Налоги с населения рф

Федеральное Агентство по образованию РФ

Северный  Институт Предпринимательства 
 

Кафедра Менеджмента 

Контрольная работа 

по дисциплине: финансы и кредит 

на тему «Налоги с населения РФ» 
 

                                                                                        выполнила:

                                                                                        студентка 5 курса

                                                                                        заочного отделения

                                                                                        специальности

                                                                                        Менеджмент организации

                                                                                        Ширикова

                                                                                        Ирина Геннадьевна

                                                                                        Контактный телефон:

                                                                                        8 9022850018

                                                                                        Преподаватель:

                                                                                        Скрипниченко

                                                                                        Татьяна Владимировна

 

                                                                                         
 

Рецензия на контрольную работу:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

                                                                                        Регистр. №_____________

                                                                                        Дата сдачи работы______ 

                                                      Архангельск

2009г. 

.

План 

Введение…………………………………………………………………...3

  1. Налогообложение населения: сущность и функции……………..4
  2. Основные виды налогов, взимаемых с населения………………..6

     2.1. Налог на доходы физических лиц………………………………..6

    2.2 Налоги на имущество физических лиц…………………………...7

    2.3Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью………………………………..9

  1. Налоги населения за рубежом……………………………………...9
  2. Налоги  с населения в Великобритании…………………………...9
  3. Налогообложение  в США………………………………………...11
  4. Налогообложение во Франции……………………………………13
  5. Налогообложение в Германии…………………………………….14
  6. Нововведения в налогообложении граждан РФ………………….15

5. Разработки  и перспективы нововведений в  системе налогообложения 

         граждан РФ…………………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………27

Список используемой литературы………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Одна  из самых острых проблем экономики  России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения  данной проблемы может быть налоговое  регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.  

     Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике налогообложение населения играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.  

     Цель  настоящей работы - на основе исследуемого материала дать сравнительную характеристику налогообложения населения России и зарубежных стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Налогообложение  населения: сущность  и функции 

     Налог - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

     За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

     Но  налоги это не только экономическая  категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Можно выделить три функции налогов: распределительную; фискальную; контрольную. Причем распределительную функцию можно разделить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

     Наиболее  последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью  образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

     Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан  для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части  непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

     Значение  фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется  огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

     Другая  функция налога с населения как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

     Изначально  распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

     Регулирующая  функция означает, что налоги как  активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

     Стимулирующая подфункция налогов реализуется  через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими  признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении  объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные виды  налогов, взимаемых  с населения 

2.1. Налог на доходы  физических лиц

Налог на доходы физических лиц - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. В 60-е годы в нашей стране была предпринята попытка отменить этот налог, однако она не была реализована на практике.

     В налоговой системе РФ налог на доходы физических лиц, ранее называвшийся подоходный налог с граждан, занимает одно из первых мест. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях должно применяться прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ. Делает это государство, главным образом, с помощью налога на доходы с физических лиц.

     Основным  нормативным актом, регулирующим взимание подоходного налога с физических лиц является Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", который с 1 января 2001года принял новое название – «налог на доходы физических лиц» В соответствии с этим законом плательщиками налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Данная категория граждан, согласно ст. 11 НК РФ признаётся налоговым резидентом РФ1

     Объектом  налогообложения у физических лиц  является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

     При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

     Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

     В большинстве случаев исчисление сумм налога, удержание их из доходов, выплаченных физическим лицам, и  перечисление в бюджет вменяются  в обязанность налоговым агентам, к которым согласно ст. 226 НК относятся  российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, являющиеся источником дохода для налогоплательщиков.

     К доходам от источников в РФ и за её пределами, подлежащим налогообложению относятся: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу; негосударственные пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты; доходы, полученные от использования прав на объекты интеллектуальной собственности; доходы, полученные от предоставления в аренду или от иного использования имущества; доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, а также долей в уставном капитале организаций, прав требований к организации; дивиденды и проценты, выплачиваемые организацией; доходы от использования транспортных средств, средств связи, компьютерных сетей; страховые выплаты при наступлении страхового случая.

Ставки  подоходного налога постоянно меняются. Это связано с изменением экономической  ситуации в стране. Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в соответствующий бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10 процентов от сумм, подлежащих взысканию. За другие нарушения настоящего Закона юридические и физические лица несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. 

2.2. Налоги на имущество физических лиц

      Действующий налог на имущество физических лиц введён 1 января 1992г., который является налогом с владельцев строений.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Если  имущество, признаваемое объектом налогообложения , находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении  этого имущества признаётся каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

     В налоговой системе страны после  длительного перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 года облагается имущество, переходящее гражданам в порядке  наследования или дарения. Взимание этого налога отражает изменение экономических условий жизни граждан и в определенной мере - линию его поведения. Забота о последующих поколениях, наследующих не только накопленное имущество, но и среду обитания, становится одним из важнейших жизненных принципов трудовой деятельности человека. Этот налог является федеральным и регулируется Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

     Плательщиками данного налога в соответствии с настоящим Законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.

     Объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые  домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

     Наследственное  имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником  только после уплаты им налога, что  подтверждается справкой налогового органа.

     Подоходное  обложение физических лиц дополняется  взиманием налога на имущество, который  в условиях перехода к рынку выполняет  не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, сознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества. Но налог на имущество уже относится к местным налогам. Его правовая база - Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

     Плательщиками налогов на имущество являются физические лица, имеющие в собственности  объекты, определяемые настоящим Законом.

     Объектами обложения налогами в соответствии с настоящим Законом являются находящиеся в собственности  физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

     Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1 процента от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию. 

2.3. Регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

     Сейчас, при переходе к рынку, все больше людей начинают заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с этим приобретает все большее значение регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей. Ставки налога устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя. Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией по месту постоянного жительства.

Для регистрации  физическое лицо представляет заявление. Регистрация должна быть произведена  не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдаётся свидетельство на срок, указанный в его заявлении, после представления им документа об уплате регистрационного сбора.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждение банка, либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов.

Физические  лица, в том числе участники  полного товарищества, могут осуществлять только те виды деятельности, которые  указаны в свидетельстве о  регистрации предпринимателя.

Отказ в регистрации может быть вынесен  только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной  законом деятельностью, а также  в других случаях, предусмотренных  законодательными актами России. 

3. Налогообложение  населения за рубежом 

3.1. Налогообложение  населения в Великобритании

     Налоговая система Великобритании сложилась  в прошлом столетии, однако особенности  подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. Налоговая реформа 1973 г. внесла существенные изменения в структуру налоговой системы Великобритании, приблизив ее к структуре налоговых систем стран - членов Общего рынка. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран.

Налоговые мероприятия занимают важное место  в комплексе финансово-экономических  мер как лейбористов, так и  консерваторов. В последнее десятилетие  было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том числе поэтапное снижение ставок подоходного налога (с 33 до 20 % для населения и с 52 до 33 % для корпораций), изменены условия предоставления налоговых льгот различным слоям населения, отменены некоторые виды налогов, введен ряд новых.

В целом  реформа налогового законодательства призвана решать проблемы, связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.

В налоговой  реформе страны можно выделить два  основных направления: 1) совершенствование системы личного подоходного обложения (запланированные мероприятия были завершены в 1987 г.); 2) изменения в области подоходного обложения корпораций.

Основные  мероприятия, составляющие налоговую  реформу в Великобритании:

Снижение  нижней ставки личного подоходного  налога с 27 до 20 %.

Устранение  многоступенчатого деления доходов  населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним. Вместо ранее  действовавшей шкалы оставлены лишь три ставки подоходного налога: 20, 24 и 40 %.

Введение  раздельного налогообложения доходов  супругов.

Значительное  увеличение личных налоговых ставок.

Вместе  с тем упрощение системы не означает, что она будет самой  справедливой. По оценке английских экономистов, в результате налоговых мероприятий среднестатистический британский налогоплательщик платит в виде налога и взносов на соцстрах приблизительно такую же долю своего дохода, как и раньше, в то время как средняя ставка для рабочего со средним доходом возросла с 14 до 16 %. В то же время средняя ставка налоговых изъятий у лица, доходы которого в 5 раз превышают средний уровень, снизилась с 52 до 35 %. В итоге высокооплачиваемые британцы - самые "низкооблагаемые" среди населения ведущих промышленно развитых стран, а низкооплачиваемые - наоборот. Так, женатый человек со средним заработком, имеющий двух детей, выплачивает 34 % своей заработной платы в виде налога (включая взносы на соцстрах) по сравнению с 26 % в США и 23 % в Японии.

Современная налоговая система Великобритании включает:

1. Центральные  налоги: подоходный налог с населения, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).

2. Местные  налоги (на имущество).

Налоги  играют основную роль (около 90 %) в формировании доходной части английского государственного бюджета.

На долю подоходного налога с населения  приходится 64 % поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет. 

3.2. Налогообложение  в США

Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, т. е. распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида:

"валовый", т. е. общая сумма доходов из любых источников;

Налоги с населения рф