Назначение философии в духовной культуре

«Дальневосточный  государственный университет путей  и сообщения»

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Философия».

 

Тема:

«Назначение философии в духовной культуре»

 

 

 

 

Выполнила: Колодкина П.К.

                                                        Шифр: 10 – СКСТ – 013

                                                   Проверил: Рудецкий О.А.

План.

  1. Введение.
  2. Вопрос № 1. Философия как мировоззрение.
  3. Вопрос № 2. Философия как методология.
  4. Вопрос № 3. Сократ о сущности знания и характере добродетели.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео"- люблю, "софия” - мудрость). Современная философия - это прежде всего наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

 Следует подчеркнуть,  что в условиях новых реалий  развития науки и общества  присущее древним мыслителям  связывание философии с мудростью  до сих пор сохраняет свой  фундаментальный смысл. Именно  в нынешнее, переломное время  с особой остротой выявляется  главное назначение философии  - дать человеку надежные ориентиры  мудрости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 1. Философия как мировоззрение.

 

Одновременно с религией возникает философия как новый, высший тип мировоззрения. Главное  сходство религии и философии  состоит в том, что они ставят на предельно абстрактном уровне метафизические вопросы бытия мира и человека; различие их состоит  в том, что религия при решении  этих вопросов опирается на веру, а  философия — на теоретическое мышление.

Философия возникает в VII — V вв. до н.э. этого процесса — развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Однако в формировании философии участвуют и обыденный  опыт, и здравый смысл, и социальные процессы. В частности, атмосфера  соревновательности, необходимость доказывать свое мнение в античном полисе оказала значительное влияние на генезис древнегреческой философии как базовой основы западного мышления.

Философия, как было сказано  выше, имеет свою специфику. Одна из ее особенностей состоит в плюралистичности философского знания. С древности философы видели в ней и способы достижения истины (Пифагор, Гераклит), и научение мудрости (софисты), и освобождение человека от страха перед будущим и страданий, достижение душевного здоровья (Эпикур). Особенно яркой эта плюралистичность стала в современной философии, начиная со второй половины ХIХ века. Философия оказывается несводимой к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной, философской традиции. Чем философия отличается от других типов мировоззрения, рассмотренных выше? Если основой мифологии является образ, основой религии - вера, то основой философии является мышление, но мышление особого рода. Оно не тождественно научному, хотя имеет с ним точки соприкосновения и общие черты. Обычно подчеркивается рационализированный и систематизированный характер философского мышления, стремление к логической доказательности и аргументированности. Но этимология слова «философия» показывает, что ценностное содержание неотделимо от нее. В переводе с греческого философия - это «любовь к мудрости», а мудрость - это знание, и житейский опыт, и умение предвидеть последствия поступков, и, конечно, моральная ответственность.

Существенной чертой философии, отличающей ее от науки, является плюрализм. В история научного сообщества бывают периоды, когда конкурируют разные гипотезы, но все же постепенно оно приходит к однозначным выводам, общепринятым решениям, доказанным экспериментально. Поэтому наука не подвергает сомнению таблицу умножения, не изобретает велосипедов, она накапливает, аккумулирует свои достижения и, продвигаясь вперед, расширяет свой горизонты. Философия же вращается в кругу одних и тех же, часто «проклятых» вопросов. Она больше спрашивает, чем отвечает. А если отвечает, то ответы бывают разные, чаще всего прямо противоположные, логически не совместимые друг с другом. История философии - это история нескончаемых дискуссий. Парменид, один из первых греческих философов, заявлял, что мир — это лед; его современник Гераклит утверждал, что мир -это огонь. Аристотель, ученик Платона, опровергал основополагающие идеи своего учителя, повторяя, что истина ему дороже дружбы. И сейчас, когда на авансцену общественной жизни выдвигаются религия, державность и нация, именно философия предостерегает об опасности превращения этих ценностей в идолов, требующих человеческой крови. И критикует религию за догматизм, национальную идею - за возможность превращения законной национальной гордости в оголтелый национализм, а идею державы - в тоталитарный беспредел.

Вместе с тем различным  философским концепциям присуще  нечто общее. Можно выделить следующие  моменты, свойственные философскому знанию вообще.

1.Исследование наиболее  общих вопросов бытия. Этим  занимается онтология (от греч. ontos — бытие, сущее, logos — учение).

2. Анализ наиболее общих  вопросов познания, который осуществляет  гносеология, теория познания (от  греч. gnosis — знание, logos- учение).

3.Исследование наиболее  общих и существенных вопросов  человека, производимое философской антропологией.

4. Изучение наиболее общих  вопросов функционирования и  развития общества, осуществляемое социальной философией.

5. Учение о ценностях,  признанных обществом, - аксиология.

Исходя из вышесказанного, можно дать самое общее определение.

Философия — учение об общих  принципах бытия, познания и отношений  человека и мира.

Философия как исторический тип мировоззрения является самым  высшим из всех, поскольку она способна вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

Философия — теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и  всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Среди философских учений существуют самые разные, предполагаю­щие в качестве главного вопроса свой.

Для античных философов физиса это вопрос о первооснове всего существующего, для Сократа — «Познай самого себя», для философии Нового времени — как возможно познание, для логического позитивизма — в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Существуют вопросы, которые  претендуют на роль основных для всех философских учений. Это прежде всего вопрос о субстанции, то есть такой основе мира, которая определяет его единство и без которой он не существует. Этот вопрос был сформулирован Ф.Энгельсом как «основной вопрос философии»: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия.

В зависимости от решения  этого вопроса философские учения разде­ляются на такие крупные направления, как материализм и идеализм. Материализм признает в качестве субстанции материю, а идеализм — дух, сознание. Определение материализма и идеализма давалось еще в XVII веке. Вот как определяет эти направления в XIX веке немецкий философ-романтик Ф.Шлегель: «Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи их духа или же подчиняет ему материю».

Существует достаточно много  исторических разновидностей материа­лизма, среди которых можно выделить первоначальный материализм Древнего Востока и Древней Греции, механистический материализм Нового времени, диалектический материализм Маркса и Энгельса, вульгарный и естественнонаучный материализм.

Идеализм разделяется  на объективный, субстанцией в котором  явля­ется не зависящее от человека сверхъестественное сознание, дух (Платон, Фома Аквинский, Гегель) и субъективный, полагающий в качестве субстанции человеческое сознание (Дж. Беркли, Д.Юм). Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Д.Беркли выразил эту его особенность словами «Существовать - значит быть воспринимаемым». Крайняя форма субъективного идеализма — солипсизм (solus —один, единственный, ipse — сам). Он состоит в том , что с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Материализм и идеализм находились в разных взаимоотношениях. С одной  стороны, борьба между направлениями  существовала, но с другой — она  не была абсолютной и непримиримой. Существовали течения в философии, сочетавшие материализм и идеализм, например, деизм. Познаваемость мира признавалась как материалистами, так  и многими идеалистами, в частности, Гегелем.

Философские учения подразделяются также, исходя из количества субстанций, на монизм, дуализм и плюрализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 2. Философия как методология.

 

Общее представление о методе и  становление философской методологии.

Понятия "метод" и "методология". Метод как система принципов познания. Основные классы (типы) методов. Соотношение общенаучных и частных методов познания. Структура метода и механизм его функционирования. Сущность методологии и методологической деятельности. Правила, принципы и законы как основные регулятивы методологической работы. Становление философской методологии. Методы античной и средневековой философии. Идея философского метода как органона. Лекта. Метод примет в системах подобий. Фигуры сходств: аналогия, лад, столкновение, симпатия. Критико-аналитический переворот в философской методологии Нового времени. Истинность, правильность и метод. Проблема методичности и системности философского знания. Метод рационально-исторической реконструкции развития науки. Кризис классических идей рационального обоснования знания. Специфика анализа и синтеза; индукции и дедукции; аналогии и экстраполяции; мысленного эксперимента в философии. Принципы системного подхода в философии.

 Понятие философской методологии .

Философская методология  как система предельных средств  и методов философского постижения бытия. Предметно-содержательный, операциональный и аксиологический уровни философской методологии. Взаимосвязь принципов философии и принципов (законов) формальной логики.  Философия и практика. Философия и общенаучные методы познания. Методологизм как этап и направление развития философии. Идеалы, нормы и программы обоснования научного знания в философии. Метод и истина. Метод и теоретическая система. Метод и источники философского творчества. Нормативные и дескриптивные аспекты метода. Структура метода: правило, принцип, постулат, закон.  Многообразие, типология и критерии философских методов. Рациональные и внерациональные аспекты философской методологии. Концептуальные презумпции классических программ философского метода. Умозрение, созерцание, рефлексия, интроспекция, медитация, интерпретация. Специфика философии как всеобщего метода познания. Философская рефлексия как общий метод философии и ее варианты в различных философских системах. Философская рефлексия и смыслополагание. Рефлексия: самопознание и самосознание. Рефлексия и бессознательное. Принципиальные границы рефлексивных процедур сознания.  Единство философии как предельной рефлексии и метода как программы систематического познания. Соотношение онтологии, теории познания, логики и методологии. Методологическое разнообразие в философии. Образы и типологии мышления. Функции философского метода: опредмечивание, логико-генетическая выводимость, структурирование.  Обобщающие методы философии: синтез, идеализация, типологизация. Методологический эмпиризм и интуитивизм. Пределы методологической экспансии философии. Варианты диктата методологической рациональности и его следствия в философии. Методологическая интервенция в культуре и кризис идей общей философской методологии. Философия и идеология: опасность сближения.

Методологические регулятивы философии как принципы познания.

Формы мышления и познавательные регулятивы. Характеристика основных форм мышления: всеобщих понятий (категорий), общетеоретических принципов, всеобщих законов, общеметодологических принципов. Взаимосвязь содержательного и логико-методологического в формах мышления философии. Структурированность философских методологических принципов. Предпосылочные (универсальные) принципы и внутринаучные принципы (поисковые). Уровнево-иерархическое строение принципов. Предпосылочные философские принципы познания. Принцип объективности. Принцип системности (требования всесторонности, субстанциальности, детерминизма).Принцип историзма (регулятив сущностной ретроспективности, императив рассмотрения предпосылок возникновения объекта, требование выделять этапы его изменения и др). Принцип диалектической противоречивости познания.  Специфические внутринаучные (поисковые) принципы. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип единства логического и исторического.

 

 

 

 

Вопрос № 3. Сократ о сущности знания и характере добродетели.

  «Нет ничего  сильнее знания, оно

                                             всегда и во всем пересиливает  и

                                                 удовольствия, и все прочее»

                                                                      Сократ

 

    

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался  давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество. …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель («Метафизика», XIII).

Тремя основными добродетелями  Сократ считал:

    1. Умеренность  (знание, как обуздывать страсти)

    2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

    3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие)

 

Со времени Сократа  прошло более чем  два  тысячелетия,  однако  впервые поставленный им вопрос об отношении знания к добродетели все еще  продолжает волновать людей. В  диалоге Платона  «Протагор», который рассматривается как  завершение раннего (сократовского) периода  творчества  Платона, Сократ, обращаясь к  Протагору, говорит: «Ну-ка, Протагор, открой мне вот какую свою  мысль: как относишься ты к знанию? Думаешь ли об этом так же, как большинство людей, или иначе? Большинство считает, что знание не  обладает силой и не может руководить и начальствовать: потому-то и не размышляют о нем. Несмотря на то, что человеку нередко присуще знание, они  полагают, что  незнание им управляет, а что-либо другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда скорбь, иной раз любовь, а чаще — страх. Таково ли примерно и твое мнение  о  знании,  или  ты  полагаешь, что знание  прекрасно и способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничто не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку? Аристотель же, характеризуя этические взгляды Сократа и Платона, пишет: «Он (Сократ), представив добродетели отраслями  знания,  отрицал  неразумную часть души, а вместе с этим — и  страсть,  и характер.  После него  Платон верно разделил душу на разумную и неразумную части и сообразно  этим  частям истолковал добродетели».

Информация Аристотеля ценна прежде всего тем, что помогает разграничить воззрения Сократа и Платона, позволяет  выделить  из  творческого  наследия Платона  то,  что  принадлежит  Сократу.  Кроме  того,  в   ней   Аристотель определяет этику Сократа как безусловный рационализм  (интеллектуализм).  Об интеллектуалистической  этике Сократа Аристотель   говорит   и   в   своей «Никомаховой этике».

Следует кое-что сказать  об этической терминологии греков. Это  позволит лучше  разобраться  в  столь  сложном  вопросе,  каким  является  вопрос   о взаимоотношении знания и добродетели у Сократа.

Рассмотрим употребление термина аrete в V в. до н.  э.  Обычно  «арете» переводится на русский язык как «добродетель».  Такой  перевод  является  не совсем точным, так как у самих греков  диапазон  использования  «арете»  был крайне  широким  и  с  помощью  этого  термина  они  обозначали  не  столько «добродетель» (т.е. высокие нравственные качества),  сколько  «совершенство» в чем-либо и превосходное выполнение своей функции и назначения  (причем  не только человеком, но и каким-либо орудием производства). Поэтому  греки  под термином  «арете»  могли  подразумевать  не  только  «добродетель»,   но   и «достоинство»,   «благородство»,   «доблесть»,   «заслугу»,   «добротность», «прекрасную организованность» и т.п.

И если вести речь о термине  «совесть», то оказывается, что в  этическом языке  греков  не  проводилось  заметного  различия  между  «сознанием» и «совестью».

Советский  исследователь  В.Н.Ярхо,  рассматривавший этот  вопрос   на материале аттической трагедии, показал, что герои  Эсхила,  Софокла  и  даже Еврипида больше говорят об осознании содеянного, чем об угрызениях  нечистой совести, больше о «стыде» и «позоре», чем о «совести» в  собственном  смысле слова: «Осознание — феномен чисто интеллектуальный,  совесть  —  в  огромной степени эмоциональный, — писал Ярхо, — Стыд предполагает в первую очередь оценку извне, совесть — изнутри; русское сочетание: «ни стыда,  ни  совести» очень хорошо передает эту разницу». Таким образом, можно заметить, что греки тяготели к интеллектуализму не только в понимании совести, но и в понимании добродетели и вообще  другихявлений нравственности. Наблюдаемый интеллектуализм сказался  и в тезисе Сократа о добродетели как знании.

За исходную посылку своих  рассуждений о добродетели как  знании  Сократ брал разум в качестве решающего признака, отличающего человека от  животного и вообще от всех живых существ. Из  этой  посылки  вполне  логично  следовал вывод о том, что человек благодаря разуму ставит  перед  собой  определенные цели и задачи; опираясь на  приобретенные  знания  и  навыки,  он  стремится реализовать свои намерения; чем  полнее  знания  человека и чем выше  его квалификация,  тем  успешнее  он  решает  свои  задачи  и  тем   больше   он удовлетворяет свои потребности. Сократ  считал,  что   только   знание  позволяет   человеку   разумно использовать  средства,  которыми  он  располагает, например  богатство и здоровье, для достижения благополучия и счастья. Отсюда он строил  следующий силлогизм: богатство и здоровье сами по себе ни добро (благо), ни  зло. Они становятся тем или другим в зависимости  от  знания  или невежества. Стало быть, знание — благо, невежество — зло. Однако Сократ не  останавливался на этом выводе. В «Евтидеме» и в особенности в «Хармиде»  Платона,  говоря, что знание есть благо, Сократ считает, что знание знанию — рознь: одно дело — знание в производительной деятельности, например, плотника или  кожевника, а другое — знание в области политического управления, направленного  на  то, чтобы «сделать людей добрыми», не говоря уже о знании добра и  зла  в  сфере нравственности, где оно  по  своей  ценности превосходит  все другие  виды знания. Для Сократа этическое знание носит всеобъемлющий характер: оно  есть знание того, что составляет счастье  и  определяет  правильный  выбор  линии поведения и образа деятельности вообще для его достижения. Сократ считал неправомерным проведение полной аналогии между  этическим поведением и практической деятельностью, например по изготовлению  вещей. О невозможности  такой  аналогии  свидетельствует  и  то  огромное   значение, которое Сократ придавал этическому знанию  по  сравнению с другими видами знания. Однако выдвижение этического знания на  первый  план  и  ограничение аналогии  между   этическим   поведением   и   практической   деятельностью, наблюдаемые у философа, придавали  его  тезису  о  добродетели  как  знании, пожалуй, еще более парадоксальный  характер, чем это было в начале его рассуждений, когда он говорил о роли знания вообще. Казалось бы, что ему легче всего было решить вопрос так, как его решают некоторые современные авторы, заявляющие, что  «знания  —  не  единственный регулятор  поведения.  Помимо  знаний  на  поведение  конкретной   личности, особенно в житейских, межличностных отношениях, оказывают большое, а  иногда и решающее влияние желания, чувства,  воля,  привычки  и  даже  настроения».

Приведенное соображение  не ново. Оно было известно и Сократу. Многие из  его современников утверждали, что бывает немало случаев, когда люди, «зная,  что лучше всего,  не  хотят  так  поступать,  хотя  бы  у  них  и  была  к  тому возможность», а поступают вразрез со своим  знанием  потому,  что  «уступают силе удовольствия  или  страдания»  или  каким-либо  другим  переживаниям и эмоциям.

Создается  впечатление,  что,  полемизируя  с   этим   распространенным мнением, Сократ брался  доказывать  положение  о существовании однозначной связи между знанием и поведением,  о  невозможности  такой  ситуации, когда человек, не принужденный внешними обстоятельствами,  действовал  бы  вразрез со своим знанием, в противовес тому, что он считает правильным. Выдвинутая Сократом аргументация отличается изощренностью и  чрезмерной сложностью, поэтому приходится прослеживать ее  более  или  менее  подробно, чтобы обнаружить ее уязвимость. Прежде всего, Сократ   направляет   свое   усилие   на   опровержение распространенного  мнения  о  власти  удовольствий  или  страданий как об источнике дурных поступков. С этой целью он  разграничивает  удовольствия и страдания на те, которые сопровождают поступок в данный  момент, и на те, которые являются последствиями данного поступка в  будущем. Вслед за этим Сократ показывает, что бывают  поступки  и  действия  (телесные  упражнения, военные походы, лечебные прижигания, разрезы, прием лекарств  и  голодание), которые хотя и в настоящий момент мучительны, вызывают боль и страдание, но тем не менее  считаются  благом, поскольку в последующее время приносят «здоровье, крепость тела, пользу для государства, владычество над другими и обогащение». В соответствии с этим он замечает, что  хотя  некоторые  дурные поступки  приятны, но вопреки непосредственному удовольствию, ими вызываемому, всеми признаются злом, ибо  последующие  страдания и мучения, связанные с этими поступками, перевешивают заключенные в них удовольствия. Короче говоря,  по  ожидаемым последствиям  люди  судят  о  поступках, оценивают их. Отсюда Сократ делает вывод: если правильным поступком считать тот, в котором добро перевешивает зло, и если человек  знает, что является лучшим, то «смешно утверждение, будто нередко человек, зная, что зло есть зло, и имея возможность его не совершать, все-таки совершает  его, влекомый и сбитый с толку удовольствиями, и будто он, ведая благо, не хочет творить его, пересиленный мимолетными удовольствиями». Сократ не допускает, чтобы человек, ведая добро (благо), не стал бы творить его в угоду сомнительным удовольствиям. Он исключает возможность ситуации, когда человек, зная, что кратковременное  и  поверхностное удовольствие, доставляемое поступком в данный момент, сопряжено с длительным и глубоким страданием в будущем, стал бы обрекать себя на большее  страдание  из-за  меньшего  удовольствия. Ведь надо иметь в виду, говорит Сократ, что удовольствия и страдания сравниваются и оцениваются по большей или меньшей их величине: «...они бывают больше или меньше друг  друга,  обильнее  или  скуднее,  сильнее или слабее».

Настаивая на том, что никакое  иное  различие  между  удовольствиями и страданиями невозможно, кроме их количественного различия, он понимает,  что ему могут возразить: «Однако, Сократ, большая разница между приятным сейчас и тем, что в будущем будет то ли  приятным,  то  ли  тягостным». На вопрос воображаемого оппонента Сократ отвечает: «Ты  как  человек, умеющий  хорошо взвешивать, сложи все приятное и сложи все тягостное, как ближайшее, так и отдаленное, и, положив на весы, скажи, чего  больше?». Рассуждение Сократа сводится к тому, что при указанном сравнении и взвешивании никто не выберет меньшее (и менее достойное)  удовольствие вместо большего  (и более достойного).

Следует вместе с тем отметить, что Сократ, уделяя главное внимание количеству удовольствия и страдания, отодвигает на задний  план  мгновенное или растянутое  во  времени  наслаждение  (удовольствие).  Поэтому он идет дальше, обращаясь к «метрическому искусству», к  искусству измерять, и развивает идею о том, что использование знаний  в  области этого искусства или науки обеспечит  правильный  выбор  поступка.  «Раз у нас выходит, — заявляет Сократ, — что благополучие нашей жизни зависит от правильного выбора между удовольствием и страданием, между  обильным  и  незначительным, большим и меньшим, далеким и близким, то  не выступает ли  тут на  первое место измерение, поскольку оно рассматривает, что больше, что меньше, а что между собою равно?». Получив положительный ответ, Сократ продолжает: «А  раз здесь есть измерение, то неизбежно будет также искусство и знание. В сущности аргументация Сократа при всей ее сложности строится на простом и ясном соображении о том, что, прежде чем на что-то решиться и что-то предпринять, сначала надо подумать и выбрать. По мысли Сократа, никто не станет оспаривать того, что вопрос о благополучии есть вопрос «правильного» выбора поступка. Правильный же выбор  определяется  знанием. Следовательно, благополучие определяется знанием.

Свою  внушающую  силу  аргументация   черпает   из   понятия   «выбор». Использование этого понятия следует считать большим достижением древнего философа. В самом деле, если  добро  и  зло  являются  основными  этическими понятиями и если  в  соответствии с этим  центральным вопросом морали и нравственности встает вопрос о выборе  (добра  и  зла),  то роль знания в поведении, на что впервые обратил внимание Сократ,   приобретает первостепенное значение. Сократ был убежден, что в поведении  человека «нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее». На этом основании он полагал, что «те, кто ошибается в выборе между удовольствием и страданием, то есть между благом и злом, ошибаются по недостатку знания»,  точнее, по недостатку   «знания измерительного искусства». Видя источник ошибочного действия в отсутствии знания, он, естественно, приходил к выводу, что «уступка удовольствию»  т.е.  проявление слабоволия, есть не что  иное,  как  «величайшее  неведение».  Итак, следуя Сократу, можно заключить, что дурные поступки совершаются по  невежеству, а хорошие  —  по  знанию;  что  добродетель есть знание, а  порочность  — невежество. Учитывая, что собеседники Сократа в диалоге «Протагор» во всем с ним согласились, он, казалось бы, мог закончить  свой  анализ  на  этом  выводе. Однако этого не  произошло,  ибо Сократ отдавал себе отчет в том, что существует пропасть между мыслью и действием, знанием и поступком. Поэтому, идя дальше, он указывал, что в анализе рассматриваемой  проблемы  было кое-что существенное упущено, а именно «природа» человека.  По его словам, «никто не стремится добровольно к злу или к тому, что он считает злом»,  ибо «не в природе человека по собственной воле  желать   вместо  блага  то,  что считаешь злом».  Человеческая  природа  такова,  что  все  люди  хотят  быть счастливыми и нет человека, который желал бы себе несчастья.

Согласно же Сократу,  желание  себе  зла  противоестественно,  ибо оно противоречит  природе   человека. Сократ стремился доказать, что в нравственном поведении вместе со знанием того, что есть добро (счастье), неизменно следует  и  желание  творить  добро. Философ был убежден в существовании соответствия между знанием и желанием, точнее, для него знание добра заключало в себе и волю к добру, выбор добра. Указанное обстоятельство свидетельствует о многом: о том, что  Сократ  не  игнорировал желание, хотение и волю; что его этическое учение не было   столь рационалистическим, как обычно это принято считать. В связи с этим становится более ясным и смысловое значение термина «знание», употребляемого Сократом. Уже отмечалось, что, говоря о знании, он имел в виду не знание вообще, а этическое знание. Для него этическое знание было не  просто  теорией,  теоретическим  постижением  добра и зла, но и нравственно-волевым  желанием творить добро и избегать зла. Выдвигая своеобразную концепцию этического знания, он приходил к выводу о том,  что во всех добровольных действиях знание добра является необходимым и достаточным условием для творения добра. Наряду с этим он  предполагал,  что подлинное этическое знание способно преодолеть пропасть,  разделяющую  мысль и действие, в состоянии стереть  грань  между  сущим и должным. Возникает вопрос: кто же был прав — Сократ, считавший добродетель знанием, или же общественное мнение его времени, утверждавшее, что независимо от того, какими знаниями обладает человек,  его  желания, стремления и наклонности могут заставить его поступать  вопреки знаниям? Находится ли мера добродетельности в прямой зависимости от степени знания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Предмет философии исторично  меняющийся, следовательно, меняется и  круг философских проблем, которые  она формировала, но среди них  имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха  старалась дать свои ответы, (которые, в свою очередь, порождали свои вопросы: расширяя тем самым не только сферу  философского интереса, а и представление  человека о самом себе и мире своего бытия).

Философия является особой сферой духовной культуры, которая отличается от науки и религии, но находится  в сложных взаимоотношениях с  наукой и религией...

 «Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке, творческим порывом к смыслу бытия». (Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, стр. 57)

Философия есть понимание  всего сущего как единого и  внедрением этого понимания в  художественный образ и моральное  действие. Она является процессом  отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной  деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими  качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать  в себе человека как стройную единую сущность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Интернет – энциклопедия «Википедия»
  2. Асмус, В.Ф. «Античная философия» \ В.Ф. Асмус 1999 г. Высшая школа.
  3. Лавров П. Л. «Три беседы о современном значении философии» / Философия и социология.

 

 

 

 

 

 


Назначение философии в духовной культуре