Назначение автомобильных систем освещения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Повышение комфортности автомобилей, улучшение их технических и эксплуатационных характеристик приводит к необходимости  постоянного улучшения качества приборов электрооборудования и  совершенствования их конструкций.

Целью контрольной работы является закрепление теоретических  знаний и приобретение практических навыков расчетов, и оформления полученных результатов.

Задачи:

    • Построить скоростную характеристику стартера n=f(I), рассчитать для этого не менее 6 точек;
    • На характеристике показать точки холостого хода, пуска и номинального режима;
    • Воспользовавшись приведенной вольт – амперной характеристикой аккумуляторных батарей при заданной температуре по полученным параметрам стартера определить емкость батареи и указать ее тип.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

1.1. Назначение автомобильных систем освещения

 

Система освещения и сигнализации предназначена для автономной системы  освещения автомобиля, для освещения  пути 2-х или 4-х фарной системой, для  установки средств автосигнализации, которые должны обеспечивать участников движения информацией о характере  движения (торможение, разгон, стоянка), о совершаемом маневре (поворот, обгон), о виде транспортного средства, его габаритах, а так же о его  принадлежности (освещение номерного  знака).

В минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех легковых и грузовых автомобилей  входят: габаритные огни - 2 передних и 2 задних; 2 сигнала торможения, расположенные  сзади; мигающие указатели поворота - 2 передних, 2 задних и боковые; фонарь освещения номерного знака. Некоторые  категории автомобилей согласно принятым правилам должны иметь следующее  дополнительное светосигнальное оборудование: контурные огни для грузовых автомобилей; опознавательные огни; огонь преимущественного  проезда. К необязательным сигнальным огням, установка которых допускается, относятся: задний противотуманный огонь; стояночный огонь; дополнительный сигнал торможения; боковые (маркировочные) огни; фонарь заднего хода; указатель траектории. Различают светосигнальные приборы с активной светотехнической системой и пассивные - светоотражатели. По условиям применения и степени видимости приборы разделяют на следующие:

  1. приборы ночного применения - габаритные,  контурные, опознавательные, боковые и стояночные огни с силой света от 2 до 12 кД;
  2. приборы круглосуточного применения - сигналы торможения, указатели поворота и аварийная сигнализация с силой света 200-700 кД.

Многообразие функций, выполняемых  светосигнальными приборами, требует, наряду с решением задач определения  наиболее рационального светораспределения для каждого вида сигнального прибора, их размещения на транспортном средстве, нормирования углов видимости сигнальных огней, решения вопросов цветового различия. Передние огни – белые, задние – красные. Коммутационная аппаратура системы освещения и световой сигнализации включает в себя главный переключатель света, реле переключателя света, переключатель указателя поворота, различного рода выключатели.

Головные фары автомобиля.

Головное освещение должно обеспечивать достаточную видимость  дороги и объектов на ней как при  ближнем свете, так и при дальнем  свете. По способу   реализации системы светораспределения на автомобили устанавливают двух– или четырехфарную систему. По форме оптических элементов фары бывают круглыми или прямоугольными (ГОСТ 3544-95). Система освещения (европейская) конструктивно обеспечена следующим образом: нить дальнего света имеет подковообразную форму у обычных ламп типа А 12-45+40 (по ГОСТ 2023-95) и цилиндрическую у галогенных ламп типа Н4 и сориентирована вдоль оптической оси отражателя так, чтобы вершина подковы или край цилиндра нити накала размещался в фокусе отражателя. При этом нить накала ближнего света цилиндрической формы, экранированная снизу металлическим экраном, срезанным с левой стороны под углом 15, выдвинута вперед и поднята вверх относительно оптической оси отражателя. Двухфарная система имеет небольшую потребляемую мощность, малый занимаемый объем, низкую себестоимость и технологичность (тип ФГ-140, ФГ-105). Четырехфарная система состоит из четырех фар, установленных попарно как горизонтально, так и вертикально. Наружные и верхние фары всегда являются двухрежимными. Внутренние и нижние являются фарами только дальнего света. При включении дальнего света работают все четыре фары. Четырехфарная система освещения обладает следующими достоинствами: -   позволяет распределить режимы дальнего и ближнего света по двум типам фар, что избавляет от компромиссности конструкции; - значительно улучшает дальний свет. Противотуманные фары (тип Ф 119, ФГ 120, ФГ 152) предназначены для улучшения видимости при движении в тумане, снегопаде и других метеорологических условиях. Светораспределение противотуманных фар различное, общим является низкое расположение этих фар конструкция круглая или прямоугольная. В качестве источников света обычные и галогенные лампы типа А-12-35, H1, Н2 и НЗ-АКГ24-90. Современные стандарты допускают выполнение рассеивателя белого или желтого цвета (ГОСТ 6964-92). Фары рабочего освещения тракторов применяют по ГОСТ 7742-97.

Светосигнальные огни.

Габаритные огни предназначены  для обозначения габаритов транспортных средств в ночное время суток  или при плохой видимости по ГОСТ 8769-95. Режим работы - длительный, с  небольшой мощностью, обычно 5 Вт. Для  автомобилей длиной более 6 м предусмотрена  установка боковых габаритных огней  оранжевого цвета, дублирующие боковые светоотражатели. Сигналы торможения предназначены для предупреждения других участников движения о замедлении хода или остановки автомобиля. Сигналы должны быть хорошо видны днем, поэтому при ночном движении сила света их вызывает слепящее действие. Указатели поворота и их боковые повторители предназначены для сигнализации о предстоящем и выполняемом маневрах транспортного средства, идущим впереди, сзади и навстречу автомобилям. Нормативные характеристики этих огней определяются их заметностью при ярком солнечном освещении днем и отсутствии ослепления и дискомфорта у других участников движения в ночное время суток.

Коммутационная  аппаратура.

Главный переключатель света  предназначен для перехода от габаритного  освещения передних фонарей на ближний  свет фар или с ближнего света  фар - на дальний свет. Этим же целям  служит ножной переключатель света  на грузовых автомобилях. Реле переключения света фар применяют для подключения мощных нитей лампы к источнику напряжения. Например, РС711 - электромагнитное реле с кривошипно-кулисным механизмом переключения. Для включения противотуманных фар применяется реле РС527. Переключатель указателей поворота типа П105А устанавливается на рулевой колонке под рулевым колесом и действует полуавтоматически. Для легковых автомобилей устанавливают комбинированный переключатель, который состоит из переключателя указателей поворотов, переключателя света фар, переключателя стеклоочистителя и омывателя фар, выключателя звукового сигнала.

Применяют указатели поворота с прерывателями, например, П105 с  прерывателем РС57, контактно-транзисторные  прерыватели указателей поворотов  типа РС950, РС951, РС951А, РС950Е, РС950И. Выключатели  стоп-сигнала могут быть: с гидравлическим приводом; с пневматическим приводом. Выключатель ламп заднего хода устанавливается  на крышке коробки передач и работает при включении задней передачи. Предохранители предназначены для отключения защищаемой электрической цепи или прибора  от источников тока при коротких замыканиях и перегрузках. Применяют плавкие  и термобиметаллические предохранители. При увеличении нагрузки на 50% свыше номинальной плавкие предохранители за время не более 1 мин. расплавляются, а термобиметаллические предохранители при увеличении нагрузки на 50% свыше номинальной отключают цепь за время не более 20 с.

Основные неисправности  и их устранение.

Вся система освещения  не работает. Причиной неисправности  может быть обрыв провода общего для всех приборов освещения или  отключения предохранителя системы  освещения из-за короткого замыкания  в цепи. Необходимо убедиться в  отсутствии обрыва или определить место  короткого замыкания.

  • Не горят отдельные лампы. Чаще всего это происходит при перегорании нитей ламп, при плохом контакте в патроне лампы, переключателях, выключателях, на соединительных панелях, при обрыве или отсоединении провода.
  • Частое перегорание нитей накала ламп происходит при повышении регулируемого напряжения в системе электроснабжения, а также при сильной вибрации ввиду слабого крепления лампы в патроне. Регулируют регулятор напряжения или закрепляют винты крепления.
  • Уменьшение силы света приборов освещния. Причиной этого может быть загрязнение отражателя и рассеивателя оптического элемента, потемнение колбы лампы, плохой контакт лампы в патроне, окисление контактных пластин в выключателях и переключателях.
  • Основные неисправности указателей поворота. Нарушение регулировки прерывателя, что вызывает изменение частоты миганий света и даже сваривания контактов; перегорания одной из сигнальных ламп вызывает в зависимости от степени натяжения струны реле или очень частое мигание включенной лампы, или прекращение вибрации контактов прерывателя.

1.2. Структурные,  функциональные и принципиальные электрические схемы

Схема электрическая структурная (Э1).

Схема электрическая структурная  определяет основные функциональные части  изделия (элементы устройства, функциональные группы), их назначение и связи. Построение схемы должно давать наглядное представление  о взаимодействии всех функциональных частей изделия.

Все функциональные части  на схеме изображают в виде прямоугольников  или условных графических обозначений (рисунок 1.1) с указанием типа элемента/устройства и/или документа (ЕСКД, ГОСТ, ТУ или стандарт предприятия), на основании которого этот элемент/устройство применен. Направление хода процессов, происходящих в изделии, обозначают стрелками на линиях их взаимосвязи.

 

Рисунок 1.1 – Структурная  схема приемника прямого усиления

 

В случае большого количества функциональных частей допускается  вместо наименований, типов и обозначений  проставлять порядковые номера справа от изображения или над ними, как  правило, сверху вниз в направлении  слева направо с их расшифровкой в таблице, помещаемой в документе. Однако использование порядковых цифровых обозначений ухудшает наглядность  схемы в силу того, что необходимо запоминание перечня таблицы. Для  указания технических характеристик  функциональных частей на схеме помещают поясняющие  надписи, таблицы, диаграммы формы токов и напряжений, указания параметров в характерных точках схемы (величины токов, напряжений, математические зависимости).

Схема электрическая функциональная (Э2).

На функциональной схеме  изображают функциональные части изделия (элементы, устройства и функциональные группы) и связи между ними. Для  сложного изделия разрабатывают  несколько функциональных схем, поясняющих происходящие процессы при различных  предусмотренных режимах работы. Количество функциональных схем, разрабатываемых  на изделие, степень их детализации  и объем помещаемых сведений определятся  разработчиком с учетом особенностей изделия. Графическое построение схемы  должно наглядно отражать последовательность функциональных процессов, иллюстрируемых схемой. Действительное расположение в изделии элементов и устройств  может не учитываться.

Функциональные части  и связи между ними изображают в виде УГО, установленных стандартами ЕСКД (рисунок 1.2). 

 

Рисунок 1.2 - Схема усилителя постоянного тока 

 

Отдельные функциональные части  на схеме допускается изображать в виде прямоугольников. В этом случае части схемы с поэлементной детализацией изображают по правилам выполнения электрических  принципиальных схем, а при укрупненном  изображении функциональных частей – по правилам выполнения структурных схем (рисунок 1.3) с указаниями в документе:

  • позиционных обозначений функциональных групп, устройств и элементов, соответствующих им на принципиальной схеме, и/или их наименований в перечне;
  • типов;
  • обозначений документов, на основании которых функциональные части  были использованы;
  • технических характеристик функциональных частей;
  • поясняющих надписей, таблиц, диаграмм и рабочих параметров в характерных точках.

Наименования, типы и обозначения  функциональных частей рекомендуется  размещать внутри прямоугольников. Сокращенные или условные наименования должны содержать пояснения на полях  схемы.

На рисунке 1.3 по правилам выполнения электрических структурных схем показаны микрофонный усилитель А1, задающий генератор G1, умножитель частоты U1, усилитель мощности A2 с антенной WA1, а по правилам выполнения электрических принципиальных схем – модуль фазового модулятора. 

 

Рисунок 1.3 - Функциональная схема передатчика

 

Принципиальная  схема, принципиальная электрическая схема — графическое изображение (модель) с помощью условных графических и буквенно-цифровых обозначений (пиктограмм) связей между элементами электрического устройства.

Принципиальная схема, в  отличие от разводки печатной платы не показывает взаимного (физического) расположения элементов, а лишь указывает на то, какие элементы с какими соединяются. Обычно, при разработке радиоэлектронного устройства, процесс создания принципиальной схемы является промежуточным звеном между стадиями разработки функциональной схемы и проектированием печатной платы.

В ГОСТ 2.701-2008 принципиальная схема определяется как «схема, определяющая полный состав элементов и связей между ними и, как правило, дающая детальное представление о принципах  работы изделия».

 

 

 

 


Назначение автомобильных систем освещения