Назначение диверсификации



Microsoft

[Введите название документа]

[Введите подзаголовок документа]

 

Екатерина

[Выберите дату]


 

 

[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]

 


Содержание:

 

1Назначение диверсификации.

2 Институционализация стратегии

3 Задача

Список использованных источников


1Назначение диверсификации.

Диверсификация (от лат. diversus — разный и facere — делать) — 1) расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства; 2) распределение вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход. Такую диверсификацию именуют диверсификацией кредитов; 3) материальная диверсификация — освоение новых форм и сфер деятельности.

Цели и мотивы диверсификации производства

Развитое рыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства.

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

Способствовало разработке стратегии диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство.

Причины переориентации предприятий на стратегические вопросы, по мнению Р.Кунца, не поддаются однозначному определению3. Такого же мнения придерживаются и другие исследователи. Авторы выдвигают ряд наиболее распространенных обоснований, определяющих ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, необходимость расширения сфер приложения капитала4. Утверждения справедливы не потому, что свидетельствуют о недостаточной теоретической и практической проработке вопроса, а потому, что, во-первых, цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и возможностей предприятия (схема 1) и, во-вторых, привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Так, финансовые возможности убыточных, средних и преуспевающих предприятий диктуют различные стратегии от "просто выжить" до образования стратегических альянсов. Выделение средств на социальные цели и благотворительную деятельность свидетельствует о том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются в сторону формирования доброго имени и марки фирмы.

Диверсификация прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. В таблице показана эволюция соответствующих идей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран.

Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности.

Анализ результатов англоязычных исследований позволяет нам выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов предпринимательской деятельности.

На предприятиях отечественной промышленности и в отраслях экономики в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации производства. Поэтому в России мы будем наблюдать не эволюционный характер развития явления, что имело место в мировой практике, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах.

Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. В основе диверсификация — стремление капиталистических фирм устоять в условиях неравномерного развития экономики: быстрого роста одних отраслей, упадка или стагнации (застоя) других.

Наибольшее развитие процесс диверсификации получил начиная с середины 50-х гг. 20 в. диверсификация развивается в промышленности, на транспорте, в строительстве, финансовой сфере США, стран Западной Европы, Японии. Характер определяется социально-экономическими особенностями данной страны. Вместе с тем на её развитие влияют и некоторые общие факторы (относящиеся ко всем странам): научно-техническая революция, борьба за высокие прибыли, необходимость изыскивать сферы для приложения своих накоплений, милитаризация экономики, конкурентная борьба, боязнь отстать от технического прогресса. В результате диверсификации фирмы, и в особенности монополии, приобретают многоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами — электронику, химию.

Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства — производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижает расходы этих компаний, в частности и на исследования, которые часто приводят к изобретениям, далёким от специализации фирм. Перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные происходит через диверсификацию минуя традиционный рынок капитала. Функция учредительства постепенно переходит к фирмам, которые, диверсифицируя своё производство, пытаются застраховать себя от возможных неудач и банкротств, хотя начинания фирм часто кончаются неудачей. Процесс диверсификации ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых компаний; число таких поглощений в США в 1968 (2268) в 8 раз превысило среднее число их за 1950—54. Большинство из них носило конгломератный характер. Концерны США проникают в сферу услуг, в строительство, торговлю земельными участками, в издательское дело, участвуют в разработке системы обучения, купле-продаже информации, сдают оборудование в аренду. Рассчитывая получить государственные заказы, они берутся за проектирование работ по сносу трущоб, планировке городов, за очистку воздуха и воды населённых мест и др. Под влиянием диверсификации структура фирм меняется: из специализированных они превращаются в многоотраслевые комплексы. Так, стальные фирмы производят, помимо стали, другие металлы и материалы, прежние производители жестяных банок изготовляют тару из разнообразных материалов. Некоторые фирмы ставят своей задачей внедрять новую технику, заниматься изобретательством и использовать изобретения.

 

 

                           


2 Институционализация стратегии

                    Институционализация стратегии - процесс правового и организационного закрепления системного подхода, обеспечивающего сбалансированность и общее направление роста организации. Полная институционализация стратегической деятельности — процесс длительный и дорогостоящий.

Поэтому такая глубокая институционализация осуществляется только тогда, когда руководство фирмы намерено вложить основную массу средств в стратегическую деятельность.

В тех же случаях, когда стратегические изменения не столь значительны, приемлемым вариантом может стать частичная институционализация. Это означает развитие стратегического мышления у ответственных управляющих, что позволит им своевременно улавливать возникновение стратегических явлений, создавать управленческий потенциал, содержащий в себе целевые группы для реагирования на стратегические проблемы, рассмотрения стратегических проблем и оценки стратегических позиций фирмы. Степень институционализации определяют два фактора: доля бюджета фирмы, которая направлена на цели стратегического развития, и природа спонтанных явлений во внешней среде. Управленческий потенциал для временного реагирования на эпизодические спонтанные явления требует значительно меньшей степени институционализации стратегических проектов, чем система для оценки позиций фирмы.

Стратегические проекты могут быть институционализированы на фирме с помощью ряда связанных между собой мер, которые все вместе защищают стратегическую работу от отвлечении на текущие производственные задачи.

Перечислим эти меры:

 

Введение системы двойного управления, при которой управление и контроль за стратегическими проектами отделены от системы производственного контроля.

Стратегический контроль за перспективой, а не за прошлой деятельностью.

Вознаграждение за стратегическую деятельность должно принять форму поощрения предпринимательской деятельности и рискованных решений.

Разделение фирмы на производственную группу, занятую оптимизацией прибыли, и группу стратегического развития, занятую разработкой новых видов бизнеса.

Концентрация усилий высшего руководства на стратегическом развитии фирмы.

Вовлечение в стратегическую деятельность всех управляющих, которые будут нести ответственность за внедрение изменений. Информирование всех участников.


3 Задача

Имеются две сравнимые по масштабам деятельности фирмы, одна из которых выпускает хлебобулочные изделия, а другая — различные виды электронного оборудования. Следует определить общие черты отличия внутрифирменного стратегического планирования.

Начнем со структуры баланса. К примеру, на хлебобулочном заводе доля сырья и материалов должна быть больше, чем на фирме по электронному оборудованию, и предприятию необходимо составлять планы в этом направлении, оборачиваемость ОА должна быть наименьшей, цепочка товар-деньги-товар в случае хлебобулочных изделий должна находиться около периода в пару дней, иначе производство будет не эффективно, на предприятии электроники этот процесс  будет несколько больше, при этом предприятие не теряет эффективность. Для 1 предприятия вообще может не быть такой статьи в балансе как: результаты исследований и разработок, нематериальные активы, и оно может нормально функционировать. Для 2 предприятия, если оно не будет постоянно разрабатывать свою продукцию, вводить инновации в производство, то оно потеряется среди конкурентов, данная продукция морально устаревает в очень короткие сроки.Готовая продукция для первого предприятия в идеале должна отсутствовать в балансе. Для второго- это вполне нормальное явление. И предприятиям необходимо работать в данном направлении, проводить успешные маркетинговые программы, искать подходяхих кредиторов, заключать с ними долгосрочные договора на поставки.

Планирование продукции. Для первого предприятия необходимо ориентироваться на текущее потребление товаров, на спрос, и желательно не впускать продукции больше этой планки, иначе оно может понести убытки в результате порчи ценностей, в данном случае продукции, для второго предприятия выпуск продукции может ориентироваться как на текушие продажи, так и на потенциального покупателя, которого можно выявить, например, после исследования сегментов рынка.


Список использованных источников

1. Петросов А.А. Стратегическое планирование и прогнозирование: Учебник (ГРИФ). – М.: МГГУ, 2007. – 464 с.

2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник (ГРИФ). – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.

3. Планирование на предприятии: Шпаргалка. – М.: РИОР, 2007. – 128 с.

4. Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контролинг. Краткий курс: Учебник. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.

5.Велесевич В.И., Лихтерман С.С,, Ревазов М.А. Планирование на горном предприятии: Учебник. – М.: МГГУ, 2006. – 405 с.

6. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник (ГРИФ). – 2-е изд., испр. и доп. – М.ИНФРА-М, 2005. – 400 с.

 

2

 



Назначение диверсификации