Назначение и функции информационной системы управления ЖКХ
Назначение и функции информационной системы управления ЖКХ
1. Жилищно-коммунальный комплекс — территория проблем
Жилищно-коммунальное
хозяйство является одной из основных
отраслей экономики, оказывающей существенное
влияние на все стороны жизнедеятельности
общества. В настоящее время эта
сфера жизнедеятельности
Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние.
Сегодня жилищно–коммунальный комплекс (ЖКК) представляет собой технически сложное хозяйство, которое требует новых разработок и новых технологий с тем, чтобы обслуживающие структуры «не только нагружали жителей объемами услуг, но и сокращали стоимость этих услуг». А чтобы предоставлять качественные услуги, сфера управления ЖКХ, как и любая другая сфера услуг, нуждается в современных решениях. Внедрение инновационных, «умных» он-лайн технологий, которые сегодня проникают во все сферы нашей жизни, позволяет сделать этот процесс максимально удобным, эффективным и прозрачным.
Жилищно–коммунальный комплекс, становясь частью рыночного механизма, все больше становится похожим на прибыльную отрасль. А это, в свою очередь, заставляет идти в ногу со временем и откликаться не просто на модные новинки, а на необходимые новшества.
Буквально
несколько лет назад
Помимо этого, в небольшой организации ЖКХ (ТСЖ или ЖСК), как правило, есть только один бухгалтер, силами которого и ведется весь учет, поэтому ему приходится выполнять значительный объем работы. В связи с этим появилась необходимость в программах, позволяющих автоматизировать работу бухгалтера в сфере ЖКХ.
Эти
программы рассчитаны на то, чтобы
упростить работу бухгалтеру, а также
по максимуму исключить
Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Успешно
решать эту проблему можно только
на базе передовых
информационных технологий. Информатизация
ЖКК — необходимое звено
реформы ЖКХ.
2. Жилищно-коммунальный комплекс — территория решений
На
сегодняшний день уже идет активная
автоматизация отдельных
- начисления и учета сбора коммунальных платежей населения, как по отдельным, так и по всем видам услуг в рамках региона, района, города;
- учета инвестиций в строящиеся жилые здания и иные сооружения;
- сбора и обработки телеметрической информации, а также мониторинга показателей функционирования городской инфраструктуры;
- бухгалтерского учета предприятий и др.
Необходимо
начинать автоматизацию объектов отрасли
с органов управления муниципальными
образованиями посредством
Состав автоматизированной системы управления ЖКК:
- Ведомственная транспортная сеть передачи данных и сбора статистической информации с различных систем ЖКХ и передача команд исполнительным устройствам;
- Программно–аппаратный комплекс, обеспечивающий формирование единого информационного пространства, муниципальных и региональных служб, организаций жилищно-коммунального комплекса и потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также автоматизацию технологических процессов субъектов ЖКХ по предоставлению жилищных и коммунальных услуг;
- Автоматизированная система коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, обеспечивающая автоматизированный сбор и передачу показаний приборов учета и позволяющая фиксировать информацию за любые периоды времени;
- Системы для аналитической обработки и формирования статистических и отчетных данных по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, мониторинг и прогноз баланса энергоресурсов, анализ эффективности реализуемых организациями жилищно-коммунального комплекса инвестиционных и производственных программ;
- Центр информирования потребителей и Интернет-портал, обеспечивающие информационно-справочное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг, повышение прозрачности реализуемой тарифной политики, публичный контроль исполнения действующих нормативно-правовых актов и регламентов, мониторинг общественного мнения.
По сути, автоматизированная система управления ЖКХ — это совокупность технических и программных средств (ПК, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающие рациональное управление сложными системами ЖКХ.
Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКК и регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти.
В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
Структура Информационной Системы Управления ЖКК
Создание Единого информационного пространства ЖКК возможно посредством внедрения отраслевых решений, разработанных на высокотехнологичной платформе 1С: Предприятие 8.2, основным из которых является 1С: Управление Предприятием ЖКХ. Это сочетание возможностей типового решения класса ERP и учет отраслевой специфики, позволяющее создать эффективный инструмент оперативного контроля и управления жилищно-коммунальным комплексом на региональном и муниципальном уровнях.
Программные
продукты 1С: Учет в управляющих компаниях
ЖКХ, ТСЖ и ЖСК и 1С:ВДГБ: Сайт управляющей
компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК подойдут
как для небольшого ТСЖ, так и
для крупной управляющей
С помощью программ 1С для ЖКХ собственники жилья смогут сами через Интернет-сайт своей УК (ТСЖ, ЖСК) отслеживать информацию о показаниях узлов (приборов) коммерческого учета (счетчиков), делать заявки аварийно-диспетчерской службе и видеть, как расходуются средства, ежемесячно выделяемые на капитальный ремонт.
Приведем некоторые конкретные варианты применения Информационной Системы Управления ЖКК (ИСУ ЖКК).
В структурных подразделениях органов исполнительной власти региона:
- Создание на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных ИАС (информационных автоматизированных систем):
- для учета жилищного фонда субъекта РФ, объектов и сетей инженерной инфраструктуры;
- для анализа тарифов на товары и услуги организаций ЖКК;
- для сбора и формирования консолидированной нормативной отчетности о работе регионального ЖКК;
- для аналитической оценки экономической эффективности регионального ЖКК;
- Создание в сети Интернет специализированных порталов, информирующих граждан и организации о решениях, принимаемых органами государственной власти по вопросам функционирования регионального ЖКК; о социально-экономических показателях регионального ЖКК; получение государственных и муниципальных услуг в области ЖКК.
В органах местного самоуправления в муниципальных районах:
- Создание на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных ИАС:
- для учета муниципального жилищного фонда;
- для учета граждан, нуждающихся в получении социального жилья;
- для сбора и анализа цен (тарифов) на ЖКУ;
- для сбора и формирования консолидированной нормативной отчетности о работе муниципального ЖКК;
- для аналитического оценивания экономической эффективности муниципального ЖКК.
В управляющих компаниях:
- Учет имущества и объектов инфраструктуры;
- Учет владельцев имущества;
- Управление отношениями с владельцами имущества;
- Управление лицевыми счетами;
- Управление договорами;
- Планирование реализации коммунальных услуг и работ;
- Расчеты и начисления квартирной платы жильцов многоквартирных домов и подготовка для них соответствующих платёжных документов;
- Оплата услуг потребителям;
- Управление арендой имущества;
- Возможность создания на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных информационных систем как на этапе внедрения, так и в ходе эксплуатации подсистемы.
На ресурсоснабжающих и сервисных предприятиях ЖКХ:
- Учет коммунальной инфраструктуры;
- Управление техническим обслуживанием и ремонтом;
- Управление энергоэффективностью ЖКХ;
- Интеграция с системами контроля приборов учета;
- Работа с лицевыми счетами;
- Расчеты и начисления;
- Работа с должниками.
В расчетных центрах ЖКК:
- Начисление ЖКУ, согласно назначенных услуг на лицевые счета в различных разрезах учета (УК, дома, ТСЖ);
- Поступление отплаты от населения (касса, банк, терминалы) в разрезе лицевых счетов;
- Интеграция информационной системы (ИС) с платежными терминалами самообслуживания, с ИС банков и с ИС других организаций, принимающих коммунальные платежи от населения;
- Распределение поступивших денежных средств пропорционально оказанным услугам, непосредственно на конкретную услугу или за исключением какой-либо услуги;
- Проведение перерасчетов согласно 307-му постановлению и снятию конкретных видов услуг по требованию управляющих компаний, как не оказанных;
- Предоставление информации о финансовых потоках, поступающих через кассы РКЦ на счета обслуживающих организаций, для УК;
- Предоставление информации управлениям социальной защиты, отделам субсидий в части оплаты за потребленные ЖКУ, вносимую льготниками, или гражданами, получающими государственную поддержку в виде начисления жилищных субсидий;
- Предоставление информации ресурсоснабжающим компаниям по поступившим на счет платежам населения с разбивкой по конкретным видам услуг, поставляемых ими.
Для потребителей жилищных и коммунальных услуг:
- создание информационного портала ИСУ ЖКК для приема коммунальных платежей с использованием электронной карты гражданина;
- создания и распространения терминалов самообслуживания для приема коммунальных платежей с использованием электронной карты гражданина;
- создание информационного портала ИСУ ЖКК для доступа жильцов к своим учетным данным в информационных системах ЖКК;
- создание и установка в офисах управляющих организаций и в многоквартирных домах электронных справочных терминалов для общего доступа жильцов к своим учетным данным в информационных системах ЖКК.
В диспетчерских службах предприятий ЖКК и дежурно-диспетчерских службах (ДДС) муниципальных районов:
- ведение журнала заявок на работы;
- распределение заявок на исполнение;
- планирование загрузки исполнителей;
- списание материалов и контроль затрат на выполнение заявки;
- закрытие заявок и оценка качества выполнение заявки;
- отчеты по загрузке исполнителей и состоянию заявок на работы возможность организации информационных систем на технологических платформах Call-центров, за счет централизованного сбора информации по обращениям.
Мы можем, таким образом, видеть, что программный комплекс ИСУ ЖКК охватывает в Единое Информационное пространство практически все необходимые сегменты поддержки управления ЖКК. Его структурной особенностью является масштабируемость и гибкость. Единое информационное пространство ЖКК обеспечивает консолидацию данных из существующих информационно-аналитических систем, связанных с управлением жилищно-коммунальным комплексом в регионе и иных информационно-аналитических систем. И как следствие повышает качество и эффективность государственного управления жилищно-коммунальным комплексом.
Управляющие
инструменты, в качестве которых
можно рассматривать
Качественное управление ЖКК посредством Единого Информационного пространства дает нам:
- сокращение роста тарифов;
- возможность оперативно реагировать на обращения граждан;
- дополнительные средства на обустройство придомовых территорий и мест общественного пользования;
- прозрачность бизнес-процессов (например, прозрачность накоплений на капитальный ремонт) и т.д.
И,
самое главное, оптимизацию и
экономию усилий, направленных на улучшение
жизни общества, в таком важнейшем
секторе, как жилищно-коммунальное
хозяйство.
Список источников
Никитин И. Единое информационное пространство управления ЖКК. – М. : Изд-во «1С:ВДГБ», 2011.
Аболин А.А. Этапы перехода на новую систему оплаты ЖКУ: анализ финансово-экономической ситуации // ЖКХ-2001. – №3. – С.30-37.