Налоги в экономической системе общества

Литература.

Налоги и налоговая система  РФ Пансков(2 издания, 2008 год)

Скрипниченко Налоги и налогообложение 2007 год

Налоги и налогообложение Владыка  Тарасова Саврыкина Москва 2010 год

Миляков Налоги и налогообложение(Москва 5е издание)

Налоги и налогообложение Романовский, Рублевский 2007 год

Тарасова Налоги и налогообложение 2009 год

Налоги и налогообложение Порыгина 2005 год

Налоговый кодекс 2011 года

Таможенный кодекс

Статьи газет 

 

Тема. Налоги в экономической системе  общества.

Вопросы

1)Экономическая сущность налогов.

2)Функции и элементы налога.

3)Принципы и методы налогообложения,  способы уплаты налогов.

4)Классификация налогов.

 

Вопрос 1.

Налоги и налоговая система  представляют собой не только источники  бюджетных поступлений но и важнейшие  структурные элементы экономики. Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме податей, даней, оброка, возникли налоги вместе с появлением государства, развитием товарного производства и разделением общества на классы. Средства требовались государству для содержания армии, чиновников, судов и на прочие нужды.

Таким образом возникновение налогов  было связано с необходимостью содержания государства. В современном обществе налоги являются основным источником бюджетных доходов. Изъятие государством определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса для мобилизации бюджетных средств составляет сущность налогов.

Такого рода взносы осуществляют основные участники производства ВВП то есть работники создающие своим трудом общественные блага и получающие определенный доход. Хозяйствующие субъекты действующие в сфере производства и вне производственной сферы. Налоги представляют собой обязательные индивидуальные платежи безвозмездно взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и зачисляемые в бюджеты разных уровней. Налоги являются экономической базой содержания государственного аппарата, армии, и не производственной сферы.

Первоначально роль налогов сводилась  только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем с усложнением экономической деятельности, возникновением необходимости государственного регулирования государство начинает выполнять экономическую функцию, в этой связи воздействие налогов на экономическую жизнь дифференцируется, становится более разносторонним, усложняется механизм воздействия налогов на производственную и не производственную сферу. Налоги являются основным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют исполнительные органы государственной власти для обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов экономики, регионов которые испытывают потребность в ресурсах но не могут её обеспечить из собственных источников. Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей – сосредоточение в руках государства денежных средств необходимых для решения социальных, экономических проблем, научно-технического развития отраслей.

С юридической точки зрения налоговые  отношения представляют собой систему  специфических обязательств в которых одной стороной является государство а с другой стороны объект налогообложения

С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискального  регулирования а также метод  регулирования экономических процессов на макро уровне

В этой связи различают 2 основных направления регулирующей деятельности государства  в сфере налогообложения. Одно из этих направлений заключается  в аккумулировании налоговых  платежей для выполнения государством своих функций. Другое направление заключается в стимулировании либо дестимулировании при помощи налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики.

Сущность налогообложения в  первую очередь выражается через  методы исчисления налогов и способы  взимания их с налогоплательщиков. К налоговым платежам кроме налогов относятся сборы и пошлины. Налог представляет собой систематический взнос который уплачивается без всякого встречного удовлетворения и является индивидуальным и безвозмездным. Сбор это обязательный взнос взимаемый с юридических и физических лиц уплата которого является обязательным условием совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами юридически значимых действий.

Пошлины представляют собой плату  за совершение определенных действий государственными органами, бывают таможенные, судебные, почтовые пошлины и тд.

 

Вопрос 2

Функция налога представляет собой проявление его сущности в действии, то есть способ выражения свойств. Функция показывает каким образом реализуется общественное назначение налогов. Функции налогов:

1)Распределительная -  заключается в том что налоги являются важнейшим инструментом распределительных отношений в обществе, так как основное назначение налогов это формирование финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и используются для выполнения государством своих функций. В состав распределительной функции включаются фискальная функция, регулирующая(экономическая), социальная(регулирование доходов разных групп населения)

2)Контрольная – обеспечивает контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему, дает возможность количественно отражать налоговые поступления и сопоставлять их с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. В этих законах определены элементы налогообложения(методы взимания). Различают две группы элементов налогообложения:

1)Существенные – это субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, единица налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный период, срок уплаты налога, способ уплаты налога

2)Факультативные – к факультативным элементам относятся налоговые льготы, порядок зачета и возврата неправильно уплаченной суммы, ответственность за налоговые правонарушения и порядок принудительного взыскания налога

Субъект налогообложения это юридическое или физическое лицо которое обязано уплачивать налог. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие как носитель налога или налоговый агент - это лицо которое фактически уплачивает налог.

Объект налогообложения – доход, имущество, товар или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. Объект налога не всегда совпадает с источником взимания налога, то есть дохода из которого выплачивается налог. Товаром признается любое имущество которое реализуется или предназначено для реализации. Работой признается деятельность результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Услуга это деятельность результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

Налоговая база это стаемостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка это величина налога на единицу обложения. Налоговые ставки бывают твердые(специфические) которые определяются в абсолютной величине, также бывают пропорциональные то есть действующие в установленном проценте к налоговой базе, также бывают прогрессивные ставки то есть увеличивающиеся с увеличением налоговой базы, также бывают регрессивные то есть уменьшающиеся с уменьшением налоговой базы. Все эти ставки называются адвалорными. Также бывают равные ставки – установленные в фиксированной сумме независимо от величины налоговой базы. Налоговые ставки подразделяются также по экономическому содержанию на маржинальные(указанные в законодательстве по конкретному налогу). Для сравнения распределения налогового бремени между категориями плательщиков используются средние(фактические) ставки которые определяются как отношение суммы налога к налоговой базе, и отличаются от маржинальных ставок если те не являются пропорциональными. Используются также экономические(эффективные) ставки, и определяются как отношение суммы налога ко всему полученному доходу с включением не облагаемых вычетов.

 Налоговая ставка установленная в процентах к доходу называется налоговой квотой.

Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от уплаты налога, налоговые льготы могут быть в виде снижения ставки налога,  в виде налоговых вычетов, в виде освобождения от налога и изменении срока уплаты.

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим. В настоящее время устанавливаются специальный налоговые режимы то есть определенный порядок исчисления уплаты налогов и сборов при определенных условиях или в течение определенного периода времени.

К специальным налоговым режимам в настоящее время относятся: упрощенная система налогообложение(УСН), единый налог на вмененный доход(ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог.

Налоговый период это период(месяц, квартал, год) по окончании которого определяется налоговая база и определяется сумма определенного налога. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи налога.

Порядок исчисления налогов – это определенные законом методические правила исчисления величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на самого налогоплательщика, налогового агента, или на налоговый орган. Налоговый агент это физическое или юридическое лицо на которое в соответствии с налоговым кодексом возлагаются обязанности по исчислению, удержанию налогоплательщиков, и перечислению в бюджеты налогов.

Порядок и сроки уплаты налога. При налогообложении действуют различные способы взимания налогов, то есть учета и оценки объекта налога. Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме как разовым платежом так и авансовыми платежами в установленные законодательством сроки применительно к каждому конкретному налогу.

Вопрос 3.

Принципы и методы налогообложения, способы уплаты. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в работе “Исследование о причинах и природе богатства народов”, в своей работе он выделил 3 источника налога

-рента

-прибыль

-оплата труда

Адам Смит сформулировал следующие принципы налогообложения

-справедливость, то есть налоги должны соответствовать доходам налогоплательщиков

-стабильность, то есть устойчивость  видов налогов и налоговых  ставок во времени

-равномерность, равнонапряженность  для налогоплательщиков

-простота и удобство налогов,  то есть налог должен взиматься  тем способом и в то время  когда плательщику удобнее его  платить, а также должен быть  достаточно прост в исчислении.

-неотягощенность, то есть умеренность налогов относительно, невысокий уровень налоговых изъятий, по сравнению с доходами плательщиков. 

Перечисленные исторически сложившиеся принципы налогообложения применимы и к современной налоговой системе, но по мере развития налоговой системы перечень принципов расширялся. В ходе подготовки российского законодательства о налоговой системе также были выдвинуты такие принципы как

Всеобщность(это охват налогами всех экономических субъектов получающих доходы).

Обязательность, то есть принудительность налога, неизбежность его уплаты.

Социальная справедливость это установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом чтобы они ставили плательщиков в примерно равные условия относительно налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низко доходные организации и низко доходные группы населения.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает что находящиеся в равном положении по уровню доходов плательщики, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Принцип вертикальной справедливости, находящиеся в неравном положении по уровню доходов плательщики должны трактоваться налоговыми законами не одинаково.

В настоящее  время предпринята попытка модернизации сложившихся принципов налогообложения, но построить налоговую систему соответствующую всем указанным принципам оказалось не просто поскольку многие из них трудно совместимы и противоречивы поэтому имели место многочисленные нарушения. Политическая и экономическая нестабильность характерная для России с 90х годов была причиной неустойчивости российского налогового законодательства, многочисленного изменения видов налогов и налоговых ставок. Динамичность налогов характерна не только для России но и для большинства современных стран так как налоговая политика это часть экономической политики и социально политического курса государства в целом. На долю налогов приходится 80-90% поступлений в бюджеты государств, поэтому любое крупное регулирование бюджета связанные с возникновением, повышением или снижением бюджетного дефицита касается системы налогообложения.

При разработке налогового кодекса действующего в настоящее время были предусмотрены такие принципы как однократность налогообложения(одна налоговая база облагается одним налогом), налоги не должны подавлять деловую активность предпринимателей.

Налоги  должны обладать сбалансированностью то есть их совокупная величина вместе с другими поступлениями в бюджеты должна уравновешивать государственные расходы которые в противном случае следует сокращать.

Налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов населения ниже прожиточного минимума.

Перечисленные принципы налогов объединяют в 3 группы:

-экономические принципы(справедливости, сбалансированности, соразмерности)

-юридические  принципы(равномерность, однократность, отрицание обратной силы налогового закона)

-организационные  принципы(стабильность, единство налоговой  системы)

Способы взимания налога это способы учета и оценки объекта налога. Различают 3 способа:

1)Кадастровый – основан на  использовании кадастра(реестра содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения для исчисления соответствующего налога)

2)Декларационный  – предусматривает подачу плательщикам  в налоговые органы налоговой  декларации о величине налоговой  базы куда включают данные о доходах расходах, источниках доходов, налоговых льготах, вычетах

3)У источника  дохода – предполагает исчисление  и изъятие части образовавшегося  объекта обложения, обычно используется  бухгалтерией работодателя.

К методам налогообложения относятся:

1)Пропорциональный

2)Прогрессивный  – налоговая ставка увеличивается  с увеличением налоговой базы

3)Регрессивный  – когда при увеличении налоговой  базы налоговые ставки уменьшаются

4)Метод  равного налогообложения.

 

Вопрос 4. Классификация налогов.

Вся совокупность налогов, сборов, пошлин, других платежей подразделяется на группы по определенным критериям. Первая классификация  налогов была построена еще в 17 веке. В настоящее время  большинство  авторов различает 7 основных признаков  классификации налогов:

1)По способу взимания

-прямые, это налоги которые уплачиваются непосредственно из доходов плательщика, к числу таких налогов относится налог на прибыль организаций, НДФЛ, налоги на имущество, земельный налог

-косвенные, это налоги которые связаны с расходами и перекладываются на потребителя, эти налоги взимаются менее заметным образом посредством установления надбавок к ценам на товары и услуги, которые уплачиваются покупателем. Косвенное налогообложение вызывает удорожание товара и может привести к сокращению спроса.

2)По субъекту налогообложения(по налогоплательщику)

-налоги с юридических лиц

-налоги с физических лиц(НДФЛ)

-смежные налоги(земельный, транспортный)

 3)По статусу налогов

-федеральные это налоги установленные налоговым кодексом и являющиеся обязательными к уплате на всей территории РФ, хотя они могут поступать не только в федеральные бюджеты. Федеральные налоги это НДС НДФЛ налог на прибыль, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, гос. пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.  

-региональные это налоги и сборы устанавливаемы законами субъектов РФ в соответствии с налоговым кодексом, обязательные к уплате на территории этих субъектов например это, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

-местные, это налоги и сборы устанавливаемые правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этих муниципальных образований, это земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Налоговая система является трехуровневой

4)По срокам уплаты

-годовые

-ежеквартальные

-ежемесячные

5)По уровню бюджета зачисления

-закрепленные

-регулирующие

6)По целевой направленности

-общие(большинство)

-целевые

7)По порядку ведения

-общеобязательные

-факультативные

Кроме того используется классификация  налогов в зависимости от характера ставок. По этому признаку налоги делят на:

-Пропорциональные(возрастает в той же пропорции что и налоговая база, например налог на прибыль).

-Прогрессивные(налог доля которого возрастает по мере роста налоговой базы).

-Регрессивные(уменьшаются по мере снижения налоговой базы).

 

Тема. Налоговая система  государства.

Вопросы:

1)Сущность налоговой системы, становление налоговой системы в России.

2)Налоговые  системы экономически развитых стран.

Вопрос 1.

Налоговая политика определяется способностью государства стимулировать или ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивать бюджеты доходами и поддерживать интересы общества. В основе налоговой политики лежит налоговая система государства. Налоговая система представляет собой совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, других обязательных платежей, также  свод законов регулирующих порядок и правила налогообложения и структуру и функции государственных налоговых органов. Установление и взимание налогов относится к компетенции органов государственной власти, а с другой стороны формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени диктуется уровнем развития экономики и рыночных отношений. Налоговый механизм включает в себя установление, ведение и взимание налогов посредством налогового производства через исчисление налога, его уплату, посредством контроля. Для характеристики налоговых систем разных стран применяется такой показатель как налоговое бремя(налоговая нагрузка) которая определяется как отношение суммы налоговых платежей к налоговой базе, выраженное в процентах.

Налоговая система в России в основных чертах сформировалась осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в кризисных условиях. Основным законодательным актом регулирующим налоговую систему был федеральный закон Об основах налоговой системы в РФ. Это закон от 28 декабря 1991 года. В законе были определены основные принципы и условия организации налоговой системы в РФ, структурные элементы налоговой системы, категории налогоплательщиков, льготы по основным налогам. Налоговая система России создавалась в условиях нестабильной экономики, падения производства, недостатка квалифицированных кадров. Для налоговой системы в этот период было характерно постоянно меняющееся налоговое законодательство, менялись налоговые ставки, количество налогов, порядок исчисления, взимания. Кроме того было характерно несоответствие федеральных и региональных законодательных актов, множественность налогов, превышение в структуре налоговых поступлений доли косвенных налогов над прямыми.

По своей  структуре и принципам построения Российская налоговая система к середине 90х годов в основном уже соответствовала распространенным в мировой практике налоговым системам но была не достаточно эффективна и нуждалась в реформировании.

Существовала  жесткая система налоговых санкций. Система характеризовалась противоречивостью законов и подзаконных актов, распространенность двойного налогообложения. В конце 90х годов возникла необходимость принятия нового налогового законодательства в виде единого налогового кодекса в котором четко закреплялись основы налоговой системы соответствующие рыночной экономике. Налоговый кодекс принимался постепенно в связи с чем существовала переходная система налогового законодательства, когда одновременно с налоговым кодексом функционировали законодательные акты, законы, инструкции по применению тех налогов которые еще не были включены в налоговый кодекс. Налоговый кодекс является основным документом законодательства о налогах и сборах, в нем разъясняется порядок исчисления и уплаты налогов и он является законодательным актом прямого действия. В первой части налогового кодекса отражены основы налогообложение в РФ, в том числе виды налогов и сборов, также основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, также принципы установления, введения в действие, и прекращение действия региональных и местных налогов. Также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

Во второй части налогового кодекса содержится 4 раздела регламентирующих действие федеральных налогов, специальных налоговых режимов, региональных налогов и местных налогов. Правоотношения касающиеся остальных налогов и сборов на территории РФ определяются специальными Федеральными Законами и иными нормативными актами которые не противоречат налоговому кодексу(например земельный налог).

Порядок применения отдельных налоговых  законов определяется соответствующими инструкциями налоговых органов причем эти инструкции не могут отменять или устанавливать налоговые обязательства, они призваны только регламентировать практическую деятельность налогоплательщиков и налоговых органов.

Система регулирования налоговых  отношений в государстве это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня содержащих налоговые законы и нормы то есть совокупность федеральных законов, законов и законодательных актов субъектов РФ, ведомственных актов и законодательных актов органов местного самоуправления. В регулировании налоговых отношений важную роль играют законы о федеральном бюджете а также о региональных и местных бюджетах на определенный период.

В этих законах устанавливаются нормы распределения налогов по уровням бюджетной системы. Кроме законодательных актов налоговые отношения регулируются указами президента РФ, постановлениями правительства, актами федеральной налоговой службы и министерства финансов, постановлениями конституционного суда, решениями и определениями верховного суда РФ и высшего арбитражного суда РФ. Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами.

Вопрос 2.

Налоговые системы экономически развитых стран. Основным инструментом государственного регулирования всех сфер экономической  жизни во всем мире является налоговая политика и финансовое воздействие на частный бизнес. Налоги могут стимулировать или ограничивать деловую активность, следовательно развитие тех или иных отраслей производства. Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма на процесс расширенного воспроизводства следующие:

1)Налоговое регулирование

2)Прямое  субсидирование

3)Государственные  инвестиции в экономику

4)Система  государственных закупок по установленным  ценам.

Начиная со второй половины 80х годов 20 века во многих странах применяются налоговые методы стимулирования создания высокотехнологичных производств.

Финансовое  воздействие на развитие экономики  может быть не только стимулирующим  но и сдерживающим, которое применяется  для регулирования развития районов  с высокой концентрацией производства и населения в которых существуют острые проблемы ресурсообеспечения, охраны окружающей среды. В основе сдерживающих мер заложено дополнительное налогообложение и лицензирование предпринимательской деятельности. Налоги помогают решать и социальные вопросы, экологические вопросы, например устанавливаются дифференцированные налоги на авто транспорт.

В развитых государствах рыночный механизм регулирует распределение ресурсов и обеспечивает установление на рынке равновесных  цен. На этот механизм негативно влияет деятельность монополий. Для ограничения негативных последствий деятельности монополий применяют прогрессивное налогообложение их доходов. Налоги на сверхприбыль, а также действует антимонопольное законодательство. Налоговые системы развитых рыночных стран, кроме фискальных функций выполняют функции экономического и социального развития. Налоговая система обычно является трёхуровневой, ведущую роль играют общегосударственные налоги, а местные и региональные налоги выполняют вспомогательные функции. Соотношение данных налогов в разных странах различно. Общегосударственные налоги в основном это прямые налоги, в частности налоги на доходы организаций и налоги на доходы физических лиц. К местным налогам в развитых странах относятся промысловые налоги, поимущественные и поземельные налоги. Система налогообложения в развитых странах отличается разветвленностью, но степень налогообложения в Европе превышает налогообложение в северной Америке. В Европейских странах в отличие от США местные налоги играют более вспомогательную роль несмотря на всю их множественность. Общегосударственные налоги(федеральные налоги) распределяются в законодательно определенном соотношении, между бюджетами всех уровней.

 

Тема. Система налогового контроля в РФ.

Вопросы:

1)Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

2)Состав и структура налоговых  органов, формы и методы налогового  контроля.

3)Налоговые проверки, их виды.

 

Вопрос 1.

Участниками налоговых отношений  в соответствии с законодательством о налогах и сборах являются организации, физические лица, федеральная налоговая служба(и её подразделения), таможенные органы, государственные и местные органы исполнительной власти, министерства финансов РФ, финансовые органы субъектов федерации и муниципальных образований, юридические и физические лица в соответствии с налоговым кодексов могут быть налогоплательщиками, плательщиками сборов а также могут являться налоговыми агентами. В российском законодательстве налоговая юрисдикция определяется на основе резидентства, резидентами признаются лица которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в году. Плательщиками налогов и сборов признаются организации физические лица на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговыми агентами являются организации физические лица, в отношении следующих налогов:

1)НДФЛ

2)Налогообложения дивидендов и  доходов от долевого участия

3)НДС с оборотов от реализации товаров, работ, услуг на территории РФ иностранными юридическими лицами не состоящими на налоговом учете. Также доходов от аренды федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципальных образований. Права и обязанности налогоплательщиков определены во 2 разделе 1 части налогового кодекса глава 3. Причем права налогоплательщиков и налоговых агентов идентичны. Они имеют право:

1)Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2)Получать письменные разъяснения  по вопросам применения действующего  налогового законодательства   

3)Имеют право использовать налоговые  льготы, получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит, инвестиционный  налоговый кредит.

4)Имеют право на своевременный  зачет(возврат) излишне уплаченных  налогов и штрафов.

5)Имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через представителя

6)Имеют право присутствовать  при проведении выездной налоговой  проверки

7)Право требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдение  налогового законодательства при  совершении ими действий в отношении налогоплательщиков

8)Имеют право не выполнять  не правомерные требования налоговых  органов, обжаловать их действия, а также требовать соблюдения  налоговой тайны.