Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ – 131
Министерство Строительного комплекса
Московской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Электростальский колледж»
Московской области
Классная контрольная работа
по дисциплине: «Введение в специальность»
Вариант №2
Выполнил студент гр.11-10
Пономарёв Сергей Владимирович
Напаскин Александр Павлович
г.о. Электросталь 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Производственно-
2.Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ - 131………………………………………………………..8
Производственно-
Техник должен быть готов:
Осуществлять профессиональную
деятельность по техническому обслуживанию
и ремонту автомобильного транспорта
в качестве техника на предприятиях
и организациях автотранспортного
комплекса различных
Техник должен знать:
- Технологию технического
обслуживания и ремонта
- Методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности,
основные положения
- Основы организации
- Основные показатели
производственно-хозяйственной
- Правила и нормы охраны труда.
- Основы управления транспортом
и транспортными средствами с
учетом технических,
Техник должен уметь:
- Разрабатывать и осуществлять
технологический процесс
- Рассчитывать основные
технико-экономические
- Оценивать эффективность
производственной деятельности.
- Осуществлять технический
контроль эксплуатируемого
- Организовать свой труд.
- Самостоятельно формулировать
задачи и определять способы
их решения в рамках
- Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современный информационные технологии.
- Владеть компьютерными методами сбора.
Основные виды деятельности техника:
производственно-
- Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного
- Выбор узлов и агрегатов
автомобиля для замены в
- Эффективное использование материалов, технологического оборудования предприятий;
- Наладка и эксплуатация
оборудования для технического
обслуживания и ремонта
- Осуществление технического
контроля при эксплуатации
- Проведение стандартных и сертификационных испытаний;
- Участие в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта транспорта и транспортного оборудования.
Организационно-управленческая:
- организация работы коллектива исполнителей;
- планирование и организация производственных работ;
- организация безопасного
ведения работ при техническом
обслуживании и ремонте
- работа с клиентурой;
- выбор оптимальных решений
при планировании работ в
- осуществление контроля качества работ;
- участие в оценке
- выбор рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования;
- осуществление технического контроля продукции и услуг;
- обеспечение техники
безопасности на
конструкторско-технологическая :
- проектирования участков
и цехов эксплуатационных и
ремонтных автотранспортных
- разработка конструкторской
и технологической
Автомобильный транспорт - вид транспорта, предназначенный для перевозки людей и грузов, включающий автотранспортные средства и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Автотранспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки людей и грузов на дорогах общего пользования (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, специальные автомобили).
Инфраструктура автомобильного транспорта - производственная база для осуществления технического обслуживания и ремонта, и хранения автотранспортных средств, заправки автотранспортных средств моторными топливами, хранения и обработки грузов, перевозимых автомобильным транспортом, деятельности в области обращения отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств.
Экологическая безопасность автомобильного транспорта – состояние защищенности граждан и окружающей среды от негативного влияния, изменений в окружающей природной среде, вызванных вредным воздействием автомобильного транспорта.
Обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта - деятельность, направленная на максимально возможное снижение вредного воздействия автомобильного транспорта на здоровье населения и состояние окружающей среды, и на предупреждение, и устранение вызывающих их причин.
Отработавшие газы - смесь газов с примесью взвешенных частиц, образовавшихся в результате сгорания моторного топлива.
Моторные топлива - используемые автотранспортными средствами автомобильные бензины, дизельные топлива, сжатый и сжиженный природный газ и другие альтернативные виды топлива.
Экологическая классификация автотранспортных средств - разделение автотранспортных средств по экологическим характеристикам их моделей (типов), установленным в соответствии с правилами сертификации механических транспортных средств.
Парк автотранспортных средств - совокупность автотранспортных средств, зарегистрированных и эксплуатируемых на территории Российской Федерации.
Транспортный поток - совокупность транспортных средств, одновременно участвующих в дорожном движении на участке дорожной сети.
Токсичность отработавших газов - показатель воздействия на человека, объекты растительного и животного мира вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в выбросах автотранспортного средства.
Качество моторного топлива - совокупность физических и химических свойств моторного топлива, отражающих степень его соответствия государственным стандартам.
Эксплуатационный норматив выброса автотранспортных средств - норматив выброса, установленный для контроля технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации.
Экологические характеристики автотранспортных средств - количественные показатели выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий автотранспортных средств.
Природный газ, используемый в качестве моторного топлива - сжатый или сжиженный природный газ, состоящий не менее чем на 85% из метана и прошедший специальную обработку.
Основными принципами
обеспечения экологической безо
- приоритет обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта при формировании государственной транспортной политики;
- охрана здоровья человека,
обеспечение благоприятных
- обязательность государственног
- обязательность введения государственных стандартов на экологические характеристики автотранспортных средств, моторного топлива, технических жидкостей и материалов;
- обязательность сертификации автотранспортных средств, моторного топлива, технических жидкостей и материалов с учетом экологических требовании;
- разрешительный порядок осуществления тех видов производственной деятельности на автомобильном транспорте, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
- государственная экономическая
поддержка, регулирование и
- научная обоснованность принимаемых решений по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта.
Производственные, вспомогательные
и санитарно-бытовые помещения
должны быть оборудованы обще-обменной
приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением,
а также достаточной
- для защиты людей от
поражения электрическим током
при повреждении изоляции
- шины и провода защитного
заземления (зануление) должны быть
доступны для осмотра и
- во всех защитных устройствах
устанавливаются только
- оборудование должно устанавливаться так, чтобы на электродвигатель не попадали стружка, вода, масло и т.д.;
- в цехах, где возможно,
выделение пыли должны
Не допускается:- применять рубильники открытого типа или рубильники с кожухами, имеющими щель для рукоятки;
- устанавливать выключатели,
рубильники, предохранители, распределительные
щиты и др. оборудование, способное
дать искру в помещениях, где
находятся
- применять самодельные предохранители;
- последовательно включать
в заземление или зануление
проводник электроустановок. Заземление
должно быть только
- навешивать на электропровода
и выключатели какие-либо
При работе с аккумуляторными батареями должны соблюдаться следующие правила:
- к самостоятельной работе
допускаются лица, не моложе 18 лет,
имеющие соответствующую
- для перемещения
- приготовлять кислотный
электролит нужно в
- при работе с кислотой
надевать защитные очки, резиновый
фартук, сапоги, резиновые перчатки;-
зарядка аккумуляторных
Не допускается: входить
в зарядное помещение с открытым
огнем; пользоваться электронагревательными
приборами; переливать кислоту вручную,
а также вливать ее в воду; проверять
аккумуляторные батареи коротким замыканием;
брать едкий калий без
- зоны ТО и ТР обеспечиваются
средствами пожаротушения
- огнетушители, ящики для
песка, бочки для воды, ведра,
футляры для кошм, топоры должны
быть окрашены в красный цвет
и должны находиться в
- запрещается использовать
пожарный инвентарь и
- пожарные краны во всех помещениях оборудуются рукавами и стволами, заключенными в шкафчики, которые должны легко открываться, но быть закрытыми и опломбированными;
- при каждом ящике с
песком должны постоянно
- огнетушители подвешиваются
или устанавливаются на видном
месте так, чтобы человек мог
свободно, легко и быстро их
снять (на высоте не более
1,5 м от пола до днища
- для тушения электроустановок
под напряжением могут
Всему личному составу необходимо хорошо знать правила пожарной безопасности и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. На каждом производственном участке вывешивается табличка, в которой указывается ответственный за пожарную безопасность на данном участке. В гараже составляется план противопожарных мероприятий, в котором предусматривается: условный сигнал пожарной тревоги, порядок оповещения о пожаре и вызов пожарной команды, обязанности работников на случай пожара, порядок допуска в гаражи на время пожара. Для курения должно быть отведено специально место, оборудованное бочками с водой и ящиками с песком. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы, чердачные помещения должны постоянно содержаться в исправном состоянии и не загромождаться. Пролитые масла и топливо необходимо немедленно засыпать песком; ветошь и прочие обтирочные материалы хранят в металлических ящиках с крышками, в безопасном в пожарном отношении помещении. Необходимо строго соблюдать и другие правила техники безопасности и противопожарной защиты, изложенные в инструкции и в руководствах предприятия. Охрана природы и охрана окружающей среды. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является одной из наиболее актуальных среди глобальных общечеловеческих проблем. Определенную долю в загрязнение окружающей среды вносят и АТП, в особенности эксплуатируемые ими автомобили. Автомобильный транспорт отравляет вредными выбросами выхлопных газов воздух, загрязняет территории топливно-смазочными материалами, является источником повышенного шума и электромагнитных излучений. Также под территории расположения АТП потребляются значительные земельные ресурсы. Общая картина загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом в настоящее время, по мнению многих экспертов, удручающая и продолжает ухудшаться. Уровень выбросов в атмосферу вредных веществ автомобильным транспортом составляет 35-40% из всех загрязнений, что составляет около 22 млн. т в год. Основная причина загрязнений воздушной среды – отработавшие газы автомобильных двигателей, содержащие более 200 наименований вредных веществ и соединений (окись углерода, оксиды азота, углеводороды, двуокись серы, свинцовые соединения и т.д.) можно привести наглядный пример: только один исправный грузовой автомобиль с карбюраторным двигателем в течении года выбрасывает в атмосферу до 8-10 т окиси углерода. Автомобильный транспорт, использующий этилированный бензин, ежегодно выбрасывает более 4000 т вредных для здоровья человека соединений свинца. Отравляется не только воздушная среда, но и водные ресурсы. Основные загрязнения – нефтепродукты, тетраэтилсвинец, органические растворители и гальванические сбросы, грязевые отложения, продукты коррозии и т.п. АТП сбрасывают в водоемы более 3,4 млн. м3 неочищенных сточных вод. Автомобильный транспорт – основной источник городского шума. Шум у 60% населения вызывает различные болезненные реакции. Перечислим основные причины такого неблагоприятного положения. Прежде всего неудовлетворительная организация технической эксплуатации подвижного состава. Очень часто на АТП нарушается периодичность проведения технического обслуживания автомобилей, не в полном объеме выполняются регламентные работы, недостаточный контроль за состоянием топливной аппаратуры автомобилей, нерациональное использование эксплуатационных материалов и т.п. Также недостаточен технический уровень автотранспортной техники. Значительная часть новых автомобилей не соответствует современным требованиям по токсичности, и заводы-изготовители не дают гарантии соблюдения норм токсичности в ходе эксплуатации. Медленными темпами решаются проблемы нейтрализации отработавших газов, дизелизации легковых автомобилей, применение электронного управления системами зажигания и подачи топлива. Недостаточен ассортимент и низкое качество автомобильного топлива и особенно смазочных материалов. При сгорании этилированных бензинов больше половины свинца выбрасывается в атмосферу с отработанными газами. Состав и качество топлива не соответствует современным требованиям, а порой и стандартам. Российская система стандартизации и нормирования экологических параметров автомобиля уступает европейским системам. Отсутствуют ГОСТы по токсичности для автомобилей, работающих на газообразном топливе. Остро стоит проблема переработки, сжигания и утилизации нефтяных отходов и осадков из очистных сооружений. АТП вывозят такие отходы практически куда попало, что соответственно приводит к загрязнению почвы, грунтовых вод, водоемов и т.п. Поэтому, основной задачей, стоящей перед АТП, является снижение количества вредных выбросов в атмосферу и усовершенствование очистных сооружений. Мероприятия по снижению вредного влияния автотранспорта на окружающую среду АТП должны обеспечить выполнение нормативов, ГОСТов на предельно допустимые концентрации вредных веществ в отработанных газах. Особое внимание надо уделить очистке сточных вод. Снижению токсичности и аэрозольных выбросов на всех стадиях ТО и ремонта подвижного состава. В гараже проектируемого предприятия для снижения вредного влияния подвижного состава на окружающую среду предлагается внедрить следующие мероприятия:
-своевременная и качественная
регулировка системы питания
двигателей и выпуска
- сливать отработанные
жидкости, масла, кислоты в специальные
емкости для последующей их
утилизации на специальных
- разработка очистных
сооружений на посту мойки
автомобилей, дающих высокую
- произвести озеленение территории предприятия. [1]Список используемых источников1. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Дне студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев – М.:Академия 2004.-288с.2. И.Д. Ландсберг Л.З. Соколин В.Н. Каманин, Ремонт электрооборудования автомобилей / И.Д. Ландсберг Л.З. Соколин В.Н. Каманин В.Н.-М.:Транспорт.1981.-317 с., ил.3. Крамаренко Г.В., Барашков И.В., Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1982.-368с.,ил.4. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 ./М.:НЦЭНАС, 2004 .-168с.5. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1990. – 256с.,ил.,табл.6. Чернецкий Ю.Ф., Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию: Учеб. Пособие для вузов/ Чернецкий Ю.Ф.-М.:Лесная промышленность, 1983.-136.
Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ – 131.
Автомобиль ЗиЛ-131
Автомобиль ЗИЛ-131 предназначен для перевозки грузов и для буксирования прицепов по дорогам всех видов и бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена также для перевозки людей.
Автомобиль пригодный для эксплуатации во всех климатических условиях, в любое время года при температуре воздуха от –40° до +55° С.
Автомобиль может быть использован для поставок на экспорт как у страны с обычным, так и с тропическим климатом (влажным и сухим).
На базе автомобиля ЗИЛ-131
завод выпускает следующие
- автомобиль ЗИЛ-131А без экранированного и герметичного электрооборудования. На нем установлено электрооборудование от автомобиля ЗИЛ-130 и уменьшенный комплект дополнительного оборудования по сравнению с комплектом автомобиля ЗИЛ-131;
- седельный тягач ЗИЛ-131В, предназначен для буксирования полуприцепов.
Общее устройство автомобиля ЗиЛ-131
Автомобиль ЗиЛ-131 делится на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электрооборудование, специальное оборудование.
Двигатель является источником механической энергии, которая двигает автомобиль. Теперь, как правило, используют поршневые двигатели внутреннего сгорания, изредка – электрические и прочие. Двигатель, который работает на бензине, состоит из кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения, а также из системы охлаждения, системы смазки, системы питания и системы зажигания.
Шасси, состоит из трансмиссии, ходовой части и системы управления, которые служат для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам и управления автомобилем.
Кузов предназначен для размещения водителя, личного состава и грузов. У грузовых автомобилей общетранспортного и многоцелевого назначения кузов состоит из кабины, грузовой платформы и оперения.
Электрооборудование состоит из узлов и приборов, предназначенных для зажигания рабочей смеси в двигателе, освещения и сигнализации, пуска двигателя, питание контрольно-измерительных приборов.
К специальному оборудованию относятся лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах, подъемник запасного колеса.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ
ЗИЛ-131 И ЕГО МОДИФИКАЦИЙ
Грузоподъемность1, кг .............................…
Полный вес прицепа, который буксируют с грузом, кг ......................... 4000
Сухой вес автомобиля, кг ……………………….....................
Собственный вес 2 снаряженного автомобиля, кг:
без лебедки .....................………….....
с лебедкой ...................………..…………..
Полный вес автомобиля3 (с грузом 3500 кг), кг:
без лебедки .....................…….......
с лебедкой ...................……………......
Распределение веса4 (без груза) кг:
на переднюю ось ..................…...........
на заднюю тележку …....……...............
Распределение веса4 (с грузом 3500 кг) кг:
на переднюю ось ..............................
на заднюю тележку ..............................
Габаритные размеры, мм
Длина без лебедки ......................….......
с лебедкой ...................……………….....
Ширина .......................…………………
Высота по кабине (без
груза) .................…............
с тентом .............………………...........
Габаритные размеры (без нагрузки автомобиля), мм
Погрузочная высота платформы
(без груза) ....................….........
База автомобиля (расстояние между осью переднего моста и осью
задней тележки) .............…………………...……………..
База задней тележки (расстояние между осями среднего и заднего
мостов) .......………………………………………….......
Колея передних и задних
колес по грунту .................……...........
Углы свеса, град:
передний без лебедки
...............………………………......
с лебедкой ...…………………………………………..........…
задний ...…………………………............……………
Дорожный просвет мм:
под передним мостом ...………………………….……….............
средним и задним мостом …………………………...………….............
___________
1 На дорогах с твердым покрытием (кроме дорог с булыжным покрытием) грузоподъемность автомобиля может быть увеличена до 5000 кг (без прицепа), а полный вес прицепа, который буксируют с грузом – до 6500 кг при весу груза в кузове автомобиля 3500 кг.
2 У вес снаряженного автомобиля входит вес заправки (воды, масла и топлива), запасного колеса, водительского инструмента, обязательного оборудования и принадлежностей, которые прикладываются к каждому автомобилю, а также вес дополнительного оборудования, которое может быть установлено на автомобиль по требованию потребителя.
3 В полный вес автомобиля входит собственный вес автомобиля, полезный груз и вес трех человек в кабине (225 кг).
4 В числителю данное значение веса для автомобиля без лебедки, а в знаменателе – с лебедкой
Двигатель
Модель и тип ………………….... ЗИЛ-130, V-образный,
четырехтактный,
Расположение цилиндров
...…................….........
Число цилиндров ..............................
Диаметр цилиндров и ход
поршня, мм ..............................
Рабочий объем цилиндров, л ….............................
Степень сжатия ...…………………....................
Максимальная мощность при
3200 об/мин, л. с. .…............................
Число оборотов двигателя в минуту, при котором
срабатывает ограничитель максимального
числа оборотов коленчатого вала
двигателя ..............................
Максимальный крутящий момент при
1880…2000 об/мин кгм ..............................
Удельный (минимальный) расход
топлива г/(л. с. ч.) ..............................
Порядок работы цилиндров..…..................
Нумерация цилиндров (счет ведется от вентилятора двигателя):
правая группа .………….........................
левая группа .............………..........…...
Блок цилиндров ........................ Чугунный, с легкосъемными
гильзами, с
кислотоупорной
вставкой в верхней
части гильзы
и резиновыми уплотняющими
Головки цилиндров .............................. Две, из алюминиевого
сплава, со
вставными седлами и направляющими клапанов
Поршни ............................. Из алюминиевого сплава, форма юбки овальная
Поршневые кольца ……….... Три компрессионных
– чугунные (два верхних
хромированные)
и одно маслосъемное,
(стальное, составное, хромированное)
Поршневые пальцы .............................. Стальные, плавающие, пустотелые
Шатуны ..............................
разбрызгиванием;
верхняя головка
имеет бронзовую втулку
Шатунные и коренные подшипники ............... Тонкостенные
алюминиевые
вкладыши (стальная лента, алюминиевый сплав)
Коленчатый вал ................. Стальной, кованный,
пятиопорный, с каналами