Назначение и разработка схем территориального планирования Российской Федерации

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра «Геоинженерии и кадастра»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

на тему: «Назначение и разработка схем территориального планирования Российской Федерации»

по дисциплине: «Территориальное планирование»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула  2014

Содержание

 

    Введение…………………………………………………………………………………………...3

1    Рекомендуемый состав, порядок организации подготовки, согласования, утверждения проектов Схем………………………………………………………………………………………..5                                                      

2    Общий порядок организации разработки и утверждения проекта схемы

территориального планирования Российской Федерации……………………………………….15

2.1 Техническое задание на разработку проекта схемы территориального планирования Российской Федерации……………………………………………………………………………..16

2.2 Исходные данные для  разработки проекта схемы территориального

планирования Российской Федерации………………………………………………………….…17

3   Состав и содержание проекта схемы территориального планирования Российской

Федерации…………………………………………………………………………………………...20

4   Рекомендации по хранению Схемы территориального планирования Российской

Федерации…………………………………………………………………………………………...25

     Заключение……………………………………………………………………………………..

    Список используемой литературы…………………………………………………………….                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Назначение территориального планирования заключается в комплексном развитии территорий с учетом различных факторов: социальных, экологических, экономических. Территориальное планирование направлено, прежде всего, на согласование вопросов размещения объектов капитального строительства между уровнями публичной власти: Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями.

Схема территориального планирования (СТП) — это, с одной стороны, необходимый этап документального оформления процесса хозяйственного развития территории, с другой стороны, — это инструмент для определения возможных направлений развития.

Необходимость разработки СТП продиктована Градостроительным кодексом РФ. Это обязательный вид документации, которым должны располагать администрации муниципальных образований для того, чтобы иметь возможность решать вопросы земельно-имущественных отношений и разрешать на своей территории новое строительство и реконструкцию объектов разного функционального назначения. Согласно федеральному закону № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года разработка СТП должна была быть завершена к 01.01.2010 года.

Следует учесть, что СТП — это необходимое, но недостаточное условие для решения указанных вопросов. Тот же Градостроительный кодекс предписывает разработку на предыдущих стадиях СТП России, субъектов Российской Федерации, а на основе СТП районов — документов следующего уровня детализации: генеральных планов городских или сельских поселений, правил землепользования и застройки, проектов детальной планировки для конкретных участков нового строительства или реконструкции жилых и промышленных объектов. Это важное обстоятельство для понимания того, что СТП не может ответить на все вопросы сразу. Законодательство предусматривает их постепенное решение по мере укрупнения масштаба рассмотрения территории.

Для эффективного использования документов территориального планирования нужно, чтобы:

  • сотрудники районных, городских, областных и сельских администраций, от которых зависит выбор путей развития вверенных им территорий, умели применять эти инструменты на практике — значит, этому где-то нужно учиться;
  • документы территориального планирования должны найти своё место в системе принятия решений о развитии территорий — значит, нужно по крайней мере заняться их поиском;
  • документы территориального планирования должны быть качественно выполнены, обсуждены и согласованы. Но, чтобы выигрывать конкурсы, многие подрядчики существенно «падают» в сроках и ценах разработки документов территориального планирования. Условия, на которые они вынуждены соглашаться, не соответствуют масштабам реальных задач, поэтому сомнения в качестве выходящих документов более чем обоснованы.

Если у тех, кто своевременно разработал Генеральные планы и Схемы территориального планирования, не появится преимуществ для развития, эти документы будут восприниматься как формальное требование Градостроительного кодекса, а не как инструменты для улучшения жизни в регионах. А значит, продолжатся хаотичные поиски инвесторов, которые ещё никого не привели к благоденствию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Рекомендуемый состав, порядок организации подготовки, согласования, утверждения проектов Схем

 

Проекты Схем направлены на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и предусматривают размещение планируемых к созданию объектов федерального значения.

В соответствии с пунктом 2 Положения о подготовке и согласовании проекта Схемы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. N 198 "О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации" (далее - Положение, утвержденное постановлением N 198), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности которого предусмотрено создание объектов федерального значения, обеспечивает подготовку и согласование проекта Схемы в отношении одной или нескольких областей, указанных выше, в которых предполагается создание объектов федерального значения и которые отнесены к сфере его ведения (далее - Заказчик). В соответствии с частью 6 статьи 11 Градостроительного кодекса заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проектам Схем.

Содержание положений, которые рекомендуется принимать в документах территориального планирования Российской Федерации, направлено на:

- определение  в документах территориального  планирования назначения территорий  исходя из совокупности социальных, экономических и иных факторов  с учетом объективных закономерностей их взаимосвязей, необходимых для обеспечения реализации принимаемых в соответствии с этими положениями решений;

- обеспечение  согласованности интересов участников  различных видов деятельности  и различных пользователей территории (органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц) для обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Требования к разработке проектов Схем определяются Градостроительным кодексом и иными нормативными и правовыми актами, устанавливающими:

- общий порядок  подготовки этих документов;

- порядок разработки  и согласования проектов Схем  федеральными органами исполнительной  власти, осуществляющими функции  по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию, в установленной  сфере деятельности которых предусматривается  создание объектов федерального значения.

Согласно этим требованиям разработку проектов Схем рекомендуется осуществлять в соответствии с Градостроительным кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере градостроительства, в части территориального планирования с учетом положений документов, указанных в главах 5 и 6 Градостроительного кодекса, а также стратегий социально-экономического развития федеральных округов, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.

Карты в составе проекта Схемы и материалов по обоснованию проекта Схемы и фрагменты таких карт рекомендуется выполнять на цифровой картографической основе схем территориального планирования Российской Федерации с отображением информации, предусмотренной статьей 10 Градостроительного кодекса, и границ соответствующих единиц кадастрового деления территории Российской Федерации. Информационное наполнение карт в составе проекта Схемы и материалов по обоснованию проекта Схемы следует также обеспечивать в соответствии с требованиями нормативных документов, предъявляемых к картографическим материалам. При разработке проекта Схемы и материалов по обоснованию проекта Схемы рекомендуется соблюдать основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, в том числе в части соблюдения требований технических регламентов, требований безопасности территорий и иных требований, которые предъявляются к объектам капитального строительства в связи с их размещением.

При разработке проектов Схем рекомендуется использовать сведения о состоянии территории, ее использовании, об ограничениях ее использования, содержащихся в государственных кадастрах, фондах, реестрах, иных государственных информационных ресурсах, государственных и информационных системах и информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, иные сведения, включая информацию:

- о границах  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных  пунктов;

- о размещении  объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

- о зонах с  особыми условиями использования  территорий;

- о территориях  объектов культурного наследия;

- об особо  охраняемых природных территориях;

- о территориях, подверженных риску возникновения  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- об особых  экономических зонах;

- о результатах  инженерных изысканий по данным  фондов инженерных изысканий;

- о месторождениях  и проявлениях полезных ископаемых;

- иную информацию, необходимую для обоснования  размещения объектов федерального значения.

Разработку проектов Схем рекомендуется осуществлять в три этапа:

- первый этап - разработка проектных градостроительных  решений Схемы в отдельных  отраслях экономики на основе  документов стратегического планирования  федерального уровня, определяющих стратегии в области пространственного структурирования развития ключевых отраслей экономики, с определением характера социально-экономического развития Российской Федерации на федеральном уровне (размещения и связей объектов федерального значения), с уточнением принятых проектных градостроительных решений после согласования с Заказчиком и доработкой (в случае необходимости) на втором этапе разработки проекта Схемы;

- второй этап - доработка проектных градостроительных  решений, уточненных на первом этапе, разработка проектных градостроительных решений Схемы с комплексным учетом положений стратегических документов федерального уровня, обеспечивающая синергетический эффект согласованности отраслевых решений и определяющая пространственное структурирование всей совокупности объектов и связей федерального значения, с согласованием принятых проектных решений с Заказчиком и последующим использованием в качестве основы для доработки проекта Схемы на третьем этапе;

- третий этап - завершение разработки проекта Схемы как программного документа федерального уровня с планированием мер реализации принятых стратегических решений (определяются потребности в выделении федеральных бюджетных средств и привлечении инвестиций на разработку проектов развития инфраструктур и проектов документации по планировке территории), с передачей проекта Схемы и материалов по обоснованию проекта Схемы Заказчику.

При подготовке проектов Схем рекомендуется:

- отображать  на картах планируемого размещения  объектов федерального значения и фрагментах таких карт планируемые для создания и реконструкции объекты федерального значения;

- отображать  на картах местоположения существующих  и строящихся объектов федерального  значения и фрагментов таких  карт в составе материалов  по обоснованию проекта Схемы существующие объекты федерального значения, в том числе находящиеся в стадии капитального ремонта, строящиеся объекты федерального значения, а также объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов федерального значения с графическим выделением объектов по значению (федерального, регионального, местного значения) и характер связей между ними, с применением условных обозначений, предусмотренных Требованиями к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 января 2012 г. N 19 (далее - Требования к описанию и отображению);

- осуществлять  подготовку карт (графических материалов) в удобных для восприятия масштабах, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2006 г. N 680 "О составе схем территориального планирования Российской Федерации" (далее - Постановление N 680), выполненных на базе слоев цифровой картографической основы, в том числе карты планируемого размещения объектов федерального значения и карты местоположения существующих и строящихся объектов федерального значения на всю территорию Российской Федерации в масштабе 1:100000 в электронном виде в векторном формате и в масштабе 1:2500000 на бумажном носителе и в электронном виде в растровом формате, а также фрагменты карт в масштабе 1:50000 и других масштабах, предусмотренных Постановлением N 680 для фрагментов карт как на бумажных, так и на электронных носителях;

- указывать на  картах в масштабах 1:100000 и 1:2500000 местоположение  объектов федерального значения  и связи между ними с указанием  условного обозначения на линии - выноски в случае, если условные обозначения в группах сливаются друг с другом, пересекаются или накладываются друг на друга (выноску следует указывать со стрелкой, соединяющей условное обозначение объекта с нужным местом на карте);

- указывать на  увеличенных фрагментах карт в необходимом и достаточном для точности восприятия масштабе местоположение отдельных объектов федерального значения в местах их сосредоточения;

- не выделять  земельные участки с указанием  их границ на картах в масштабах 1:100000 и 1:2500000;

- в случае  необходимости отображения на карте планируемого размещения объектов федерального значения и фрагментах такой карты объектов федерального значения, создание которых необходимо в целях формирования единой технологически взаимоувязанной сети объектов федерального значения в конкретной отрасли экономики, но такие объекты не предусмотрены стратегиями (программами) развития соответствующих отраслей экономики, приоритетными национальными проектами, межгосударственными программами и другими документами, предусмотренными частью 5 статьи 9 Градостроительного кодекса, отображать такие объекты с использованием условных обозначений, содержащихся в Требованиях к описанию и отображению (с изменением цвета заливки и контура), с текстовым указанием о планируемом размещении таких объектов за пределами расчетных сроков, на которые утверждается Схема.

Схемы следует утверждать на срок не менее чем 20 лет (расчетный срок) при наличии в Схемах планируемых к размещению линейных объектов федерального значения и на срок не менее чем 10 лет в иных случаях в соответствии с частью 10 статьи 9 Градостроительного кодекса, а прогнозный срок реализации принятых в них решений рекомендуется предусматривать до 30 - 40 лет. Срок первой очереди реализации принятых в них решений рекомендуется принимать от 3 до 10 лет.

Внесение изменений в Схему рекомендуется осуществлять в том же порядке, в котором осуществляется ее подготовка.

В целях обеспечения контроля изменений, вносимых в Схему, рекомендуется на копиях подлинника Схемы и материалов по обоснованию Схемы в текстовой и графической форме, сохраненных на бумажных и электронных носителях (на цифровой картографической основе схем территориального планирования Российской Федерации в векторном формате), вносить необходимые записи и правки в соответствии с проектными градостроительными решениями разрабатываемого проекта внесения изменений в Схему.

При этом на копиях карт планируемого размещения объектов федерального значения и карт местоположения существующих и строящихся объектов федерального значения в составе Схемы и материалов по обоснованию Схемы рекомендуется применять зачеркивание объектов федерального значения (планируемых, строящихся, существующих), местоположение которых планируется изменить, или объектов федерального значения, в отношении которых принято решение органов государственной власти, главных распорядителей средств федерального бюджета или субъектов естественных монополий об отмене решений об их размещении или создании. Условные обозначения планируемых к размещению новых объектов федерального значения, не предусмотренных ранее Схемой и не отображенных на картах в ее составе и в составе материалов по обоснованию Схемы (в составе планируемых к внесению изменений в проект Схемы), рекомендуется выделять цветом, отличным от цвета, примененного в условных обозначениях таких объектов в утвержденной Схеме, с сопровождением вносимых изменений кратким текстовым описанием. Мониторинг текущих изменений целесообразно осуществлять в табличной форме с описанием принятых решений в отношении размещения (создания), изменения назначения и статуса объектов федерального значения (изменения планируемых к размещению объектов на строящиеся или существующие и другие подобные изменения и уточнения), предусмотренных Схемой. Копии Схем и материалов по обоснованию Схем с внесенными записями и правками рекомендуется сохранять у Заказчика проекта до утверждения в установленном порядке проекта Схемы с внесенными изменениями.

В целях своевременного внесения изменений в Схему в случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, решения органов государственной власти, иных главных распорядителей средств федерального бюджета, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, предусматривающие создание объектов федерального значения (далее - программы), приняты после утверждения Схемы и предусматривают создание таких объектов, подлежащих отображению в Схеме, но не предусмотренных в ней, федеральным органам исполнительной власти, в сфере деятельности которых предусмотрено создание объектов федерального значения, рекомендуется осуществлять мониторинг реализации Схем в соответствующих областях с учетом принятия указанных решений и программ.

Разработка проекта Схемы может осуществляться при научно-методическом обеспечении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять регулирование градостроительной деятельности в Российской Федерации (далее - уполномоченный федеральный орган), с привлечением в случае необходимости экспертов и специалистов из среды научного и профессионального сообщества в сфере архитектуры и градостроительства.

В случае подготовки проекта Схемы Заказчиком собственными силами или с участием подведомственных федеральных органов исполнительной власти и организаций, в уставной деятельности которых не предусмотрена разработка проектов документов территориального планирования, отсутствуют специалисты, имеющие высшее профессиональное образование по специальности "Градостроительство" и (или) "Архитектура", а также необходимый опыт разработки документов территориального планирования, в целях координации мероприятий по разработке проекта Схемы в соответствии единым методическим подходом, определенным настоящими Методическими рекомендациями и требованиями соответствующих нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, Заказчику проекта Схемы рекомендуется привлекать экспертов и специалистов из среды научного и профессионального сообщества в сфере архитектуры и градостроительства (далее - координатор) как на безвозмездной основе, так и на условиях договора возмездного оказания услуг.

Техническое задание на разработку проекта Схемы Заказчику до утверждения рекомендуется согласовывать с уполномоченным федеральным органом и координатором (при наличии).

Содержание и объем необходимой исходной информации для разработки проекта Схемы Заказчику рекомендуется определять на основе предложений разработчика проекта Схемы (далее - Исполнитель). Заказчик может поручить определение объема и состава исходных данных для разработки проекта Схемы Исполнителю работы по согласованию с координатором разработки проекта Схемы. При необходимости оперативной подготовки исходных данных для разработки проекта Схемы (внесения изменений в Схему) Заказчик может создать рабочую группу из числа представителей федеральных органов исполнительной власти.

Проект Схемы в соответствующей области или областях разрабатывается на всю территорию Российской Федерации в составе одного или нескольких документов территориального планирования. Возможна также разработка проекта Схемы применительно к части территории Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации. Разработка проекта Схемы в областях, не указанных в Градостроительном кодексе может осуществляться на основании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В целях обеспечения устойчивого развития территорий путем комплексного решения вопросов территориального планирования разработка проекта Схемы может осуществляться совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в случае планирования размещения объекта федерального значения на территориях поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района или на территориях нескольких муниципальных образований как по инициативе федеральных органов исполнительной власти, так и по инициативе органов местного самоуправления. Совместная подготовка проекта Схемы может быть также обеспечена в случае установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения по инициативе федеральных органов исполнительной власти.

Инициатор разработки проекта Схемы готовит и направляет в другие заинтересованные органы власти предложение о совместной разработке проекта, в котором содержится обоснование необходимости планирования размещения объекта федерального значения и Положения об организации скоординированных работ по подготовке проекта Схемы с указанием перечня и содержания таких работ, а также объема и сроков финансирования.

Инициатор совместной разработки проекта Схемы для координации действий формирует комиссию из представителей, предложенных теми органами, которые выразили согласие на его совместную подготовку.

В качестве экспертов или наблюдателей к участию в работе комиссии могут привлекаться представители Исполнителя проекта Схемы и иные лица. Комиссией утверждается регламент своей деятельности, техническое задание на разработку проекта Схемы, принимаются решения по вопросам:

- о ходе и  результатах разработки проекта  Схемы (в том числе по этапам), включая его соответствие техническому заданию;

- об одобрении  проекта Схемы и направлении  его на утверждение сторон  или о возвращении на доработку;

- о целесообразности  прекращения совместной подготовки  проекта Схемы.

Проект Схемы целесообразнее разрабатывать силами одного Исполнителя. Возможна также разработка проекта Схемы несколькими исполнителями, отобранными по итогам двух или более одновременно проведенных конкурсов на размещение заказа по разработке проекта Схемы в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд заинтересованными заказчиками (в зависимости от количества сторон, участвующих в совместной разработке), синхронизирующими под контролем комиссии свои действия, и принимаемые проектные градостроительные решения по проекту Схемы.

Разработанный проект Схемы и материалы по обоснованию проекта Схемы в соответствии с Градостроительным кодексом Заказчику следует разместить в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и направить в 3-дневный срок со дня подготовки проекта Схемы (пункт 8 Положения, утвержденного Постановлением N 198) указанные материалы на бумажном (для карт в масштабе 1:2500000) и электронном носителях на рассмотрение в Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации, а также направить в указанные федеральные органы исполнительной власти уведомление об обеспечении доступа к проекту Схемы и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Уведомление следует направлять почтовым отправлением (до реализации в федеральной государственной информационной системе территориального планирования введения электронной цифровой подписи) или в электронной форме (с момента реализации в федеральной государственной информационной системе территориального планирования электронной цифровой подписи).

Минрегионом России в 5-дневный срок со дня получения уведомления об обеспечении доступа к проекту Схемы и материалам по обоснованию проекта Схемы в федеральной государственной информационной системе территориального планирования направляется аналогичное уведомление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и в Министерство культуры Российской Федерации (пункт 10 Положения, утвержденного Постановлением N 198).

В случае поступления отрицательного заключения на проект Схемы от одного из указанных федеральных органов исполнительной власти (далее - уполномоченные органы) Заказчику следует привлекать в качестве экспертов представителей Исполнителя для участия в согласительных совещаниях, проводимых Заказчиком, по урегулированию разногласий по замечаниям на проект Схемы с уполномоченным органом, представившим отрицательное заключение на проект Схемы.

Назначение и разработка схем территориального планирования Российской Федерации