Назначение, функции и принципы права

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФГБОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦЕОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Теория государства и права»

по теме: «Назначение, функции и принципы права» 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Згогурин С. Б.

Специальность: Экономика (Экономическая безопасность)

Группа: ЭПБ-11Р

Студент: Макеева И. А. 
 
 
 

Екатеринбург

2011 год

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….........3

1.Понятие права……………………………………………………………........4

2. Сущность  права…………………………………………………………........8

3. Функции  права………………………………………………………….........10

4.Принципы  права……………………………………………………………….14

5.Назначение  права……………………………………………………….........16

Заключение……………………………………………………………………….17

Список  используемой литературы………………………………………........18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Право, как и государство, принадлежит  к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Ведь главное назначение права  состоит в регулировании особенно важных общественных отношений, в организации  управления обществом. И чтобы осуществить  свое назначение право должно соответствовать  тому обществу, которое оно регулирует. Из выше сказанного следует, право изменятся (эволюционирует) от простого (в первобытном  обществе) к сложному (в современном обществе). Таким образом, на разных стадиях развития общества и государства были разные подходы к пониманию сущности, принципов, функций, ценности права.

    Право – сложное социальное явление, поэтому  люди с древних времен пытались осмыслить  его происхождение, выяснить причины  возникновения права. На данном этапе  развития общества право представляет собой сформированную науку. Ее изучение является необходимым, и изучение это  начинается с азов, в этом и видится  актуальность выбранной темы.

    Целью данной работы является теоретическое  изучение вопроса.

    Для реализации цели необходимо решение  следующих задач:

    • раскрыть существующую в обществе систему правовых отношений;
    • определить сущность, функции, принципы и назначение права.
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие права
 

    Право, как и государство, принадлежит  к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные  и санкционированные  государством в виде законов, указов и т.д.

    Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

    Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

    Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права  человека, социальная справедливость, которые выступают объектами  научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление  о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как  общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого  этапа жизни общества.

    Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между  людьми с соответственно воплощенной  волей общества. Поэтому в отличие  от других социальных регуляторов, право  данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно  с государством. Право – единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

    Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную  экономическими, духовными и другими  условиями жизни государственную  волю общества, ее общечеловеческий и  классовый характер; издаются и санкционируются  государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с  мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

    Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования  общественных отношений, которой присущи  нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

     Право – это не нормы закона и не их осознание, так как ряд норм практически не осуществим из-за их абстрактности, а правосознание  неопределенно относится к ним. Поэтому по социологическому подходу, право- это сложившийся в обществе правовой порядок, где государство не создает, а лишь «открывает» право, сложившееся и развивающееся в самом обществе.

     Наличие множества определений права  следует рассматривать само по себе как явление положительное, т. к. оно позволяет взглянуть на право сквозь призму веков, увидеть право не только в статике, но и в динамике.

     Однако  в таком множестве есть и свои недостатки. Главный из них заключается  в трудностях, порождаемых различиями, отсутствием единого, целенаправленного  процесса познания права и его  практического использования.

     Существует  несколько путей преодоления негативных сторон множественности определений понятия права. Один из таких путей заключается в том, чтобы на основе сформулированных в разное время частных определений выработать пригодное “на все времена” и “на все случаи жизни” общее определение понятия права, т. е. необходимо выделить и рассмотреть его наиболее важные признаки и черты. В первую очередь речь идёт о тех признаках, которые позволяют выделить права как регулятор общественных отношений среди других, неправовых регулятивных средств.

     Анализируя  многочисленные представления о  праве, можно указать на следующие  его важнейшие признаки права.

  1. Нормативность – право это совокупность норм, моделей поведения в типичных ситуациях.
  2. Волевой характер –

    а) право всегда выражает волю (направленную на удовлетворение определенных интересов) классов, наций, социальных групп и  т.д.;

    б) право обращено к воле и сознанию адресата, лишь в этом случае оно  оказывает прямое регулирующее воздействие.

  1. Системность – право это система норм, обладающая своим внутренним делением на составные элементы (отрасли, институты и др.), связанные и взаимодействующие друг с другом, ему присущи такие черты как иерархичность, непротиворечивость, согласованность.
  2. Общеобязательность – означает то, что все лица, которых касаются нормы права, обязаны неукоснительно соблюдаться и исполняться. Неисполнение норм права признается правонарушением. Так же общеобязательность распространяется на государство, которое обязано:
    • осуществлять правотворческую деятельность в порядке установленном законом;
    • не нарушать права и свободы граждан;
    • обеспечивать законность органов государства1.
  3. Формальная определенность – а) право выражается с помощью четких языковых форм, нормы права обладают своей логической структурой; б) право существует в особых признаваемых государством формах (нормативно-правовой акт, судебный прецедент и др.)
  4. Устанавливается или санкционируется государством – принимается компетентными органами или с разрешения (санкции) государства гражданским обществом (референдум и др.)
  5. Обеспечивается государством, в том числе силой его принуждения –

    а) приняв норму права (санкционировав ее), государство осуществляет комплекс организационно-правовых мер по обеспечению  ее реализации;

      б) в случае нарушения правового  предписания применяются меры  государственного принуждения.

  1. Носит представительно-обязывающий характер, т.е. предоставив субъективное право одной из сторон правоотношения, право возлагает юридическую обязанность на другую сторону.
  2. Государство является регулятором общественных отношений.

     Итак, на основе обобщения приведенных  выше основополагающих признаков права, образующих сердцевину его нормативного понимания, можно предложить следующее  определение права.

     Право – есть система общеобязательных, формально-определенных нормативов (свободы, равенства и справедливости), принимаемых  или санкционируемых государством, обеспечиваемый государством, в том  числе, силой принуждения, регулирующих общественные отношения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сущность права 

     Сущность  – главное, основное понятие в  рассматриваемом объекте, а потому ее выяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному  выводу о сущности какого-либо явления  можно прийти только лишь в случае, когда оно получило достаточное  развитие и в основном сформировалось. Применительно к праву это  положение имеет первостепенное значение. Поэтому следует выделить требования к определению сущности права:

  1. Должно относиться ко всем эпохам и странам, где существовало право.
  2. Не должно включать идеологических оценок (как правило, всегда субъективных).
  3. Должно учитывать категории всего комплекса социальных наук (социологии, культурологии, психологии и др.), не замыкаясь лишь на правоведении.

     В учебной литературе по теории государства  и права отношение к проблеме сущности права неоднозначно, а в  некоторых отдельных изданиях эта  проблема совсем опущена.

     Выделяют  четыре основных подхода:

  1. С марксистско-ленинской точки зрения, вопрос о сущности права трактовался однозначно и не вызывал разночтений. «Сущность права выражается в его классовости. Право – классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни»2. Именно так К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли сущность права в обществе с антагостическими классами.
  2. Другая точка зрения на этот вопрос нашла отражение у В.С. Нерсесянца. По его мнению, сущность права – нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях3. Сущностные свойства права – это равенство, свобода и справедливость.
  3. Современные ученые–правоведы В.М. Корельский и В.Д. Перевалов считают, что сущность – это «нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемая государственным принуждением»4, следовательно, сущностные черты права: стабильность, нормативность, авторитетность, динамичность и охрана государственным принуждением.
  4. Но, на мой взгляд, наиболее удачный подход к понятию сущности нашел В.В. Лазарев. Он определял сущность права, как «обусловленная материальными и социальными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и вступающая вследствие этого, общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей»5. Этот подход выделяет два аспекта: инструментальный и собственно-ценностный. Первый аспект подразумевает, что право – это средство урегулирования общественных отношений, средство управления обществом. Второй же аспект считает правом инструмент согласования воли и интересов различных слоев населения и социальных групп. Тем самым в обществе создается замиренная среда, снижается конфликтность, реализуются интересы социальных групп.
 

3. Функции права 

     Раскрывая понятие «функции права», следует  обратить внимание и на соотношение  таких категорий, как «правовое  воздействие» и «правовое регулирование».

     Правовое  воздействие – это не только чисто нормативное, но и психологическое воздействие, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относят, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.

     Правовое  регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.

     Правовое  регулирование является одной из форм правового воздействия и  соотносится с последним как  часть и целое.

     Существование различных форм правового воздействия  позволяет более четко проводить  различие между собственно-юридическим  воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и  ориентационное). Понятие «функции права» охватывают оба названных  вида воздействия.

     Функции права это проявление его имманентных, специфических свойств. В функциях аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена:

  1. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функция – это «свечение» сущности права в общественных отношениях6.
  2. Функция права – это такое направление воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. Таким образом, функция характеризует направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
  3. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.
  4. Функция права представляет направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функций права является ее динамизм.
  5. Постоянство как необходимый признак функции права характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия.

     В целях более четкого уяснения «функций права» нужно провести различие между близкими по смыслу понятиями, такими как «роль права», «задача  права» и «функционирование права».

     Термин  «роль права» говорит о значение права в жизни общества, государства  вообще, либо на определенном этапе  их развития, она имеет более общее  значение по отношению к «функции». Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.

     Термин  «задача права» - это стоящая перед  правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или  конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь  самостоятельно.

     Система функций права представляет собой  сложное, многоуровневое образование  и непосредственным образом связана  с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит  последняя, можно выделить 5 групп  функций права, образующих систему  их систему:

  • общеправовые;
  • межотраслевые;
  • отраслевые;
  • правовых институтов;
  • нормы права.

     Однако, исходя из общей теории права, рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции.

     Можно выделить две группы критериев, которые  лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находятся в  рамках самого права) и внешние (находятся  за его пределами).

     Внутренние  критерии классификации права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей реализации. Выделяют следующие собственно-юридические функции: охранительная и регулятивная.

     Суть  регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения:

     1) фиксировать субъективный состав  правонарушений;

     2) определять круг жизненных обстоятельств  (юридических фактов), с которыми  нормы права связывают наступление  тех или иных юридических последствий;

     3) формировать права и обязанности  участников (субъектов) правоотношений.

     В основе регулятивной функции права  лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы.

     Регулятивная  функция права реализуется через  две свои разновидности: регулятивную динамическую и регулятивную статическую7. В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (например, кредит, сделка).

    Регулятивная  статическая функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей.

      Содержанием охранительной функции заключается в правовом воздействии, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные, государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В основе охранительной функции находятся в основном запрещающие нормы права. Содержание этой функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания, для юридической ответственности (гражданской, дисциплинарной, административной, уголовной).

     Следует иметь в виду, что разграничение  регулятивной и охранительной функций  как самостоятельных направлений  правового воздействия имеет  определенную теоретическую условность, так как обе функции реализуют  основное социальное назначение. В  этом смысле через охранительную  функцию право определенным образом  охраняет социальные ценности, указывая, в частности, гражданам и организациям на законные и целесообразные пути реализации их интересов 

     Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

     Общество  как сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Обычно выделяют три основные сферы, или системы – экономическую, политическую и воспитательную. Эти  функции права называются социальными. Как правило, их определяют как направления  обратного правового воздействия  на соответствующие сферы общественной жизни. 

4.Принципы  права 

    Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые  укрепляются законодательно и проявляют  сущность и социальную обусловленность  права.

    Существует  несколько свойств, принципов права:

  • Наличие основополагающего характера;
  • Отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;
  • Отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
  • Системность;
  • Устойчивость;
  • Фиксирование в законодательстве;
  • Отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;
  • Наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

    Существует  несколько видов  принципов права:

  • Общие (общеправовые) принципы;
  • Отраслевые принципы;
  • Межотраслевые принципы.

    Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий  характер и раскрывают сущность и  социальную природу всего права  в целом, их можно разделить:

  1. На принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
  2. Принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
  3. Принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство;
  4. Принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
  5. Принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
  6. Принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

    Отраслевые  принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права  и отражают ее специфику.

    Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных  отраслей права и функционируют  в рамках двух или нескольких отраслей права:

  • Принцип гласности;
  • Принцип состязательности;
  • Принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
 

5.Назначение права 

    Назначение  права формулируются в юридической  науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права  – выражать интересы господствующего  класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия  по отношению к другим классам.

    В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит  в том, чтобы  служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

    В реальной жизни право выполняет  задачи двойственного характера: с  одной стороны, оно выступает  инструментом политического господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Итак, можно с уверенностью говорить, что  эта тема актуальна в любое  время, так как право регулирует нашу жизнь и является средством  управления обществом и средством  согласования воли и интересов различных  социальных групп, то есть устраняет  анархию, то, на мой взгляд, каждый должен изучать и знать право.

    Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены  в «свернутом» виде многие характерные  черты данного института.  Право  – совокупность правил поведения, установленных  государственной властью как  властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной  властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления  и развития общественных отношений  и порядков, выгодных и угодных  господствующему классу.

     Итак, основное назначение права заключается  в том, чтобы быть мощным социально-нормативным  регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов  и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие  от других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для  тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

     Эти основные характеристики права и  составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила  у тех или иных народов, в те или иные времена.

    Право – есть система общеобязательных, формально-определенных нормативов, принимаемых ил санкционируемых государством, обеспечиваемый государством, в том числе силой государственного принуждения, регулирующих общественные отношения. 

     Список  использованной литературы 

    1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

    2. Уголовный Кодекс Российской Федерации 1996 г.

    3. Алексеев С.С. Теория права. С. 71-80.

    4. Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права // Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 1992. №1.

    5. Лейст О.Э. Три концепции права // Сов. гос. и право. 1991. №12. С. 3-11.

    6. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов. // Сов. гос. и право. 1990. №10. С. 18-19.

    7. Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 1998.

    8. Общая теория государства и права. Академический курс: В двух т. /Под ред. И.марченко. - М., 1998. Т.2. С. 3-61

    9. Общая теория государства и права: Учеб./ Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 129-130.

    10. Общая теория права / Под ред. Бабаева. Нижний Новгорд, 1993. С. 132-182.

    11. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - М., «Былина», 1998, С. 92 

Назначение, функции и принципы права