Назначение и функции информационной системы управления ЖКХ

Назначение  и функции информационной системы  управления ЖКХ

     1. Жилищно-коммунальный  комплекс — территория  проблем

     Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности  общества. В настоящее время эта  сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом  обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами.

     Управление  жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние.

     Сегодня жилищно–коммунальный комплекс (ЖКК) представляет собой технически сложное хозяйство, которое требует новых разработок и новых технологий с тем, чтобы обслуживающие структуры «не только нагружали жителей объемами услуг, но и сокращали стоимость этих услуг». А чтобы предоставлять качественные услуги, сфера управления ЖКХ, как и любая другая сфера услуг, нуждается в современных решениях. Внедрение инновационных, «умных» он-лайн технологий, которые сегодня проникают во все сферы нашей жизни, позволяет сделать этот процесс максимально удобным, эффективным и прозрачным.

     Жилищно–коммунальный  комплекс, становясь частью рыночного  механизма, все больше становится похожим  на прибыльную отрасль. А это, в свою очередь, заставляет идти в ногу со временем и откликаться не просто на модные новинки, а на необходимые  новшества.

     Буквально несколько лет назад документация в сфере управления жилыми фондами  в большинстве своем обрабатывалась вручную. Бумага, ручка и калькулятор  — вот основные пособники бухгалтера среднестатистического ТСЖ. Но ведь управление жилым фондом, как и  любой другой организацией, требует  четкого, быстрого и эффективного ведения  документации.

     Помимо  этого, в небольшой организации  ЖКХ (ТСЖ или ЖСК), как правило, есть только один бухгалтер, силами которого и ведется весь учет, поэтому ему приходится выполнять значительный объем работы. В связи с этим появилась необходимость в программах, позволяющих автоматизировать работу бухгалтера в сфере ЖКХ.

     Эти программы рассчитаны на то, чтобы  упростить работу бухгалтеру, а также  по максимуму исключить возможность  возникновения ошибки. Самые главные  пункты, по которым производится автоматизация ТСЖ, это учет сведений и состояния счетов каждой квартиры; учет производящихся начислений и их оплаты; создание квитанций для оплаты, заполнение их для каждого лицевого счета. Последняя работа является самой рутинной и длительной, не тяжелой, но довольно утомительной, поэтому облегчить ее может как раз автоматизация ТСЖ.

     Среди множества проблем, требующих решения  в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность  и доступность информации, которая  создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о  жилищном фонде и жителях, о потреблении  энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

     Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКК — необходимое звено реформы ЖКХ.  

     2. Жилищно-коммунальный  комплекс — территория  решений

     На  сегодняшний день уже идет активная автоматизация отдельных направлений  деятельности ЖКХ:

  • начисления и учета сбора коммунальных платежей населения, как по отдельным, так и по всем видам услуг в рамках региона, района, города;
  • учета инвестиций в строящиеся жилые здания и иные сооружения;
  • сбора и обработки телеметрической информации, а также мониторинга показателей функционирования городской инфраструктуры;
  • бухгалтерского учета предприятий и др.

     Необходимо  начинать автоматизацию объектов отрасли  с органов управления муниципальными образованиями посредством создания Единого информационного пространства управления Жилищно-Коммунальным Комплексом.

     Состав  автоматизированной системы управления ЖКК:

  • Ведомственная транспортная сеть передачи данных и сбора статистической информации с различных систем ЖКХ и передача команд исполнительным устройствам;
  • Программно–аппаратный комплекс, обеспечивающий формирование единого информационного пространства, муниципальных и региональных служб, организаций жилищно-коммунального комплекса и потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также автоматизацию технологических процессов субъектов ЖКХ по предоставлению жилищных и коммунальных услуг;
  • Автоматизированная система коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, обеспечивающая автоматизированный сбор и передачу показаний приборов учета и позволяющая фиксировать информацию за любые периоды времени;
  • Системы для аналитической обработки и формирования статистических и отчетных данных по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, мониторинг и прогноз баланса энергоресурсов, анализ эффективности реализуемых организациями жилищно-коммунального комплекса инвестиционных и производственных программ;
  • Центр информирования потребителей и Интернет-портал, обеспечивающие информационно-справочное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг, повышение прозрачности реализуемой тарифной политики, публичный контроль исполнения действующих нормативно-правовых актов и регламентов, мониторинг общественного мнения.

     По  сути, автоматизированная система управления ЖКХ — это совокупность технических и программных средств (ПК, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающие рациональное управление сложными системами ЖКХ.

     Внедрение информационных технологий позволит создать  качественно новую систему управления ЖКК и регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти.

     В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

 

     Структура Информационной Системы  Управления ЖКК

     

     Создание  Единого информационного пространства ЖКК возможно посредством внедрения отраслевых решений, разработанных на высокотехнологичной платформе 1С: Предприятие 8.2, основным из которых является 1С: Управление Предприятием ЖКХ. Это сочетание возможностей типового решения класса ERP и учет отраслевой специфики, позволяющее создать эффективный инструмент оперативного контроля и управления жилищно-коммунальным комплексом на региональном и муниципальном уровнях.

     Программные продукты 1С: Учет в управляющих компаниях  ЖКХ, ТСЖ и ЖСК и 1С:ВДГБ: Сайт управляющей  компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК подойдут как для небольшого ТСЖ, так и  для крупной управляющей компании или расчетного центра.

     С помощью программ 1С для ЖКХ  собственники жилья смогут сами через  Интернет-сайт своей УК (ТСЖ, ЖСК) отслеживать информацию о показаниях узлов (приборов) коммерческого учета (счетчиков), делать заявки аварийно-диспетчерской службе и видеть, как расходуются средства, ежемесячно выделяемые на капитальный ремонт.

     Приведем  некоторые конкретные варианты применения Информационной Системы Управления ЖКК (ИСУ ЖКК).

     В структурных подразделениях органов исполнительной власти региона:

  • Создание на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных ИАС (информационных автоматизированных систем):
    • для учета жилищного фонда субъекта РФ, объектов и сетей инженерной инфраструктуры;
    • для анализа тарифов на товары и услуги организаций ЖКК;
    • для сбора и формирования консолидированной нормативной отчетности о работе регионального ЖКК;
    • для аналитической оценки экономической эффективности регионального ЖКК;
  • Создание в сети Интернет специализированных порталов, информирующих граждан и организации о решениях, принимаемых органами государственной власти по вопросам функционирования регионального ЖКК; о социально-экономических показателях регионального ЖКК; получение государственных и муниципальных услуг в области ЖКК.

     В органах местного самоуправления в  муниципальных районах:

  • Создание на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных ИАС:
    • для учета муниципального жилищного фонда;
    • для учета граждан, нуждающихся в получении социального жилья;
    • для сбора и анализа цен (тарифов) на ЖКУ;
    • для сбора и формирования консолидированной нормативной отчетности о работе муниципального ЖКК;
    • для аналитического оценивания экономической эффективности муниципального ЖКК.

     В управляющих компаниях:

  • Учет имущества и объектов инфраструктуры;
  • Учет владельцев имущества;
  • Управление отношениями с владельцами имущества;
  • Управление лицевыми счетами;
  • Управление договорами;
  • Планирование реализации коммунальных услуг и работ;
  • Расчеты и начисления квартирной платы жильцов многоквартирных домов и подготовка для них соответствующих платёжных документов;
  • Оплата услуг потребителям;
  • Управление арендой имущества;
  • Возможность создания на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных информационных систем как на этапе внедрения, так и в ходе эксплуатации подсистемы.

     На  ресурсоснабжающих  и сервисных предприятиях ЖКХ:

  • Учет коммунальной инфраструктуры;
  • Управление техническим обслуживанием и ремонтом;
  • Управление энергоэффективностью ЖКХ;
  • Интеграция с системами контроля приборов учета;
  • Работа с лицевыми счетами;
  • Расчеты и начисления;
  • Работа с должниками.

     В расчетных центрах  ЖКК:

  • Начисление ЖКУ, согласно назначенных услуг на лицевые счета в различных разрезах учета (УК, дома, ТСЖ);
  • Поступление отплаты от населения (касса, банк, терминалы) в разрезе лицевых счетов;
  • Интеграция информационной системы (ИС) с платежными терминалами самообслуживания, с ИС банков и с ИС других организаций, принимающих коммунальные платежи от населения;
  • Распределение поступивших денежных средств пропорционально оказанным услугам, непосредственно на конкретную услугу или за исключением какой-либо услуги;
  • Проведение перерасчетов согласно 307-му постановлению и снятию конкретных видов услуг по требованию управляющих компаний, как не оказанных;
  • Предоставление информации о финансовых потоках, поступающих через кассы РКЦ на счета обслуживающих организаций, для УК;
  • Предоставление информации управлениям социальной защиты, отделам субсидий в части оплаты за потребленные ЖКУ, вносимую льготниками, или гражданами, получающими государственную поддержку в виде начисления жилищных субсидий;
  • Предоставление информации ресурсоснабжающим компаниям по поступившим на счет платежам населения с разбивкой по конкретным видам услуг, поставляемых ими.

     Для потребителей жилищных и коммунальных услуг:

  • создание информационного портала ИСУ ЖКК для приема коммунальных платежей с использованием электронной карты гражданина;
  • создания и распространения терминалов самообслуживания для приема коммунальных платежей с использованием электронной карты гражданина;
  • создание информационного портала ИСУ ЖКК для доступа жильцов к своим учетным данным в информационных системах ЖКК;
  • создание и установка в офисах управляющих организаций и в многоквартирных домах электронных справочных терминалов для общего доступа жильцов к своим учетным данным в информационных системах ЖКК.

     В диспетчерских службах  предприятий ЖКК  и дежурно-диспетчерских  службах (ДДС) муниципальных районов:

  • ведение журнала заявок на работы;
  • распределение заявок на исполнение;
  • планирование загрузки исполнителей;
  • списание материалов и контроль затрат на выполнение заявки;
  • закрытие заявок и оценка качества выполнение заявки;
  • отчеты по загрузке исполнителей и состоянию заявок на работы возможность организации информационных систем на технологических платформах Call-центров, за счет централизованного сбора информации по обращениям.

     Мы  можем, таким образом, видеть, что  программный комплекс ИСУ ЖКК охватывает в Единое Информационное пространство практически все необходимые сегменты поддержки управления ЖКК. Его структурной особенностью является масштабируемость и гибкость. Единое информационное пространство ЖКК обеспечивает консолидацию данных из существующих информационно-аналитических систем, связанных с управлением жилищно-коммунальным комплексом в регионе и иных информационно-аналитических систем. И как следствие повышает качество и эффективность государственного управления жилищно-коммунальным комплексом.

     Управляющие инструменты, в качестве которых  можно рассматривать программные  решения на платформе 1С: Предприятие 8 являются неотъемлемым условием обеспечения прозрачности бизнес-процессов в управлении предприятием ЖКК, что в свою очередь повышает эффективность управления жилищно-коммунальным комплексом.

     Качественное  управление ЖКК посредством  Единого Информационного  пространства дает нам:

  • сокращение роста тарифов;
  • возможность оперативно реагировать на обращения граждан;
  • дополнительные средства на обустройство придомовых территорий и мест общественного пользования;
  • прозрачность бизнес-процессов (например, прозрачность накоплений на капитальный ремонт) и т.д.

     И, самое главное, оптимизацию и  экономию усилий, направленных на улучшение  жизни общества, в таком важнейшем  секторе, как жилищно-коммунальное хозяйство. 

 

Список  источников

     Никитин И. Единое информационное пространство управления ЖКК. – М. : Изд-во «1С:ВДГБ», 2011.

     Аболин  А.А. Этапы перехода на новую систему  оплаты ЖКУ: анализ финансово-экономической  ситуации // ЖКХ-2001. – №3. – С.30-37.


Назначение и функции информационной системы управления ЖКХ