Налоги зарубежных стран. НДФЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1 Налоги зарубежных стран……………………………………………………3

2 Налог на доходы физических  лиц…………………………………………..10

Список использованных источников…………………………………..……..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоги зарубежных стран

Роль налоговой системы  государства в регулировании  экономики.

Для современных стран  характерно расширенное и усиленное  вмешательство государства в  различные сферы экономической  жизни. Разницу составляет лишь в  степени этого вмешательства. В  США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония находится на среднем  уровне. Основными инструментами  государственного регулирования является финансовое воздействие на предприятия  и индивидуальных предпринимателей через налоговую политику.

Осуществляя это воздействие, государство ставит для себя следующие  цели:

- достижение постоянно устойчивого экономического роста;

- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

- обеспечение определённого минимального уровня доходов населения;

- создание системы социальной защищённости граждан, в первую очередь, инвалидов и пенсионеров;

- достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности.

Основные функции финансово-бюджетного механизма государства.

Налоги успешно осуществляют функции регионального, экономического и социального развития и внешнеэкономических  связей. При всей множественности  и значимости налогооблагаемой базы, правительство развитых стран будет  склонно к минимизации налогов  или, точнее, к их оптимизации.

Основные направления  воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс  расширения воспроизводства следующие:

- прямое субсидирование  предприятий в виде дотаций  или возврата ссуд

- государственные инвестиции  в экономику;

- реализация значительной  части товаров и услуг через  систему государственных закупок,  т.к. государство выступает на  рынке в качестве крупного  потребителя продукции;

- налоговое регулирование,  включает местные налоги и  налоговые льготы.

Финансовое воздействие  на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает, прежде всего, для региональных рынков с  высокой концентрацией производства и населения. Т.к. чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности ведёт  к обострению проблем окружающей среды, ресурсообеспечения.

В основе сдерживающих мер  со стороны государства и местных  органов управления лежит дополнительная налогооблагаемая база или лицензирование предприятий. Дополнительная налогооблагаемая база применяется в Нидерландах, Японии, Германии, Лицензирование осуществляется в Великобритании, Франции, Италии.

Уровень налогообложения  в мировой экономике.

По уровню налогового бремени  все страны условно можно разделить  на две группы:

- юрисдикции с высокими налогами;

- юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикции с высоким  уровнем налогообложения относятся  большинство стран с развитой экономикой и развивающиеся государства. Ставки налога на прибыль и индивидуального  подоходного налога составляют примерно 30-60%, а ставка налога на распределение  прибыли в форме процентов  и дивидендов от 15% до 35%. В данных странах существует также жёсткая  процедура создания компаний, контроль финансовой отчётности, а в случае нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и  уголовные санкции.

Юрисдикции с низкими  налогами называются «налоговыми гаванями». Они в свою очередь делятся  на 3 вида:

1.   Юрисдикции без  прямых налогов на доходы физических  и юридических лиц, называемые  также «чистыми налоговыми гаванями»  или «безналоговыми юрисдикциями».  В странах данной группы для  компаний определённых типов,  для определённых видов доходов  и имущества физических лиц  отсутствуют налоги на доходы, на прибыль, на распределение  прибыли, на наследство, дарение,  собственность. Уровень косвенных  налогов весьма незначительный. К странам без прямых налогов  относятся: Андорра, Бермудские, Каймановы, Фарерские, Багамские  острова.

2.   Юрисдикции с  низким уровнем прямых налогов  – ставка налога на прибыль  индивидуального подоходного налога  для определённых категорий налогоплательщиков  здесь менее 30%, а в некоторых  случаях не превышает 10%. К странам  данной группы относятся: Британские  острова, Израиль, Швейцария, Венгрия,  Лихтенштейн. В данную группу  также входят юрисдикции, дающие  полное освобождение от налогов  только для зарубежных доходов  своих физических и юридических  лиц (Коста-Рика, Гон-Конг, Либерия,  Малайзия).

3.   Юрисдикции с  высокими налоговыми ставками, которые  предоставляют налоговые преимущества  некоторым типам компаний. Некоторые государства с развитой экономикой с целью привлечения зарубежных инвестиций и стимулирования внешнеэкономической деятельности применяют для компаний, ведущих такую деятельность особый порядок налогообложения. Кроме льготных ставок налога на прибыль страны этой группы снижают налоги на распределение доходов. Сюда относятся: Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Люксембург.

Следует отметить, что «налоговые гавани» допускают упрощённую процедуру  отчётности физических и юридических  лиц перед налоговыми органами, в  ряде юрисдикций сокрытие и неуплата налогов и доходов не считается  уголовным преступлением.

Предотвращение злоупотреблений  в использовании налоговых соглашений.

Для предотвращения махинаций, связанных с заключением международных  налоговых соглашений, законодательства стран с развитой экономикой, содержат специальные положения, препятствующие злоупотреблениям в использовании  международных налоговых соглашений.

Некоторые направления борьбы с налоговыми злоупотреблениями  отражены в соответствующих разделах этих соглашений:

1.   Анализ структуры  систематических участий в капитале  компаний. Право пользователя налоговых  соглашений гарантируется компании  только в том случае, если она  полностью или в значительной  степени контролируется резидентами  того государства, в котором  она создана.

2.   Отказ от возможности  использования соглашений. Холдинговые  компании и компании, в которых  национальное законодательство  предоставляет значительные льготы  по налогообложению (например, по  отношению к их деятельности  применяется пониженная налоговая  ставка) не включены в перечень  субъектов, на которых оно распределяется.

3.   Не уклонение  от уплаты налогов. Возмещение  использования налоговых соглашений  ограничивается при условии, что  доход налогоплательщика подвергается  налогообложению по крайней мере  в одном из государств, подписавших  соглашение.

4.   Недопустимость  создания проводящих компаний. Запрещается  получать от налоговых соглашений, когда часть доходов корпораций  уплачивается холдинговыми компаниями, не является резидентом ни  в одном из договорившихся  государств.

5.   Добросовестное  ведение коммерческой деятельности. Для того, чтобы получить преимущества  по налоговым соглашениям компания  должна иметь внутрифирменную  структуру и совершать внешнеэкономические  сделки. Сделки исходят из коммерческих  целей, мотивируя получение прибыли,  а не минимизацию налогов.

6.   Барьер в отношении  «налоговых гаваней». Данный барьер  заключается в отказе от заключения  международных налоговых соглашений  с «налоговыми гаванями» без  прямых налогов, т.е. юрисдикции  «промежуточных компаний внутрифирменной  структуры».

Уклонение от уплаты налогов  и масштабы фискальных преступлений.

Основой фискальных преступлений является уклонение от уплаты налогов, совершаемое с нарушением налогового законодательства.

Налоговое право даёт определение  налоговым правонарушениям как  «противоправные, виновные действия или  бездействия, ведущие к неисполнению или исполнению не надлежащим образом  обязанностей, нарушение прав и законодательных  интересов участников налоговых  отношений, за которые устанавливается  юридическая ответственность».

Уклонение от уплаты налогов, в основном, связано с сокрытием  доходов, а так же предоставлением  налоговой и финансовой отчётности, незаконного использования налоговых льгот или несвоевременной уплаты налогов. Главным критическим отличаем уклонения от уплаты налогов от различных способов налогового планирования является нарушение действующего налогового законодательства, не зависимо от того умышленно или неумышленно это делается.

С этой точки зрения налоговое  планирования предполагает предоставление информации об объекте налогообложения  таким образом, чтобы предусмотренные  законом льготы использовались в  полном объёме.

Уклонение от налогообложения  представляет значительную общественную опасность:

1.   Государство недополучает  бюджетные средства, в связи с  чем сокращается финансирование  государственных программ.

2.   Неплательщики налогов  оказываются в более выгодном  положении по сравнению с законопослушными  налогоплательщиками с точки  зрения рыночной конкуренции  и могут провоцировать своими  действиями других субъектов  экономической активности.

3.   При широком распространении  фискальных преступлений ведущих  к дефициту доходной части  бюджета, государство может компенсировать  нехватку средств введением новых  налогов, либо увеличить ставки  действующих налогов и сборов.

Применительно к экономике  стран, находящихся в фазе спада  или кризиса уклонение от уплаты налогов может стать одним  из способов выживания для предпринимателей.

 Характер налоговых  правонарушений и ответственность  за их совершение.

Применительно к деятельности налогоплательщиков можно выделить следующие виды налоговых правонарушений:

1.   Налоговые правонарушения  против обязанностей по уплате  налогов.

2.   Налоговые правонарушения  против контрольной функции налоговых  органов (связаны с несвоевременной  регистрацией в налоговых органах,  воспрепятствованием действующим  налоговым органам по контролю  за деятельностью субъектов).

3.   Налоговые правонарушения  против ведения бухгалтерского  учёта, составление и предоставление  бухгалтерской отчётности (нарушение  правил ведения бухгалтерского  учёта, недостоверность данных  бухгалтерской и финансовой документации).

4.   Налоговые правонарушения  против системы гарантии, выполнения  обязанностей налогоплательщика  (незаконное открытие банковских  счетов, нарушение кассовой дисциплины).

При выявлении случаев  нарушения налогового законодательства по отношению к неплательщикам налогов  могут быть применены следующие  санкции:

- меры оперативного реагирования;

- приостановление операций  по банковским счетам;

- финансово-правовые санкции  (взыскание всей суммы не уплаченных  налогов, штраф за сокрытие  доходов);

- меры административной  ответственности (штрафы с должностных  лиц компаний, физических лиц  за нарушение налогового законодательства);

- меры уголовной ответственности  (сумма уклонения от налогообложения  более 60000 налогов).

Налоговые риски в современном  бизнесе.

При ведении ВЭД среди  всех возможных рисков можно выделить и налоговые риски. Они могут  быть связаны с изменением  в  налоговой политике данной страны, введением новым форм обложения, изменением ставки подоходного налога, введением новых таможенных пошлин, отменой налоговых льгот и  т.д.

Налоговые риски не страхуются и чисто условно их можно разделить  на предсказуемые, которые можно  предусмотреть, зная тенденции в  налоговой теории и налоговой  политике, и непредсказуемые, которые  часто связаны с политическими  причинами.

  1. Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства. В Российской Федерации НДФЛ является федеральным налогом и на основании  ст.13 НК РФ обязателен к уплате на территории всей страны. С 1 января 2002 года НДФЛ в  полном объеме остается в распоряжении региональных и местных бюджетов для выполнения поставленных перед  ними социальных задач.

НДФЛ является прямым налогом, поскольку конечным его плательщиком является получившее доход физическое лицо. Источником налога является специальным  образом определенный доход налогоплательщика - физического лица, выраженный в  денежной форме .

НДФЛ предполагает большой  спектр налоговых льгот: изъятие, т.е. выведение из-под налога отдельных  объектов налогообложения, скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы, возврат  ранее уплаченного налога, и налоговые  санкции: взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы, взыскиваемые по основаниям, определяемым Налоговым Кодексом и другими нормативными документами .

Из существующих трех способов взимания налога («кадастрового», «по  декларации» и «административного (у источника)») – два последних  применяются в практике взимания налога на доходы физических лиц.

Из существующих трех методов  взимания налога (наличного, безналичного и в виде гербовой марки) – два  первых применяются в практике взимания НДФЛ .

НДФЛ стабильно занимает четвертое место после единого  социального налога, НДС и налога на прибыль и является основой  доходной части бюджетов субъектов  Российской Федерации и, еще в  большей степени, местных бюджетов.

В настоящее время порядок  взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ, в которой даны определения  элементов состава налога, при  отсутствии которых налог не считается  установленным.

В соответствии со статьей 210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов  налогоплательщика, полученных им как  в денежной, так и в натуральной  форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также  доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Налоговый период, согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ - это календарный  год или иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год.

Налоговые вычеты – это  суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой  базы для исчисления налога налоговым  агентом или налоговым органом. Налоговые вычеты, действующие с 1 января 2001 года, установлены в фиксированных  суммах.

По ранее действовавшему Закону «О подоходном налоге с физических лиц» размеры предоставляемых вычетов  зависели от размеров МРОТ. Расходы, принимаемые  в качестве налоговых вычетов, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются  в рубли по курсу ЦБ РФ, установленную  на дату фактического осуществления  расходов.

В соответствии с НК РФ плательщики  налога на доходы физических лиц имеют  право на следующие налоговые  вычеты :

Схема 2.1 Вычеты по налогу на доходы физических лиц

Если сумма налоговых  вычетов в данном налоговом периоде  окажется больше суммы доходов, в  отношении которых предусмотрена  налоговая ставка в размере 13%, подлежащих налогообложению за этот же налоговый  период, то применительно к этому  налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ

Согласно пункту 1 статьи 53 НК РФ, налоговая ставка – это  величина налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Налоговая  ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде размера  процента, который следует применить  к налоговой базе при исчислении суммы налога.

Порядок взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ и  составляет 13% в отношении всех видов  доходов. Исключение составляют доходы, полученные в виде дивидендов (облагаются по ставке 9%), доходы лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации (облагаются по ставке 30%), доходы в виде выигрышей в конкурсах, играх  и других рекламных мероприятиях, превышающие сумму 2000 рублей, и некоторые  другие виды доходов (облагаются по ставке 35%).

Ставка налога, которую  надо применить при исчислении налога, зависит не от размера дохода, а  от вида дохода. Статья 210 НК РФ содержит специальную оговорку, что налоговая  база определяется отдельно по каждому  виду доходов, в отношении которых  установлены различные налоговые  ставки.

Порядок исчисления налога на доходы с физических лиц предусматривает  определение суммы налога путем  умножения налоговой базы на соответствующую  ставку, выраженную в долях единицы.

Общую формулу определения  величины налога можно представить  в следующем виде:

(налоговая база) = (объект  налогообложения в денежном выражении)  – (налоговые вычеты);

(налог на доходы физических  лиц) = (налоговая база) х (ставка  налога в процентах) / 100

Особенностью взимания НДФЛ является то, что его могут исчислять  и уплачивать как налоговые агенты, так и сами налогоплательщики.

На сегодняшний день порядок  уплаты НДФЛ в бюджет един для всех субъектов Федерации, его устанавливает  статья 226 НК РФ. Налоговые агенты - организации, индивидуальные предприниматели и  постоянные представительства иностранных  организаций в РФ перечисляют  налог в региональный бюджет по месту  своей регистрации и по местонахождению  своих обособленных подразделений.

В пункте 2 статьи 226 НК РФ содержится перечень ряда доходов, являющихся исключением  из данного положения, т.е. определены ситуации, когда источник выплаты  дохода не несет функции налогового агента. Это:

·  доходы, полученные физическими  лицами от предпринимательской деятельности;

·  доходы от частной практики частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой  в соответствии с действующим  законодательством;

·  доходы физического  лица по договорам гражданско-правового  характера, заключенных с другим физическим лицом, не являющимся налоговым  агентом;

·  доходы физических лиц  – налоговых резидентов РФ, полученные от источников за пределами Российской Федерации;

·  доходы, по которым на налогового агента не возложена обязанность  удержания налога, например, при  продаже физическим лицом собственного имущества;

·  доходы, при выплате  которых у налогового агента нет  возможности удержать налог (например, при выплате доходов в натуральной  форме).

Законодательством устанавливаются  четкие правила исчисления, удержания  и перечисления налога для налогового агента:

·  налог по ставке 13% исчисляется  нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке;

·  налог по ставкам 30% и 35% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику;

·  исчисление налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов;

·  удержание исчисленного налога производится налоговым агентом  только из фактически выплачиваемых  налогоплательщику денежных сумм. При  этом сумма удержания не может  превышать 50% от общей суммы выплаты;

Исчисление сумм налога производится ежемесячно нарастающим итогом с  начала года с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Удержание  начисленной суммы налога осуществляется при фактической выплате денежных средств налогоплательщику. Налоговые  агенты обязаны перечислять суммы  начисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения  в банке наличных денежных средств  на выплату дохода .

Налоговая Декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками  не позднее 30 апреля следующего за налоговым  периодом года. В налоговых декларациях  указываются все полученные в  налоговом периоде доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы  фактически уплаченных авансовых платежей, суммы, подлежащие доплате или возврату из бюджета.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, и исчисляется  по итогам налогового периода применительно  ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится  к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более  округляются до полного рубля.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с  учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику  дохода. При этом убытки прошлых  лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают  налоговую базу. Уплата налога производится налогоплательщиком по месту его  жительства в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым  периодом.

Объект налогообложения  и налоговая база

Под объектом налогообложения, согласно статье 209 НК РФ, понимается доход, полученный налогоплательщиком:

·  от источников в Российской Федерации или от источников за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами  РФ;

·  от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

В соответствии со статьей 41 первой части НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая  в случае возможной ее оценки в  той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

В Налоговом Кодексе РФ установлен перечень доходов, подлежащих налогообложению.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

·  дивиденды и проценты, полученные от российской организации, индивидуального предпринимателя  или иностранной организации  в связи с деятельностью ее постоянного представительства  в России;

·  доходы, полученные в  РФ от авторских или смежных прав;

·  доходы от сдачи в  аренду имущества, находящегося в РФ;

·  доходы от реализации:

- недвижимого имущества,  находящегося в РФ

- в РФ акций или иных  ценных бумаг, а также долей  участия в уставном капитале  организации

- прав требования к  российской или иностранной организации  в связи с деятельностью ее  постоянного представительства  на территории РФ

- иного имущества находящегося  за пределами РФ и принадлежащие  физическому лицу.

·  Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей выполненную  работу, оказанную услугу в РФ

·  Пенсии, пособия, стипендии  и т.д. выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством  или иностранной организацией в  связи с деятельностью ее постоянного  представительства на территории РФ.

·  Доходы от использования  любых транспортных средств , включая  морские или воздушные суда, трубопроводы, линии электропередач и беспроводной связи, средства связи, компьютерные сети и т.п.

·  другие доходы, полученные в результате деятельности в РФ. Расшифровка доходов физических лиц, полученных от российских и иностранных  источников, дана в статье 208 НК РФ.

К источникам за пределами  Российской Федерации относятся  иностранные организации, не имеющие  постоянных представительств (филиалов) в России.

Дивидендом в целях  налогообложения (статья 43 НК РФ) признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении  прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов  по привилегированным акциям), по принадлежащим  акционеру (участнику) акциям (долям). Она  распределяется пропорционально долям  акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам также относятся  любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных  государств.

Не признаются дивидендами:

·  выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или  натуральной форме, не превышающие  взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал  организации;

·  выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации  в собственность.

Особенности обложения налогом  на доходы физических лиц от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, рассматриваются  статьями 214, 275 и 284 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ в перечень доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, включаются государственные пособия по временной  нетрудоспособности, в том числе, пособие по уходу за больным ребенком. Для исчисления налога сумма пособия  учитывается в составе доходов  того месяца, за который это пособие  выплачивается.

Налоговые вычеты, основания  для их применения

Налоговые вычеты - это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при  определении налоговой базы для  исчисления налога налоговым агентом  или налоговым органом.

Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц установлены  в фиксированных суммах. Их величина не связана с какими-либо фактическими расходами налогоплательщика.

Налоги зарубежных стран. НДФЛ