Назначение и характеристика различных аэропортов
Введение.
Аэропорт – это авиатранспортное предприятие, обеспечивающее быструю, безопасную и эффективную транспортировку по воздуху пассажиров, багажа, грузов, почты и осуществляющее отправление и прием летательных аппаратов, используя средства, необходимые для их взлета или посадки, а также техническое обслуживание и ремонт. К аэропорту относятся аэровокзалы и здания для хранения и отправки грузов и почты, а также подъездные железные и шоссейные дороги, станции наземного транспорта и автостоянки.
С появлением в 1930-х годах многомоторных самолетов и коммерческих авиалиний возникла необходимость сооружения бетонированных ВПП (длиной до 1500 м), которые могли бы принимать тяжелые самолеты (весом от 4,5 до 11,5 т), создающие большие удельные нагрузки на покрытие ВПП.
Коммерческие аэропорты второго поколения образовали сеть региональных авиалиний и предназначались для обслуживания самолетов, способных перевозить до 75 пассажиров и совершающих регулярные рейсы между этими аэропортами. Для удовлетворения потребностей пассажиров были построены соответствующие аэровокзалы.
В это же время большую
популярность приобрели развлекательные
воздушные экскурсии, что вызвало
появление небольших
1. Классификация и назначение аэропортов.
В целях учета основных характеристик аэропортов и аэродромов при проектировании, эксплуатации и сертификации, а также обеспечении инфраструктурой устанавливается классификация аэропортов и аэродромов.
Критериями классификации аэропортов являются:
- характер выполняемых перевозок;
- статус аэропортов;
- объем воздушных перевозок.
Аэропорты классифицируют в соответствии с их назначением, функциями, размером, типами самолетов, которые они могут принимать и обслуживать, и другими отличительными признаками.
Аэропорты различают по следующим признакам:
- военные или гражданские;
- коммерческие или некоммерческие;
- частные или государственные;
- типы обслуживаемых самолетов;
- регулярность авиаперевозок
(расписание или его
- наличие таможни,
служб иммиграции и других
видов инспекции, необходимых
для обслуживания
- наличие средств и сооружений для отправки и хранения грузов.
1.1. Классификация аэропортов в зависимости от характера выполняемых перевозок.
В зависимости от характера
выполняемых перевозок
- международные аэропорты;
- аэропорты внутренних перевозок.
На рисунке 1 представлена динамика изменения количества аэропортов.
Рис.1 – Динамика изменения количества аэропортов ГА.
К международным относятся аэропорты, которые открыты для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также, в которых осуществляется пограничный и таможенный контроль. В случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.
Международные аэропорты, способные технологически быстро (по установленному в установленном порядке временному интервалу) и качественно обслуживать большое количество прибывающих или убывающих воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и обеспечивающий удобную стыковку большого числа рейсов на основе скоординированного расписания могут именоваться «хабами».
Доля международных перевозок должна составлять более 0,5% от общих перевозок (годовых).
Основными целями и задачами
государственного регулирования деятельности
международных аэропортов Российской
Федерации включая
1) Выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров с участием Российской Федерации в отношении международных аэропортов.
2) Не дискриминационного доступа в международные аэропорты Российской Федерации воздушным судам эксплуатантам (пользователям), выполняющих международные воздушные перевозки на основе принципа равенства.
3) Добросовестной конкуренции на рынке услуг, предоставляемых международными аэропортами Российской Федерации.
4) Защиты от монопольных злоупотреблений.
5) Защиты и охраны интересов общества и государства в области международных воздушных сообщений и обеспечения регулярности, эффективности и безопасности международных воздушных перевозок.
6) Достижения разумного баланса общественных и коммерческих интересов в сфере управления международными аэропортами, поощрение инвестиций, государственно-частного партнерства и передовой коммерческой практики;
7) Приоритета общественных интересов над интересами получения прибыли при осуществлении коммерческой деятельности международных аэропортов;
8) Внедрения и применения стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в деятельности международных аэропортов в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г.;
9) Зашиты прав пассажиров, перевозчиков и иных потребителей услуг международных аэропортов;
10) Создания механизма рассмотрения жалоб и разрешения споров;
11) Поощрения инвестиций и осуществление контроля за их использование;
12) Устранения кризисных ситуаций.
Здания, помещения и
сооружения международного аэропорта,
необходимые для организации и осуществления
пограничного, таможенного и иных видов
контроля в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации, предоставляются
на основании договоров безвозмездного
пользования федеральному органу исполнительной
власти, осуществляющему государственные
функции в сфере обустройства государственной
границы Российской Федерации.
Требования
к объему, расположению и оснащению помещений
необходимых для осуществления пограничного,
таможенного и иных видов контроля в пунктах
пропуска через государственную границу
Российской Федерации устанавливаются
Правительством Российской Федерации
с учетом пропускной способности (технической
возможности) аэропорта.
Для
информирования в международных аэропортах
Российской Федерации применяются русский
и английский языки.
Пределы ответственности при международной перевозке:
1. При международной
перевозке, как она определена
по Варшавской Конвенции,
2. При перевозках между
пунктами США ответственность
авиакомпаний или перевозчиков,
являющихся участниками
3. Ответственность за утрату, повреждение и убытки, вызванные задержкой доставки багажа для большинства международных перевозок (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой 20 долларов США за кг зарегистрированного багажа ограниченной суммой 400 долларов США за ручную кладь в отношении каждого Пассажира.
4. При воздушной перевозке
между пунктами на территории
США федеральные правила
К аэропортам внутренних перевозок относятся аэропорты, открытые для приема и отправки воздушных судов в/из аэропортов Российской Федерации. К аэропортам внутренних перевозок относятся аэропорты 3 класса и выше в которых более 50% перевозок осуществляется по российским воздушным линиям.
Для информирования в
аэропортах регионального и местного
значения применяются государственный
язык Российской Федерации, а также
могут применяться
По внутренним воздушным линиям, как и по международным, пассажир может следовать самыми разнообразными маршрутами, например, перевозка «туда» - это перевозка в одном направлении между пунктом отправления и пунктом назначения. При такой перевозке возможны следующие варианты:
А) между пунктом отправления и назначения нет посадки ВС в промежуточном аэропорту;
Б) между пунктом отправления и назначения есть посадки ВС в промежуточном аэропорту;
В) пассажир следует в пункт назначения с пересадкой (пересадками) или остановками в пути, меняя рейсы и авиаперевозчиков.
Перевозка «туда» и «обратно» - может рассматриваться как два отдельных договора или может считаться связанной, если применялся сквозной тариф.
Перевозка пассажиров и багажа, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе по дополнительному) рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того имели ли место пересадки или перерыв в перевозке.
На основе ВК разрабатываются все основные правила перевозки на воздушном транспорте, руководства, указания, требования и т.д., на территории РФ, не зависимо от формы собственности.
Правила регулируют перевозку пассажиров, багажа и грузов, осуществляемую авиационными предприятиями в пределах территории России.
Правила определяют обязанности,
права и ответственность
Пределы ответственности при внутренней перевозке на территории РФ:
1.Ответственность Перевозчик
за перевозки, осуществляемые
авиакомпанией на территории
РФ, регулируются действующими на
территории РФ
2.За утрату, недостачу
или повреждение (порчу)
- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке с объявленной ценностью, в размере объявленной ценности (за воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата);
- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке без объявленной ценности, в размере их стоимости, но не более чем в размере 2-х, установленных Федеральным законом, минимальных размеров оплаты труда за 1 кг веса багажа;
- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, в размере их стоимости, а в случае невозможности её установления, в размере не более чем 10-ти,, установленных Федеральным законом, минимальных размеров оплаты труда.
- за утрату, недостачу или повреждение ручной клади и другого имущества Пассажира Перевозчик несет ответственность только в том случае, если доказано, что ущерб нанесен по вине Перевозчика.
1.2. Классификация аэропортов в зависимости от статуса.
Устанавливаются следующие статусы аэропортов:
- аэропорты федерального значения;
- аэропорты регионального значения;
- аэропорты местного значения.
К аэропортам федерального
значения относятся аэропорты, обеспечивающие
стабильное функционирование межрегиональных
и международных авиасвязей Российской
Федерации и включенные в Перечень
аэропортов федерального значения, утверждаемый Правительством
Российской Федерации.
К аэропортам регионального значения
относятся аэропорты, предназначенные
для организации воздушного сообщения
между субъектами Российской Федерации,
не включенные в Перечень аэропортов федерального
значения, утверждаемый Правительством
Российской Федерации.
К аэропортам местного значения относятся
аэропорты, предназначенные для организации
воздушного сообщения между поселениями,
муниципальными районами и городскими
округами и обеспечивающие выполнение
воздушных перевозок на местных воздушных
линиях.
Решение об отнесении аэропортов к аэропортам
регионального значения и аэропортам
местного значения принимается уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти
в области гражданской авиации.
Особенности права собственности на имущество региональных аэропортов и аэропортов местных воздушных линий, гражданских аэродромов:
1. Аэропорты и аэродромы, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность или собственность физических или юридических лиц в порядке, установленном федеральными законами.
2. В собственности физических или негосударственных юридических лиц находится имущество аэропортов и аэродромов, созданное или приобретенное названными лицами за счет собственных средств на предоставленных им в установленном земельным и водным законодательством порядке земельных и водных участках, или переданное в собственность таких лиц в порядке, установленном федеральными законами.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части использования аэропортов и гражданских аэродромов и осуществления аэропортовой деятельности относится:
1. Осуществление контроля в части касающейся за обеспечением эффективного использования аэропортов и гражданских аэродромов в целом и их имущественных объектов.
2. Участие в разработке основных направлений инвестиционной политики в области развития аэропортов и гражданских аэродромов, аэропортовой деятельности.
3. Определение методики расчета и максимального размера платы за аэропортовое обслуживание в аэропортах местных воздушных линий.
4. Участие в процедурах установления стоимости и перечня неавиационных услуг (сферы обслуживания) на территории аэропортов и гражданских аэродромах.
5. Участие в использовании аэропортов и гражданских аэродромов при проведении мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации по гражданской обороне, мобилизационной подготовке и при ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
6. Утверждение нормативов финансовых затрат на ремонт, содержание аэропортов, аэродромов регионального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.
7. Осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.3. Классификация
аэропортов в зависимости от
объема
воздушных перевозок.
В зависимости от объема воздушных перевозок аэропорты делятся на следующие классы, определяемые годовым объемом пассажирских перевозок, т.е. суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных и трансферных пассажиров:
1. Внеклассные – аэропорты с
годовым объемом
2. Аэропорты I класса – аэропорты
с годовым объемом
3. Аэропорты II класса – аэропорты
с годовым объемом
4. Аэропорты III класса – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока от 4000 тыс. до 7000 тыс. пассажиров;
5. Аэропорты IV класса – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока от 1000 тыс. до 4000 тыс. пассажиров;
6. Аэропорты V класса – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока от 100 тыс. до 1000 тыс. пассажиров;
7. Неклассифицированные – аэропорты с годовым объемом пассажиропотока менее 100 тыс. пассажиров.
Пассажиры транзитных рейсов
делающих кратковременную остановку
в промежуточном аэропорту
Пропускная способность определена применительно к схемам планировки ВПП и соединительных РД (рисунок 2), принятым в качестве основных в "Нормах технологического проектирования аэропортов".
Рис.2 - Схемы планировки ВПП и соединительных РД по классам аэропортов.
Также обработка отчетных данных позволила выявить пропускную способность аэропорта на перспективу по количеству почтово-грузовых перевозок, которая, как показали расчеты, составит по классам аэропортов, тыс/т.: I - 70-120; II - 35-70; III- 9-35; IV - 1,5-9,0; V - 0,18-1,5.
Объем складов ГСМ по классам аэропортов составляет, т. : I – 35; II - 20; III – 10; IV – 5; V – 1250.
2. Аэропортовая деятельность.
Аэропортовая деятельность на аэродромах в целях гражданской авиации и в аэропортах подразделяется на авиационную и неавиационную деятельности. Перечень видов аэропортовой деятельности, содержание вида деятельности и требования к каждому из них определяются федеральными авиационными правилами. В соответствии с требованиями безопасности полетов и авиационной безопасности отдельные виды аэропортовой деятельности не допускают конкуренции. Специальные требования к видам авиационной деятельности, связанными с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности регламентируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации и устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Особенности в осуществлении авиационной деятельности:
1. В целях полного удовлетворения услугами авиационной деятельности главный оператор обязан содействовать их обеспечению.
2. Порядок, особые условия и минимальный перечень услуг, предоставляемый эксплуатантам, пассажирам, грузоотправителям (грузополучателям) и другим пользователям, в зависимости от класса аэропорта и его назначения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. В целях обеспечения безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности, а также эффективной координации, деятельность операторов, привлеченных в установленном порядке других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основе единой технологии. Особенности деятельности операторов, других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также соответствующие им права, обязанности и ответственность устанавливаются федеральными авиационными правилами.
4. Осуществление полетов исключительной важности при выполнении коммерческих воздушных перевозок гражданскими воздушными судами (с аэродромов государственной и экспериментальной авиации не являющихся аэродромами совместного базирования и использования) возможно только с разрешения федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации после согласовании их выполнения в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти государственной авиации (или экспериментальной), в ведении которого находится аэродром.
Особенности неавиационной деятельности:
1. Размещение объектов инфраструктуры неавиационной деятельности (далее – сервиса) аэропорта в границах землеотвода аэропорта осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории (генеральный план развития аэропорта) и других, регламентированных в установленном порядке требований.
2. Минимально необходимые для обслуживания пользователей требования к обеспеченности аэропортов объектами сервиса, размещаемые в границах аэропорта (с указанием количества и вида объектов аэропортовой инфраструктуры и сервиса), а также перечень минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах аэропортов, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. Обеспечение аэропортов
объектами сервиса не должно
ухудшать требуемые условия
4. В случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов сервиса аэропортов, размещаемых в границах аэропорта федерального, регионального или местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
5. Объекты аэропортового
сервиса – привокзальные
6. Операторы, собственники
и владельцы объектов
В целях обеспечения непрерывного управления перевозочным процессом в аэропортах, непосредственно участвующих в перевозках пассажиров, багажа и грузов, независимо от их местонахождения на территории Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время - местное.
Условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира (далее - багаж), имущества, принятого к перевозке на основании грузовой накладной (далее - груз), права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей определяются федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".
В целях обеспечения безопасности полетов, авиационной, экологической безопасности, четкой и оперативной координации деятельности в аэропортах деятельность операторов, владельцев инфраструктуры и пользователей услуг осуществляется на основе единой технологии.
Единая технология работы аэропорта представляется как совокупность форм и методов осуществления авиационной деятельности в аэропорту, включающая технологические графики обслуживания воздушных судов, порядок взаимодействия и разграничение ответственности, табель аэропортовой информации, обеспечивающие системы управления и связи, обязательные к исполнению организационно-технологические документы.
Единая технология работы аэропорта разрабатывается, утверждается и внедряется главным оператором.
3. Современное состояние аэропортовой сети ГА: проблемы и тенденции развития.
За первый квартал 2009 г. пассажиропоток в региональных аэропортах упал на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Отчасти это связано с сезонностью: первый квартал традиционно сложный для бизнеса, аэропорты нередко терпят убытки. Максимальный объем перевозок приходится на лето. Но общая тенденция негативная.
При падающем пассажиропотоке и снижении количества взлетно-посадочных операций многим региональным аэропортам приходится нелегко. Вероятно, большинство из них в ближайшее время приостановят основную часть инвестиционных программ. За исключением тех проектов, которые уже находятся на финишной стадии.
Потребность отрасли в капиталовложениях, по экспертным оценкам, только в наземный сектор на ближайшие 10 лет составляет не менее 65-70 млрд руб. ежегодно. Однако, например, в 2008 году государственные капитальные вложения составили только 24,2 млрд рублей.
В этой связи основные надежды сотрудники аэропортов возлагают на федеральную целевую программу (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России", а точнее подпрограмму "Гражданская авиация", которая является основным источником финансирования развития инфраструктуры аэропортов. Например, в 2008 году более 60% вложенных средств были перечислены из федерального бюджета.
По данным Управления производственной деятельности Росавиации в реестр аэродромов гражданской авиации России из 393 аэродромов 62 имеют федеральное значение и образуют опорную сеть российской гражданской авиации. Более девятисот аэропортов регионального и местного значения с аэродромами, имеющими в основном грунтовые ВПП, за годы рыночных реформ из-за невостребованности авиационных перевозок из реестра выбыли. Только 58% аэродромов имеют искусственные взлетно-посадочные полосы, остальные - грунтовые. 70% ВПП с искусственными покрытиями были построены более двух десятилетий назад и из них только небольшая часть подверглась реконструкции. 18% аэродромов с грунтовыми ВПП требуют капитального ремонта. Чуть меньше половины всех аэродромов оборудованы светосигнальными системами, частично уже требующими замены.
Вооруженные Силы Российской Федерации имеют 342 аэродрома, в том числе 206 с искусственным ВПП, т.е. более 60% от общего количества. Из числа других министерств и ведомств аэродромы принадлежат: МВД, ФСБ, МЧС, Российской оборонной спортивно-технической организации и др. Незамедлительного проведения реконструкции требует 25 (12%) взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями, а 23 (18%) взлетно-посадочные полосы с грунтовым покрытием давно нуждаются в капитальном ремонте. Светосигнальным оборудованием оснащены только 65% аэродромов.