Назначение и математическая модель бизнес-плана. Цели и задачи бизнес - планирования
Муниципальное образовательное учреждение
Южно – Уральский профессиональный институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Бизнес-планирование»
Вариант
№2
Выполнил:
студент группы ФЗ 06-08
080105.65 «Финансы и кредит»
Преподаватель
к.э.н.
Челябинск
2010
Оглавление
Назначение и математическая модель бизнес-плана
Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.
Он составляется при постановке научных исследований и опытно-конструкторских разработках новых изделий, товаров, продуктов, услуг (в дальнейшем НТ), проектировании строительства новых объектов, создании новых предприятий, производств, торговых точек, объектов сервисного обслуживания и т.п. и для организации деятельности действующих предприятий различных форм собственности и выполняет следующие функции:
- оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации;
-
повышение квалификации
-
защита средств инвесторов, что
является моральным и
-
определение основных
-
информирование инвестора о
-
обеспечение поставок сырья и
комплектующих изделий без
- рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества;
-
снижение вероятности
Процесс составления бизнес-плана вынуждает предпринимателя критически оценивать собственные силы, так как ему приходится отвечать на такие вопросы, как:
Так ли уж хороша сама идея?
Будет ли положительный результат?
На кого рассчитана новая техника, продукт или услуга?
Найдет ли она своего покупателя?
С кем придется конкурировать?
Смогу ли защитить свои права на новизну или конкурентам не представляет труда ее скопировать?
По силам ли организовать такой проект?
Для
составления бизнес-плана
- идея и цель нового проекта;
- объем потенциального спроса;
-
оценка производственных
- оценка управленческой команды.
Модель - это один из важнейших инструментов научного познания, условный образ объекта исследования или управления. Модель конструируется так, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства, взаимосвязи, структурные или функциональные параметры и т.п.), существенные для целей исследования. Например, для планирования деятельности предприятия, как правило, используются экономико-математические модели, представляющие абстракцию реальных процессов деятельности предприятия. В то же время такие модели сохраняют наиболее существенные свойства этих процессов таким образом, чтобы их анализ позволял исследовать поведение отображаемого процесса. Главной функцией модели является воспроизведение с заданной степенью точности прогнозируемых параметров её функционирования, представляющих исследовательский интерес. Как объект, так и его модель должны обладать системными признаками.
Функционирование
предприятия характеризуется
Для каждого интервала планирования составляются бюджеты - сметы поступлений и платежей, отражающих результаты всех операций, выполнявшихся в этом временном промежутке. Сальдо такого бюджета - разность между поступлениями и платежами - есть денежный поток инвестиционного проекта на данном интервале планирования. Если все составляющие инвестиционного проекта будут выражены в денежной оценке, мы получим ряд значений денежных потоков, описывающих процесс осуществления инвестиционного проекта.
Основу экономико-математической модели бизнес-плана составляет ядро из обязательных блоков расчета: прибыли, потока денежных средств и финансового баланса. Параметры каждого из основных блоков, соответствующие каждому интервалу времени, определяются с учетом объема производства, инвестиционных вложений, а также структуры источников финансирования (рис.1).
Рис. 1. Схема экономико-математической модели бизнес-плана
По мере необходимости, в зависимости от набора исходных данных, уровня детальности и используемых методов расчетов тех или иных параметров, модель может дополняться новыми блоками.
Цели и задачи бизнес - планирования
Главная цель бизнес-плана - обоснование коммерческой (предпринимательской) состоятельности управленческих решений, связанных с развитием предприятия. Последняя предполагает выполнение двух основополагающих требований:
полное возмещение (окупаемость) вложенных средств;
получение прибыли, размер которой оправдывает отказ от любого иного способа использования ресурсов (капитала) и компенсирует риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата.
Как показывает зарубежная и отечественная практика, бизнес-план может применяться для:
разработки концепции предпринимательской деятельности фирмы и ее стратегии;
оценки
фактических результатов
привлечения денежных средств;
оценки возможности предприятия вести конкурентную борьбу на рынке соответствующих товаров;
осуществления внутрифирменного контроля;
привлечения партнеров, инвесторов и кредиторов к реализации проектов, разработанных компанией.
Как известно, бизнес – план предприятия может составляться для внутренних либо для внешних целей.
Внешние цели бизнес плана – задача грамотно обосновать необходимость привлечения дополнительных инвестиций, чтобы получить кредиты. То есть, составление бизнес-плана направлено на то, чтобы показать будущим инвесторам привлекательность данного бизнеса и убедить их в эффективности данного проекта для получения требуемых заёмных средств.
Любой
инвестор, прежде чем вложить в
какой-либо проект собственные средства,
должен оценить возможные риски
и вероятность получения
Если Вы обратитесь в кредитную организацию без надлежащим образом составленного бизнес-плана, то Вам не только откажут в выдаче кредита, но и отметят низкий профессиональный уровень руководящего состава предприятия, что в будущем скажется на дальнейших получениях кредитов, так как банк будет расценивать такую операцию как достаточно рискованную. Помимо получения инвестиций, у планирования бизнеса, безусловно, есть и иные цели и задачи.
Внутренние цели бизнес плана.
Успешность того или иного предприятия во многом зависит от чёткого представления состояния дел в данном секторе экономики и в Вашем городе, в частности, а также представления того уровня бизнеса, которого предполагается достичь в будущем. Проведя необходимые исследования и собрав наиболее полную и объективную информацию, можно приступать к формированию целей и задач бизнеса, и путей их достижения. Поставленные цели, безусловно, должны быть чёткими, реально достижимыми, количественно определёнными и обоснованными.
Вот
для этого и нужно планирование
бизнеса, чтобы увидеть все сильные
и слабые стороны Вашего проекта,
его прибыльность, рентабельность,
и предусмотреть возможные
Каждый знает, что невозможно, например, построить дом, не имея чёткого плана. Зато при наличии плана строительство дома превращается в простую и понятную процедуру. В бизнесе, как и в любом другом виде деятельности, необходим чёткий план действий. Хорошо составленный чёткий бизнес-план позволяет заранее продумать будущие действия. Чем более детально разработан бизнес-план, тем меньше неожиданностей будет при его реализации.
Главная задача бизнес-плана – показать что, каким образом и в какие сроки Вы хотите сделать, и какие прибыли или убытки при этом Вас ожидают.
Вторая задача – не дать Вам приукрасить перспектив бизнеса. Людям, действующим без бизнес-плана, их идея может показаться настолько великолепной, что они начинают думать, что как только они приступят к её реализации – доходы будут просто зашкаливать. На деле же часто бывает по-другому – их «гениальная» идея приносит одни убытки. Чтобы такого не случилось с Вами, в бизнес-плане обязательно учитывайте худший вариант развития событий. В этом случае Вам легче будет справляться с финансовыми трудностями.
Третья
задача бизнес-плана – помочь Вам
разобраться с количеством
Опишите правила составления и оформления бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой программу текущей производственной и инвестиционной деятельности предприятия, рассматривающую основные сбытовые, технико-технологические, организационные и финансово-экономические аспекты; анализ возникающих проблем, возможные "препятствия" и методы их преодоления; показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел. Как правило, бизнес-план разрабатывается на некоторый период, который соответствует сроку жизни инвестиционных вложений и включает пояснительную записку, расчетные таблицы и ряд приложений, содержащих справочные данные.
В
процессе разработки бизнес-плана могут
подготавливаться два или более
альтернативных варианта с варьированием
состава, структуры, функционального
назначения отдельных элементов. В
этом случае следует проводить
Разработку бизнес плана следует осуществлять отдельными блоками, позволяющими комплектовать ту или иную структуру в зависимости от требований заказчика. Особые требования должны предъявляться к изложению материала, стилю написания бизнес-плана.
Обязательными элементами бизнес-плана являются:
1.
Оценка конкурентоспособности
2. Маркетинговая стратегия, включая ценовую политику и учет потребностей рынка;
3. Объем реализации (прогноз на 3 года);
4.
Показатели финансовой
5.
Предложения потенциальному
По тем сведениям, которые приводятся в бизнес-плане, потенциальный партнер по совместной деятельности или кредитор будет судить:
- о состоянии дел в фирме в настоящее время;
- перспективах развития фирмы в последующие несколько лет;
-
реалистичности и
-
целесообразности
Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, его потенциальный инвестор смог получить полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели.
Разработка бизнес-плана осуществляется в чёткой последовательности:
1 Выработка идеи проекта;
2. Описание идеи (сущности) проекта;
3.
Анализ производственных
4. Оценка рынка сбыта;
5. Разработка плана маркетинга;
6. Разработка плана производства;
7.
Разработка организационного
8. Расчет показателей ТЭО;
9. Разработка финансового плана;
10. Оценка риска;
11. Общие выводы и предложения (резюме).
Резюме
пишется после того, как составлен
весь бизнес-план и содержит не более
1-2 страниц, результаты расчетов каждого
предыдущего раздела бизнес-
Таким образом, в процессе проработки разделов бизнес-плана формируются исходные данные для технико-экономического обоснования.
Получив все необходимые данные для технико-экономического обоснования, производится расчет показателей ТЭО (чистой прибыли, рентабельности, внутреннего коэффициента эффективности, максимального денежного оттока, периода возврата капитальных вложений, точки безубыточности). Если расчеты показывают технико-экономическую эффективность, то приступают к формированию окончательной редакции бизнес-плана.
Если показатели ТЭО не удовлетворяют требованиям технико-экономической эффективности, то уточняются исходные данные или принимается решение о нецелесообразности проекта.
Содержание разделов бизнес-плана может изменяться в зависимости от вида бизнеса, например, при составлении плана для получения инвестиционных ресурсов необходимо уделить внимание именно тем аспектам, которые могут в большей мере произвести благоприятное впечатление на потенциальных инвесторов, вызвать их интерес (например, сделать акцент на прибыльности и точности представленных финансовых расчетов). В то же время следует учитывать, что работа с частными инвесторами гораздо более сложная, чем с банковскими организациями, предоставляющими кредитные ресурсы. Предприниматели острее чувствуют все возможные трудности на пути реализации проекта, и больше рискуют потерять вложенные средства. Банковские организации больше внимания уделяют чисто формальной стороне (например, четкому описанию основных бизнес-процессов).
В зависимости от отраслевой специфики, размера предприятия, объема выпуска предлагаемых продуктов и их ассортимента общий объем (количество страниц) бизнес-плана и наполнение его отдельных разделов может быть весьма различным. В некоторых случаях, если предметом бизнес-плана является открытие мини-кафе или прачечной на дому, он требует менее объемной проработки. Более того, часть разделов может и вовсе отсутствовать. В других – если речь идет о финансовом оздоровлении крупного промышленного предприятия или выпуске инновационной продукции в приоритетной области, требующих значительных объемов финансовых инвестиций, необходимо проводить глубокие рыночные исследования, проводить комплексный финансовый анализ.
На практике используется множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре. Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по отдельным бизнес-линиям (например, выпуску новых типов продукции и услуг, новым направлениям деятельности), по предприятию в целом: новому или действующему (развитие, перепрофилирование, санация и финансовое оздоровление).
Практическое задание:
№1. Определить
чистый доход от инвестиционного
проекта.
Номер временного интервала | Капитальные вложения в проект | Текущие затраты | Результаты деятельности предприятия (поступления) | Доход от текущей
деятельности предприятия |
Чистый
доход от проекта |
|
2 | 3 |
|
5 = 4-3 | 6 = 4 -(3 + 2) |
|
150 | - |
|
0 | -150 |
|
- | 120 |
|
||
2 | - | 130 |
150 | ||
3 | - | 130 | 150 | ||
4 | - | 130 | 150 | ||
ИТОГО | 155 |
Решение :
Для расчёта используем Exсel.
|
Ответ: чистый доход от инвестиционного проекта = -75. Проект экономически невыгоден.
№2. Определить коэффициент дисконтирования при норме дисконта 20%, номер временного интервала 3 года.
Решение: Для определения коэффициента дисконтирования используем формулу-
где Km — коэффициент дисконтирования;
tm
– t0 — промежуток между
Е — норма дисконта.
Ответ : коэффициент дисконтирования=0,016.
Литература
- Баринов В.А. Бизнес-планирование. – М.: ИНФРА-М,2006.-272 с.
- Гомола А.И. Бизнес- планирование.- Академия,2005.-144 с.
- Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2006.-164.
- Шевчук Д.А.Бизнес-планирование. Ростов н/ Д.: Феникс ,2007.- 208 с.:ил.
- Черняк В.З. Бизнес-планирование.-РДЛ, 2005.- 272 с.
