Назначение и порядок использования инструментов управления качеством
Содержание
Введение…………………………………………………………
- Назначение и порядок использования инструментов управления качеством..4
- Состояние и перспективы сертификации СМК в России и за рубежом
- СМК в России и за рубежом………………………………………………….12
- Ошибки при построение СМК на предприятиях……………………………15
- Главный путь к улучшению - инновации……………………………………17
- Управление качеством продукции или предоставляемой услуги по этапу жизненного цикла (на конкретном примере по месту своей работы, или материалам периодической печати………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………….
Введение
Качество
– понятие многоплановое, обеспечение
его требует объединения
Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.
Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество.
Улучшение
качества продукции – важнейшее
направление интенсивного развития экономики,
источник экономического роста, эффективности
общественного производства. В этих условиях
возрастает значение комплексного управления
качеством продукции и эффективностью
производства.
1.Назначение и порядок использования инструментов управления
качеством.
Современные инструменты контроля качества — это методы, которые используются для решения задачи количественной оценки параметров качества. Такая оценка необходима для объективного выбора и принятия управленческих решений при стандартизации и сертификации продукции, планировании повышения ее качества и т. д.
Применение статистических методов — весьма действенный путь разработки новых технологий и контроля качества процессов.
Многие из современных методов математической статистики довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками процесса управления качеством. Поэтому японские ученые отобрали из всего множества семь методов, которые наиболее применимы в процессах контроля качества. Заслуга японцев состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их в инструменты контроля качества, которые можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки. В то же время, при всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам при необходимости совершенствовать их.
Итак, к семи основным методам или инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы:
- контрольный листок
- гистограмма
- диаграмма разброса
- диаграмма Парето
- стратификация (расслоение)
- диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма)
- контрольная карта
Говоря о семи простых статистических методах контроля качества, следует подчеркнуть, что основное их назначение — контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса. Знание и применение на практике семи инструментов контроля качества лежат в основе одного из важнейших требований TQM — постоянного самоконтроля.
Контрольный листок представляет собой бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, согласно которым можно заносить в листок данные с помощью пометок или простых символов. Он позволяет автоматически упорядочить данные без их последующего переписывания. Таким образом, контрольный листок — хорошее средство регистрации данных.
Число
различных контрольных листков
исчисляется сотнями, и в принципе
для каждой конкретной цели может
быть разработан свой листок. Но принцип
их оформления остается неизменным. Например,
контрольный листок, применяемый для фиксирования
отказавших деталей в телевизорах (см.
рисунок 1.).
Рис. 1. Контрольный листок.
На
основании собранных с помощью
этих контрольных листков данных
не представляет труда составить
таблицу суммарных отказов (таблица
2)
Таблица 2.
По всем моделям | Число отказов | Процент от общего числа отказов |
Интегральные схемы | 8 | 6,8 |
Конденсаторы | 77 | 65,2 |
Сопротивления | 4 | 3,4 |
Трансформаторы | 8 | 6,8 |
Переключатели | 19 | 15,3 |
Трубки | 3 | 2,5 |
Итого | 119 | 100 |
Гистограмма распределения обычно строится для интервального изменения значения параметра. Для этого на интервалах, отложенных на оси абсцисс, строят прямоугольники (столбики), высоты которых пропорциональны частотам интервалов. По оси ординат откладывают абсолютные значения частот (см. рисунок). Аналогичную форму гистограммы можно получить, если по оси ординат отложить соответствующие значения относительных частот. При этом сумма площадей всех столбиков будет равна единице, что оказывается удобно. Гистограмма также очень удобна для визуальной оценки расположения статистических данных в пределах допуска. Чтобы оценить адекватность процесса требованиям потребителя, мы должны сравнить качество процесса с полем допуска, установленным пользователем. Если имеется допуск, то на гистограмму наносят верхнюю (SU) и нижнюю (SL) его границы в виде линий, перпендикулярных оси абсцисс, чтобы сравнить распределение параметра качества процесса с этими границами. Тогда можно увидеть, хорошо ли располагается гистограмма внутри этих границ.
Диаграмма разброса — инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.
Эти две переменные могут относиться к:
- характеристике качества и влияющему на нее фактору
- двум различным характеристикам качества
- двум факторам, влияющим на одну характеристику качества
Для
выявления связи между ними и
служит диаграмма разброса, которую
также называют полем корреляции.
Рис. 2. Диаграмма разброса.
Диаграмма разброса позволяет наглядно показать характер изменения параметра качества во времени. Для этого проведем из начала координат биссектрису. Если все точки лягут на биссектрису, то это означает, что значения данного параметра не изменились в процессе эксперимента. Следовательно, рассматриваемый фактор (или факторы) не влияет на параметр качества. Если основная масса точек лежит под биссектрисой, то это значит, что значения параметров качества за прошедшее время уменьшилось. Если же точки ложатся выше биссектрисы, то значения параметра за рассматриваемое время возросли. Проведя лучи из начала координат, соответствующие уменьшению увеличению параметра на 10, 20, 30, 50 %, можно путем подсчета точек между прямыми выяснить частоту значений параметра в интервалах 0…: %, 10…20 % и т.д.
Диаграмма Парето — инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, с которых нужно начинать действовать.
В повседневной деятельности по контролю и управлению качеством постоянно возникают всевозможные проблемы, связанные, например, с появлением брака, неполадками оборудования, увеличением времени от выпуска партии изделий до ее сбыта, наличием на складе нереализованной продукции, поступлением рекламаций. Диаграмма Парето позволяет распределить усилия для разрешения возникающих проблем и установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать с целью преодоления возникающих проблем.
Различают два вида диаграмм Парето:
1.
Диаграмма Парето по
- качество: дефекты, поломки, ошибки, отказы, рекламации, ремонты, возвраты продукции
- себестоимость: объем потерь, затраты
- сроки поставок: нехватка запасов, ошибки в составлении счетов, срыв сроков поставок
- безопасность: несчастные случаи, трагические ошибки, аварии.
2.
Диаграмма Парето по причинам.
Эта диаграмма отражает
- исполнитель работы: смена, бригада, возраст, опыт работы, квалификация, индивидуальные характеристики;
- оборудование: станки, агрегаты, инструменты, оснастка, организация использования, модели, штампы;
- сырье: изготовитель, вид сырья, завод-поставщик, партия;
- метод работы: условия производства, заказы-наряды, приемы работы, последовательность операций;
- измерения: точность (указаний, чтения, приборная), верность и повторяемость (умение дать одинаковое указание в последующих измерениях одного и того же значения), стабильность (повторяемость в течение длительного периода), совместная точность, т.е. вместе с приборной точностью и тарированием прибора, тип измерительного прибора (аналоговый или цифровой).
Стратификация считается одним из наиболее эффективных статистических методов, широко используемых в системе управления качеством, является метод стратификации или расслаивания. В соответствии с этим методом водят расслаивание статистических данных, т.е. группируют данные в зависимости от условий их получения и производят обработку каждой группы данных в отдельности. Данные, разделенные на группы в соответствии с их особенностями, называют слоями (стратами), а сам процесс разделения на слои (страты) — расслаиванием (стратификацией).
Метод расслаивания исследуемых статистических данных — это инструмент, позволяющий произвести селекцию данных, отражающую требуемую информацию о процессе.
Существуют различные методы расслаивания, применение которых зависит от конкретных задач. Например, данные, относящиеся к изделию, производимому в цехе на рабочем месте, могут в какой-то мере различаться в зависимости от исполнителя, используемого оборудования, методов проведения рабочих операций, температурных условий и т.д. Все эти отличия могут быть факторами расслаивания. В производственных процессах часто используется метод 5М, учитывающий факторы, зависящие от человека (man), машины (machine), материала
В 1953 г. профессор Токийского Университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Когда диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии, получив название диаграммы Исикавы. Она была включена в японский промышленный стандарт (JIS) на терминологию в области контроля качества и определяется в нем следующим образом: диаграмма причин и результатов — диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.
Какова последовательность построения причинно-следственной диаграммы? В настоящее время причинно-следственная диаграмма, являясь одним из семи инструментов контроля качества, используется во всем мире применительно не только к показателям качества продукции, но и к другим областям диаграмм. Можно предложить процедуру ее построения, состоящую из следующих основных этапов.
Пример
диаграммы Исикавы. Данная диаграмма
построена для выявления
Рис. 3. Диаграмма Исикавы.
Контрольная
карта – позволяет
2.
Состояние и перспективы
сертификации СМК
В России и за
рубежом.
2.1 СМК в России и за рубежом
В последнее время довольно часто стали появляться публикации, ставящие под сомнение целесообразность внедрения в России систем менеджмента качества (СМК) на базе ИСО серии 9000 из-за их низкой эффективности. В чем же причины такого отношения к СМК и как за рубежом работают аналогичные системы? Авторы проанализировали ряд литературных источников и составили сводный перечень причин, влияющих на результативность и эффективность СМК в России, а также постарались показать некоторые существенные отличия от СМК, действующих в зарубежных компаниях.
Ситуация с качеством продукции и услуг в России не может не вызывать вполне обоснованной тревоги. На российском рынке практически нет качественных товаров отечественного производства, что, к сожалению, мало беспокоит товаропроизводителей. Темпы роста количества СМК в нашей стране составляют всего 3,9% от темпов роста в Китае, который является мировым лидером в этой области. В российских организациях 80% систем недееспособны и бесполезны, хотя и обеспечены сертификатами соответствия.
Причины низкой результативности и эффективности СМК в России:
1. Некорректная постановка целей
По
различным данным, чаще всего российские
компании ставят целью получение
сертификата и комплекта
В Европе же цель внедрения СМК - не только порядок на производстве и обеспечение бездефектного изготовления продукции, но и процесс постоянного совершенствования, который и является основным источником выгоды от функционирования СМК.
2. Внутренние факторы, влияющие на действенность СМК на российских предприятиях
Существует 11 факторов, оказывающих заметное влияние на результативность и эффективность СМК.
1.
Использование возможностей
2.
Широко распространено
3.
Зачастую к процедурам и
4.
Много вреда наносит
5. Укоренилось мнение об излишнем количестве документации, которая разрабатывается при построении СМК и не находит практического применения. Приходится убеждать людей, что документов больше не станет, а правильно построенная СМК выполняет, помимо своих основных задач, функцию оптимизации документооборота предприятия.
6.
Бесспорно, на эффективность
Но
только ли от устаревшего оборудования
зависит эффективность СМК? К
примеру, один из отечественных
7.
Одна из бед российских
8.
Серьезно влияет на
9.
Осложняет развертывание целей
в области качества по всем
уровням организации
10.
Безусловно, влияет на СМК низкий
уровень управления кадрами.
11.
Одна из главных причин
2.2
Ошибки при построении
СМК на предприятии
1.
Одна из самых
2. Вторая ошибка, полностью дискредитирующая СМК, - недобросовестная сертификация. Проверяется не внедрение СМК (ее к этому не готовили), а формальная готовность предприятия к сертификации.
Разработка
СМК может выполняться
Часто можно встретить предложение такой услуги, как подготовка к сертификации по ИСО 9001. "Услуга" заключается в "натаскивании" сотрудников организации для последующего успешного прохождения внешнего аудита (сертификации). Это похоже на подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), когда школьника обучают способам сдачи теста, а не дают конкретные знания. Консультирующие организации в 80 -90% случаев работают под определенные органы по сертификации и знают их требования и особенности работы аудиторов. Органы по сертификации также заинтересованы в получении клиентов и нередко закрывают глаза на огрехи организации, выдавая сертификат соответствия. Клиент таким образом получает "комплексную" услугу "под ключ", причем гарантии успешной сертификации могут быть даны на начальном этапе работ - консультировании. Казалось бы, все довольны: консультанты получили свой гонорар, сертификационный орган - клиента, как минимум, на три года, до очередного ресертификационного аудита, заказчик - сертификат, дающий ему право на участие в очередном тендере, конкурсе и т.д. Только в работе заказчика ничего не изменилось, не считая появления нового сертификата на стене у директора. Однако не стоит упрекать в таком положении дел лишь консультантов и сертификационные органы. Зачастую именно "подготовка к сертификации" и нужна была клиенту.
3. Следующая ошибка - передача консультантами на предприятия типовой документации СМК, что может как исключить создание уникальной (нужной именно данному клиенту) системы, так и нарушить правильную последовательность внедрения.
4.
На российских предприятиях