Налоги в рыночной экономике
1. Развитие систем налогообложения
Налоговая система появилась с возникновением государства.
Первый этап развития
становления системы
В Европе до ХVII в. развитые системы налогообложения отсутствовали. Но к концу века налоги стали основным источником доходной части бюджета многих государств. Начался второй этап развития налогообложения, связанный с появлением систем, включающих прямые и косвенные налоги. Значительный вклад в развитие финансовой науки на втором периоде внесли английские и немецкие ученые (Т. Гоббс, Д. Локк, Л. фон Секендорф).
Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII в. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно-хозяйственного процесса. Основоположник теории налогообложения — шотландский экономист и финансист А. Смит в 1776 г. издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи А. Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств.
В XIX в. финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться благодаря работам немецких ученых: К. Рау, Ж. Симонд де Сисмонди, К. Маркса и Ф. Энгельса, А. Вагнера, Э. Селигмана и др.
Третий период развития системы налогообложения связан со становлением научно-теоретических воззрений на ее природу. После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. Великая депрессия 1929–1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны финансы использовались в новом качестве — как средство государственного регулирования экономики.
Современный четвертый
этап развития налогообложения
В 80-е гг. ХХ в. получила признание бюджетная концепция А. Лаффера, согласно которой налоговые поступления — это продукт двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Промышленно развитые страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов и стимулирование деловой активности.
Начало 90-х гг. XX в.
— период возрождения и формирования
налоговой системы России. Налоги
заменили существовавшую систему планового
распределения прибыли
Однако до настоящего времени еще не существует идеальных налоговых систем. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования налоговой политики и практические изыскания в отношении эффективной и справедливой методики налогообложения. Этим целям служит в первую очередь знание налоговых теорий.
2. Общие и частные теории налогов
Налоговая теория —
это система научных знаний о
сути и природе налогов, их роли и
значении в жизни общества. Налоговые
теории представляют собой модели построения
налоговых систем государства с
различной степенью обобщения.
Существуют как
обобщенные разработки (общие теории
налогов), так и исследования по отдельным
вопросам налогообложения (частные
теории налогов).
Общие теории налогов
отражают назначение налогообложения
в целом. Ниже дается представление
об общих теориях начиная со средних веков
и до наших дней.
Суть теории обмена
— возмездный характер налогообложения,
т. е. через налог граждане как
бы покупают у государства услуги
по охране, поддержанию порядка и
др. Эта теория соответствовала условиям
средневекового строя с господством
договорных отношений.
Согласно атомистической
теории (основатели — С. де Вобан, Монтескье,
Гоббс, Вольтер, Мирабо), как разновидности
предыдущей, налог — результат договора
между сторонами, по которому подданный
вносит государству плату за различные
услуги. Налоги выступают обязательной
платой общества за мир и выгоды гражданам.
Получается обмен одних ценностей на другие,
хотя подобная сделка не является добровольной
и часто не может считаться справедливой.
В соответствии с
теорией наслаждения (основатель —
Ж. Симонд де Сисмонди) налог есть одновременно
и жертва, и наслаждение. По этому поводу
швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди
писал: «При помощи налогов покрываются
ежегодные расходы государства, и каждый
плательщик налогов участвует таким образом
в общих расходах, совершаемых ради него
и его сограждан. Цель богатства всегда
заключается в наслаждении. При помощи
налогов каждый плательщик покупает ни
что иное, как наслаждения. Наслаждение
он извлекает из общественного порядка,
правосудия, обеспечения личности и собственности.
Наслаждения доставляют также общественные
работы, благодаря которым можно пользоваться
хорошими дорогами, широкими бульварами,
здоровой водой. Народное просвещение,
благодаря которому дети получают воспитание,
а у взрослых развивается религиозное
чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение
ко всем другим наслаждением служит национальная
защита, обеспечивающая каждому участие
в выгодах, доставляемых общественным
порядком».
Теория налога как
страховой премии (основатели —
Дж. Мак-Куххол, А. Тьер) рассматривает
налоги в качестве платежа на случай возникновения
какого-либо риска. В таком ракурсе налогоплательщик
как коммерсант в зависимости от доходов
страхует свою собственность от войны,
стихийного бедствия, пожара и т. д. Или,
согласно иному подходу к этой теории,
налогоплательщик выступает как член
страхового общества и должен уплачивать
страховой взнос пропорционально своему
доходу и имуществу.
Для сторонников
классической теории (основатели —
А. Смит, Д. Рикардо) налоги — один из видов
государственных доходов, которые должны
покрывать затраты по содержанию правительства.
При этом какая-либо другая роль (например,
регулирования экономики) налогам не отводится,
а пошлины и сборы не рассматриваются
в качестве налогов.
Учение о правовом
государстве приводит к появлению
новых теорий, а именно: теории жертвы
(основатели — Н. Канар, Б. Мильгаузен,
Д. Милль) и теории коллективных потребностей
(основатели — Э. Селигман, Р. Стурм, Л.
Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти). Обе теории содержат
идею принудительного характера налога,
трактуя налог как обязанность, вытекающую
из самой сути государственного устройства
общества. Теория жертвы возникла в XIX
в., сохранив свою актуальность и в первые
десятилетия XX в. Теория коллективных
потребностей отразила реалии конца XIX
— начала XX в., обусловленные необходимостью
обоснования роста государственных расходов
и увеличения налогового гнета.
Центральная идея кейнсианской
теории (основатель — Дж. Кейнс) заключается
в том, что налоги являются главным рычагом
регулирования экономики и выступают
одним из слагаемых ее развития. При этом
большие сбережения как пассивный источник
дохода мешают росту экономики и подлежат
изъятию с помощью налогов.
На количественной
оценке денежного обращения основана
теория монетаризма (основатель — М.
Фридман). Согласно данной теории налоги
наряду с иными компонентами воздействуют
на обращение, через них изымается
излишнее количество денег (а не сбережений,
как в кейнсианской теории). Тем самым
уменьшаются неблагоприятные факторы
развития экономики.
В большей степени,
чем две предыдущие, теория экономики
предложения (основатели — М. Бернс,
Г. Стайн, А. Лаффер) рассматривает налоги
как один из важных факторов экономического
развития и регулирования. В соответствии
с этой теорией снижение налогового гнета
приводит к бурному росту предпринимательской
и инвестиционной деятельности. В рамках
данной теории американский экономист
А. Лаффер установил математическую зависимость
дохода бюджета от уровня налоговых ставок.
К частным теориям
налогов относится в первую очередь
теория соотношения прямого и
косвенного налогообложения. Финансовая
наука долго искала ответ на вопрос
каково влиянии прямого и косвенного налогообложения
на создание сбалансированной налоговой
системы. Во второй половине XIX в. ученые
пришли к выводу, что построить сбалансированную
систему можно, лишь сочетая на практике
обе формы обложения, но с преобладанием
его прямых форм.
В основе теории единого
налога лежит мысль, что налоги уплачиваются
из одного источника — доходов. Поэтому
единый налог видится теоретически
более целесообразным, простым и
рациональным, чем взимание множества
отдельных налогов. Однако практика
налогообложения в разных странах
многократно доказала несостоятельность
и неосуществимость данного подхода.
Теории пропорционального
налогообложения базируются на ослаблении
налогового нажима по мере увеличения
объекта налогообложения (налогооблагаемые
суммы). Защитниками этой теории всегда
выступают наиболее имущие классы.
Теории прогрессивного
налогообложения основаны на усилении
налоговой нагрузки по мере роста
доходов и имущественного состояния
плательщика. Считается, что с богатого
гражданина необходимо взимать больше
не только абсолютно, но и относительно.
С точки зрения бедняка налог
должен быть не пропорциональным, а
прогрессивным.
Теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существуют различные разновидности этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.
3. Налоги и бюджетный процесс
Сущность налогообложения
заключается в прямом изъятии
государством определенной части валового
общественного продукта в свою пользу
для формирования бюджета, т. е. централизованных
финансовых ресурсов. По образному
выражению политического
Никакое государство
не может существовать без взимания
налоговых платежей. На исключительное
значение налогов для государства
указывал К. Маркс: «Налог — это материнская
грудь, кормящая правительство. Налог
— это пятый бог рядом с
собственностью, семьей, порядком и
религией».
Налоги и займы
— два определяющих источника
процветания любой страны. От их
соотношения в значительной степени
зависит ее платежеспособность и
общее положение в мировом
сообществе. При недостаточности
налоговых доходов прибегают
к прямым кредитам иностранных государств,
размещению ценных бумаг среди населения
(внутренние заимствования) и выпуску
специальных бумаг для
В различных странах
основную часть доходов бюджета
составляют именно налоги. Так, в США
налоги формируют 90% бюджета, в Германии
— 80%, в Японии — 75%. В России доля
налогов примерно соответствует
мировым показателям.
В федеральном бюджете
2003 г. предусмотрено 93,39% налоговых поступлений.
Бюджет на этот год разработан в
соответствии с Бюджетным кодексом
РФ и является третьим после 2001 г.
бездефицитным бюджетом за последние
десять лет.
Основная задача
по мобилизации доходов в
В России существует
проблема бюджетно-налогового федерализма.
Суть этой проблемы заключается в
определении и понимании
4. Функции налогов
Налоги используются
всеми рыночными государствами
как метод прямого влияния
на бюджетные отношения и
С этих позиций налогообложение
выполняет четыре важнейшие функции,
каждая из которых реализует практическое
назначение налогов.
Фискальная функция
— основная. Она формирует доходы,
аккумулируя в бюджете и
Социальная функция
осуществляется через неравное налогообложение
разных сумм доходов. С помощью данной
функции перераспределяются доходы
между различными категориями населения.
Примерами реализации распределительной
(социальной) функции являются прогрессивная
шкала налогообложения прибыли и личных
доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы
роскоши.
Регулирующая функция
посредством налоговых
Суть регулирующей
функции в том, что налогами облагаются
ресурсы, направляемые на потребление,
и освобождаются от налогообложения
ресурсы, направляемые на накопление производственных
фондов. Поэтому для этой функции выделяют
три составляющие: стимулирующая подфункция,
проявляющаяся через систему льгот и освобождений,
например для сельскохозяйственных производителей;
дестимулирующая подфункция, которая
через повышение ставок налогов позволяет
ограничить развитие игорного бизнеса,
повысить таможенные пошлины, приостановить
вывоз капитала из страны и т. д., и воспроизводственная
подфункция, аккумулирующая средства
на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная функция
позволяет государству
5. Совокупность принципов налогообложения
Принципы налогообложения
— это базовые идеи и положения,
применяемые в налоговой сфере.
В системе налогообложения
Экономические принципы
впервые были сформулированы А. Смитом.
В настоящее время они
Принцип справедливости.
Согласно этому принципу каждый обязан
принимать участие в
сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение).
Принцип соразмерности
предусматривает
Принцип учета интересов
налогоплательщиков рассматривается
через призму двух принципов А. Смита,
а именно: принципа определенности
(сумма, способ и время платежа
должны быть точно известны налогоплательщику)
и принципа удобства (налог взимается
в такое время и таким
Принцип экономичности
базируется еще на одном принципе
А. Смита, согласно которому необходимо
сокращать издержки взимания налога.
По своей сути принцип экономичности
(эффективности) означает, что суммы
сборов по отдельному налогу должны превышать
затраты на его обслуживание, причем
в несколько раз.
Юридические принципы
налогообложения — это общие
и специальные принципы налогового
права. К ним относятся следующие
принципы: а) нейтральности (равного
налогового бремени; б) установления налогов
законами; в) приоритета налогового закона
над неналоговым; г) отрицания обратной
силы налогового закона; д) наличия в законе
существенных элементов налога; е) сочетания
интересов государства и субъектов налоговых
отношений. Суть этих принципов будет
раскрыта далее в гл. 4.
Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают: а) единство налоговой системы; б) подвижность налогообложения; в) стабильность налоговой системы; г) множественность налогов; д) исчерпывающий перечень налогов. Совокупность организационных принципов будет рассмотрена в гл. 7.
6. Политика налогов:
современные проблемы и
После Второй мировой
войны и в последующие годы в ряде зарубежных
стран были проведены налоговые реформы.
Сегодня опыт этих государств со сложившейся
рыночной экономикой позволяет выявить
общие закономерности развития налоговых
систем.
Стимулирование частного
предпринимательства в 50–70-е гг.
решалось с применением универсальных
налоговых рычагов, в том числе
путем предоставления налоговых
льгот инвесторам, предприятиям добывающих
отраслей, транспорту, авиастроению, при
экспорте продукции и услуг, на проведение
НИОКР.
Начало 80-х гг. почти
повсеместно было отмечено либерализацией
систем подоходного налога, снижением
налоговых ставок с одновременным
расширением налогооблагаемой базы
и сокращением льгот.
Реформирование систем
косвенного налогообложения осуществлялось
через уменьшение таможенных пошлин,
снижение уровня акцизных сборов, придание
универсального значения и усиления
роли налога на добавленную стоимость
(НДС), который в 70–80-е гг. стал заменять
налог с оборота.
В конце 80-х–начале
90-х гг. ХХ в. ведущие страны мира
провели налоговые реформы, направленные
на ускорение накопления капитала и
стимулирование деловой активности.
Это нашло выражение в снижении
ставок корпорационного налога.
В результате проведенных
налоговых реформ наметились две
важные тенденции фискального
В послевоенный период
появились и стали динамично развиваться
еще два направления: гармонизация налоговых
систем и гармонизация налоговой политики.
Тенденции гармонизации охватили основные
показатели налоговых систем, налоговое
право различных стран, проблемы международного
двойного налогообложения и антиналогообложения
и налогообложение инвестиционной деятельности.
В 1993 г. был разработан
документ, выполняющий роль мирового
налогового кодекса, который определял
современное понимание
Высокое налоговое
бремя в развитых странах привело
к применению оффшорных механизмов
в международном