Налоги в нашей жизни

Введение

Налоги в нашей жизни  определяют многое, и от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В сложное для нашей  страны время налоги играют немалую  роль в укреплении экономической  позиции России. Налогам отводится  важное место среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. С  помощью налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может  проводить энергичную политику в  развитии наукоемких производств и  ликвидации убыточных предприятий.

В данной работе рассматривается  сущность налогов, виды, их функции  и налоговая система Российской Федерации.

 

 

 

  1. Сущность налогов

Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина -  это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.

Характерными чертами  налога как платежа являются:

    • обязательность;
    • индивидуальная безвозмездность;
    • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
    • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды налогов

Многообразие налогов, различающихся  по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает  необходимость их систематизации и  классификации.

  1. Самым первым и наиболее употребительным до настоящего времени является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к обложению расходов на потребление, на два основных вида - прямые и косвенные.

В соответствии с этим критерием  прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с  конкретного физического или  юридического лица. К прямому налогу относятся налог на доходы физических лиц, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество.

Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Основным преимуществом  прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более  определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в  большей степени соразмеряются  с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно  отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям  и инвестициям при повышении  налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов  связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен  косвенный налог.

Благодаря косвенным налогам  цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе  на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия. Такие косвенные  налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок. Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами. Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.

  1. Помимо деления налогов на прямые и косвенные бывают другие классификации.

Так, например, различают  твердые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в  одинаковом процентном отношении к  объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить  к росту абсолютной суммы поступлений  в бюджет при увеличении доходов  налогоплательщиков.

  1. Также, принята классификация налогов в зависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В соответствии с этим критерием налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), региональные и местные. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступления от налогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях.

 

 

 

  1. Функции налогов

Налоги необходимы для  осуществления государством возложенных  на него функций, создания различных  социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности  народного хозяйства.

Вводя налоги, увеличивая или  уменьшая их, правительство имеет  возможность препятствовать или  содействовать определенным видам  и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению  некоторых товаров.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

Развитие налоговых систем исторически определили три основные функции налогов - фискальную, стимулирующую  и регулирующую.

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  его собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах, что обуславливает контрольную функцию налогов. Благодаря контрольной функции налогов оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Осуществление контрольной  функции налогов, ее полнота и  глубина в известной мере зависят  от налоговой дисциплины. Суть ее в  том, чтобы налогоплательщики (юридические  и физические лица) своевременно и  в полном объеме уплачивали установленные  законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующие многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

В налоговом регулировании  появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги - необходимое звено экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и др. платежей формируются  финансовые ресурсы государства. Экономическое  содержание налогов выражается взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных  финансов.

  1. Налоговая система Российской Федерации

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом  под налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управления России, подчиняется Президенту и  Правительству РФ и возглавляется  руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством.

Под термином « налоговое  законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения  органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции  и федеральных законов и в  пределах полномочий, предоставленных  этим органам Конституцией Российской Федерации.

Законом « Об основах налоговой  системы в Российской Федерации  » впервые в России вводится трехуровневая  система налогообложения.

1. Федеральные налоги  взимаются по всей территории  России. При этом все суммы  сборов от  федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

2. Региональные налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

3. Местные налоги – налог на имущество физических лиц, земельный налог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоги олицетворяют собой  ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием  денежных доходов государства (бюджетных  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения собственных  функций. Как составная часть  экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся  к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо  обусловлены потребностями поступательного  развития общества.

В данной работе раскрыта сущность налогов, их характеристика:

    • обязательность;
    • индивидуальная безвозмездность;
    • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
    • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Также мною были рассмотрены  следующие функции налогов:

Регулирующая. Разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Распределительная. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Благодаря контрольной функции налогов оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

 Наконец, последняя  функция налогов - фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.).

Таким образом, налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической  категорией с устойчивыми внутренними  свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу общегосударственных  потребностей. В основе формирования налоговой системы лежат две  взаимно увязанные методологические посылки: использование налоговых  платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней  и решения фискальных задач государства; использование налогового инструмента  в качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Андриянов В.П., Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. – М.: «ЮНИТИ», 2004, - 335с

  1. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юрайт-М», 2000, – 535с
  2. Бункина М.К., Семёнов А.М. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2003, – 544с
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005, - 861с
  4. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, - 384с
  5. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. Учеб. пособие для вузов. – М.: «Юнити-дана», 2000, - 215с
  6. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. – М.: «Гелио» АРВ, 2005, - 536с
  7. Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – «Минск», 2002, - 304с
  8. Романенко И.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – СПб: « Изд-во Михайлова В.А.», 2003, - 62с
  9. Симкина Л.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер Принт, 2006, – 384с

 

 


Налоги в нашей жизни