Назначение экономиста в обществе

 
 
 

      РЕФЕРАТ

по  дисциплине: «Введение в специальность»

           тема: Назначение экономиста в обществе 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила:

      

      

                                                    Проверила:
 
 

                                      

                 
 
 
 
 

                                                          Содержание: 

  • Цель исследования
  • Задачи исследования
  • Объект исследования
  • Предмет исследования
 

Введение…………………………………………………………………………….4

I. Понятие экономист……………………………………………………………….5

  1. Чем занимается экономист.

  2. Плюсы и минусы профессии.

  3. Где работает экономист. 

II. О карьере экономиста сегодня………………………………………………….6

   1. Ипостаси экономической деятельности.

   2. Современные тенденции в науке, чиновничестве и бизнесе.

   3. Экономист и проблема материального благосостояния.

   4. Личность и экономика. 

III. Мифы - зачем нужны экономисты: ……………………………………………17

1. Россия вполне может обойтись без экономистов международного уровня.

2. Социальные и экономические реформы нужно реализовывать быстро и без раздумий.

3. С помощью межстрановых исследований экономического роста можно обосновать любую экономическую политику.

4. Экономисты умеют давать точные прогнозы на несколько лет вперед. Нет пользы от этих прогнозов. 

Заключение. 

Список  используемой литературы.          

 

 
 
 
 
 

  • Цель  исследования: анализ современного состояния проблемы выбора профессиональными экономистами сферы приложения своих сил.
 
  • Задачи  исследования:

a) узнать роль и место экономиста в современном обществе.

b) узнать пути и возможности реализации экономистом профессионального и творческого потенциала.

     

  • Объект исследования: назначение экономиста в обществе.
 
  • Предмет исследования: статьи, книги, газетные вырезки помогающие понять назначение экономиста в современном обществе.
 
 
 

 

                               
 

                                                Введение. 
 
 

Профессия экономиста стала не только одной  из самых нужных, но и одной из самых распространенных - почти во всех странах мира когорта экономистов является, пожалуй, наиболее многочисленной. Кроме того, чрезвычайно разрослась и усложнилась собственно экономическая наука.

Каковы, учитывая сложившуюся ситуацию, роль и место  экономиста в современном обществе, а также пути и возможности  реализации его профессионального и творческого потенциала? Попытаемся разобраться в этих вопросах, исходя из личного опыта, объективных тенденций мирохозяйственного развития и субъективного восприятия формирующегося жизненного пространства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Понятие экономист

1.Чем  занимается экономист

Экономист- специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам.

Экономистами  называют как ученых (то есть специалистов в области экономической науки), так и практиков, которые работают в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью.

Экономистом также  называют человека, который пишет  статьи и иные материалы по экономической  политике. 

Экономист осуществляет экономический анализ хозяйственной  деятельности организации, разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов, более рациональному использованию всех видов ресурсов. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимым для проведения работ (услуг), исследований и разработок в освоении новой  техники и технологии.

2. Плюсы и минусы профессии. 

Плюсы профессии:

  • Экономисты были и остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда.
  • Высокая заработная плата. От $ 400 до 1500 и выше.

Минусы  профессии:

  • Одно из основных требований работодателя к кандидатам - опыт работы на аналогичных должностях.
  • Прежде чем вы станете высококлассным специалистом, способным давать точные прогнозы и эффективные рекомендации, пройдет не один год.

3. Где работает экономист.

Выпускники  находят применение своим знаниям  и на производстве, и в бизнесе, и в финансовой сфере, и в науке. Но по статистике около 50 % предпочитают банки или консалтинговые компании.

  
II. О карьере экономиста сегодня.

1.ИПОСТАСИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В последнее  время практически каждый экономист (имеется в виду дипломированный  специалист, обладающий, по крайней  мере, минимальным объемом соответствующих  знаний) оказывается перед выбором - какое из трех довольно четко обозначившихся направлений приложения сил выбрать: академическую науку, государственную службу или коммерческую деятельность. Принятое им решение автоматически определяет выбор профессионального кредо. Наличие же подобных альтернатив имманентно самой природе экономической дисциплины. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

История развития экономической мысли свидетельствует, что любой сколько-нибудь значительный экономист "метался" между чистой наукой, чиновничеством и коммерцией. Многим удалось попробовать себя во всех трех сферах, отдавая предпочтение той или иной из них на разных этапах жизни. Это и естественно, поскольку экономическая наука возникла в результате сложного переплетения бытовых, производственно торговых проблем с нуждами национальных правительств. Как отмечал еще К. Маркс, исторически первыми экономистами были чаще всего "коммерческие и государственные люди". К настоящему времени каждое из трех упомянутых направлений превратилось в самостоятельное, а зачастую и совершенно автономное поле деятельности, что значительно ужесточает проблему субъективного выбора. Если человек пошел по одному из путей, перескочить на другой ему становится все труднее. Проблема усугубляется еще и тем, что и наука, и государственная служба, и коммерция имеют свои плюсы и минусы, взвесить которые на практике оказывается не так просто.

Рассмотрим, прежде всего, сферу бизнеса. Общие и  специальные знания экономических  процессов дают экономисту-профессионалу  очень неплохие шансы для быстрой адаптации в любой конкретной области частного предпринимательства. Перед ним открывается перспектива работы в хорошо оплачиваемых структурах: банках, страховых и аудиторских фирмах, торговых и финансовых компаниях, промышленных корпорациях и т.д. Работа в подобных учреждениях, как правило, позволяет со временем накопить полезный опыт, организовать собственное дело и нажить приличный капитал, что, в свою очередь, открывает широкие возможности, касающиеся удовлетворения бытовых и творческих потребностей. Кроме того, работа в частном секторе предполагает достаточно большую личную и профессиональную свободу, весьма динамичный образ жизни, а это чаще всего несомненное благо. Оборотной стороной перечисленных плюсов оказываются слишком напряженный ритм жизни, неустойчивость достигнутого положения, различного рода постоянные риски.

Основной козырь государственной службы - благоприятные  условия для карьеры, в частности, для того, чтобы занять видное общественное положение, получить существенные властные полномочия, неплохое денежное вознаграждение и значительные социальные льготы. Целый ряд престижных чиновничьих ниш предполагает интересную творческую работу в министерствах финансов, экономики, иностранных дел, внешних экономических связей, в Центральном банке, Государственной налоговой службе, Налоговой полиции и т.д. Безусловно, позитивными факторами являются интенсивные профессиональные контакты, благодаря которым наращиваются обширные личные связи, а также участие в конкретных проектах и мероприятиях, что дает ощущение причастности к важным делам. Наконец, государственная служба, как правило, обеспечивает высокую стабильность жизни и максимальную социальную защищенность. Что касается главных минусов, то это невысокая заработная плата, рутинные операции на нижних должностных уровнях, зависимость карьеры от политической конъюнктуры и воли руководства, жесткая регламентация действий чиновника и как следствие - отсутствие достаточной личной свободы. Среди плюсов науки отметим следующие:

  • 1. Научная деятельность - это всегда поиски истины, что сопряжено с повышенной объективностью в восприятии и оценке окружающего мира. Если зашоренность приносит человеку очевидный вред, то способность смотреть на мир открытыми глазами, наоборот, делает его более жизнеспособным, ибо, как известно, любое знание - сила.  
  • 2. Научная деятельность стимулирует к максимальному интеллектуальному саморазвитию и самосовершенствованию. Накопление интеллектуального капитала фактически означает постоянный рост адаптационных возможностей индивидуума, позволяет лучше и быстрее "переваривать" происходящие события, принимать правильные решения.  
  • 3. Серьезные научные изыскания предполагают высокую степень творчества. Если рутинный труд ведет к деградации личности, то творческие порывы придают жизни смысл, разнообразят ее.  
  • 4. Глубокое погружение в "пучину" научной деятельности позволяет ощутить романтику и своеобразие конкретной дисциплины. Колорит науки проявляется в ее специфическом метаязыке, экзотической терминологии, логических хитросплетениях, техническом оснащении рабочего места, в научных дискуссиях и т.п.  
  • 5. Научная деятельность имеет эстетическую сторону. Красота в науке может воплощаться в безупречности логической линии, в изяществе построенной модели, в компактности записанной формулы, в изысканности научного стиля, в богатстве и сочности используемого языка. Все это вызывает у ученого позитивные эмоции, которые продлевают жизнь, украшают ее.  
  • 6. Научная деятельность априори интернациональна и предполагает широкие "горизонтальные" контакты, придающие работе исследователя необходимую насыщенность и динамизм. Человеческое общение (в том числе на профессиональной почве) - одно из величайших достижений цивилизации, делающее жизнь более гармоничной. В науке помимо прямого личного контакта (семинары, конференции, симпозиумы и т.п.) возможен косвенный контакт (изучение литературы, переписка), доступный почти всем представителям научной когорты.  
  • 7. Исследовательская деятельность предполагает высокую степень интегрированности в общее дело, формируя мощные "вертикальные" связи. Действительно, ученый находится как бы посредине единого научного процесса: полученные им результаты базируются на более ранних достижениях коллег и, в свою очередь, служат основой для дальнейших изысканий и новых открытий. Ощущение сопричастности к построению современного, поистине ошеломляющего научного здания подключает человека к общему источнику энергии и придает ему силы для продвижения вперед. Кроме того, включенность в общее дело в науке предполагает особые отношения между поколениями, которые можно охарактеризовать как связь "бенефактор-бенефециарий" (или, что примерно то же самое, "учитель-ученик"). Возникает преемственность поколений, идет постоянная взаимная творческая подпитка "старых" и "молодых" научных страт.

Любая научная  дисциплина занимается отысканием законов, которые являются не чем иным, как  отношениями между сущностями. Последние  неизменны (или, по крайней мере, весьма стабильны); любое знание о них  незыблемо и, следовательно, с ценностной точки зрения - нетленно. Таким образом, попытка ученого докопаться до глубинной сути сложных феноменов - своего рода подвиг. Общество, как правило, не остается в долгу, и исследователь, получивший выдающиеся результаты в своей области, достигает славы и почитания. Его имя вписывается золотыми буквами в анналы науки, его идеи и открытия используются следующими поколениями. Формируется "именная" наука, в которой теоремы, уравнения, неравенства, геометрические кривые, методы, алгоритмы, а также целые теории, доктрины, концепции и методологические парадигмы носят имена своих создателей. Как говорил А. Шопенгауэр, славу можно стяжать двумя способами: необыкновенными деяниями и необыкновенными творениями. Понятно, что научные результаты относятся к разряду творений и обладают серьезным преимуществом перед любыми деяниями, а именно: "деяния проходят, а творения остаются". Не следует думать, однако, что "работа с вечностью" доступна лишь отдельным счастливчикам. В настоящее время, когда большинство наук активно использует метод моделирования, к вечности может приобщиться почти каждый исследователь. Очевидно, что такая возможность и ее осознание придают человеку жизненную мудрость, делают его счастливым.

В качестве отдельной, четвертой, ипостаси экономической  деятельности можно выделить политику, являющуюся, по словам В.И. Ленина, концентрированным выражением экономики. Действительно, каждый политик действует во имя удовлетворения экономических интересов определенных социальных групп. По сути дела, он варится в гуще сложных экономических проблем, для чего необходима специальная профессиональная подготовка. Но все же политика "вторична" по отношению к частному предпринимательству, чиновничеству и науке, она лишена кадровой самостоятельности, в нее приходят либо из бизнеса, либо из сферы государственной службы, либо из науки. Таким образом, эти сферы экономической деятельности, помимо всего прочего, служат своего рода плацдармами для продвижения в политические круги. Разумеется, возможности, которые они предоставляют для такого продвижения, неодинаковы, но, тем не менее, все три являются реальными источниками кадровой подпитки политической верхушки.

"Вторичность"  политической жизни, а, следовательно, и политической карьеры вытекает и из того факта, что сама она "делается" в недрах крупного бизнеса. В этом смысле политики - лишь марионетки в руках финансовых и промышленных магнатов. Этот вывод справедлив для всех времен и народов, для всех стран и континентов. Таким образом, отдать предпочтение какой-то одной из рассмотренных выше сфер экономической деятельности весьма непросто.

2. Современные тенденции  в науке, чиновничестве и бизнесе.

Тотальная глобализация всех сторон общественной жизни привела  к тому, что сейчас многие профессиональные ниши предъявляют к тем, кто их представляет, совершенно иные требования, нежели ранее. Данный процесс в равной степени затрагивает как экономическую науку, так и коммерцию, и государственную службу. Какие качественные сдвиги здесь происходят?

Начнем с чиновничества. Эта сфера сегодня приобрела, пожалуй, слишком детерминированный характер. Карьера государственного служащего уже, как правило, мало зависит от широты мышления человека, его способности находить нетривиальные решения: в значительной степени отпала сама потребность в таких решениях. Все они хорошо известны, и проблема заключается лишь в том, чтобы правильно их комбинировать и в нужное время выдавать корректные управленческие результаты. Сюда же следует отнести и возрастающую "скованность" человека в выборе рациональных управленческих стратегий, которые заранее известны и весьма немногочисленны. Более того, эффективность большинства регулирующих воздействий зависит не столько от самих решений, сколько от способов и механизмов их практической реализации. Такая тенденция затрудняет саму деятельность конкретного чиновника и ее объективную оценку, в связи, с чем он все больше и больше превращается в маленький винтик огромной государственной машины, под которую надо подстраиваться. Не будет преувеличением утверждать, что главное качество, необходимое современному чиновнику, - это дисциплина.

Для примера  сошлемся на дипломатию (в том числе  экономическую), роль которой ныне заметно  снизилась. Даже деятельность спецслужб  на фоне их номинальной легализации  теперь жестко регламентирована. Наиболее ответственные решения принимаются коллегиально, путем многократного обсуждения.

Другая тенденция  заключается в том, что вмешательство  государства в естественный ход  экономического развития все чаще становится минимальным и носит лишь корректирующий характер - излишняя чиновничья активность причиняет сегодня скорее вред, нежели пользу. Подобный регулятивный либерализм приводит к профессиональной "зажатости" чиновника и не позволяет в полной мере проявиться тому потенциалу (в том числе и творческому), который изначально заложен в сфере государственной службы.

Третья тенденция, характерная для современного чиновничества, состоит в усилении его кастовости. Государственный аппарат предъявляет  все более высокие требования к своим кадрам, особенно в том, что касается специального образования. Многие ведомства имеют собственные высшие учебные заведения, куда ограничен приток стороннего контингента. Практически все высшие эшелоны государственной службы заполняются людьми, вышедшими из соответствующих кругов и имеющих фамильные личные связи и поддержку. В ряде случаев формируются в значительной степени изолированные от внешнего мира чиновничьи страты и касты, воспроизводящиеся за счет молодежи из тех же семей. Такое ограничение доступа кадров извне приводит к деградации самого чиновничества.

Серьезные сдвиги наблюдаются и в сфере экономической  науки. Прежде всего постепенно исчезает возможность проявить себя на ее поприще, что напрямую связано с теми глобальными  изменениями, которые произошли  за последнее столетие в общественной жизни. Уменьшился разрыв между учеными-интеллектуалами и остальной частью населения. Если во времена И. Ньютона и Г. Лейбница человек, владеющий аппаратом дифференциального исчисления и умеющий выводить формулы, был большой редкостью и воспринимался как воплощение живой экзотики на фоне почти необразованной массы ремесленников и крестьян, то ныне этим никого не удивишь - любой школьник ловко манипулирует элементарными формулами, а хороший студент в состоянии самостоятельно вывести новые, достаточно серьезные математические зависимости.

Мистический фимиам научного знания рассеялся; наука стала  обыденным занятием. При этом ее масштабы возросли до такой степени, что она превратилась в отдельную  отрасль народного хозяйства. Численность  людей, занятых индустрией нового знания, достигла столь впечатляющих размеров, что говорить об уникальности интеллектуального труда теперь неуместно. Кроме того, подавляющее большинство действительно серьезных научных достижений являются сейчас итогом работы многих коллективов, а не отдельного человека. Это обусловлено глобальностью и сложностью современных научных задач, необходимостью изучения огромного массива специальной литературы, параллельного осуществления разнородных научных операций (постановка проблемы, сбор информации и ее обработка, построение моделей, подготовка программного обеспечения, содержательный анализ и т.п.). Подобные качественные сдвиги в научной сфере привели к исчезновению гениев как определенного сословия. Чтобы в наши дни сделать по-настоящему эпохальное открытие, нужно обладать поистине нечеловеческими талантами и работоспособностью. Неудивительно, что людей, готовых к подобным экспериментам, становится все меньше.

Еще одна современная  тенденция - "автономизация" экономической  науки, отрыв от реальной жизни. Экономика все больше отходит от практических проблем и превращается в "вещь в себе". Можно сказать, что экономическое знание сейчас во многом развивается по принципу "наука ради науки" по аналогии с известным лозунгом "искусство ради искусства". Подобное вырождение идет по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, многие современные научные разработки фактически никому не нужны. Сегодняшняя экономическая наука на 99% состоит из формул, теорем, диаграмм и теорий, большинство из которых явно не имеет смысла, а ценности и подавно. Еще В. Леонтьев сетовал по этому поводу, утверждая, что в результате бурного развития экономической мысли "король оказался голым".

Другой нобелевский  лауреат по экономике М. Алле называл  тенденцию к математизации экономической науки засильем "дикой эконометрики". По его мнению, мы являемся свидетелями нового схоластического тоталитаризма, основанного на абстрактных априорных концепциях, оторванных от какой бы то ни было реальности; своего рода "математического шарлатанства", против которого выступал Дж. М. Кейнс. Неудивительно, что достаточно широкое распространение получила точка зрения, согласно которой современная мировая экономическая мысль находится в глубоком кризисе. Считается даже, что многочисленные направления в рамках этой дисциплины являются одинаково ложными. Вполне обоснованным и весьма близким к истине представляется еще одно утверждение: экономическая наука никакого отношения к практической жизни не имеет, это лишь некое абстрактное поле битвы, где сталкиваются и реализуются личные амбиции ученых-интеллектуалов от экономики. Во-вторых, формируется когорта экономистов, которые не могут дать никакого дельного совета ни частным фирмам, ни государственным структурам, ни отдельным лицам. Сейчас в порядке вещей, когда профессора экономики ведущих университетов страны оказываются невостребованными из-за отсутствия у них полезной научной специализации и каких-либо конструктивных знаний, когда кандидаты и доктора экономических наук вынуждены полностью переквалифицироваться. В ряде случаев экономисты, работающие в академических учреждениях, помимо основной деятельности, занимаются консультированием частных фирм и государственных структур. Однако это, скорее, исключение из правила, нежели норма.

Сложившееся положение  подрывает статус и престиж экономической науки и отнюдь не способствует желанию пополнить ее ряды. К сказанному надо добавить, что практически полностью исчерпаны возможности последней с точки зрения удовлетворения личных амбиций исследователей. Главная причина - "переполненность" данной отрасли знания выдающимися результатами и великими именами. Уже сейчас в активе экономики около 40 нобелевских лауреатов, каждый из которых представляет собой поистине колоссальную фигуру. Знакомство с трудами только одного такого "монстра" для рядового ученого проблематично, охватить же все накопленное в экономической науке прости немыслимо. В свою очередь, сделать что-либо значительное в данной сфере можно, лишь опираясь на работы великих предшественников; в противном случае это будет очередное изобретение колеса. Кстати, Нобелевская премия по экономике присваивается каждый год, следовательно, примерно через 30-35 лет число лауреатов удвоится, и нормальный человек вряд ли сможет запомнить даже их имена, не говоря уже о тщательном изучении творчества.

Примечательно, что проблема избыточности информации породила весьма показательную тенденцию: легче решить поставленную проблему заново, чем отыскать имеющееся решение в море специальных статей. И еще одна немаловажная деталь: чтобы получить признание в экономической науке, нужно прожить долго (М. Алле, например, стал нобелевским лауреатом в возрасте 77 лет). В этом нет ничего удивительного - экономическое знание требует всестороннего осмысления, длительной апробации и обкатки новых идей. Однако вряд ли такие перспективы могут подхлестнуть тщеславие человека, стоящего перед выбором сферы деятельности.

Главное же в другом. Даже если кому-то и удастся ценой титанических усилий ворваться в число научных лидеров, то его имя и идеи, по всей видимости, просто затеряются среди множества аналогичных имен и идей. Человек в лучшем случае может рассчитывать на определенное место в узком научном направлении среди чрезвычайно узкого круга специалистов. Но тогда правомерно задать вопрос: стоит ли класть жизнь ради такого нелепого результата и столь иллюзорной славы? К сожалению, большинство людей ответят отрицательно, а это означает, что наука лишается одного из мощнейших стимулов к развитию.

Ученые-экономисты часто испытывают информационный голод. Призванная осмысливать процессы, протекающие  в реальной жизни, экономическая  наука должна постоянно подпитываться  соответствующими сведениями. Однако, как правило, она получает пищу для осмысления либо с большим запозданием, либо в урезанном виде. Впрочем, иначе и не может быть - в противном случае кабинетный экономист должен превратиться в коммивояжера. Сказанное справедливо как для исследовательских центров, так и для университетов. В этом смысле сферы бизнеса и чиновничества таят в себе значительно больше возможностей для получения информации, стимулирующей научную экономическую мысль. Действительно, практически все федеральные ведомства являются, прежде всего, банками уникальных данных, которые человеку со стороны недоступны. Например, министерства и федеральные подразделения собирают и обрабатывают интереснейшую информацию, большая часть которой предназначается для чисто служебного пользования. Между тем она могла бы быть исходной (или конечной) пищей для размышлений. Кроме того, упомянутые государственные структуры в курсе всех возникающих практических проблем, что является непосредственным импульсом к поиску решений, в том числе научных.

В сфере же бизнеса  генерируются постоянные технологические  и организационно-экономические  инновации, многие из которых представляют собой ноу-хау, лежащие под покровом коммерческой тайны. Рассекречивание  подобной информации происходит, как правило, тогда, когда она уже не имеет никакой научной ценности. Более того, иногда только знание ситуации изнутри, то есть при участии в конкретном бизнесе, позволяет правильно понять складывающиеся тенденции и взаимодействие движущих факторов. Да и вообще, собственно эволюция бизнеса определяет все направления развития экономической мысли. Из сказанного ясно, что для любознательной и темпераментной натуры экономическая наука вряд ли может выступать в качестве области сильного притяжения интересов.

Назначение экономиста в обществе