и глубина  в известной мере зависят от налоговой  дисциплины. Суть ее в том, чтобы  налогоплательщики (юридические и  физические лица) своевременно и в  полном объеме уплачивали установленные  законодательством налоги.

В налогах заложены большие  возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос  и покупательную способность  населения в отношении тех  товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности  регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение  доходов высокого уровня, могут учитывать  необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом  механизма, регулирующего демографические  процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению  к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных  социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий  граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной  войны, Героев СССР и Российской Федерации).

 Налоги - это один из  экономических рычагов, при помощи  которых государство обеспечивает  социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех  вышеперечисленных функций налогов  может обеспечить успешную налоговую  политику, сделает налоги эффективным  механизмом воздействия на экономику  страны.

Заключение

 

Итак, налоги играют ведущую  роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют  важнейшие функции по формированию доходов государственной или  муниципальной казны, по регулированию  социально – экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и граждан.

Налог - это экономическая  категория, выражающая совокупность отношений  между государством и членами  общества по поводу без эквивалентного изъятия и присвоения части доходов  государством для осуществления  своих функций.

Из этого определения  можно выделить следующие особенности  налога:

- тесная связь с государством, для которого в  современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса;

- смена формы собственности,  при которой часть дохода субъекта  переходит в собственность государства.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

- императивность налога - право государства устанавливать  налог в одностороннем порядке,  при котором субъект налога  не вправе отказаться от возложенных  на него обязательств внести  часть своего дохода на общегосударственные нужды; - принудительный характер платежей; - без эквивалентное изъятие; - денежная форма; - законодательное оформление.

         Эти отличительные признаки налога  позволяют рассматривать его  как конкретное явление на  поверхности экономической жизни,  не раскрывая сущности налога. Ведь сущность налога - это реально  существующие отношения перераспределения  национального дохода для выполнения государственных функций.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием  налоговой системы.

Налоги связаны с формированием  денежных доходов государства (бюджета  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения соответствующих  функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной  науки и др. Налоги являются объективной  необходимостью, т.к. обусловлены потребностями  поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной  необходимости, формирует соответствующую  налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Налоги должны соответствовать  особенностям страны, стадии экономического развития. Ведь они являются важным звеном для государственной бюджетно-финансовой системы, которая способствует осуществлению основной задачи государства – обеспечения достойных условий жизни человека и гражданина.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.  Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009.

2.  Налоговый кодекс  РФ. Часть первая. Часть вторая. –  М.: Издательство «Омега - Л», 2010.

3.  История отечественного  государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. Часть I. М., 1996.

4.  Пушкарева В.М. История  финансовой мысли и политики налогов. М., 1996.

5.  Финансовое право:  Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юрист, 2004.

6. Основы налогового права:  Учебное пособие/Под ред С.Пепеляева.М., 1995

7. Финансы. - Учебник для  вузов / Под ред. проф. М.В. Романовеного, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Изд-во "Перспектива", 2000.

8. Швецов А.B. Системные  преобразования местных бюджетов. Вопросы экономики / Швецов А.B.-М.: ОЛИМП ,2000. - М.: ТЕИС, 2002.

9.  Правовая информационная  система Гарант.

10. Правовая информационная  система Консультант Плюс: Версия  проф.

11. Тарасенко О.А. Субъект  Федерации как субъект налогового  права: Дис. к.ю.н. М., 2002.

12. Кучеров И.И. Налоговое  право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001

13. Налоги и налоговое  право /Под ред. С.Г.Пепеляева. – М.: ФБК-Пресс, 2001.

14.  Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2003.

 

 


Налоги. Понятие. Роль. Классификация