Назначение бизнес плана

1. Назначение бизнес-плана  и его функции

Опыт многих преуспевающих  компаний промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его  жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим, если не главным  условием их выживаемости, экономического роста и процветания. На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, а также текущее  планирование. Особое значение придается  бизнес-плану, который представляет собой документ, содержащий обоснование  действий, которые намечается осуществить  для реализации какого-либо коммерческого  проекта или создания нового предприятия.

Бизнес-план выполняет, по крайней  мере, девять основных функций, как  внешних (познакомить с нашим  предприятием представителей делового мира), так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия, а именно: хорошо оформленный бизнес-план стандартизирует процесс ознакомления с нашим предприятием; наличие бизнес-плана - обязательное требование со стороны цивилизованного рынка; привлечение денег для развития нашего дела (партнерство, инвестирование, кредитование, лизинг) невозможно без материала, содержащегося в бизнес-плане; бизнес-план чисто психологически вызывает ощущение, основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца; процесс планирования заставляет нас адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые действия; возможность в самом начале обнаружить те проблемы развития предприятия, которые могут перерасти в серьезные препятствия и существенно осложнят нашу работу; мы придаем своему бизнесу целенаправленность, т.е. четко определяем конечные и промежуточные цели; составляя бизнес-план, мы приобретаем инструмент контроля и управления, позволяющий планомерно продвигать наше предприятие к поставленным целям; бизнес-план - прекрасный инструмент самообучения и основа для сопоставления с фактическими достижениями.

2. Структура бизнес-плана, определенная стандартами UNIDO

В настоящее время в  международной практике методика подготовки бизнес-плана определена стандартами UNIDO. Ими руководствуются большинство  иностранных и российских инвесторов.

UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) - международная организация, которая занимается выработкой стратегии экономического развития стран с переходной экономикой

В соответствии с этими  стандартами структура бизнес-плана  должна включать в себя следующие разделы:

1. Резюме

Резюме - это самостоятельный  рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме - это единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные  инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно  поместить в резюме краткую и  ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки  погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.

2. Описание предприятия и отрасли

В данном разделе описываются: общие сведения о предприятии, финансово-экономические показатели деятельности предприятия, структура управления и кадровый состав, направления деятельности, продукция, достижения и перспективы, отрасль экономики и ее перспективы, партнерские связи и социальная активность

3. Описание продукции  (услуг)

Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление  товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг).

Информация данного раздела  призвана убедить инвестора в  существовании рынка сбыта для  Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население).

Среди потребительских характеристик  товара выделяются такие, как внешний  вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.

5. Производственный  план

В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый  объем сбыта, прямые (переменные) и  общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости  продукции, смета текущих затрат на производство.

6. Организационный  план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая  группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или  возможные поддержка и льготы, организационная структура и  график реализации проекта, механизм поддержки  и мотивации ведущих руководителей.

7. Финансовый план

Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических  расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости  продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники  финансирования, рассчитывается таблица  расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.

8. Эффективность  проекта

Указывается значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта

9. Риски и гарантии

Показываются предпринимательские  риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнёрам и инвесторам

10. Приложения

Приложения способствуют разгрузке основного текста, от подробностей, и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы: подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.); характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения); подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции); показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.); раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.); обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.); подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы). подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.) Предлагаемая структура достаточно универсальна и может быть применима к любому проекту - как для внутреннего развития, так и для привлечения инвесторов.

При разработке проектов в  каждой конкретной отрасли могут  вноситься дополнительные разделы  бизнес-плана, отражающие специфику отрасли и конкретного проекта.

Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчётные  показатели. Если бизнес уже существует определённое время, то в план включаются отчётные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий год.

Бизнес-план для организаций  с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, - это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы  бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом.

Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что  вместо развёрнутого плана производства в нём кратко излагается планируемый  перечень услуг (работ), которые будут  предоставляться. На первом месте здесь - описание условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение  прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетная часть

Задача№1 Определение конкурентоспособности  продукции

 

Набор свойств изделий  и их ведомость (%%)

Свойства

 
  1. Дизайн

43

  1. Состав материалов

19

  1. Функциональность

12

  1. Качество изготовления

20

  1. Торговая марка

6

Итого:

 

Оценка свойств изделий  в баллах

Свойства

Проектируемая продукция (П)

Продукция конкурента (К)

  1. Дизайн

4

5

  1. Состав материалов

5

4

  1. Функциональность

5

5

  1. Качество изготовления

4

5

  1. Торговая марка

3

5


Оценочные показатели по каждому  свойству каждого изделия расчитываются как произведение балла по данному свойству на его вес.

Свойства

Веса свойств

Оценка в баллах

Оценочные показатели

П

К

П

К

  1. Дизайн

43

4

5

1,72

2,15

  1. Состав материалов

19

5

4

0,95

0,76

  1. Функциональность

12

5

5

0,60

0,60

  1. Кач. Изготовления

20

4

5

0,80

1,00

  1. Торговая марка

60

3

5

0,18

0,30

Итого:

100

   

4,25

4,81


Таким образом мы выяснилислабые и сильные стороны проектируемого изделия по сравнению с товарами конкурентов. Соотношение оценочных показателей используется в маркетинговом плане при формировании цены на проектируемое изделие.

4025 : 4,81 =0,88

Зная цену изделия конкурента, можно ориентировочно определить цену проектируемого изделия. Так, если цена конкурента составляет 1100руб., цена проектируемого изделия должна быть не выше

Розничная цена одного изделия  на товар конкурента 1,100

1100 * 0,88 = 968

В заключительной части задачи нужно определить цену проектируемого изделия, используя соотношение  показателей и цену товаров-конкурентов.

Задача №2 Определение  емкости рынка

Определение емкости рынка  изделий и целесообразность создания предприятия по их производству в  данном регионе

 

Показатели

Ед. измерения

 

Численность потребителей в  регионе

Тыс. чел.

1200

Норма душевого потребления

Шт/человека в год

2,1

Мощность местных предприятий

Тыс. шт.

1020

2Ввоз аналогичных товаров  в год

Тыс. шт.

400

Вывоз продукции из региона

Тыс. шт.

300


 

 Создавая новое предприятие  или расширяя действующее, предприниматель  должен знать, найдет ли сбыт его продукция в регионе, в котором предполагается реализовывать данную продукцию. Чтобы выяснить это, необходимо расчитать емкость рынка и определить наличие дефицита данного товара. Величина дефицита является ориентиром для определения вновь создаваемой мощности. Если дефицит отсутсвует и рынок насыщен данной продукцией, создавать новые мощьности нецелесообразно.

Емкость рынка определяется как произведение нормы душевого потребления и численность потребителей в данном регионе. Норма душевого потребления – это количество изделий данного вида, которое  покупает в среднем в год каждый потенциальный потребитель 

Е = N*Ч

Дефицит товара определяется по сл. Формуле

Д = Е – МП – Вв + Выв,

Е = 2,1 * 1200 = 2520 тыс.шт.

Д = 2520 – 1020 – 400 + 300 = 1400 тыс. шт.

Вданном регионе имеет место дефицит данной продукции, целесообразно создание нового производства; мощьность этого производства не должна превышать 1400 тыс. шт.

Задача №3 Расчет потребности в оборотном капитале

Оборотный капитал обеспечивает непрерывность процессов производства и обращения.  Потребность в  оборотном капитале определяется нормами  запаса, выраженными в днях, и  расходом в день.

Потребность в ОК частично покрывается кредиторской задолженностью, образующейся в результате предоставления отсрочки платежей при покупке сырья, материалов, комплектующих изделий и топлива. Норма запаса в днях означает тот минимальный период времени в днях, в течении которого планируется выпускать продукцию без дополнительного подвоза материалов, не прерывая производственный процесс.

На момент начала функционирования проектаобычно имеется кредиторская задолженность но отсутствует дебиторская.

Позиция

Р т. Руб.

N дни

Норма запаса, тыс. руб.

Материалы

     

А

150

10

1500

Б

20

20

400

В

3

5

15

Покупные комплектующие

8

10

80

Топливо

1,5

20

30

Невозвратная тара

0,2

20

4

Незавершенное производство

90

-

90

Готовая продукция на складе

200

5

1000

Продукция отгруженная, но неоплаченная

40

10

400

Кредиторская задолженность

500

 

500

Необходимый оборотный капитал

   

3519

Итого чистый оборотный капитал

   

3019


 

Задача №4 Выбор варианта амортизации

Определить, какой вариант  амортизации оборудования – линейный или ускоренный – наиболее эффективен для предприятия. Известно, что амортизационные  отчисления включаются в себестоимость  продукции. После реализации продукции  амортизационные отчисления остаются в распоряжении предприятия и  формируют финансовый результат  предприятия в качестве составляющей фонда накопления.

Финансовый результат, который  складывается из чистой прибыли и  амортизационных отчислений. В задаче необходимо сопоставит результат при  линейном и ускоренной амортизации и выбрать тот вариант, при котором финансовый результат выше.

Исходные данные

 

Показатели

Л

У

Выручка от реализации т. Руб.

1000

1000

Стоимость оборудования, т. Руб.

980

980

Норматив АО %%

10

20

Себестоимость продукции

800

898


 

Расчет

№ п/п

 

Линейная амортизация

Ускоренная амортизация

1

Выручка от реализации т. Руб.

1000

1000

2

Стоимость оборудования, т. Руб

980

980

3

Норматив АО %%

10

20

4

Себестоимость продукции

800

898

5

Амортизационные отчисления тыс. руб.

98

196

6

Прибыль предприятия, т. Руб.

200

102

7

Налог на прибыль

48

2405

8

Чистая прибыль, тыс.руб.

152

77,5

9

Финансовый результат, тыс. руб.

98+152=250

77,5+196=273,5


 

Расчеты показывают, что  при ускоренной амортизации финансовый результат на 273,5-250=23,5 тыс. руб. выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назначение бизнес плана