Налоги: сущность, признаки и классификация

 

                                               Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………………………………….3

  1. Сущность и признаки налога……………………………………………………………………..4
  2. Классификации налогов…………………………………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………………………………………….11

Список литературы……………………………………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение.

 

Главной статьей бюджетных  доходов являются налоги, взимаемые  как центральными, так и местными органами власти.

Налог - это принудительно  изымаемые государством или местными властями средства с физических и  юридических лиц, необходимые для  осуществления государством своих  функций.

Исторически налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Это взносы граждан для содержания публичной  власти. Ничто не требует столько  мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им, писалось в прошлом.

Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что  это обязательный платеж, не зависящий  от прихоти налогоплательщика. Таким  образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта  налога - он может взиматься только на установленных законодательством  основаниях.

Чрезвычайно важно помнить, что налоги - это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация  может быть в форме организации  государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т.д.

                                     1. Сущность и признаки налогов.

           1.1Признаки налогов

В наиболее обобщенной форме налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный  фонд. Таким образом, первым признаком  налога является императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.

Второй отличительный  признак налога - смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума/корпорации в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор и др.).

Важный отличительный  признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т. е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документов. Этот признак выделяет пошлины из налогов.

Взносы в государственные  внебюджетные фонды (Пенсионные фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) никоим образам не относятся к  налогам, так как не обладают вышеуказанными признаками. Они (взносы) носят целевой  и возвратный характер и при этом не в обязательном порядке поступают  в бюджетный фонд. Поэтому введенный  в июле 2000 г. термин «единый социальный налог» представляется нам теоретически необоснованным, не говоря уже о  том, что его «единство» достаточно условно, так как уже на уровне организаций этот налог «расщепляется» по нескольким направлениям, т. е. «единый  налог» требует выписки четырех  платежных поручений в соответствующие  внебюджетные фонды и федеральный  бюджет (01.01.2002).

1.2.Сущность налогов.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый  на основе государственного принуждения  и не носящий характера наказания  или компенсации обязательный безвозмездный  платеж.

В современной  литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими  словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам  не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т. е. их уплата не устанавливает  каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи. Таким образом, к  налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает  в связи с заключением плательщиком с государством, государственными органами либо иными представителями государства  каких-либо договоров.

К налогам также  не относятся платежи обязательного  характера, взимаемые в качестве каких либо санкций, например, штрафы, а также различного рода компенсационные  выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

В отдельных определениях налога указывается, что налоги - это  платежи, взимаемые в установленном  законом порядке. Это справедливо  в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться  законом. Однако включение в определение  слов «платежи, взимаемые в установленном  законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут  вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена  законодательной, соответствующий  платеж не теряет своего налогового характера.

В других определениях можно встретить указание на то, что налоги - это платежи, взимаемые  с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивать само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может  возлагаться не только на отдельных  физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским  законодательством. Например, во Франции  подоходный налог взимается с  совокупного (объединенного для  целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До ХХ в. налоги часто взимались не только с отдельных  лиц, но и с таких объединений  физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками  которых выступали отдельные  административно-территориальные единицы.

Часто отмечается, что налоги - денежные платежи (взимаются  в денежной форме). Разумеется, в  современных условиях большинство  налоговых выплат осуществляется в  денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры  осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой - многие налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов  путем предоставления государству  товаров или услуг. Натуральная  форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали  использоваться соглашения о разделе  продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной  продукции между государством и  инвестором.

Налоги - один из основных способов формирования доходов  бюджетов. Как правило, налоги взимаются  с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной  власти. Однако, налоговые платежи  могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные  и региональные) бюджеты или бюджеты  органов местного самоуправления, они  могут выступать средством различного рода фондов. Налог не перестает  быть налогом только на основании  того, что законодатель устанавливает  необходимость зачисления выплачиваемых  сумм помимо бюджетных счетов на счета  каких-либо организаций.

В Российской Федерации  в 1990-е гг. велись острые дискуссии, следует ли относить к налогам  платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что  к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются  в государственные бюджеты и  бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в местные в государственные  социальные внебюджетные фонды следует  исключить из платежей налогового характера. Государство вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться  суммы тех или иных платежей. Аналогичные  выплаты в США зачисляются  в федеральный бюджет, а во Франции - во внебюджетные фонды. Природа этих платежей не изменяется в зависимости  от адресности их зачисления. Аналогичная  ситуация возникает с платежами  в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные).

Возможна такая  ситуация: законодательством установлена  обязательность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определенных видов имущества, а также гражданской  ответственности. Платежи по страхованию  в этих случаях не относятся к  налоговым, так как плательщик может  заключить договор страхования  на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается  обязанность перечислять средства в определенный законом фонд, соответствующие  платежи приобретают характер налоговых.

Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в уставленных  законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи  в число налоговых не включаются.

В экономическом  смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства  и специфической формой производственных отношений. При перераспределении  национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой  стоимости в денежной форме. Часть  национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет  одностороннюю направленность от налогоплательщика  к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в  процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия  части стоимости национального  дохода в пользу общегосударственных  потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных  финансов. Налоговые отношения как  часть финансовых отношений находятся  в постоянном изменении.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   2.Классификация налогов.

 

Классификация налогов может  быть проведена по разным основаниям.

Ниже представлены некоторые  возможные варианты классификации  налоговых платежей с конкретными  примерами налогов.

1. По способу взимания  различают:

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
  • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
  • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
  • косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);
  • фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от  органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

  • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:
  1. Н Д С
  1. Акцизы
  2. НДФЛ
  3. ЕСН
  4. Налог на прибыль предприятий
  5. Налог на добычу полезных ископаемых
  6. Водный налог
  7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  8. Государственная пошлина
  • региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);
        1. Налог на имущество организаций
        2. Налог на игорный бизнес
        3. Транспортный налог
  • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов
        1. Земельный налог
        2. Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности  введения налогов:

  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);
  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от  субъекта-налогоплательщика:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  • смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый платеж:

  • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
  • регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

  • общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);
  • факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание -- компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).

7. По срокам уплаты:

  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
  • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

8. По характеру отражения  в бухгалтерском учете различают налоги:

  • включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);
  • уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;
  • уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
  • включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);
  • удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

 

 

 

 

 

                                                Заключение. 
 
          В системе финансовых отношений государства немаловажную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных государства немаловажную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные её сферы играют НАЛОГИ. 
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или                         иных экономических субъектов. 
         В нашей стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов. Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей  налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года. 
Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис.

Поэтому я считаю, что  для выхода из кризисного состояния  необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

 

 

 

 

 

 

                                         Список литературы:

1. Булатова А.С. «Экономика»:  учеб. 3-е изд., перераб. и доп.. М.:ЮРИСТЬ, 2000 год. 
2. Евтигнеева Е. Н. «Основы налогообложения и налогового права»: Учебное пособие . – М.: ИНФРА – М, 2000г. 
3. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. «Курс экономической теории»:Учебное пособие.-2-ое изд., доп. И перераб.- Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2003 год. 
4. Кучерова И. И. «Налоговое право России»: Учебник. – М. Юр Инфо Р, 2000г., с. 279 – 284 
5. Симкина Л.Г. « Финансовая система». СПб.: Питер, 2002 год. 
6. Черник Д. Г. “Налоги в рыночной экономике”. - М.: Финансы, 1998 г. 
7. Юткина Т. Ф. “Налоги и налогообложение” : Москва,  
ИНФРА-М, 1999 г


Налоги: сущность, признаки и классификация